Внедрение нового содержания в предметной области «Искусство и музыка» автор: Худайберганова Е.В.
статья по музыке

Худайберганова Елена Вячеславовна

Статья "Внедрение нового содержания в предметной области «Искусство и музыка» "

Автор6 Худайберганова Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья30.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель Музыки

Школы №218

Худайберганова Елена Вячеславовна

Внедрение нового содержания в предметной области «Искусство и музыка»

В методическом обеспечении учебных предметов недостаточно внимания уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий из-за отсутствия достаточной методической подготовки педагогических кадров в данной области.

     С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).

     Для достижения высокого уровня обучения необходимо: определить оптимальное соотношение объема теоретического материала и самостоятельной деятельности обучающихся, для этого расширить вариативность выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся.

    Для модернизации содержания и методики преподавания предметной области «Искусство» необходимо создание учебно-методических материалов нового поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики достижений результатов обучающихся.

Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира.

Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются:

  • изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров
  •  реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя
  • приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально-сценического действия
  •  освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки)
  • приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений посредством организации школьных хоровых, музыкальных, коллективов
  • овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной деятельности
  • расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся
  • формирование музыкального вкуса в досуговой сфере
  •  применение электронно-цифрового инструментария, обогащающего возможности обучающихся в музыкальном творчестве и восприятии музыкальных произведений; приобщение к музыкальным традициям своего региона.

   Функция, место и роль музыкального искусства в системе музыкального образования школьников. Самоценность искусства. Место искусства в развитии личности. Место музыки в системе искусств. Музыка – канал передачи личностных смыслов. Народная, классическая музыка, современное искусство и молодежная субкультура. Учет музыкальных пристрастий учащихся и реальных позитивных изменений вкусов в обществе. Преобразования, связанные с демократизацией общества и их влияние на музыкальное образование. Изменение содержания музыкального репертуара, необходимость усиления роли фольклора, духовной музыки в содержании образования. Исключение «идеологического» репертуара. Объективная тенденция к более демократическому стилю общения между музыкантом-педагогом и учащимися. Отказ от типовых, унифицированных программ по музыке; создание учреждений различного общеобразовательного типа (школ, гимназий, лицеев). Перспективы развития музыкального образования в постиндустриальный период развития общества

      Цели и задачи преподавания музыки. Проблема цели в современном музыкальном образовании. Различные подходы к пониманию цели музыкального образования. Новые акценты во взаимосвязи деятельности и личности в процессе музыкального образования. Создание педагогических условий для развития музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части художественной, эстетической, нравственной культуры учащихся.     Модель музыкальной культуры выпускника общеобразовательной школы. Соотношение музыкальной культуры общества, музыкальной культуры личности учителя музыки и музыкальной культуры личности школьника. Общее и особенное в различных представлениях о музыкальной культуре учащихся. Выпускник школы как активный, творчески проявляющий себя любитель и ценитель, прежде всего, высокохудожественного музыкального искусства в разных формах общения с ним – главный показатель его музыкальной культуры.

    Основные задачи музыкального образования как ближайшая педагогическая интерпретация его цели. Взаимосвязь и единство основных задач музыкального образования: - развитие в детях художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней, способности оценивать ее красоту, творческого по характеру эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства; - развитие творческих, художественно-познавательных способностей учащихся, осознание себя как личности в процессе общения с музыкой; -развитие творческих способностей в исполнительской и «композиторской» деятельности; - развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся; - развитие потребности в общении с высокохудожественным искусством, в музыкальном самообразовании.

     Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины. В соответствии с требованиями ФГОС ВО изучение дисциплины предусматривает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу студента. Центральным звеном изучения теории и методики музыкального образования является реализация компетентностного подхода в условиях личностно-ориентированного метода в коллективной форме обучения. «Технология организации беседы» формирует умение студента путём умело поставленных вопросов подвести ученика к истинному знанию: теоретические знания, практические умения в области музыкального исполнительства. «Технология организации самостоятельных работ» способствует развитию у будущего учителямузыканта познавательно-поисковых умений: подбор музыкального репертуара, иллюстративного материала, составление методических разработок уроков музыки и внеклассных музыкальных материалов с постановкой триединой цели: обучение музыке, музыкальное воспитание и развитие. Особое значение данная технология приобретает в период написания курсовых работ. Используются элементы проблемно-развивающего, личностно-ориентированного обучения. Всё это способствует активизации умственной деятельности студента на всех этапах познавательного процесса приобретения новых знаний, их систематизации и закрепления, а также при проверке качества сформированности знаний. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: - посещение уроков музыки (традиционных и нетрадиционных) в средних общеобразовательных учреждениях с целью знакомства с лучшим опытом работы педагогов-музыкантов города; - использование в ходе занятий аудио и видео – записи с подробным анализом содержания, структуры урока, средств и методов организации музыкальной деятельности. Введены инновационные методы обучения (метод проектного обучения в образовательном процессе и метод художественно-педагогического моделирования)

       Важным аспектом модернизации является обеспечение непрерывности предметной области «Искусство», чтобы школьники на всех этапах обучения имели возможность для системного и целенаправленного художественно-эстетического развития. Изучение предметов искусства в школе является единственной возможностью для обучающихся научиться разбираться в огромном информационном потоке массовой культуры, различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность.

     Кроме того, в содержание модернизации предметной области «Искусство» необходимо включение как академического искусства, так и произведений современного искусства, электронных и мультимедийных технологий, а также отведение достаточного учебного времени самостоятельной творческой работе школьников.

Основными задачами преподавания искусства в общеобразовательной школе при небольшом количестве учебного времени, выделенного на данные предметы, становятся:

•   Приобретение обучающимися навыков художественной и музыкальной деятельности.

•   Выявление одарённых в области искусства детей и дальнейшее их педагогическое сопровождение.

•   Воспитание грамотного зрителя и слушателя, то есть человека, у которого сформирована потребность в общении с искусством вне зависимости от выбранной профессии и рода занятий.

•   Использование искусства как средства арт-терапии, что наиболее важно для детей с особыми потребностями здоровья.

Кроме того, сильно изменились и сами ученики. Исследователи подчеркивают, что современному поколению свойственны стремление к новизне, кумиромания, жажда экстравагантности, эксклюзивизм. Все эти социально-психологические особенности также надо включать в разработку программ и педагогических технологий преподавания предметов искусства.

      Урок музыки — уникален сам по себе и традиционно является одним из самых многосоставных. Естественно возникновение и различных точек зрения о путях обновления его содержания и методов. Это и использование цифровых технологий, и хоровая основа воспитания и обучения, и проектная деятельность, и опора на этнографию и фольклор, и развитие креативного начала и т.д. В современном уроке музыки любое из этих направлений не должно рассматриваться как приоритетное. Они должны находиться в гармонии, взаимодействии и подчиняться драматургии урока, направленной на постижение ребенком образно-содержательной стороны музыки. Главное — реализация сверхзадачи преподавания «Музыки» в школе. Позвольте мне в этой связи вспомнить слова Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего — воспитание человека».

    Инновационная педагогическая технология: «Интерактивное музицирование школьников». Интерактивное музицирование школьников – это деятельность школьников, направленная на проживание музыки в процессе восприятия. Технология рассчитана на приобщение широкого круга детей к музыке, которое становится возможным благодаря обращению к электронным музыкальным инструментам. Автор предложил объединить в детском ансамбле электронные (синтезатор) и простейшие (ложки, трещотки и пр.) инструменты. Таким образом, музыкальная деятельность становится доступной для всех школьников.  Еще одна интересная технология  - созданиe проекта.

     Формирование познавательной активности может проходить также методом рисования музыки. На уроках используется метод рисования музыки как способ постижения образа, его раскрытия, прослеживания параллели между сочетанием цвета и звука (система цвет - звук, цвет - настроение), осознание формы, динамики и мн. др. Использование данной методики, как одно из элементов проблемно-творческого метода. Анализ рисунков обучающихся позволил сделать следующие выводы: - почти все дети обладают способностью выразить в рисунке свои музыкальные впечатления; - на форму и цвет рисунка влияет эмоциональный строй музыкального произведения; 21 - пространственное расположение цвета, линии и фигур определяется звуковысотной линией мелодии; - настроение мелодии диктует выбор цвета. Рисование музыки - яркий творческий процесс, неотделимый от мыслительного. Рисование музыки - "обратная связь", которая другими средствами (опрос, анкетирование, беседа) не достижима на каждом уроке в такой степени и по отношению к каждому ребенку. Результаты "рисования музыки" - это и "автопортрет" ученика. Рисунки детей отражают и типологические особенности личности, их пристрастия, настроения и, возможно, даже диагностические симптомы.

     Использование современных технологий в непосредственно-образовательной деятельности даёт преимущества: дети легче усваивают материал, возрастает заинтересованность детей, осуществляется индивидуализация обучения, развиваются творческие способности. Использование различных аудиовизуальных средств - музыка, графика, анимация, обогащает обучающий материал. Такие технологии  характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывает влияние на формирование личности ребёнка . Значит, ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применять как: источник обучающей информации, наглядное пособие, средство подготовки текстов, музыкального материала и их хранение, средство подготовки выступлений. Использование музыкального оборудования позволяет эффективнее развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную.

      Использование ИКТ  возможно: как интерактивный плакат, как иллюстративный ряд к слушанию музыки, песням или концертам (презентации, видео), как видно-дидактические и интерактивные игры, викторины, кроссворды, как видео энциклопедии (интересные факты из жизни и творчества композиторов, истории о появлении различных инструментов), партитуры песен и танцевальных мелодий, как разнообразный и яркий демонстрационный материал к праздникам, развлечениям, родительским собраниям, анимация песен, танцев, музыкальных игр. С помощью ИКТ реализуются следующие задачи: развитие музыкальных способностей, дополнение слуховых впечатлений, активизация и развитие эмоционального восприятия музыки, формирование познавательной мотивации к музыкальной деятельности.  Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактических игр. Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.    

     Слушание музыки – мультимедийные презентации при знакомстве детей с творчеством композиторов. Самое главное, нужно помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка. Сегодня информационные компьютерные технологии открывают путь к модернизации образования. Педагог становится для ребёнка проводником в мир информационнокомпьютерных технологий. Дети проявляют огромный интерес к видео и аудио занятиям.

     Пение. При знакомстве с новой песней использую видеоряд. Видео к песням создаю сама (в любом видеоредакторе), либо использую готовые (YouTube видео). Видеоряд, помогает детям знакомиться с содержанием песни, лучше запомнить текст, а также эмоционально воспринимать музыкальный образ песни. На праздниках видеоряд сопровождает выступление детей, это смотрится ярко и красочно.

     Музыкально-дидактические игры также организовываю с применением красочных озвученных презентаций, таких, как "Угадай звучание музыкального инструмента", "Кто к нам в гости пришел?", "Музыкальный домик", "Угадай мелодию" и др. Принцип построения таких презентаций: первый слайд - задание, следующий - проверка правильности выполнения предложенного задания.

      Таким образом, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для преподавателя музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.Д.Г. ЛевитасВведение.В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифициров...

Применение ИКТ в процессе преподавания предметной области «Искусство»

Использование ИКТ на уроках - требование современности, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка методик и программ - актуа...

«Пути формирования , развития УУД в урочной деятельности содержания отдельных предметных областей .»

Пути формирования , развития УУД в урочной деятельности содержания отдельных предметных  областей .»...

Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области "Искусство"

Выступление на методическом объединении учителей эстетическогоцикла ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы    29 октября 2018 г....

Руководство городским методическим объединением предметной области "Искусство" учителей изобразительного искусства, музыки и МХК.

Учительское сообщество учителей изобразительное искусства, черчения, музыки и мировой художественной культуры занимает активную позицию по внедрению и реализации инновационных технологий, методо...

Рабочая программа Учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» в предметной области «Искусство» АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. 5класс

Рабочая программа по учебному предмету  "Рисование (изобразительное искусство)" адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) (1 вариант) с учето...