Применение музыкальных игр на уроках музыки
статья по музыке

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению Г.К. Селевко (Селевко Герман Константинович-
Академик Международной Академии наук педагогического образования, профессор, кандидат педагогических наук) в книге «Современные образовательные технологии », игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_muzykalnyh_igr_na_uroke_horovogo_peniya.docx29.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


  1.     Мало знать хорошо свой предмет, нужно быть интересным .
  2.  На уроке я стараюсь создавать благоприятную, радостную, творческую атмосферу.
          Современного ребенка окружает богатый мир звуков .И правильно проводимое руководство слушанием музыки необходимо, так как педагог привлекает внимание и заинтересовывает детей музыкальным     произведением, помогает не только воспринимать и переживать музыку , но и элементарно разбираться в её особенностях, в том, что делает её такой волнующей и живой. Музыка – это искусство интонируемого смысла. И задача учителя – дать алгоритм понимания музыки.
    Моё основное кредо – максимально знакомить детей с лучшим, что создано в музыке, без всяких возрастных барьеров.
    Воспитательные возможности музыки чрезвычайно велики. И чем раньше дети узнают и полюбят хорошую музыку, тем плодотворнее будет протекать процесс воспитания, формирование личности, высококультурного человека. Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова современная задача школы, семьи, общества в целом. И как каждый учитель, так и учитель музыки должен отчётливо представлять себе свою роль в этом многогранном и сложном процессе, понимать воспитательные и познавательные возможности музыки.
    Важнейшее значение в развитии интереса детей к музыке принадлежит творчеству. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, логику, интуицию. Творчество связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики. По мнению Яворского, «задания должны формировать и активизировать творческие способности». Чтобы творческие проявления детей на уроке носили активный и эмоциональный характер, я использую на уроке
  3.  комплекс педагогических воздействий:

  4. 1.Специальные формы: игра, сказка, викторина. 
  5. 2.Момент музыкально-художественной импровизации.
  6. 3.Творческие задания. 
  7. 4.Создание проблемной ситуации. 
  8.  
  9. В своей практической деятельности я стремлюсь творчески подходить к любому процессу, чтобы ученики чувствовали радость от новых представлений, умений, собственных творческих открытий.
  10.  
  11. "Если человек поёт, слушает-он уже живёт, любит,чувствует."(В.Медушевский)
  12.  
  13. Поэтому немаловажное место на моём уроке занимаетхоровое пение. Практически каждый ребёнок обладает природными голосовыми и слуховыми данными. И моя задача-развивать эти задатки. Во время вокально-хоровой работы большое внимание уделяется певческой установке, дыханию, звукообразованию, дикции. Для плохоинтонирующих детей я применяю фонопедическую методику В.В.Емельянова,другие методики. Одним из любимых занятий на уроке является импровизация Практический опыт показывает её влияние на музыкальное развитие учащихся. В ней они видят радость творчества. В импровизации ребёнок раскрепощается, выступая с собственной мелодией, интонацией. Было замечено, что пробудить интерес к пению легче в ходе импровизации.
  14. Ещё Дм.Лихачёв сказал:"Нет дела человечнее,чем пение."
  15. ВВЕДЕНИЕ


Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению Г.К. Селевко (Селевко Герман Константинович-
Академик Международной Академии наук педагогического образования, профессор, кандидат педагогических наук) в книге «Современные образовательные технологии », игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагогические игры достаточно разнообразны по: 
• дидактическим целям; 
• организационной структуре; 
• возрастным возможностям их использования; 
• специфике содержания. 

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г.К.Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам: 

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. 

2. По характеру педагогического процесса: 
· обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; 
· познавательные, воспитательные, развивающие; 
· репродуктивные, продуктивные, творческие; 
· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. 
3. Согласно Г.Селевко* по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные , с различными средствами передвижения.

*Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии » Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.)


Игровые технологии, как способ освоения сольного репертуара, в педагогической практике используют, в основном, для учащихся младших классов.

Для большинства детей обучение пению было делом трудным и потому не интересным, не понятным и не радостным. А раз им трудно и неинтересно, следовательно, необходимо было критично отнестись к тому, что мы делали: найти такие средства и так обновить методику, чтобы занятия проходили интересно, легко, понятно и радостно. У музыки и речи одна первооснова – интонация. Поскольку ребенок уже достаточно владеет речью, ему с помощью речи намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д. 

Разнообразные музыкальные ИГРЫ и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Игровые ситуации на уроке способствуют живому восприятию учебного материала. ИГРА превращает урок сольного пения в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний. 

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. 

В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – одну из главных составляющих музыкальности. Большое значение имеет обучение с голоса. Правильный показ того, как нужно петь, развивает у детей соответствующие певческие навыки: чистоту интонирования, распределения дыхания, пение естественным голосом без надрыва и т.д.

Правильное пение – необходимый этап на пути становления внутреннего слуха. Поэтому необходимо использовать в работе музыкальные ИГРЫ, направленные на развитие внутреннего слуха. Внутренний слух, способность к слуховому представлению, является необходимой опорой для развития музыкальной памяти. Она определяется степенью прочности звуковых следов, которые хранит внутренний слух.

На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, легкость и полетность голоса. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить.

Практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству, в том числе и пению «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Дети, как и взрослые, не любят, когда их принуждают что-либо делать. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.

Опыт работы показывает, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра — это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь.

Так как преобладающим мышлением у детей является правое полушарие, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение детей в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Накопление и выстраивание обучающих игр не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье.

В младшем школьном возрасте непроизвольное обучение напрямую связано с интересом, а также с интуитивным, не насильственным восприятием, и это проявляется в следующем:

  • игры с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно интересным, привлекательным, дает детям радость и эмоциональный подъем;
  • интерес и внимание к музыке у некоторых детей становятся более устойчивыми (это важнейшее условие для развития восприятия и, главное, для воспроизведения музыкальных звуков, т. е. правильного интонирования);
  • разучивание песни идет легко и радостно.


Все это положительно влияет на ребёнка с низкой самооценкой, которые не ожидают от своих действий ничего, кроме провала. Ребёнок в игровом процессе должен быть всегда успешен, делая все по-своему, как могут.

Младший школьный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения.

Для себя с самого начала работы над развитием детского голоса нужно установить основные причины, которые тормозят и затрудняют этот процесс:

  • Отсутствие музыкально-певческой среды в первые годы жизни детей;
  • Недостаточное представление о том, как развить певческий голос ребенка, если у него не сформированы основные компоненты музыкального слуха.
  • Недостаточное владение игровой методикой обучения детей пению.


Все это создает для педагога и детей трудности, которые часто становятся непреодолимыми. Уроки сольного пения перестают привлекать детей. От такой ситуации у педагогов появляется чувство неудовлетворенности своей работой, а детям становится не интересно заниматься тем, что им «не понятно» и «трудно». А раз не интересно, значит, и не хочется.

Для детей любая деятельность, не представляющая для них интереса, является основным источником быстрого утомления и усталости, что сразу отражается на их поведении, и это (буйство, безразличие, подавленность, переключение на что угодно) сигнализирует педагогу: «Внимание, что-то не так ты делаешь».

Прежде чем обучать певческим навыкам я даю ученику возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью. Вот примерная линия усложнения этого процесса: 

  • сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи:
  • затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, 
  • после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.
  • Интонация скорбной речи человека, как и печальная, грустная музыка — медленная, тихая, прерывается часто паузами и возгласами. 
  • Интонация праздничной, радостной речи человека характеризуется оживленным темпом, непрерывностью, наличием небольших пауз и акцентов. Музыка, выражающая праздничное настроение, характеризуется теми же чертами.


У музыки и речи одна первооснова — интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т. е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т. д.

На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить.

Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а также способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. 

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Речевые игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира 


( дают возможность почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним, расширить диапазон певческого голоса, развить интонационный и фонематический слух, управлять своим голосом, артикуляцией, дикцией);

  • Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения;
  • Ритмодекламация - это четкое произнесение стихов в заданном ритме.
  • Интонационные упражнения.


Их общая цель

  • Устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
  • Разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
  • Развивать мимику, артикуляционную моторику;
  • Развивать выразительную дикцию
  • Обострить интонационный слух.


Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.


^ 2. ХОД ЗАНЯТИЯ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: С помощью музыкальных игр развить певческие навыки и внутренний слух учащегося.

ЗАДАЧА: Развивать музыкально-певческо-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей. (Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.)


ОБОРУДОВАНИЕ: Музыкальный инструмент.


ТЕМА«Применение музыкальных игр на занятии хорового пения».

^ ПЛАН УРОКА:

1) Игра-приветствие (Освоение определённой интонации)

Пропевание педагогом имен детей (интервал: терция, кварта и др), ученики: 

“ здравствуйте!” (пропевая тот же интервал).

2) Работа над упражнениями:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения для развития слуха.
  • Распевки.



2) Работа над песней—музыка М.Красева, слова Н.Френкель 

«Золотая осень»

3)Анализ урока.

II. Работа над упражнениями.

1) ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ-ИГРЫ.


  • Несколько дыхательных упражнений из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. (Использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы. Использование методических материалов из гимнастики, которую разработала педагог-вокалист А.Н. Стрельникова. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за две секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот.
  1. Упражнение “ладошки” (разминочное )
  2. Упражнение “погончики”
  3. Упражнение “обними плечи”
  4. Упражнение “насос”
  5. Упражнение “кошка”
  • ^ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА-ИГРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО И ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ». 


(Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма).

2) АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА-ИГРА

^ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА». 


Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ученика, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Исполнение упражнений, связанных с работой губ, языка и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. Ребенок должен видеть, что язык делает.


- проткнуть язычком левую щеку

- проткнуть язычком правую щеку

- то же 

- проткнуть языком верхнюю губу

- затем нижнюю

- то же

- «вибрато» губами

- широко открыть рот

- покусать кончик языка

- покусывать всю поверхность языка

- покусать нижнюю губу по всей поверхности

- покусать нижнюю губу по всей поверхности

- в улыбке открыть верхние зубы

- вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение

- в улыбке открыть верхние зубы

- вывернуть нижнюю губу

- пожевать язык боковыми зубами

- провести языком между верхней (затем нижней) губой и зубами

- улыбнуться

3) РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

^ ИНТОНАЦИОННО-РЕЧЕВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА»


Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»):

-цокать языком
-произнести с повышением интонации
-произнести с повышением интонации
-произнести с понижением интонации
-произнести с понижением интонации
-произнести с повышением интонации
-произнести с повышением интонации
-произнести с понижением интонации
-произнести с понижением интонации


  • ^ РИТМОДЕКЛАМАЦИОННАЯ ИГРА «СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ СНЕГОВИЧОК»


Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит “звучащим жестам”. 



^ 4)ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 


  • РИТМО-ИНТОНАЦИОННАЯ ИГРА «ИМЕНА»


Ритмо-интонационная игра «Имена»

Каждый ученик называет свое имя, четко произнося каждый слог.

проговаривая свое имя, отмечает каждый слог хлопками, шлепками по коленям, щелканьем пальцев.

произносят своё имя одновременно сначала тихо, потом громко.

зовёт кого-то тоненьким голосом.

  • Упражнение «На одном звуке я пою» 
  • Упражнение «Вот иду я вверх»
  • Упражнение «Солнышко, выгляни в окошко»

    III. Работа над песней.  Музыка М.Красева, слова Н.Френкель

    «Золотая осень»
  1. Повторение песни. Спеть песню до конца. Затем проработать сложные места.


При работе с песней используются следующие игры:

  • ^ ИГРОВОЙ ПРИЁМ НА РАЗВИТИЕ ЧИСТОГО ИНТОНИРОВАНИЯ.


Описание: ученик прикрывает пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение преподавателя.

  • ^ “ПОПУГАЙ”. (РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ).


Ученик пропевает музыкальные фразы песни вслед за исполнением педагога (мелодическое эхо);

  • ИГРА “МУЗЫКАЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА”.


При повторении знакомой песни используется пение по “цепочке”.

Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и проверить

внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение. Поётся по очереди: ученик—учитель. 

  • ^ ИГРА В “ПОДСКАЗКУ” (РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ).


Описание: педагог поёт песню с остановками и ждёт, когда ученик “подскажет” слово, которое он “забыл”.

  • ^ ИГРА “КАПРИЗНОЕ РАДИО”. 


Цель – развивать внутренний слух и чёткую артикуляцию.
Описание: ученик поёт хорошо выученную песню. Когда радио
включено – все её поют, когда выключено – песня исполняется про себя.
Вначале “включение” и “выключение” соответствует фразам песни.
Далее задание усложняется: радио может “включиться” и “выключиться”
в любой момент. Внимание обостряется. “Включение” педагог показывает специальным жестом, а “выключение”– поднесением пальца к губам.

^ III. Анализ работы.

Задать ученикам вопросы:
-Чем занимались на занятии?
- Делали дыхательную и артикуляционную гимнастику.
-Пели упражнения.
-Разучивали новую песню.
-Играли в игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.

Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...

Опыт работы по теме "Применение музыкальной психотерапии на уроках музыки""

Применение музыкальной психотерапии на уроке музыки в 5-м классе по теме "Музыкальные краски композиторов-импрессионистов"Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кича...

Музыкальный материал для уроков музыки. 1 полугодие, 2 класс

Этот музыкальный материал и требования к уровню подготовки учащихся для уроков музыки во 2 классе( из программы начального образования по музыке авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) поможет учителю н...

Кроссворд музыкальных терминов для урока музыки в 4 классе "В музыкальном театре"

Использовать на обобщающем уроке  "В музыкальном театре" в 4 классе...

Применение общепедагогических и специальных методов музыкального образования на уроке музыки в классах эстетического профиля.

Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля....

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...