Фрагменты работы на уроках музыки над развитием образного мышления
статья по музыке

Наволокин Сергей Васильевич

для работы молодому учителю

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Фрагменты работы над развитием образного

                  мышления на уроках музыки

Пример А. 

«Выбери  музыку» 

 

Выявляет возможности детей  в определении  родственной  по  содержанию  музыки.  С её помощью  можно определить,  насколько  обоснованно  дети  могут  при  сопоставлении  3-х фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая  музыка  похожа  по  внешним  признакам:  схожести  фактуры, динамике  звучания,  элементам  музыкальной  речи,  составу  исполнителей, инструментария  и  пр.  Трудность   заключается  в  том,  что произведения не контрастируют между собой.

         В  качестве  стимулирующего  материала  школьникам  предлагаются следующие произведения:

- П. Чайковский «Баркарола;

                 - Ф. Шопен «Ноктюрн b-moll»;

                 - Ф. Шопен «Ноктюрн f-moll».

          После  прослушивания  школьники  определяют,  какие  произведения родственны по «духу» музыки, по музыкально-образному строю.

В  задания  входит  и  беседа,  в  ходе  которой  дети  рассказывают,  по  каким признакам они определяли такую общность. (Их  объединяет  спокойный  темп,  лиричность  содержания  – задумчивость, погруженность в себя). Данные произведения позволяют выявить, насколько дети проникались «чувством музыки».  

Высшим уровнем можно считать установление зависимости между своими эмоциями и  звучащей  музыкой,  т.е.  достижение  той  ситуации,  когда  ребёнок  мог достаточно  содержательно  рассказать  о  том,  почему  у  него  возникают именно эти эмоции, а не другие.

 Пример В. 

 Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита "Шехеразада "по мотивам известных арабских сказок "Тысяча и одна ночь».

 Знакомлю учащихся с программной симфонической сюитой, как одним из направлений связи музыки с литературой;
          - даю понятие: сюита; программная музыка;

- развиваю ассоциативно–образное мышление школьников на основе   совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально–слуховых представлений;

- даю понять учащимся, что силой своего таланта композитор сумел выразить как прекрасные (красота, любовь, вера в добро и правду), так и отрицательные стороны жизни (деспотизм, жестокость, глупость, ханжество).

Организую путешествие в «Древний Киев». 

Художественным материалом послужили былины, репродукции древних киевских храмов, колокольной звон, записи отрывков одноголосного знаменного пения.

Сценарий занятия включил в себя 3 части.

Сначала рассказ о ранней средневековой русской культуре, о христианском храме и его неповторимой архитектуре, о колокольном звоне и хоровом пении, о значимости городской площади, где сказители - гусляры исполняли свои былины и народные игрища, носящие отпечаток языческого культа. На этой части занятия звучат колядки, которые ребята затем исполняют хором.

Вторая часть посвящена былинам. Говорится о том, что это песни о старине (в народе - старины), появились очень давно и передавались из «уст в уста». Многие сложились в Киевской Руси. Ребята зачитывают отрывки из полюбившихся былин о Святогоре, Добрыне, Илье Муромце и других.

Последний фрагмент «Путешествия» носит название «Древняя Русь глазами художников других эпох». Здесь звучат отрывки из «Всенощной»  С. Рахманинова, «Перезвонов» А. Гаврилина, используются репродукции         В. Васнецова, Н. Рериха.

Пример С. 

Опора на образ другого искусства.

           Наиболее отчетливо тенденция образного мышления проявляется тогда, когда эта подготовка опирается на образ другого искусства.

Такие параллели, как:

- рассказ К. Паустовского «Старый повар» и вторая часть симфонии «Юпитер» В. Моцарта;

           - картина В. Васнецова «Богатыри» и «Богатырская симфония»                   А. Бородина;

- картина Перова «Тройка» и романс Мусоргского «Сиротка».

         Неоспоримые преимущества такого подхода: 

- настраивает ребят на живое, образное восприятие музыки;

- формирует художественные ассоциации, очень важные при восприятии любого искусства, в том числе и музыки.

Пример D. 

 Фрагмент урока («Руслан и Людмила» Глинка)

«Руслан и Людмила» русская сказка, в основе либретто оперы лежит одноименная поэма А.С. Пушкина, поэтому увертюра к опере открывается тремя «русскими» аккордами (Т-S-Т). Глинка сразу заявляет об этом, а еще с первой же секунды звучания музыки предвосхищает нам ее счастливый финал. Вот почему так по-русски, солнечно и жизнеутверждающе начинается вступление к опере.

Давайте послушаем, сколько раз в музыке прозвучат эти «русские аккорды» (дети слушают, считают - 3 раза!).

Можно поговорить о магии этого числа в сказках. А дальше, на фоне богатырского скока коня, слышите?

 (Сыграю вступление перед появлением мелодии - тонический аккорд), появляется удивительная мелодия. В ней мы можем разобрать только первые 4 ноты ре-фа#-соль-ля, (напеть, сыграть), потому что потом они сразу словно подхваченные неведомой силой уносятся вдаль.

Эта тема связана с образом Руслана, это он устремляется на своем богатырском коне навстречу счастью, на встречу с Людмилой. Ничто не может остановить его (сыграю главную тему).

Еще раз споем эти удивительные 4 ноты! Они встретятся нам несколько раз, сколько, кто услышит? Сначала это будет легко, потому что их ясно пропоет целая группа оркестра - это струнно-смычковые инструменты, а вот потом… слушайте! Считаем, слушаем несколько раз.

А дальше появится новая тема, лирическая, ее запоют виолончели. Я тоже спою ее вам, чтобы вы запомнили и узнали ее. (Пою, рисую движение мелодии рукой, любуемся ее распевностью и энергичностью одновременно). Это думы Руслана о Людмиле, вторая тема увертюры. Узнайте ее, поднимите руку при ее появлении (слушаем).

На этих двух темах (в сонатной форме их называют главная и побочная, а увертюра Глинки написана именно в ней) и русских аккордах построена дальше вся музыка.

Давайте послушаем еще раз начало увертюры - экспозицию - так называется изложение тем в первом разделе сонатной формы. Вспомним все по-порядку:

- вступление, 3 русских аккорда – прозвучат три раза;

- тема Руслана (ре-фа#-соль-ля) - у струнно-смычковых, потом

перекличкой у деревянных (не упустите их);

- и тема любви Руслана к Людмиле у виолончелей (напеть еще раз).

         Слушаем, следим, все замечаем!

Продолжим наше знакомство с музыкой (можно на следующем уроке).

Вы помните, с чего начинается либретто оперы? На свадебном пиру Черномор похищает Людмилу, все погружены в странный волшебный сон. Именно это и ждет нас в музыке увертюры дальше. Чудесную, радостную музыку останавливают аккорды «оцепенения», не дают ей развиваться дальше. Слышите? (слушаем, по ходу звучания, комментируются эти моменты, обозначается раздел формы - разработка).

Но сила любви и добра преодолевает все преграды, возвращаются темы экспозиции, начинается заключительный этап музыкального развития –реприза. Ждем появления главной и побочной партии (отмечаем их поднятием руки). Осталось совсем немного, победить Черномора! но как это показать средствами музыки?

Глинке приходит потрясающая идея. Он сочиняет для Черномора необычную музыку – простую гамму, но такую, в которой нет чувств, нет «чувствительных» полутонов (обязательно сыграть) и низвергает ее потоком музыки в пропасть (нисходящая целотонная гамма). И делает это несколько раз, сколько? Последний раз ее проведут в музыке медно-духовые инструменты на форте, и это невозможно будет не услышать (отметить по ходу звучания). Эту гамму позднее так и назовут, гаммой Черномора!

У.: Как вы думаете, чем завершится эта удивительная по силе выразительности и красоте музыка?

Д.: Жизнеутверждающими русскими аккордами.

Добро всегда побеждает зло! Расставив подобные опорные точки, зафиксировав их, мы сумеем на следующем уроке, все вспомнить и повторить.

Пример Е. 

Фрагмент урока («Кармен» Д. Бизе)

Большую помощь в разговоре о музыке, её понимании окажет анализ средств выразительности.

Глубоко понять образ Кармен, причину роковой судьбы героини нам помогают «подсказки», которые Бизе дал в мелодии и ритме ее «Хабанеры».

Страстную, волевую натуру Кармен выдает ритм танго. Танго – это не романтический вальс, это танец сильных и страстных чувств.

Кармен - цыганка, она живет только по законам своей любви и свободы. Никто не волен приручить ее, энергия ритма танго – это энергия самой Кармен.

А что нам «рассказывает» эта непростая мелодия?

Она построена на нисходящей хроматической гамме, которая во все времена у композиторов означала одно и то же – гибель, трагедию. Еще далеко до финала оперы, но уже в «хабанере» мы слышим, что судьба Кармен предрешена. Она погибнет.

Мы рассмотрели «подсказки» только в ритме и мелодии, а если обратить внимание на лад - минор, тембр голоса Кармен – меццо-сопрано и мы уже по-другому, глубже услышим музыку Бизе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников

Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации ш...

Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе посредством цветомузыки

Цель исследования: выявление роли цветомузыки в развитии образного мышления детей среднего школьного возраста.Для достижения цели потребовалось решение ряда конкретных задач:- выявление особенностей р...