Мотивация на уроках музыки
статья по музыке

Трофимова Ирина Борисовна

Благодаря исследовательской деятельности на уроках музыки учащиеся проявляют больший интерес к изучению произведений разных видов искусства, истории, науки, а не только музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._motivatsiya.docx17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мотивация на уроках музыки

Трофимова Ирина Борисовна,

учитель ГБОУ Гимназия №293

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.

Саади, персидский писатель и мыслитель

В течение нескольких последних лет наблюдается снижение качества успеваемости, прежде всего в среднем звене.  Много было высказано мнений, названы причины снижения успеваемости, представлены возможные пути повышения качества образования в России.

Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся.

Мы знаем, что мотивация - это своеобразный источник энергии, заставляющий нас двигаться вперед, позволяющий с легкостью решать сопутствующие проблемы и находить изящные выходы из затруднительных ситуаций, добиваться успеха и достигать целей. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. И является актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

И прежде чем повышать мотивацию ученика для успешного обучения на уроках музыки в 5-7 классах, мы должны помнить портрет подростка: что «подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими», что «их любимый герой - человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем», что они склонны к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах («ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают»),  у них возникают разнообразные «кодексы» (например, товарищества) и представления о нормах поведения, которые провоцируют на обсуждение поведения взрослых (зачастую, обсуждения весьма нелицеприятные).

Повышению мотивации на уроках музыки способствуют проблемные и исследовательские методы обучения.  Они учат учащихся регулировать свою деятельность и деятельность товарищей: ставить цель, задачи, составлять план и последовательность своих действий, оценивать качество усвоения материала, анализировать процесс решения проблем, поиск обобщённых способов решения, возможности их использования в различных ситуациях (или темах).

 Из опыта преподавания музыки знаю, что в 5-7 классах только свобода творчества, фантазия дает быстрое освоение знаний. Поэтому с 5 класса ребята активно начинают работать над мини-проектами, раскрывающие тему урока, в 6 классе – тему четверти, в 7 классе – тему полугодия. Работа ведётся в группах от 2 до 4 человек. С точки зрения учащегося проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках учащиеся выполняют разные проекты: история словарей, виды музыкального письма, схемы, сообщения по истории слов, сочинения-путешествия, театрализация музыкальных произведений и так далее. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, декораций, различных занимательных заданий, тестов, делают мини-проекты более интересными.  И итогом работы является защита проекта. Почему именно групповые формы работы в 5-7 классах? Потому что именно в этот период учащимся надо сделать свой выбор (команды, темы), найти свой путь и оставаться верным взятым на себя обязательствам, проявить свои способности среди своих сверстников, ощутить свою «нужность» в команде. Иногда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. И именно в этот период ученик делит ответственность с другими и не чувствует тяжести груза ответственности за индивидуальный проект, происходит высвобождение его творческих ресурсов и осуществляется менее эмоционально-затратный рост ученика,

Благодаря исследовательской деятельности на уроках музыки учащиеся проявляют больший интерес к изучению произведений разных видов искусства, истории, науки, а не только музыки, так как при подготовке к мини-проекту учащиеся проявляют свои интересы и включают их в коллективную работу, доказывая значимость своих интересов в общей работе.  Всё это в совокупности приводит к продуктивности учебной деятельности, успешному обучению, и самое главное, учащиеся приобретают устойчивую мотивацию к дальнейшему самообразованию, связанной со стремлением к овладению выбранной профессией, специальностью.  

Рефлексия (синквейн)

Мотивация.

Внутренняя, внешняя..

Побуждает, организовывает, ориентирует.

Подготовка к активной деятельности.

Результат

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность проявления познавательной мотивации на уроках музыки

Статья посвящена проблеме формирования мотивации к познавательной деятельности на уроках музыки. Активизация творческой деятельности, формирование понавательной мотивации, проблемность в об...

Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы.

В методичекой разработке представлены разнообразные музыкальные игры для учащихся, которые могут быть использованы на уроках музыки в начальных классах. Игры представлены по группам: "музыкальные инст...

"Исследование ИКТ как фактор повышения учебной и творческой мотивации учащихся на уроках музыки и искусства"

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В документе информация о возможностях применения компьютерных средств...

Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....

Педагогические условия для формирования мотивации на уроках Музыки

Педагогические условия для формирования мотивации на уроках музыки:1. Историко-теоретический аспект;2. Особенности учебной мотивации младших школьников;3. Роль учителя в формировании учебной мотивации...