О развитии сценических навыков
статья по музыке

Пантюхина Елена Михайловна

Советы для вокалистов. Способы развития сценических навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: " Развитие сценических навыков"

Занимаясь вокалом вокалист осваивает мастерство, учится правильно дышать и издавать звуки, безусловно, обогощает его как музыканта. Оттачивание этих техник позволяет вам управлять собственным голосом, находить нужные тембры и интонации для разных песен. Однако многие упускают из вида то, что существует еще множество вещей, которые влияют на ваше поведение на сцене. Быть хорошим вокалистом — еще не значит быть хорошим «актером». Даже если вы поете о своих собственных переживаниях, выражать их нужно, владея как голосом, так и телом. В то время как хороший вокалист может найти идеальный тон повествования, хороший «перформер», устанавливая связь с публикой. Начинающие актеры кино и театра, например, порой даже не знают, куда девать собственные руки или ноги... Что уж говорить о вокалистах, которые еще не привыкли к сцене. Вот три простых способа натренировать свои сценические навыки, если вы не знаете, как вести себя во время выступления.

Знайте, о чем поете

Звучит это довольно очевидно, но это ещё не всё. Запомнить текст песни и мелодию не так-то сложно, что и случается с простыми людьми, которые слушают понравившуюся песню несколько раз. Однако хороший исполнитель знает, что песня — это не просто лирика и мелодия. Он понимает, что за этими двумя вещами кроется гораздо больше смыслов. Для каждой песни существует персонаж, «лирический герой», который ее исполняет. Будь это джазовая баллада или рок, за ними стоит совершенно конкретный герой (или, по меньшей мере, тип характера), который связан с текстом. Публике гораздо легче понять и прочувствовать исполнителя, когда он полностью погружен в тему песни. Являетесь вы автором текста или нет, старайтесь устраивать глубокий анализ произведения. Кого вы должны изображать? Какие эмоции испытывает этот персонаж? Многим знакома ситуация, когда текст пишется во время полного жизненного провала, получается отличная песня, но спустя полгода вы уже излечились ото всех травм, пребываете в прекрасном настроении, а песню на концертах все еще нужно исполнять. Именно в такие моменты нужно "превращаться" в персонажа, в себя тогдашнего, и внешне проживать все те эмоции снова. Важно отметить, что любая песня может иметь множество интерпретаций для разных людей, потому как опыт у всех разный, и все могут слышать совершенно разные вещи в одной и той же песне. И если вы исполняете чужой текст, не пытайтесь найти в нем другого человека и пытаться его сыграть. Найдите в нем себя — это ваше право, и именно здесь проявляется ваш артистизм.

Двигайтесь осмысленно

Люди из зала «слушают глазами», особенно когда это касается вокалиста. Может быть, звучит это несколько противоречиво, но все глаза устремлены именно на него, люди следят за каждым движением, которое он делает во время песни. Поэтому крайне важно знать, каким образом использовать собственное тело, чтобы усилить эффект голоса — движение служит музыке. Вокалисты не обременены инструментами и имеют особую привилегию разгуливать по сцене, прыгать до потолка, спускаться в зал и т.д. (хотя нам всем, конечно, известно множество таких примеров). Две самые важные вещи, которые влияют на передвижения — это Текст и Темп.

Наверняка у вас есть кумиры относительно поведения на сцене. Обязательно следите за всеми движениями вроде похлопывания себя руками по бедрам или раскачивания туда-сюда. От таких привычек необходимо избавляться, они отвлекают вас, заметны аудитории и никому не приносят ничего хорошего. Возможно, вы даже не замечаете собственных нервных тиков, поэтому либо поставьте себе задачу следить за этим, либо попросите кого-то из друзей доложить вам о таких моментах после выступления. Что касается темпа, очевидно, что более медленные, лирические песни не нуждаются в особо активных перемещениях и лишнем шуме — это может лишь отвлекать от музыки, отделять вас от того самого лирического героя и создавать дисконнект с публикой. Помните, что вы подражаете герою, даже если песня о вас (вы подражаете себе). И каждое движения мизинца должно поддерживать вокал, делать его лучше и убедительнее.

Тренируйтесь перед зеркалом

Да, бывают редкие люди, которым дано естественно двигаться на сцене. Их тело как будто подсоединено к музыке каким-то особым загадочным чувством. Но если это не о вас, отчаиваться все-таки не стоит — всему на свете можно научиться. Попробуйте снять видео на концерте или дома и детально разберите то, что увидите потом на экране. Над какими движениями стоит поработать? Вы можете не замечать этого на сцене, но любое ваше микродвижение гораздо больше, чем оно есть на самом деле, когда вы стоите в свете софитов перед глазами толпы людей. Смотрите видео со своими любимыми исполнителями, старайтесь замечать, на каких словах какие движения они делают. Иногда даже простые движения руками сделать довольно непросто, и их необходимо оттачивать дома перед зеркалом. Множество исполнителей пользуется общими правилами жестов и движений, которые могут пригодиться вам — именно на них можно вырастить собственный стиль. Даже если вам кажется, что тренировки перед зеркалом — это глупо и по-детски, просто попробуйте сделать это несколько раз и посмотрите на результаты (сравните видео ДО и ПОСЛЕ). Не нужно стыдиться этого, помните — на сцене вы актер, и ваша задача всеми возможными способами донести до аудитории вашу музыку. И ваше тело — отличный и верный помощник в этом. Оттачивайте навыки и наслаждайтесь результатом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития сценической речи

Комплекс упражнения для развития сценической речи,включающий в себя упражнение на дыхание, голос и дикцию. В любой деятельности, связанной с речевым общением, большую роль играет техника речи. Говорит...

Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П., Поляковой Д.Ф.

Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям....

Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»

Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...

Развитие речевых навыков по теме «Внешность и характер» Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер».

Технологическая карта урока разработана к разделу 5g Skills учебника Starlight 7. Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер»....