ПРОЕКТ «Профилактика проблем психоэмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста посредством музыкотерапии»
проект

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  

«Профилактика проблем психоэмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста посредством музыкотерапии»

«Непоседы»

Автор-составитель:

музыкальный руководитель

Косачева Татьяна Юрьевна

Новый Уренгой

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:

Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение всех социальных задач, а, в конечном итоге, благополучие и развитие всего общества.  

             Не секрет, что состояние здоровья современного ребёнка ухудшилось.  Влияние экологии, не соблюдение здорового образа жизни, стрессовые факторы и многое другое приводит к увеличению заболеваемости, общему ослаблению организма и нервной системы ребёнка.  В связи с этим, особую актуальность во всех дошкольных образовательных учреждениях приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня функциональной напряженности и заболеваемости.

             Одним из мощных средств, благотворного воздействия на здоровье и психику человека является музыкальное искусство.  Лечение музыкой или «музыкотерапия» является одним из древнейших средств оздоровления, не теряющее своей актуальности и по сей день.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления;

2. учить слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать мимикой и пластическим движениями, а также в рисунках;

3. развивать коммуникативное благополучие ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости;

4. формировать доброжелательное отношение к окружающим, умение действовать в коллективе сверстников;

7. воспитать интерес к систематическим занятиям с привлечением музыкотерапии.

ВОЗРАСТ: старший дошкольный

Первый год обучения, воспитанники от 5-6 лет, второй год обучения, воспитанники от 6-7 лет.

ТИП ПРОЕКТА: информационно – практико – ориентированный

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2 года

  • УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
  • Воспитанники
  • Воспитатели групп
  • Музыкальный руководитель
  • Педагог психолог
  • Родители воспитанников

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • специалист, имеющий музыкальное образование;
  • помещение для проведения занятий;
  • методическое обеспечение проектной деятельности;
  • оборудование и атрибуты для занятий;
  • согласие родителей (законных представителей) воспитанников.

НОВИЗНА ПРОЕКТА заключается в применение музыкотерапии, как инновационной формы работы по профилактике проблем психоэмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста.

ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 3 ЭТАПА:

  1. Подготовительный
  • работа с методической литературой по теме "Музыкотерапия";
  • изучение музыкально-педагогического опыта педагогов, работающих в данной области;
  • создать благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
  • продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
  • подобрать специальные музыкальные произведения.

  1. Основной
  • Проведение занятий с использованием различных видов музыкотерапии
  • Привлечение специалистов для консультирования (педагог-психолог, медицинская сестра);
  • Участие в реализации проекта воспитателей группы

Виды деятельности по реализации проекта:

  • Восприятие музыки
  • Дыхательная гимнастика
  • Психогимнастика
  • Вокалотерапия
  • Танцетерапия
  • Игротерапия
  • Элементарное музицирование

  1. Заключительный
  • анализ результатов работы по проекту с помощью диагностических методик;
  • проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
  • подведение итогов   через презентацию проекта;
  • показ открытого мероприятия.

Слушание музыки

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:

1. Бах И. «Прелюдия до мажор»

2. Бах И. «Шутка»

3. Брамс И. «Вальс»

4. Вивальди А. «Времена года»

5. Гайдн И. «Серенада»

6. Кабалевский Д. «Клоуны»

7. Кабалевский Д. «Петя и волк»

8. Лядов А. «Музыкальная табакерка»

9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»

10. Моцарт В. «Турецкое рондо»

11. Мусоргский М. «Картинки с выставки»

12. Рубинштейн А. «Мелодия»

13. Свиридов Г. «Военный марш»

14. Чайковский П. «Детский альбом»

15. Чайковский П. «Времена года»

16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета)

17. Шопен Ф. «Вальсы»

18. Штраус И. «Вальсы»

19. Штраус И. «Полька "Трик-трак"»

Детские песни:

1. «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)

2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников)

3. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

4. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-

домский)

5. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский)

6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков)

7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков)

 8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев)

 9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов)

10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,

Ю. Энтин, Г. Гладков)

11. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко)

12. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев)

13. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков)

14. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков)

15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков)

16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Эн-тин, Е. Крылатов)

17. «Танец утят» (французская народная песня)

Музыка, сопровождающая дневной сон:

Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр)

П.И. Чайковский «Времена года»

Бетховен, соната № 14 «Лунная»

Колыбельные мелодии

Голоса океана

Музыка для пробуждения после дневного сна:

1. Боккерини Л. «Менуэт»

2. Григ Э. «Утро»

3. Дворжак А. «Славянский танец»

4. Лютневая музыка XVII века

5. Лист Ф. «Утешения»

6. Мендельсон Ф. «Песня без слов»

7. Моцарт В. «Сонаты»

8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов»

9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»

10. Сен-Сане К. «Аквариум»

11. Чайковский П. «Вальс цветов»

12. Чайковский П. «Зимнее утро»

13. Чайковский П. «Песня жаворонка»

14. Шостакович Д. «Романс»

15. Шуман Р. «Май, милый май!»

Музыка для релаксации:

1. Альбинони Т. «Адажио»

2. Бах И. «Ария из сюиты № 3»

3. Бетховен Л. «Лунная соната»

4. Глюк К. «Мелодия»

5. Григ Э. «Песня Сольвейг»

6. Дебюсси К. «Лунный свет»

7. Колыбельные

8. Римский-Корсаков Н. «Море»

9. Свиридов Г. «Романс»

10. Сен-Санс К. «Лебедь»

11. Чайковский П. «Осенняя песнь»

12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс»

13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Психогимнастика

  • направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении;
  •  изучает различные эмоции и учит управлять ими, овладевает азбукой выражения эмоций;
  •  помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

1. Этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной ;

2. Мимические упражнения;

3. Релаксация;

4. Коммуникативные игры и танцы;

5. Этюды на развитие выразительности движений, инсценировки.

Вокалотерапия

Голос - это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях - это бережное отношение к голосу ребёнка.

Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм.

  • воздействует на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение;
  • снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов;
  • учит детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется

Логоритмика

            Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку.

  •  способствует быстрому развитию речи и музыкальности;
  •  формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками;
  • создают доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.

1. пальчиковые игры;

2. речевые игры;

3. музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики;

4. танцы под ритмодекламацию или пение взрослого;

5. ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с           движениями.

Пальчиковая гимнастика

  • Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
  • Совершенствует внимание и память;
  • Формирует ассоциативно-образное мышление;
  • Облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Дыхательная гимнастика

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Танцетерапия

Цель танцетерапии - посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние.


Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление, формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость.

  • Движения и танец, помимо того, что снимает нервно - психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом.
  • Упражнения с пением детей учат выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.
  • Музыкальная ритмика является отличной профилактикой сколиоза, кефоза, косолапия, плоскостопия.
  • Многократное повторение ритмических движений развивает мышечную память.

Игротерапия

Используются контактные, объединяющие, познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и терапевтические игры:

  • способствуют мышечной релаксации;
  • снимают физическую агрессию, негативизм,
  • развивают эмоциональную и познавательную сферы.

Игра на детских музыкальных инструментах

Использование приема музицирования учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, аккомпанировать музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они

отображают свои чувства и переживания.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • занятия по музыкотерапии;
  • режимные моменты;
  • работа с родителями (консультации)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности

этот проект  мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

  В данной статье я хочу рассказать о важности изобразительного искусства с раннего дошкольного возраста. Если вы хотите воспитать из своего малыша Эйнштейна, чаще давайте ему в руки кисто...

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 5-6 летнего возраста в ДОУ».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос...

Проект "Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста"

Долгосрочный проект ,сроком на 1 год 2018-2019 г Сентябрь-май "Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста"...