Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе
статья по музыке

Александр Иванович Отрохов

Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе

( Из опта работы учителя музыки  МБОУ «Куйбышевской СОШ», Большенизовского филиала  Отрохова  А. И.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе

( Из опта работы учителя музыки  МБОУ «Куйбышевской СОШ», Большенизовского филиала  Отрохова  А. И.).

 

      Модернизация школьного образования, как правило, касается естественных наук, языка и литературы и в меньшей степени затрагивает предметы эстетического цикла, в частности музыку. В отношении музыкального образования в условиях школы возможно множество подходов и методов. Но главное – это постепенное приобщение ученика к музыке в щадящем для него (и для окружающих) режиме. В качестве идеализированной модели берутся известные истории о принципах обучения в мастерских художников-живописцев. Путь к мастерству был нелёгким, но чётко разделённым на этапы. В начале ученик играл роль мальчика на побегушках. Ему доверяли только наблюдать за процессом творчества мастера, затем – растирать краски, грунтовать холст. По мере роста доверия увеличивалась и ответственность за результат. Вот уже пишется общий фон, потом отдельные второстепенные фигуры… И, наконец, мальчик-подмастерье превращался в мастера. Его путь к вершинам мастерства отражал процесс создания одной картины (от растирания красок до завершения), процесс материализации замысла.
      Музыкальная педагогика 20-21 века сделала в этом направлении достаточно много. Главное в нашей педагогической деятельности именно щадящий режим активного общения с музыкой, при котором степень ответственности за результат повышается постепенно, а процесс обучения проходит естественно, без принуждения и насилия. Когда музыке обучаются дети, у которых музыкальные способности находятся в актуальной форме, «на поверхности», и проявляют себя как одарённость. Всё проходит как бы само собой. Но что же делать, когда музыкальные способности имеют потенциальную форму, спрятаны где-то глубоко внутри, откуда их надо извлечь, и в условиях не только индивидуальных, но и групповых занятий? Тут мы часто оказываемся бессильными. В условиях урока музыки в общеобразовательной школе приходят на помощь другие виды деятельности, которые, однако, очень часто почти полностью вытесняют музыку и подменяя её словами о музыке, литературными, живописными и театрально-концертными ассоциациями. Известна поговорка: «Музыка начинается там, где кончаются слова». Данная же ситуация приводит к тому, что музыка не начинается вообще. Всё зависит от того, какие цели и задачи мы ставим перед собой, как учителя музыки.

      Музыка в первую очередь - искусство эмоционально-двигательное, психомоторное, включающее при восприятии мышечно-двигательные реакции, а уже во вторую очередь – искусство слуховое. Кстати, именно психомоторной природой музыки и может и быть объяснена и «плохая дисциплина» на уроках музыки в школе и желание двигаться под музыку. Освоение музыкальных закономерностей обязательно должно осуществляться во взаимодействии логического начала (вербального, понятийного) с эмоциональными и мышечными реакциями с преобладающим значением последних, особенно на начальных этапах. Только при этом условии полученные теоретические знания удастся перевести в навыки, необходимые для практической деятельности. Подход к музыке не только как искусству слуховому, но, прежде всего, как искусству психомоторному, постижение её в единстве слухового, зрительного и двигательного факторов, требующих иных методик, иных форм работы, даёт совсем другие результаты и другую эффективность курса обучения, в процессе которого осуществляется перевод внешних действий во внутренние представления.

      Музыка – искусство не чисто временное, но пространственно- временное. Осознание времени и пространства у нас происходит с помощью разных анализаторов. Любой материал, предлагаемый к использованию, должен иметь теоретическое осмысление. «Для развития внутреннего слуха ученика имеет значение и интеллектуальное осмысление всего, что усваивается слухом». (Гринштейн С.)

      Обучение музыке непосредственно развивает мышление. Так называемая «просветлённость», которой долго добиваются в восточных монастырях, имеет одно яркое проявление: активность левого и правого полушарий у «просветлённых» примерно одинакова. Занятия музыкой дают ровно такое же «Просветление». Дети, которые занимаются музыкой, добиваются больших успехов в математике и прочих творческих предметах.

    Музыка – искусство, основанное на передаче и приёме вибрационной энергии, непосредственно воздействует на клетки человека, вызывая ответную эмоционально-мышечную реакцию. С древнейших времён известна целительная сила хорошей музыки – как в физическом, так и морально- нравственном плане. Имея в своём распоряжении уникальную возможность формирования личности, гармонично сочетающей духовную, эмоционально- нравственную, физическую и интеллектуальную культуру, цивилизованное человеческое общество должно отнести музыке соответствующее место в системе образования и воспитания дошкольников и школьников. «Информация – ещё не знания, знания – ещё не мудрость, мудрость – ещё не любовь, любовь – ещё не музыка. Музыка – это всё».

     Стремление многих школ реализовать инновационные разработки, среди которых важное место занимают развивающее обучение, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного художественного и музыкально-эстетического образования, свидетельствует об осознании той роли искусства в развитии человека, о которой говорили выдающиеся деятели образования и культуры, стоявшие у истоков формирования системы эстетического воспитания. Однако этот процесс протекает неоднозначно и противоречиво. Профессионально-методическая подготовка специалистов - будущих учителей изобразительного искусства и музыки - часто не отвечает требованиям динамично развивающейся системы художественного образования школьников, отстает от педагогических новаций в этой области.

     Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная и важнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, "очеловеченных" музыкальных знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков. Вот почему уже в начальной школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем музыки - профессионалом. Только при этом условии возможно становление подлинной музыкальной культуры учащихся в основной школе, эффективное овладение "Мировой художественной культурой" и другими предметами гуманитарного, художественного цикла.

     В основной школе спектр обозначенных выше путей и методов становления музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры принципиально сохраняется. В основной школе важно организовать изучение музыкальной драматургии как процесса диалектического усвоения богатого жизненного материала (по формуле "Законы музыки - законы жизни"). Именно музыка, в силу ее особой способности воплощать в художественных образах сложные перипетии реальности, может наиболее эффективно психологически адаптировать подростков к ценностям и противоречиям большого мира. В ходе разработки поурочных планов  учителя музыки подстерегает большая опасность - поверить в то, что для своей работы можно перенять чужую методическую систему. Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств иногда превращается в самоцель, толкая из одной крайности в другую. Мы пережили моду на К. Орфа, З. Кодая, на разные приемы работы: болгарскую столбицу Б. Тричкова, методику развития музыкальных способностей Судзуки, ванХауве, Ф. Лысека, К. Досталика, методы музыкальной импровизации, систему развивающего и проблемного обучения. Все перечисленное, безусловно, заслуживает внимания и одобрения. Но безоглядное следование различным модным педагогическим моделям и течениям - опасная тенденция, разрушающая хрупкий слой собственной "концептуальной самостоятельности". Все новое, что увидел и услышал учитель, должно обязательно "отлежаться" в памяти и лишь потом, частично или целиком, может быть реализовано в собственной практике. Иначе - беда: в погоне за "модными системами" можно растерять то, что накоплено лично учителем, выстрадано в его собственной педагогической практике. А "новое" нередко обращается в "фальсификацию" творчества, формализм. Весьма полезно бывает изучить не известную доселе систему школьного музыкального образования. Ее, конечно же, можно принять или не принять.                    Однако в основе собственной работы на уроке должны лежать главным образом свои, незаимствованные методы, средства и приемы, авторский, личностный подход. Урок музыки должен стать окном в мир большого музыкального искусства, средством музыкально - эстетического воспитания, равного, как и нравственного воспитания. Большое внимание следует уделить современным способам общения с музыкой, применяя компьютерную технику, электронно-музыкальные инструменты и т.д.

      Так как урок музыки – урок вхождения в мир искусства, не мыслимый без познавательной активности учащегося, то сегодня в организации этого процесса нельзя не учитывать созидательный аспект  информационно – коммуникационных технологий . Компьютерные технологии в широком смысле – это педагогический инструмент, влияющий на структуру и динамику познавательной активности учащихся. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития учащихся. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря использованию ИКТ, ученики стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).
       При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

        1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

        2. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии;

        3. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

       4. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей;

         5. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

      После того, как школы были укомплектованы компьютерами и электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. В своей работе также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций. Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки.
       Информационно-коммуникационные технологии использую на уроках музыки, начиная с 1 класса. Большую помощь на уроках музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» , где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов. При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, из которых узнаю о новинках в мире музыки. Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки. Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:
∙ определение объёма и качества освоения содержания программного материала; ∙ проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся; ∙ проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребёнка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью; ∙ оценку педагогической деятельности учителя музыки.

      На уроках музыки использую различные формы тестового контроля: 1. «Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее часто используются и их хранение, редактирование и вариативная распечатка происходит с помощью специальных программных средств. 2. «Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля. Индивидуальный контроль возможен лишь при наличии соответствующих технических средств (аудиоплеер и наушники). Традиционной формой проверки на уроках музыки являются викторины, которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой. Проводя целенаправленную работу по внедрению информационно- коммуникационных технологий, добился стабильности результатов. В течение ряда лет наблюдается 100% успеваемость и высокое качество знаний. В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Широко можно использовать проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить любой иллюстративный материал.

       В сегодняшних условиях, когда учитель не имеет возможности применять готовые программные материалы, одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа PowerPoint, которую продуктивно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления учащихся, превращаются в яркие, волнительные и запоминающиеся. Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно, с остановками, излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы. Презентации могут широко используются на уроках музыки в разных классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Мало того, ученики среднего звена показывают свои презентации – викторины, содержащие вопросы по пройденным и знакомым темам, терминам, музыкальным фрагментам. Такие уроки служат не только большой помощью учителю в проведении опроса класса, закреплении материала, получении учащимися дополнительных оценок, но и дают возможность ученикам почувствовать себя в важной роли учителя, повышают активность класса во время ответов и обсуждения правильности и грамотности составленных вопросов и задач презентации своих одноклассников. Главное, при подготовке к таким презентациям – викторинам, которые, кстати, ученики могут готовить в парах, учащиеся учатся кратко, грамотно, понятно составлять вопросы на заданную тему, и также сжато, грамотно готовить ответы на эти вопросы. Обязательное условие при подготовке презентаций – это использование большого количества иллюстраций и, в зависимости от возраста учащихся, использование музыкального озвучивания слайдов, подходящего к данному вопросу. Таким образом, при подготовке презентаций-викторин ученики сами, непроизвольно для себя, закрепляют пройденный материал, запоминают и применяют в своей речи используемые музыкальные, искусствоведческие термины, запоминают музыкальные произведения композиторов-классиков.

      Применение на уроках музыки таких форм обучения при помощи информационных технологий тоже вносит большой вклад в общую подготовку учеников к будущим экзаменам ЕГЭ, где как раз и стоит перед учеником задача выбора правильности уже предложенных вариантов ответов или вычленения из текста нужного краткого материала. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций – серьезный творческий процесс, каждый  элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Целью использования такой формы обучения, как подготовка и показ презентаций, является создание комфортных условий обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.

     Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Поэтому очень важно не «заменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка. Использование информационно-компьютерных технологий способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации. Таким образом, применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.



Составитель: Отрохов А. И., ноябрь 2020г.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Современный подход и методы обучения иностранному языку в школе.

Проекты – личностно - ориентированный вид работы, который предполагает активное участие школьников в разных видах деятельности: они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать...

Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе

Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе...

"Современные концепции и методы обучения музыке в общеобразовательной школе".

В статье раскрываются современные методы обучения музыке в общеобразовательной школе....

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Статья "Применение современных педагогических технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе"

В статье приведены примеры использования различных педагогических приёмов и техник, адаптированных к уроку музыки в начальной и средней школе. Материал сгруппирован по этапам урока: организационный, о...

Доклад:на тему: "Новые подходы в преподавании и обучении уроков музыки в общеобразовательной школе"

Доклад на тему: "новые подходы в преподавании и обучении уроков музыки в общеобразовательной школе"...