Статья
статья по музыке

"Сельская школа, как открытая социокультурная педагогическая система"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vestnik_ngpu_-_selskiy_uchitel._fatihova_g.i._g.docx23.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ОТКРЫТАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Фатихова Гузель Ибрагимовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад «Аленушка» Тукаевского муниципального района, с.Бетьки, Республика Татарстан

Гумерова Марина Миннегалиевна

ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», г. Набережные Челны

Аннотация Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа и обобщения опыта сельских педагогов по вопросам поиска механизмов, инструментов реализации воспитательного потенциала сельской школы как социокультурного центра в сельской территории.

В статье раскрыты основные направления, формы и результаты взаимодействия сельской школы с социальными партнерами.

Ключевые слова: сельская школа, сельский учитель, социокультурные формы взаимодействия

THE RURAL SCHOOL AS AN OPEN SOCIOCULTURAL PEDAGOGICAL SYSTEM

Fatikhova Guzel Ibragimovna

Municipal budgetary preschool educational institution-kindergarten "Alyonushka" Tukaevsky municipal district, Betki village, Republic of Tatarstan

Gumerova Marina Minnegalievna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Naberezhnye Chelny State Pedagogical University», Naberezhnye Chelny

Abstract: The relevance of the article is due to the need to analyze and summarize the experience of rural educators on the search for mechanisms, tools to implement the educational potential of the rural school as a socio-cultural center in the rural area.

The article reveals the main directions, forms of results of interaction between the rural school and social partners

Keywords: rural school, rural teacher, sociocultural forms of interaction

Сельская школа как движущая сила социокультурного развития в сельских территориях остается единственным социокультурным центром, обуславливающим направленность и условия возникновения социальных преобразований, сохранения и продвижения духовно-нравственных, образовательных и культурных инициатив, программ и проектов.

Одним из важных условий реализации воспитательного потенциала сельской школы является наличие высококвалифицированных, компетентных и активных педагогов, которые сплочены и организованы в профессиональное сообщество. Проблема отдаленности от города, его культурных и досуговых возможностей, узкий круг социальных партнеров с одной стороны является ограничивающим фактором развития сельского социума, с другой – преимуществом села, - благодаря исторически обусловленной близости сельского учительства к сельской среде, пониманию социокультурных потребностей, как возможности сильно влиять на менталитет сельских жителей.

В данной статье мы рассматриваем комплекс мероприятий, направленный на создание открытой социокультурной педагогической системы взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами на примере работы ДОУ села Бетьки Тукаевского района Республики Татарстан. Также важен анализ нашего педагогического опыта с целью выявления условий реализации возможностей образования в сельских территориях.

Организационными мероприятиями реализации идеи взаимодействия стали определение перечня социальных партнеров и путей и способов взаимодействия с ними; обсуждение направлений сотрудничества, форм работы; разработка дорожной карты реализации совместного плана мероприятий. Обсуждение проводилось в форме расширенных очных и дистанционных заседаний методических объединений.

Традиционно педагогически целесообразными стало участие воспитанников детского сада со своими педагогами всех культурных мероприятиях, проводимых в селе. Эмоционально насыщенная атмосфера, совместная деятельность по подготовке и проведению праздничных событий способствуют формированию национального самосознания и самоидентификации со своим народом, пониманию о себе и о других людях, о малой Родине и Отечестве. Проведение обрядовых праздников таких как «Проводы зимы», «Навруз», «Масленица», «Пасха», передавая специфику народных традиций и обычаев, сохраняют культурную память и историческое наследие предков. Бережно передающиеся из поколения в поколение социальные ритуалы и обряды способствуют духовному единению всех поколений сельчан.

Проблема малокомплектности образовательных учреждений на селе является педагогическим преимуществом, так как позволяет создать разновозрастное школьное сообщество и поддерживать наставнические практики среди учащихся и детей дошкольного возраста. Школьники вместе с дошколятами ежегодно выступают на митинге Дня Победы. На встречах «Слава защитникам Отечества!» познают особенности прохождения службы в вооруженных силах Российской Армии. Дошкольники являются обязательными участниками торжественной школьной линейки коДню Знаний, праздничных концертов ко Дню Матери, Дню пожилого человека, 8 Марта и др.

Результатами взаимодействия с творческими коллективами сельского Дома культуры становятся не только регулярные посещения профессиональных театрализованных представлений. Благодаря возможности познакомиться с секретами актерского мастерства, режиссерскими решениями и различными жанрами искусства, подрастающее поколение сельчан приобщается к театральной и музыкальной культуре, воспитанники обогащают свой социальный опыт, определяя дальнейшие направления творческого саморазвития [2].

Воспитательными эффектами совместной работы педагогов и работников культуры в ходе привлечения маленьких зрителей к участию в различных постановках и концертах являются и развитие художественно-эстетического вкуса детей, их творческих способностей в различных видах деятельности, и, главное, формирование культурных потребностей и истинных духовно-нравственных ценностей и понятий сущности добра и зла [1].

На выставках-конкурсах художественно- прикладного творчества на базе образовательных учреждений принимают участие школьники и дети дошкольного возраста, а также мастерицы и ремесленники из числа сельских жителей. Так, популярностью пользуются фотовыставки на лучший летний цветочный двор «Цветы небывалой красоты», сельскохозяйственные экспозиции выращенных своими руками овощей и ягод «Осенние фантазии», на зимние скульптуры во дворах «Зимняя сказка» и др.

Одним из важных социальных проектов на селе «Живая история» является приобщение школьников к социальной работе в формате тимуровского движения: забота о старшем поколении, время, проведенное с ними, воспоминания бабушек и дедушек и т.п. оставляют культурный след в душе и памяти подрастающего поколения.

Мы, педагоги, и наши воспитанники стали постоянными  участниками конкурсов, фестивалей, праздничных программ по приглашению сельского Дома культуры. Сотрудники детского сада входят в состав хореографической группы «Изюминка» и выступают на праздничных концертах в селах района. Ежегодно пополняется копилка призов и почетных грамот за победы и участие в различных танцевальных конкурсах. Педагоги нашего детского сада показали свои знания и педагогическое мастерство в конкурсе «Туган телдэ жырлый чишмэ». Воспитанники  ДОУ «Алёнушка» заняли II место на Первом районном фестивале «Год экологии» в номинации «Театральная миниатюра», стали лауреатами фестиваля детского и юношеского творчества «Нэни йолдызлар-Маленькие звёздочки», имеют грамоты участия в республиканских и всероссийских конкурсах.

Наш опыт социально-педагогической практики подтверждает тезис о ведущей роли школы как социокультурного центра через расширение социально-педагогических функций данного образовательного института.

Современный сельский педагог помимо педагогических функций и образовательных задач выполняет обязанности и педагога дополнительного образования, и журналиста, и аниматора, и культорганизатора, и сценариста-постановщика, и звукорежиссера, дизайнера-декоратора, и даже стилиста-парикмахера, обеспечивая организацию досуга, поддержку социальных проектов, вовлекая население в решение социальных проблем села.

В круг современных проблем, с которыми обращаются к современному сельскому педагогу, входят и вопросы первичной психологической помощи, и просветительско-разъясняющая работа как внештатного представителя системы профилактической медицины по укреплению здоровья сельского населения. Педагогам, как представителям сельской интеллигенции, чаще приходится сталкиваться с трудностями преодоления интеллектуальных разрывов и противоречий во взглядах сельских жителей.

Опрос сельских педагогов показал, что существуют трудности материального характера и недостаточность финансовой поддержки при удовлетворении потребностей педагогов в самообразовании и взаимодействии с городскими социальными партнерами.

Современная материально-техническая база и оснащенность компьютерной техникой с выходом в Интернет позволило бы образовательному учреждению стать полноценным информационно-развивающим центром, задающим современный вектор социального развития села.

Список использованной литературы:

1.Галиакберова, Р.А. Реализация городских программ в общеобразовательных учреждениях как средство формирования культурных  потребностей учащихся / Р.А.Галиакберова // Сб мат Всеросс.научно-практ.конф. – 2019 «Диалог культур в контексте образовательной деятельности». – Набережные Челны, 2019. – С.144-147.

2. Гумерова, М.М. К проблеме педагогического сопровождения одаренных детей / М.М.Гумерова, А.С.Кремнева. //Тенденции развития образования: Педагог, Образовательная организация,  Общество – 2019: Мат.Всеросс.конф. – Чебоксары, 19 августа 2019. – С.156-159.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....