Урок " Развитие творческих способностей аккордеониста в классе ансамбля"
план-конспект по музыке

    Формирование интереса к ансамблевому исполнительству в ДШИ - актуальная задача нашего времени. Современный педагог должен хорошо знать не только базу методики обучения игре по специальности, но и владеть методиками и знанием технологий в работе с ансамблем и  применять их  в учебном процессе. «Ансамбль [фр. ensemble, – вместе]. Понятие ансамбль, означающее стройное сочетание различных элементов, встречается во всех областях искусства. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД МЕГИОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А.М. КУЗЬМИНА

 «ШКОЛА ИСКУССТВ «ВЫСОКИЙ»

Открытый урок

«Развитие творческих способностей аккордеониста в классе ансамбля»   

преподаватель по классу аккордеона

отдела народных инструментов

Колобова Елена Павловна

«Никогда не упускай возможности участвовать

в совместной игре в дуэтах, трио и т.п.

 Это сделает твою игру полной

 жизни, осмысленной»

Р.Шуман

План-конспект открытого урока      

«Развитие творческих способностей аккордеониста в классе ансамбля»   

    Формирование интереса к ансамблевому исполнительству в ДШИ - актуальная задача нашего времени. Современный педагог должен хорошо знать не только базу методики обучения игре по специальности, но и владеть методиками и знанием технологий в работе с ансамблем и  применять их  в учебном процессе. «Ансамбль [фр. ensemble, – вместе]. Понятие ансамбль, означающее стройное сочетание различных элементов, встречается во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение.  Определение «ансамбль» характеризуется слаженностью исполнения и единством творческих устремлений участников художественного коллектива; выражение «чувство ансамбля» подразумевает способность музыканта к совместной игре и особые, специфические навыки ансамблевой игры.

       Игра в ансамбле воспитывает у обучающихся ряд профессиональных качеств: дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, способствует стабильности в исполнении.

Цель урока: развитие творческих способностей, приобретенных на уроках специальности  в ансамблевом исполнительстве.

Задачи урока:

Образовательные:  

- отработка синхронности при взятии и снятии звука.

- отработка согласования приемов звукоизвлечения, соблюдение общности ритмического пульса, устойчивость темпа.

- закрепление знаний о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, динамика, темп, лад, регистр, тембр)

Воспитательные:

- воспитание партнерских отношений в ансамблевой игре.

- воспитание эмоциональной отзывчивости на исполняемые произведения.

- воспитание устойчивого интереса игры на инструменте.

Развивающие: 

- развитие культуры звука, культуры исполнения.

- развитие навыков полноценного художественного восприятия, раскрытия музыкальных образов,  содержания произведений.

- развитие навыков умения слушать свою партию и партию партнера.

Форма учебного занятия: мелкогрупповая.

Материально-техническое оснащение урока: классная комната для занятий, аккордеоны, пюпитры, нотные пособия, компьютер.

Методические приемы: объяснение, наглядный метод, сравнение, самоконтроль, практическая работа.

Используемые современные технологии обучения:

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология личностно-ориентированного обучения;
  • Здоровье сберегающие технологии;
  • Компьютерные технологии.

             Мой урок состоит из двух частей:

1часть - работа с начинающим   аккордеонистом 1  класса Аврамец Глебом.

      Первоначальные навыки  игры в ансамбле ученик приобретает с первых шагов обучения. Игра в ансамбле «учитель – ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках почувствовать себя равноправным музыкантом, даже исполняя несколько звуков.

      Дети  познают мелодию с азов (характер, настроение, теорию, штрихи, динамику). В процессе  работы приобретаются ансамблевые навыки:

«солирования» - когда нужно показать свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план. На уроке изучаем простые  песенки, когда аккомпанемент поручается  ученику для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.

   С большим интересом дети играют  пьесы из сборника  Р. Бажилина (каждое произведение дает возможность познавать новое в музыкальном плане, помимо игры с преподавателем, прививает навыки исполнения под фонограмму). Занятия ансамблем нравятся всем учащимся без исключения. Родители, посещающие уроки, отзываются с благодарностью.

 Ход урока        

 1.Организационный этап

  Приветствие, знакомство с участниками открытого урока, подготовка дидактических материалов.

Задача преподавателя – подготовить учеников психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, настроить детей на активную работу.

2.Проверка домашнего задания

В качестве подготовки к открытому уроку ученикам предлагалось дома закрепить теоретические знания и исполнение ансамблевых партий.

Вопрос: - что означает «ансамбль»? Как назвать ансамбль из двух исполнителей?

Ответ: - «Ансамбль» - группа исполнителей. Когда играют одно произведение два музыканта  - дуэт.

 3.Основной этап        

     На этом этапе моя цель, как преподавателя – вызвать заинтересованность  ученика  в   ансамблевом исполнительстве. Открыть новые грани исполнения музыки.

    Начать вместе играть, синхронно взять два звука – не так легко, это требует тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить ученику, что в оркестре дирижер показывает вступление дирижерским  замахом, а в дуэте аккордеонистов удобным показом начала игры является  легкий кивок головы (ауфтакт). Пробуем разные варианты – показ педагога (ауфтакт) затем ученик сам показывает начало исполнения. Дети выполняют задание с интересом и удовольствием. Нужно очень строго отмечать малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Не меньшее значение имеет и синхронное окончание и «снятие» звука, что достигается легким кивком головы или с помощью показа взглядом. Пауза в ансамблевой игре  имеет большое выразительное значение –  время паузы одного исполнителя дает возможность «высказаться»  другому участнику ансамбля. «Паузы всегда звучат хорошо». А.Шенберг. «Глупость исполнителя нигде так не очевидна, как в паузах» Н.Перельман.

      Исполнение пьес дуэтом с преподавателем: Г.Беляев «Детская сюита», у.н.п. «Ехал казак за Дунай», Р.Бажилин   «Радуга», «Солнечный зайчик».

     2часть: Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на  протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Следующий показ работы ансамблевого исполнительства-трио аккордеонистов: Попов Михаил, Гутыря Артём, Ротарь Родион. Ребята обучались в разные смены и играли в дуэте. В 6 классе объединились в единый коллектив. В.Баканов «Веселые ритмы»

 Вопрос: В каком стиле написано произведение?

Ответ: - В эстрадном стиле.

Вопрос: Какой ритм характерен для эстрадного стиля?

Ответ: -  Пунктирный ритм, синкопы.

     Пьеса выучена  и готова к публичному показу. Предлагается исполнить пьесу, имитируя концертное выступление, с выходом, поклоном и аплодисментами «публики». Задача преподавателя выделить наиболее удачные моменты выступления. Также предлагаю и ученикам самостоятельно проанализировать собственное исполнение. Такие проигрывания воспитывают выдержку, чувство «локтя», не позволяя останавливаться ради общего дела – удачного концертного исполнения.

     Для того, чтобы произведение зазвучало, необходимо тщательно прорабатывать каждую партию участника ансамбля. Идет проработка приемов единого звукоизвлечения и штрихов в аккомпанементе. Определяется форма произведения, главная мелодия, подголоски, динамическое развитие и др. Очень важен слуховой контроль, умение дать возможность высказаться партнеру. В процессе игры музыканты должны найти тот темп, который точно выражает характер произведения.  Чтобы играть синхронно, нужно слышать в музыке мерное чередование сильных и слабых долей, ощущать единый метро - ритмический пульс. Это придает звучанию устойчивость, стройность, внутреннюю упругость.

     При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения.      
    Совместная игра отличается от сольной тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазией не одного, а трех исполнителей.

Р.н.п. «Пойду ль, выйду ль я» обр. Д. Самойлова

Вопрос: В какой форме написано произведение?

Ответ: - В форме вариаций.

Пьеса находится в стадии разбора. Идет детальная проработка текста. Определяется характер каждой вариации, выразительные средства музыки для полного раскрытия образа.

4. Заключительный этап.

    В конце урока необходимо подвести итог проделанной  работы: что удалось достигнуть, над чем стоит работать в дальнейшем для слаженного звучания ансамбля.

Заключение. Таким образом, подводя итог проделанной работе можно сделать вывод, что     ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. В процессе работы над ансамблем дети приучаются слышать партию партнера, подхватывать партнера, если произошел срыв, следить за изменениями темпов и подстраиваться.

     Игра в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить вместе. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Каждый ансамбль формируется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени владения инструментом. При отборе учащихся для ансамбля преподавателю необходимо выявить у его будущих участников общие черты, которые станут предпосылкой формирования творческого лица художественного коллектива как единого целого.
   
Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося;  активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; воспитывает  ответственность за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом.

     Очень важна в успешной работе ансамбля творческая атмосфера. Она немыслима без участия всех участников коллектива. Одно из важнейших условий успешной работы ансамбля - способность каждого его участника критически относиться к себе и к своим товарищам, быть глубоко принципиальным как  в оценке своей деятельности, так и всего ансамбля.

       «Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных… Если прекрасный музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнера, он не добьется хороших результатов в ансамбле…Необходимо довериться интонации партнёра, только тогда усилия каждого превратятся в музыку»  Р.Баршай. 

      Важную роль в ансамблевом исполнении играет визуальный контакт между исполнителями. Визуальные контакты при игре в ансамбле обусловлены самой музыкой, в которой обычно много «диалогов», «перекличек». В ансамбле баянистов (аккордеонистов) можно считать оптимальным принцип посадки, благодаря которому достигается стабильность упомянутого контакта, обеспечивается возможность наблюдать за действиями правой и левой рук любого исполнителя.

    Большая роль  в ансамблевом исполнительстве отводится динамике. Динамические оттенки помогают полнее раскрыть общий характер музыки, эмоциональное содержание. Очень важно научить детей совместному исполнению динамических оттенков. Для многих начинающих участников ансамбля это является большой трудностью. Одним хочется играть громче всех, другим, наоборот, «спрятаться за спину». Поэтому необходимо воспитывать сознательно творческое отношение к делу, понимание роли каждой партии в данном произведении. Важно разъяснить детям, что некоторые партии звучат мягко и служат фоном, другие звучат ярче, являясь средним планом, а третьи выделяются на первом плане.

Каждый участник ансамбля должен:

- систематически работать над повышением своего исполнительского мастерства;

- проявлять инициативу в решении различных вопросов, возникающих в процессе работы;

- тщательно готовиться к репетициям, учтя все замечания, полученные ранее;

- старательно прорабатывать ансамблевую партию;

- во время выступления быть предельно внимательным, слушая не только себя и каждого из партнеров, но и звучание всего ансамбля.

    Итогом проделанной работы будут выступления на родительском собрании, классном, школьном концерте, конкурсах. При всей тщательности подготовки ансамбля, концерт всегда приносит учащимся нечто новое, неожиданное. Необычная обстановка эстрады, зала, скопление публики и то, что исполнители становятся центром всеобщего внимания, настолько действуют на членов коллектива, что исполнение ансамбля становится в этих условиях качественно отличным от игры в классе.

    Игра в ансамбле предоставляет юному музыканту возможность творческого общения с широкими массами слушателей. Ансамблевая игра является не только одной из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей, она также формирует характер, прививает детям чувство коллективизма, товарищества, причастности к большому делу пропаганды музыкальной культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ушенин В. «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)»
  2. Мотов В., Шахов Г. «Аккордеон – ансамбли»
  3. Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне»
  4. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика»
  5. Старостина И. «Играем вместе»
  6. Ризоль Н. «Очерки о работе в ансамбле баянистов»
  7. Интернет материалы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Обобщение педагогического опыта по теме исследования «Развитие творческих способностей обучающихся 8 классов на уроках технологии с применением метода проектов»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта о методе проектах на уроках технологии. В ней раскрыты аспекты применения метода проектов, их классификация. ....