Методический доклад ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО. ВЫУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ»
методическая разработка по музыке

Воистинова Римма Яннатхановна

Методический доклад  ТЕМА:  «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО. ВЫУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyuchivanie_naizust.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАВТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

Методический доклад

ТЕМА:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.

ВЫУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ»

Выполнила:

Воистинова Римма Яннатхановна

Преподаватель по классу фортепиано

г. Симферополь, 2020

В последние годы одной из проблем занятий с учащимися в классе фортепиано становится выучивание наизусть и, как следствие, неуверенное исполнение на экзамене и поэтому страх перед такими выступлениями.

Большое значение для развития учащихся пианистов наряду с другими музыкальными способностями имеет музыкальная память. Ученик, обладающий хорошей памятью, быстрее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления – это дает ему возможность интенсивнее продвигаться вперед. Хорошая память помогает ему уверенно чувствовать себя на эстраде и ярче проявить себя во время публичного исполнения произведения. И не случайно известный французский пианист А. Корто считал, что именно память дает возможность создать обширный репертуар и владеть результатами своей работы.

Музыкальная память – это способность человека к запоминанию, сохранению в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Музыкальная память – одна из ведущих способностей и ее значение огромно. Это целый комплекс свойств, музыкальная память соединяет различные виды памяти. Для исполнителя нужны слухообразная, эмоциональная, конструктивно-логическая, двигательно-моторная или пальцевая, зрительная память. У многих людей своя музыкальная память, отличающаяся собственными типологическими характеристиками, но главенствует слуховая, т.к. музыкальная память прежде всего слуховая.

Чем более развит слух и ритм, тем эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти. Она вовлекается в работу потому что всё, начиная от слушания музыки и кончая её сочинением, затрагивает сферу музыкальной памяти. А музыкальное исполнительство способствует её формированию.

Музыкант-исполнитель ставит целью запомнить музыкальный материал, выучить его наизусть, т.к. «игра на память дает несравненно большую свободу выражения» (Бузони). Нацеленность, ежедневная направленность повышает продуктивность и работоспособность.

2

Музыкант-исполнитель практически, через игровые действия, соприкасается со звуковым материалом, воспроизводит его – это имеет самое близкое отношение к проблеме развития музыкальной памяти. Влияет на успешность запоминания – активность субъекта при восприятии им тех или иных явлений. Активное повторение гораздо действеннее пассивного.

Воспроизведением музыки является и её мысленное проигрывание, но более активным является исполнение музыкального произведения. Запоминание бывает намеренное, произвольное и непроизвольное.

Гольденвейзер, Маккиннон, Янкова, Савшинский считали, что произвольное запоминание лучше. А Гр. Прокофьев, Г. Нейгауз, Рихтер, Ойстрах, Фейнберг считали, что произведение должно непроизвольно запоминаться, как бы «само по себе». Оба способа работы имеют право на существование. Часто музыканты запоминают в итоге всей работы над образом. Главное – в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в русле которой протекает запоминание музыки. Главное – как, каким образом работать над произведением в процессе его выучивания наизусть.

Значительная часть учащихся, не слишком одаренных, строит свои занятия на многократных, однообразных повторениях произведения. В ходе этих повторений музыкальный материал постепенно заучивается наизусть, «входит в пальцы». Это выражение не случайно, потому что нагрузка при подобных методах работы за инструментом ложится на двигательно-моторную память учащихся («память пальцев»); само подобное запоминание, опорой которого служат элементарные, двигательно-ассоциативные связи, принимает во многом механический, неосознанный характер.

«Процесс заучивания музыкальных произведений в подавляющем большинстве случаев протекает стихийно, без сколько-нибудь заметной управляемости со стороны педагогов и самих учащихся» (М. Лонг). Часто выученное наизусть лишено осмысленности, учащиеся играют «одни ноты», не понимая смысла. Многие закрепляют в памяти материал до его

3

удовлетворительного осмысливания, запоминают музыку, во многом недопонимая её.

«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно».

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается мысль о том, что самое главное в процессе запоминания – это способы усвоения изучаемого материала. Это касается и запоминания музыкального материала. Психологи отмечают важность уровня интеллектуальной активности для успешного запоминания, как произвольного, так и непроизвольного. Первое отличается от второго прежде всего наличием установки на запоминание, но в обоих случаях эффективность запоминания значительно возрастает при условии применения осмысленных приемов усвоения различного рода материала, в том числе и музыкального. По сути, формирование и сознательное оперирование этими приемами в деятельности учащихся – необходимая предпосылка для развития у них логической памяти.

Известный психолог П.И. Зинченко считает, что «общим и необходимым условием повышения продуктивности памяти является формирование процессов понимания как специально целенаправленных умственных действий». В основе развития логической памяти в первую очередь должно лежать понимание изучаемого материала, сознательная аналитическая работа над ним при рациональном использовании осмысленных приемов. Осмысленность процесса выучивания наизусть – один из главных факторов его успешности. Поэтому умение быстро и правильно осмыслить материал оказывает огромное положительное влияние на эффективность запоминания.

Многие педагоги – практики мало внимания уделяют вовлечению мыслительных процессов при обучении учащихся, развитию у них навыков теоретического осмысления музыкального материала. Анализ музыкального произведения часто просто выпускается из вида. В связи с этим, у учащихся слабо формируется музыкальное мышление, которое предполагает анализ

4

произведения, его содержания и непосредственное восприятие его формы. Музыкальное мышление основывается на интеллектуально-интуитивном восприятии музыки. А усвоение музыкального произведения всегда должно опираться на его всестороннее понимание, что предполагает эмоциональное и интеллектуальное начала. Углубленное понимание изучаемого сочинения стимулирует повышенный интерес, более активное эмоциональное отношение к нему.

На всех этапах фортепианного обучения успешное усвоение музыкального произведения невозможно без разумного сочетания эмоционального и логического понимания его. Нейгауз отличал эмоциональную основу восприятия и воспроизведения музыки, в то же время подчеркивая важность тщательного анализа музыкального произведения при изучении его в фортепианном классе, когда преподаватель «должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, но дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры». Понимание музыкального произведения подразумевает постижение образно-эмоциональное содержание музыки через осмысление структуры, логики тонального плана, гармонии, голосоведения, полифонических особенностей, фактуры изучаемого сочинения, т.е. всего комплекса художественно-выразительных и технических средств, используемых композитором. При этом понимание строения произведения включает в себе не только анализ его структуры, но и выявление роли каждого элемента формы для раскрытия идей, образов и эмоций, заложенных в данной пьесе в соответствии с замыслом композитора. Поэтому эмоциональность и интеллект нужно развивать в первую очередь у обучающихся музыке. Но на практике бывает не так. Преобладающим методом запоминания и усвоения музыкальных произведений зачастую остаются многократные, но бессодержательные повторения. Многие учащиеся сводят процесс запоминания и усвоения музыкальных произведений к механически повторяемым проигрыванием изучаемого материала. Они не понимают,

5

что такие бесконечные повторения не обеспечивают прочности и осознанности запоминания, а только «зазубривают нотный текст».

Повторения – важный и необходимый этап успешного усвоения фортепианного произведения, но продуктивными они могут быть тогда, когда учащийся умеет рационально их организовать, разумно распределить в течение своего рабочего времени. Наиболее эффективно протекают такие повторения, в основе которых лежит осмысленная деятельность ученика.

Каждое повторение музыкального отрывка обязательно должно быть сознательным, преследовать определенную цель, сопровождаться решением какой-либо новой задачи, поставленной учащимся самому себе. Г.М. Коган говорит, что «повторять пьесу – значит вновь работать над ней».

Неправильная организация процесса повторений при выучивании наизусть приводит к тому, что учащиеся в ряде случаев успевают выучить очень мало произведений. Отсюда очень ограниченный репертуар, а ведь именно его накопление ведет к активному продвижению ученика. По мнению некоторых музыкантов такое состояние происходит из-за господствующей в практике установки на непроизвольное запоминание изучаемых пьес. А к преднамеренному произвольному выучиванию наизусть учащиеся прибегают вынужденно, в силу особых обстоятельств (срочность задания). Часто само отсутствие осознанной установки на запоминание приводит к тому, что процесс выучивания музыкального произведения на память протекает совершенно неуправляемо, неоправданно долго и неосмысленно. Это вызывает серьезную тревогу. Но причина не только в непроизвольном запоминании. Осмысленное непроизвольное запоминание играет положительную роль. Все дело в том, является ли оно осмысленным или механическим. При обучении на фортепиано продуктивность запоминания во многом зависит от способов работы над музыкальным материалом, а не только от того, как произвольно или непроизвольно осуществляется выучивание наизусть. Решающим фактором

6

эффективности запоминания является осмысленность или неосмысленность. Поэтому особое внимание должно быть уделено становлению и развитию логической памяти, которая поможет осмысленному запоминанию музыкального материала, лишь оно может обеспечить прочное и сознательное его усвоение на основе полноценного понимания.

Очень важно использовать для развития логической памяти у учащихся рациональных осмысленных приемов работы.

Важнейшими приемами осмысленного анализа и запоминания музыкального материала являются:

  1. Смысловая группировка изучаемой пьесы, т.е. разделение её на части, каждая из которых представляет собой определенный смысловой, логически завершенный элемент музыкального материала;

  1. Смысловое соотношение частей, эпизодов музыкального произведения, сопровождаемое установлением и осознанием сходства и различия между ними; сравнение, сопоставление элементов фактуры, голосоведения, мелодии и аккомпанемента; осмысление характерных особенностей полифонии, тонального плана, гармонического языка.

Осмысленный анализ произведения возможен, если используются знания гармонии, полифонии, музыкального формообразования и т.д. Сознательное освоение логических приемов не только благотворно влияет на развитие музыкальной памяти учащихся, но и оказывает существенное воздействие на активное формирование их музыкального мышления.

Итак, наличие установки на запоминание оказывает ощутимое влияние на успешность выучивания наизусть по сравнению с непроизвольным запоминанием, когда намерение запомнить отсутствует. Положительное воздействие психологической установки значительно возрастает, если запоминание музыкального материала осуществляется посредством осмысленных приемов. В то же время, непроизвольное запоминание музыкальных произведений в условиях содержательной, активной и сознательной деятельности учащихся приводит к лучшим результатам,

7

чем произвольное, не опирающееся на логические приемы.

Учащиеся младших классов запоминают, в основном, непроизвольно. Это потому, что детям в этом возрасте трудно сочетать познавательные и мнемические (действия, направленные на запоминание музыки) задачи, т.к. познавательные задачи, стоящие перед начинающими обучение музыке настолько многообразны, что их решение полностью занимает все внимание, все творческие силы юных пианистов.

В младших классах непроизвольное запоминание наиболее эффективно, т.к. умы учащихся заняты осмыслениями новых и сложных для них проблем.

Когда же основные исполнительские навыки и умения будут в достаточной мере сформированы и автоматизированы, непроизвольное запоминание начинает уступать по продуктивности произвольному. У обучающихся игре на фортепиано в старших классах, обладающих известным музыкальным опытом и знаниями, произвольное запоминание происходит более успешно, чем непроизвольное. При этом само намерение запомнить, установка на запоминание представляет собой один из важных факторов, благодаря которому происходит произвольное запоминание музыкального материала.

Процессы понимания не сразу выступают в качестве приемов запоминания. На первых этапах освоения музыкального материала они имеют познавательную функцию и служат целям анализа-разбора пьесы. Лишь в дальнейшем способы анализа музыкального материала (прежде всего смысловая группировка и соотношение) могут быть использованы в качестве приемов осмысленного его запоминания.

Использование анализа музыкального материала в доступных формах должно начинаться уже с первого года обучения игре на фортепиано. Аналитическая работа помогает глубже раскрыть содержание изучаемой пьесы и благоприятствует большей осмысленности и выразительности её исполнения. При анализе пьесы надо уметь сравнивать, сопоставлять,

8

выделять подобное и различное в отдельных частях пьесы. Уже перед учащимися младших классов преподаватель должен поставить задачу установить, сколько раз в пределах одной части или пьесы повторяется определенное предложение, одинаково ли оно во всех случаях или в нем есть какие-то отличия по сравнению с предыдущим.

С самого начала обучения учащихся необходимо прививать умение осмыслить строение, форму изучаемого произведения, находить и сопоставлять сходные элементы в различных его эпизодах, определять характерные особенности голосоведения, мелодии, аккомпанемента. Чем старше будут становиться учащиеся, чем больше возрастает их музыкальный опыт, тем более высоким будет уровень анализа, который должен составлять фундамент для дальнейшего осмысленного запоминания и усвоения музыкального произведения. Аналитическая работа по сути дела является началом практического овладения музыкальным материалом.

I часть Сонатины № 1 Клементи. После общего знакомства с ней проводится анализ её формы. Словами «экспозиция», «разработка», «реприза», а также «главная», «побочная» партии отмечаются в нотах как опорные пункты для памяти. Они служат как вспомогательный фактор при специальном обучении логическим приемам.

Анализируя первые 2 предложения, составляющие период, точно определяются их границы. Понятие «фраза», «предложение», «период» уже доступны учащимся младших классов (можно провести параллель с речью). Первые 2 такта осмысливаются как ход по ступеням До мажорного трезвучия. После скачка на октаву во 2-м такте следует нисходящее движение по ступеням До-мажорной гаммы в последующих 2-х тактах. В 4-м такте левая рука как бы подхватывает правую: движение в партии левой руки начинается от той же ноты, которой заканчивается ход в правой руке только октавой ниже. Перед изучением этой Сонатины полезно повторить гамму До мажор,чтобы учащийся мог свободно ориентироваться в пределах

9

этой тональности.

Второе предложение – 2-я отправная точка для запоминания. 5-й такт тождественен 1-му, и он легко запоминается. Затем, после нисходящего До-мажорного трезвучия продолжается движение по терциям, вплоть до ноты «соль» 1-й октавы, от которой вверх следует гамма «Соль-мажор» в одну октаву. Таким образом запоминается 1-й период, представляющий собой главную партию экспозиции. С целью проверки можно предложить ученику воспроизвести на фортепиано выученный наизусть эпизод. Целесообразно также сделать попытку мысленно, без нот и без инструмента, повторить выученную часть. Целесообразно чередовать такое мысленное повторение с исполнением на инструменте.

Ученик получает задание: в заранее обусловленном темпе, совместно с педагогом, мысленно «проигрывать» выученный на память эпизод, затем, по сигналу педагога, продолжать исполнение на инструменте. Но такой сигнал может быть дан только в начале какого-либо музыкально-завершенного отрывка, будь то фраза, предложение и т.п. По тому же принципу, путём дальнейшего сопоставления отдельных частей Сонатины между собой, соотнесения элементов фактуры с музыкально-теоретическими знаниями, посредством анализа структуры, логики тональных соотношений осуществляется осмысленное запоминание этой пьесы.

Оперирование осмысленными приемами непременно должно сопровождаться раскрытием образного содержания композитора. Так, в ходе анализа формы Сонатины выясняется значения динамических нюансов в различных её частях, в частности, «форте» в главной партии экспозиции и «пиано» в разработке, построенной на тематическом материале главной партии экспозиции.

10

Таким же образом должна протекать работа по запоминанию более сложных, чем Сонатина, музыкальных произведений, написанных в форме сонатного аллегро.

Сонатину № 1 Клементи проходят обычно во 2-м классе, но именно на таком простом музыкальном материале нужно начинать обучение приемам осмысленного анализа и запоминания учащихся.

  • процессе запоминания и усвоения более сложных по структуре, гармоническому языку сочинений возникают определенные особенности. Значительно увеличивается время, предоставленное осмысленному анализу-разбору текста. Кроме того, большими по размеру будут смысловые единицы музыкального материала, подлежащие запоминанию.

  • заключение, можно отметить, что музыкальная память человека во-обще, во многом зависит от внимания, целеустремленности и других свойств личности. Так сосредоточенность, интенсивность и устойчивость внимания очень влияют на результат запоминания. Чем лучше развиты эти качества, тем выше продуктивность музыкальной памяти.

Между воспитанием необходимых каждому человеку черт характера, таким как упорство, настойчивость, сила воли и формированием памяти существует вполне определенная взаимосвязь. Эти качества необходимы каждому обучающемуся музыке для того, чтобы успешно преодолеть трудности, встречающиеся в ходе запоминания музыкального произведения.

11

Используемая литература:

  1. Л. Маккиннон – Игра наизусть
  2.  Муцмахер – О развитии музыкальной памяти в процессе

фортепианного обучения

  1. М. Соколов – О музыкальной памяти
  2. Н. Грижибовская – О структуре музыкально-слуховых представлений

пианиста

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование клавишного синтезатора на уроках специального фортепиано в классах музыкальной школы"

Статья содержит краткие рекомендации по использованию синтезатора на уроках специальности из опыта работы преподавателя....

Открытый урок по теме:"Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе"

Конспект открытого урока  с учащейся подготовительного класса, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

Методический доклад на тему:"Работа над репертуаром в классе специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ....

Методический доклад на тему: "Развитие мелкой техники учащихся младших классов на уроках специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ...

Методический доклад на тему: "Развитие техники в младших классах на уроках специального фортепиано"

В данном методическом сообщении  рассматриваются принципы работы над фортепианной техникой в младших классах ДМШ на уроках специального фортепиано....