Специфические особенности игры с листа
учебно-методическое пособие по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Игра с листа - один из видов музыкальной деятельности. Она имеет свои специфические особенности, представляющие трудности для исполнителя. В то же время умение играть с листа приносит большую пользу для интеллектуального и музыкального  развития пианиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsificheskie_osobennosti.docx20.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Специфические особенности игры с листа

Игра с листа наряду с разбором, изучением и исполнением произведения широко распространена в педагогической практике.

Как и при других видах музыкальной деятельности при чтении с листа необходима концентрация воли, внимания, слуха, памяти, воображения; необходим синтез слуха, зрения и моторики.

Игра с листа имеет и принципиальные отличия, а именно: время приема и обработки информации весьма ограничено, что создает состояние лимита времени, а отсюда и возникает необходимость ускоренного восприятия нотного текста. Этот фактор и определяет и психологическую специфику игры с листа.

В условиях ограничения времени прием и расшифровка «сигналов» нотного текста, необходимость быстрой двигательной реакции создают психические и физические нагрузки, что зачастую является препятствием в овладении навыками чтения с листа. Ведь то, что происходит постепенно при обычном разборе нотного текста, с проработкой всех компонентов музыкальной фактуры и интонационных голосов, здесь происходит быстро, почти мгновенно: ускоренный прием «сигналов» нотного текста, их расшифровка и перевод в ассоциативно-рефлекторный ряд, быстрая двигательная реакция, автоматический выбор аппликатуры, нахождение нужных клавиш. Кроме того исполнителю необходима находчивость при неожиданных поворотах текста, он должен уловить и предугадать дальнейшее мелодическое и гармоническое развитие, кадансовые обороты. К этому следует добавить необходимость постоянного «забегания глазами вперед», чтобы обеспечить непрерывность исполнения, а это является еще одной психологической нагрузкой.

Однако эта специфическая область музицирования создает большие возможности для интеллектуального развития музыканта: гибкости мышления, мобильности ассоциативного опыта, интуиции.

Навык чтения с листа – обязательный, практически необходимый для каждого музыканта. Чтение с листа открывает возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой, а это расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальное сознание.

Часто ученик, не обладающий навыками чтения с листа, при знакомстве с незнакомым произведением просто привычно разбирает нотный текст.

Задача разбора – тщательное воспроизведение всех элементов текста в медленном темпе, анализ текста. Задача чтения с листа – получить целостное представление о главных музыкальных образах, идеях сочинения, эмоциональное исполнение в темпе, как можно более соответствующем указанию автора. При этом возможно жертвовать некоторыми текстовыми деталями ради общего впечатления.

Как же научиться читать? И. Гофман, знаменитый педагог-пианист, говорил: «Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать». Конечно, стихийное чтение не может не принести пользы, однако, есть приёмы, которые помогут научиться хорошо читать с листа.

  1. Прежде чем читать пьесу непосредственно на инструменте, следует познакомиться с ней путём мысленного прочтения, медленно и внимательно проигрывая её в уме. Это даёт возможность сконцентрироваться на содержании музыки, её строении, её интонациях, гармонии, ритмах.
  2. При игре необходимо мысленное (зрительное) опережение играемого в данный момент на один-два такта.  (Рассказывают, что Лист при исполнении незнакомых произведений просматривал нотный текст на восемь (!) тактов вперёд).
  3. Неотрывность взгляда играющего от нотного текста очень важна при читке с листа. Это требует умения играть не глядя на руки, «вслепую».
  4. Ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур. Зная внешний вид аккордов, нет необходимости расшифровывать каждый звук на нотоносце, достаточно найти только один нижний звук аккорда.
  5. Читая новое и достаточно сложное произведение, нет необходимости тщательно воспроизводить каждый знак нотного текста. Вполне допустимы некоторые упрощения аккордов, фигурационных орнаментов, возможно упустить мелизмы. Минимум нот и максимум музыки. Однако нельзя вносить изменения в мелодические линии и басы.
  6. При чтении с листа всегда необходимо опознавать более или менее законченные музыкальные мысли, играть по фразам, иначе игра будет бессмысленной.
  7. Упражнения в чтении с листа должны проводиться регулярно и систематически. Кратковременные занятия, как правило, бесплодны, так как неустоявшиеся навыки быстро теряются.

Педагогам на уроках не следует жалеть времени на чтение с листа: в дальнейшем это значительно сократит время в освоении новых произведений.

Учиться играть с листа следует начинать, как только ученик запомнил расположение нот на нотоносце. Сначала можно предлагать самые простенькие, короткие пьески, со временем материал для читки с листа усложнять.

Чтобы начинающему пианисту было интересней, а звучание музыки было более полновесным, ярким, можно выбирать ансамблевые пьесы из сборников для начинающих, где партия ученика совсем нетрудная.

Хотелось бы порекомендовать использовать в работе сборник Валентины Жаковой «Чтение с листа на уроках фортепиано. 1-2 классы ДМШ».

Данное учебное пособие представляет собой "Хрестоматию по чтению с листа". Оно рассчитано на первый год обучения и включает в себя следующие темы:

- звукоряды, трихорд, тетрахорд, пентахорд, гамма;

- мелодические интервалы секунда, терция, кварта, квинта, октава;

- понятие "фраза" и ее разновидности: "фраза-повторение", "фраза-вариант", "фраза-секвенция";

- мотив;

- нота с точкой;

- затакт.

На каждую тему дается достаточно большое количество пьес, прочитывая которые ученик может закрепить теоретические положения и, конечно, развить первые навыки чтения с листа.

Бывает природная предрасположенность к хорошей читке с листа, однако далеко не у каждого. Систематически уделяя внимание развитию этого умения, можно достичь больших успехов в этой области. Б.Теплов подчеркивал: «Способность не может развиться вне соответствующей конкретной деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические особенности эпоса

В эпических произведениях глубоко значимо присутствие повествователя. Это — весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повеств...

Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств

Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельно...

Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка.

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранного языка....

Специфические особенности детского фитнеса

Рассмотрены специфические особенности детского фитнеса...

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

  В выступлении рассматриваются типы дизонтогенеза, психопатии, неврозы. Рекомендации педагогам по работе с детьми....

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...