Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые нотки»
рабочая программа по музыке (5, 6 класс)

Андриянова Наталия Владимировна

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлые нотки» по содержанию имеет художественную направленность.

Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

          Эта программа актуальна, так как образование и воспитание музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, является важным, не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

        Целесообразность связана с тем что, музыкальное развитие подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Воспитание любви к музыке и потребности в искусстве – возможно, если учащиеся приобретают необходимые навыки восприятия музыки путём систематического музыкально – слухового развития. Музыка побуждает различные эмоции и чувства, которые человек переносит в окружающую жизнь.

           Организация образовательного процесса дополнительной общеразвивающей программы «Весёлые нотки» осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ гимназии №3 на 2021-2022 учебный год.

           Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 10-13 лет. Количество учебных часов: 41 час

Основными формами являются: групповые и индивидуальные занятия, практические занятия, концерты, конкурсы, музыкальные игры.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий.

          Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительность 40 мин согласно расписанию занятий на учебный год.

             

 1.2 Цель программы: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

  • расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
  • воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
  • развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdo_veselye_notki_andriyanova_n._v._2021-2022.doc138.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 3 г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Принята

на заседании педагогического совета

МБОУ гимназии № 3

Протокол № 1  

от «30» августа 2021 г.

Утверждаю

Директор МБОУ гимназии № 3

__________ Ананских А. М.

                      Приказ № 154

                     от «31» августа 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Весёлые нотки»

                                                художественной направленности

Возраст учащихся: 10-13 лет

Срок реализации программы -1год

Составитель:

Андриянова Наталия Владимировна,

педагог дополнительного образования

Квалификационная категория: высшая

г. Грязи - 2021 год

 I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлые нотки» по содержанию имеет художественную направленность.

Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

          Эта программа актуальна, так как образование и воспитание музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, является важным, не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

        Целесообразность связана с тем что, музыкальное развитие подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Воспитание любви к музыке и потребности в искусстве – возможно, если учащиеся приобретают необходимые навыки восприятия музыки путём систематического музыкально – слухового развития. Музыка побуждает различные эмоции и чувства, которые человек переносит в окружающую жизнь.

           Организация образовательного процесса дополнительной общеразвивающей программы «Весёлые нотки» осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ гимназии №3 на 2021-2022 учебный год.

           Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 10-13 лет. Количество учебных часов: 41 час

Основными формами являются: групповые и индивидуальные занятия, практические занятия, концерты, конкурсы, музыкальные игры.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим занятий.

          Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительность 40 мин согласно расписанию занятий на учебный год.

             

 1.2 Цель программы: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

  • расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
  • воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
  • развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Нормативно-правовые        документы,        на        основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г.г.          (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497);
  • Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение          Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726-р);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29 августа 2013г.);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к           устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41);
  • Устав МБОУ гимназии №3;
  • Положение о порядке разработки, утверждения и содержании дополнительных общеобразовательных программ МБОУ гимназии №3.

1.3 Содержание программы

Дополнительная общеразвивающая программа включает учебные курсы:

      1. Курс «Музыкальный инструмент»».

      2. Курс «Музыка от А до Я».

      3. Курс «Артист».

                                                    Учебный план

Название курса

Всего часов

Формы промежуточной аттестации

1

Музыкальный инструмент

14

Концерт «Игра на музыкальных инструментах»

2

Музыка от А до Я

14

Концерт «Музыка от А до Я»

3

Артист

13

Концерт «Артист (музыкальный театр)»

Итого:

41

Учебно-тематический план

  1. Учебный курс «Музыкальный инструмент» - 14 часов;

Инструктаж по охране труда в кабинете.

Знакомство с содержанием курса.

Упражнения

Постановка исполнительского аппарата

Основы музыкальной грамоты

Овладение средствами музыкальной выразительности

Движения под музыку

Заключительное занятие

Промежуточная аттестация. Концерт «Игра на музыкальных инструментах»

  1. Учебный курс «Музыка от А до Я» - 14 часов;

Инструктаж по охране труда в кабинете

Нотная грамота

Беседы о музыке

Воспитание музыкального восприятия, слушание музыки

Воспитание чувства метроритма

Вокально-интонационные навыки, сольфеджирование

Развитие творческих навыков

Заключительное занятие

Промежуточная аттестация. Концерт «Музыка от А до Я»

  1. Учебный курс «Артист» (музыкальный театр)» -  13 часов.

Вокально-певческая установка

Дыхание, вокальные и речевые упражнения

Дикция, артикуляция и мимика

Упражнения для тела, элементы ритмики

Основы театрального искусства

Актерское мастерство

Ритмопластика и танец

Пение

Заключительное занятие

Промежуточная аттестация. Концерт «Артист» (музыкальный театр)».

1.4 Планируемые результаты освоения программы:                                                                      

К концу обучения по данной программе учащиеся должны

знать:

    - основные типы голосов;  

    - жанры вокальной музыки;

    - типы дыхания;

    - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

    - особенности многоголосого пения;

    - обоснованность сценического образа.

уметь:

    - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

                II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Реализация программы осуществляется на базе МБОУ гимназии №3, начало занятий – 1.09, окончание 30.06.

Продолжительность учебного года – 41 учебная неделя. Количество групп на 2021-2022 учебный год – 2 группы, согласно утвержденной директором педагогической нагрузке.

2.2 Условия реализации программы

Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в актовом зале, соответствующих нормам СанПина.

Техническое и материальное оснащение.

1.Музыкальные инструменты;

2.Электронные аудиозаписи и медиа-продукты, микрофон;  

3. Компьютер, мультимедийный проектор.

2.3 Формы аттестации обучающихся

Программа предусматривает промежуточную аттестацию результатов обучения детей, которая проходит в форме концертов. фестивалей, конкурсов, защиты проектов.

 2.4 Оценочные материалы

Промежуточная аттестация по курсу «Музыкальный инструмент»

Концерт «Игра на музыкальных инструментах».

Концерт проходит в актовом зале школы.

Каждый обучающийся представляет свою творческую работу по данному курсу: игра на музыкальных инструментах (синтезатор, бубен, металлофон, ложки, трещётки и т.д.)

Требования к работе

Мелодия должна быть исполнена выразительно, ярко. Необходимо соблюдать общую динамику, темп, ритм, своевременно вступать и заканчивать игру.

Промежуточная аттестация по курсу «Музыка от А до Я»»

Концерт «Музыка от А до Я»».

Концерт проходит в актовом зале школы.

Каждый обучающийся представляет свою творческую работу по данному курсу: исполнение песен (сольно и в ансамбле) о школе, о дружбе, о красоте природы. Народные и композиторские песни раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств.

Требования к работе

Очень важно, чтобы дети пели естественным голосом, чисто интонируя, выразительно и эмоционально передавая характер и настроение песен.

Промежуточная аттестация по курсу «Артист» (музыкальный театр)

Концерт «Артист» (музыкальный театр)».

Концерт проходит в актовом зале школы.

Каждый обучающийся представляет свою творческую работу по данному курсу: театрализованные представления по сюжетам музыкальных сказок, мини-спектакли и инсценировки.

Требования к работе

Учиться работать в коллективе, уметь импровизировать и фантазировать, развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

     

 2.5 Методическое обеспечение:

Организация учебного процесса по программе осуществляется по очной форме обучения.

Применяются следующие методы обучения:

- метод дискуссии, позволяющий обучающимся свободно высказываться, внимательно слушать мнения выступающих;

-  метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и добывать новые знания в процессе коллективного размышления;

-  поисковый метод, предполагающий получение новых знаний обучающимися путем наблюдений;  

-  игровой метод, стимулирующий рост мотивации к получению новых знаний, обобщению и закреплению полученных умений и навыков;

- проектный метод, включающий в себя самостоятельную деятельность обучающихся в освоении технологии социального проектирования и исследовательской деятельности.  

 

                                3. Список литературы.

1. Алексеев, А. О воспитании музыканта-исполнителя – М.: Сов. музыка, 1980, № 2.

2. Бекина, С.И., Ломова Т.П. «Музыка и движение» - М., 2006.

3. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика» - СПб., 2000.

4. Генералов, И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Д.И. Фельдштейна - М.: Баласс, 2008.

5. Еремеева, М.В. Музыкальная азбука - М., «Экзамен» 2012.

6. Железновы Е. и С. «Ритмика: Весёлые уроки – М., 2006.

7. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М., 2004.

8. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах – М., 1990.

9. Лёхина, Л.Н. «Путешествие в страну интервалов». Учебно-игровое пособие – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012.

10. Мерзлякова, С.И., Струве Г.А. "Музыкально-литературный материал для детей 5 - 8 лет» - М., 1999.

11. Поплянова, Е.Н. «Игровые каноны на уроках музыки» - М.: Издательство «Владос», 2002.

12. Пустовойтова, М. Б.«Ритмика для детей» - М : Издательство «Владос», 2010.

13. Рокитянская, Т.А. «Воспитание звуком» Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет - Ярославль: «Академия развития», 2006.

14. Роот, З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» - М.: «Айрис Пресс», 2004.

15. Смирнова, Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. Интерпретация. – М., 2002.

16. Суворова, Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» - СПб, 2009.                                        

                                                Рабочая программа

к дополнительной общеразвивающей программе  

художественной направленности «Весёлые нотки»

по курсу «Музыкальный инструмент»

1. Планируемые результаты:

Знать:

- музыкальную грамоту (ноты, длительности, размер, такт, лад, ключи, знаки альтерации т.п.) и историю музыки;

- основы инструментального исполнительства, музыкальной выразительности – окраска звука, интонация, динамические оттенки;

- специальные понятия

- основы театрального искусства и актерского мастерства;

- основы ритмопластики и танца.

Уметь:

- применять музыкальную грамоту;

- публично исполнять на концертах музыкальные произведения с музыкальной выразительностью;

- использовать специальные понятия

- передавать заданный образ;

- координировать движения собственного тела, самостоятельно выполнять танцевальные движения под музыку, двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

2. Содержание курса

Инструктаж по охране труда в кабинете.

Знакомство с содержанием курса.

Упражнения

Постановка исполнительского аппарата

Основы музыкальной грамоты

Овладение средствами музыкальной выразительности

Движения под музыку

Заключительное занятие

Промежуточная аттестация. Концерт «Игра на музыкальных инструментах»

3. Учебно-тематический план

5-6 классы

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Инструктаж по охране труда в кабинете.

Знакомство с содержанием курса.

1

2

Упражнения. Основы звукоизвлечения.

1

3

Постановка исполнительского аппарата.

1

4

Основы музыкальной
грамоты

1

5

Овладение средствами музыкальной выразительности

1

6

Овладение навыками игры на инструменте

1

7

Музыкальный образ и средства его создания

1

8

Музыкальный образ и средства его создания

1

9

Исполнение пьес различного характера

1

10

Исполнение пьес различного характера

1

11

Движения под музыку

1

12

Движения под музыку

1

13

Пение в ансамбле

1

14

Промежуточная аттестация. Концерт

«Игра на музыкальных инструментах»

1

                                         

Рабочая программа

к дополнительной общеразвивающей программе  

художественной направленности «Веселые нотки»

по курсу «Музыка от А до Я»

1. Планируемые результаты:

Знать:

- музыкальную грамоту (ноты, длительности, размер, такт, лад, ключи, знаки альтерации т.п.) и историю музыки;

- основы инструментального исполнительства, музыкальной выразительности – окраска звука, интонация, динамические оттенки;

- специальные понятия

- основы театрального искусства и актерского мастерства;

- основы ритмопластики и танца.

Уметь:

- применять музыкальную грамоту;

- публично исполнять на концертах музыкальные произведения с музыкальной выразительностью;

- использовать специальные понятия

- передавать заданный образ;

- координировать движения собственного тела, самостоятельно выполнять танцевальные движения под музыку, двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

2. Содержание курса 

Инструктаж по охране труда в кабинете

Нотная грамота

Беседы о музыке

Воспитание музыкального восприятия, слушание музыки

Воспитание чувства метроритма

Вокально-интонационные навыки, сольфеджирование

Воспитание творческих навыков

Заключительное занятие

Промежуточная аттестация. Концерт «Музыка от А до Я»

3. Учебно-тематический план

5-6 классы

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Инструктаж по охране труда в кабинете

1

2

Нотная грамота

1

3-4

Беседы о музыке

2

5

Воспитание музыкального восприятия

1

6

Воспитание музыкального восприятия

1

7

Слушание музыки

1

8

Слушание музыки

1

9

Воспитание чувства метроритма

1

10

Воспитание чувства метроритма

1

11

Вокально-интонационные навыки

1

12

Развитие творческих навыков

1

13

Развитие творческих навыков

1

14

Промежуточная аттестация. Концерт «Музыка от А до Я»

1

                                               

                                               

                                                   Рабочая программа

к дополнительной общеразвивающей программе

художественной направленности «Веселые нотки»

по курсу «Артист» (музыкальный театр)»

1. Планируемые результаты:

Знать: 

- музыкальную грамоту (ноты, длительности, размер, такт, лад, ключи, знаки альтерации т.п.) и историю музыки;

- основы инструментального исполнительства, музыкальной выразительности – окраска звука, интонация, динамические оттенки;

- специальные понятия

- основы театрального искусства и актерского мастерства;

- основы ритмопластики и танца.

Уметь:

- применять музыкальную грамоту;

- публично исполнять на концертах музыкальные произведения с музыкальной выразительностью;

- использовать специальные понятия

- передавать заданный образ;

- координировать движения собственного тела, самостоятельно выполнять танцевальные движения под музыку, двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

2. Содержание курса

Вокально-певческая установка

Дыхание, вокальные и речевые упражнения

Дикция, артикуляция и мимика

Упражнения для тела, элементы ритмики

Основы театрального искусства

Актерское мастерство

Ритмопластика и танец

Пение

Заключительное занятие

Промежуточная аттестация. Концерт «Артист» (музыкальный театр)».

3. Учебно-тематический план

5-6 классы

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Вокально-певческая установка

1

2

Дыхание, вокальные и речевые упражнения

1

3

Дикция, артикуляция и мимика

1

4

Упражнения для тела, элементы ритмики

1

5

Основы театрального искусства

1

6

Основы театрального искусства

1

7

Актерское мастерство

1

8

Актерское мастерство

1

9

Ритмопластика и танец

1

10

Ритмопластика и танец

1

11

Сольное пение

1

12

Ансамблевое пение

1

13

Промежуточная аттестация. Концерт «Артист» (музыкальный театр)»

1

                                   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» на 2020-2021 учебный год

Цель программы - приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам музыкально – певческой культуры, развитие их музыкальных, вокальных и творческих способностей.Задачи: ОбразовательныеДат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки"

В рамках реализации программы учащиеся осваивают разделы:- Вокально-хоровая работа;- Музыкально-теоретическая и теоретико-аналитическая подготовка;- Концертно-исполнительская деятельность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов...