Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов
рабочая программа по музыке

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселые нотки" для обучающихся 4-х классов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по вокалу «Весёлые нотки» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по вокалу «Весёлые нотки», входящему в образовательную область «Музыка», и предназначена для обучающихся общеобразовательной школы 9-10 лет.

Данная программа разработана на основе

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «Искусство» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

4. Письма Минобрнауки от № ТС-945/08.

5. Примерной программы по учебному предмету «Музыка» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

6. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37».

7. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2023-2024 учебный год.

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания на основании следующих документов:

1. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).

2. Приказа Министерства просвещения России от N 712;

3. Рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ № 37», утвержденной приказом от года.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса музыки, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по вокалу, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Адресат

Программа рекомендована учащимся 9-10 лет для дополнительного обучения в общеобразовательные школы.

Объем и сроки обучения

Программа по вокалу «Весёлые нотки» общим объемом 34 часов (1 раза в неделю по 1 часа - групповые) изучается в течение года согласно Базисному учебному плану ОУ. Для успешного освоения программы количество детей в группе до 15 человек.

Роль и место дисциплины

Программа по вокалу составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Особенности программного материала

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность музыки для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Образовательная программа «Веселые нотки» играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Вокально-хоровое пение как культурный символ России, направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. В качестве дополнительного образования посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль музыки.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе. Образовательная программа «Веселые нотки» имеет художественную направленность и ориентирована на приобщение детей к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии, погружает детей в мир классической поэзии и драматического искусства.

Приобщение воспитанников к музыке и песне, позволяет сформировать эстетически развитую личность, пробуждающую творческую активность и художественное мышление ребенка. Вырабатываются навыки восприятия произведений искусства, формируется культура личности, творческая деятельность. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Предлагаемая программа разработана с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Данный программа полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.

В программе предусмотрены занятия, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.

Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем.

  • самостоятельные работы;
  • консультации с преподавателями;
  • e-mail;
  • дистанционные конкурсы, олимпиады.

Основными принципами дистанционного обучения являются

  • принцип uнmеракmuвносmu, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебной деятельности с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, интернет-конференции, онлайн уроки, онлайн - олимпиады и др.);
  • принцип адапmивносmи, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебной деятельности, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебной деятельности работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина;
  • принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
  • принцип операmuвносmи и объекmuвносmи оценивания учебных достижений обучающихся.

В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе) возможность получать консультации преподавателей по соответствующей дисциплине через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого возможные каналы выхода в Интернет.

Важнейшими задачами образовательной программы «Весёлые нотки» являются:

1. Обучающая:

  • научить ориентироваться в жанрах музыкального, драматического и художественного искусства;
  • способствовать усвоению навыков вокально-хорового исполнения;
  • формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки);
  • 2. Развивающая:
  • развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма).
  • 3. Воспитательная:
  • способствовать воспитанию интереса к музыкальному искусству и пению;
  • способствовать воспитанию чувств коллективизма,

В данной образовательной программе участвуют дети от 9 до 10 лет. В процессе обучения вокально-хоровому исполнительству недостаточно ограничиваться знаниями возрастных психофизиологических особенностей, необходимо учитывать, что динамика развития певческого аппарата происходит по определенным физиологическим законам. Возникающие в связи с этим проблемы имеют различные пути решения на каждом возрастном этапе, а именно:

Возраст обучающихся

Проблемы данной возрастной группы

Пути решения проблемы

9 – 10 лет

- хроническое несмыкание связок;

- стойкая хрипота;

- ассиметрия в развитии голосовых связок;

- низкая возбудимость центрального воспринимающего слухового аппарата;

- нет ощущения связи звука с работой мышц гортани;

- грудной резонатор не развит;

- несформированная голосовая мышца.

- интерес к занятиям;

- певческая установка;

- близость источника звука;

- специфика репертуара: песни с доступным содержанием, простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном;

- работа над артикуляцией.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.

Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • Вокально-хоровая работа;
  • Занятие по музыкальной грамоте;
  • Музыкально-дидактические игры;
  • Восприятие (слушание) музыки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Игра в шумовом оркестре.

Используются следующие формы занятий:

#1055;о количеству детей: групповые и индивидуальные.

#1055;о особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей: экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт.

#1055;о дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить, как творческую, студийную деятельность детей.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед сверстниками ветеранами войны и труда.

Должны знать:

  • устройство речевого аппарата;
  • средства музыкальной выразительности;
  • способы рождения звука, свойства звука;
  • основные музыкальные понятия;
  • знать правила поведения на сцене.
  • музыку разного эмоционального содержания;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян.

Должны уметь:

  • правильно дышать во время исполнения произведения, звукообразовывать, интонировать;
  • уметь правильно пользоваться микрофонами;
  • играть на шумовых инструментах.
  • петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию;
  • уметь перевоплощаться в художественный образ произведения.
  • петь в унисон;

Критерии и формы оценки

Основной формой контроля знаний, умений и навыков являются открытые занятия для педагогов, администрации, родителей, а также зрителей – кружковцев. При анализе результатов обученности учитываются мнение – оценка педагога и зрительская реакция. Оцениваются овладение элементарными музыкальными терминами, раскрытие характера произведений, работа в вокальной группе.

Основные принципы оценивания

  • доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
  • положительное отношение к усилиям воспитанника;
  • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.

Содержание программы

1. Из истории авторской песни.

Особенности жанры авторской песни. Соотношение терминов авторская песня и бардовская песня. Предшественники и источники авторской песни. Этапы развития авторской песни в СССР и новой России. Феномен авторской песни в зарубежных странах. Основные направления отечественной авторской песни. Клубы и фестивали авторской песни в России. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2. Петь душой (творчество популярных исполнителей авторской песни).

Выступление творческих групп. Рассказ о творчестве А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Городницкого, Е. Клячкина, Н. Матвеевой, Ю. Кима, Ю. Визбора с исполнением аудио- и видеозаписей, компьютерных слайдов.

3. «Наполним музыкой сердца» (встреча с исполнителями авторской песни)

Творческая встреча с авторами. Исполнение гостями песен собственного сочинения, а также песен популярных представителей жанра, рассказ о своем творчестве, ответы на вопросы слушателей.

4. Исполняем свои песни.

Концерт- презентация. Представление песен индивидуальных авторов и песен творческих групп: впечатления, вызвавшие рождение песни. Чем вызван интерес именно к этой теме? Процесс творческого поиска. Исполнение песен.

5. Нужна ли авторская песня в наше время?

Организация дискуссии. Причины, породившие феномен авторской пенив СССР: идеологизированность искусства, цензура, отсутствие гласности и свободы слова, оппозиционность интеллигенции. Авторская песня как средство воспитания души человека. Популярность авторской песни в настоящее время как свидетельство актуальности жанра.

6. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Фестиваль авторской песни. Подготовительный этап. Условия проведения. Выбор и разучивание песен популярных исполнителей авторской песни. Исполнения песен собственного сочинения. Работа над образом исполняемого произведения.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

По итогам года обучения воспитанники должны знать:

- жанры и особенности авторской песни;

- творчество бардов;

- основные направления отечественной авторской песни;

- песни популярных представителей жанра;

- средства муз. выразительности.

уметь:

- исполнять песни собственного сочинения;

- исполнять песни популярных исполнителей

- петь чисто ансамблем в унисон;

- реализовывать приобретенные знания и навыки в рамках социального проекта;

- сценически оформлять концертный номер.

Формы организации внеурочной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Календарно-тематический план

п/п

Название тем разделов

Общее количество часов

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Основные направления

воспитательной деятельности

1 год

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Из истории авторской песни

2

2

-

Знать основные направления отечественной авторской песни.

#1043;ражданское воспитание

#1044;уховное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

2

Петь душой (творчество популярных исполнителей авторской песни)

13

10

3

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров, творчество популярных исполнителей авторской песни.

2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

7.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

3

«Наполним музыкой сердца» (встреча с исполнителями авторской песни)

8

5

3

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Развить музыкальную восприимчивость, чувство ритма, выразительность движения.

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

#1055;риобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

4

Исполняем свои песни

4

3

1

Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.

#1043;ражданское воспитание

#1044;уховное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

5

Нужна ли авторская песня в наше время?

5

5

-

Развить навыки концентрации внимания и координации движений.

Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования. Выступать в концертных программах.

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание)

6

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

2

1

2

#1043;ражданское воспитание

#1044;уховное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

Итого

34

25

9

Средства контроля

Педагогический контроль знаний, умений и навыков, учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

  1. Промежуточный контроль
  • тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;
  • фронтальная и индивидуальная беседа;
  • цифровой, графический и терминологический диктанты;
  • выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
  • решение ситуационных задач, направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;
  • решение кроссвордов;
  • игровые формы контроля.
  • промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
  1. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении, а также предусматривает сольные концерты для ребят и родителей школы.

Оценка уровня обученности

Время проведения

Критерии

Показатель

Метод

Оценка уровня

Сентябрь

Чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, в сольных партиях

Свободное интонирование выученной партии

Наблюдение

Прослушивание

Высокий (3 балл) –в полной мере овладение вокально-хоровыми навыками

Средний (2 балл) – не всегда правильное произношение текста и создание образа

Низкий (1 балл) – отсутствие желания работать над собой

Январь

Понимание основных понятий вокального мастерства

Умение грамотно произносить текст в исполняемых пьесах

Овладение лексиконом и вокальными понятиями

Чёткая дикция, правильное произношение текста, постановка ударения

Тестирование

Май

Умение вживаться в создаваемый образ песни

Создание сценического образа различных жанров

Инсценировка песни.

Методическое обеспечение

Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • Вокально-хоровая работа;
  • Занятие по музыкальной грамоте;
  • Музыкально-дидактические игры;
  • Восприятие (слушание) музыки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Игра в шумовом оркестре.

Используются следующие формы занятий:

  1. По количеству детей: групповые и индивидуальные.
  2. По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей: экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт.
  3. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить, как творческую, студийную деятельность детей.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • Просторный кабинет, оснащенный фортепиано, аудио- и видеоаппаратурой, микрофонами;
  • Ученическая доска;
  • Дидактический материал (ноты, аудио- и видеоматериал, разработки праздников, портреты композиторов, иллюстрации);
  • Костюмы и аксессуары;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Видеокамера, цифровой фотоаппарат.

Литература

Литература для педагога:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя – музыканта – М.: Владос, 2003. — 336с.
  2. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. М: 2004. — 176 с.
  3. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.: 2002г.
  4. ГорюшкинаМ.С.. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации под общей редакцией Л. Я. Олиференко. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  5. Добровольская Н. Что надо знать о детском голосе. – М: Академия, 2001.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2000.190с.
  7. Закон РФ «Об образовании». – М.2000
  8. Конвенция ООН «О правах ребенка». - М.1989
  9. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Киев, 1990. — 132с.
  10. Сергеев Б.А. Программа по обучению пению. – СПБ: Союз художников, 2000.
  11. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучению пения. М.: Прометей, 2002.
  12. Школяр А.П. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / – М.: Академия, 2001. – 232с.
  13. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. - М.: М.: Метафора, 2007. - 128с.
  14. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания - Ростов Н/Д: Феникс, 2008. - 382с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года

Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА гуманитарного направления «Занимательный английский» Класс 4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образоват...

Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"

Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...