методические рекомендации
учебно-методический материал по музыке (5, 6 класс)

Силенко Елена Владимировна

рекомендации по предмету "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_predmetu.docx18.21 КБ
Файл urok_muzyki_v_shkole.docx16.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рекомендации  по предмету «Музыка»

В преподавании музыки как искусства, принципы общей дидактики играют свою роль, так как в них отражен богатый опыт обучения. Как известно, никакой учебно-воспитательный процесс немыслим без формирования известного объема знаний, умений и навыков. Однако, учитывая специфику предметов искусства, преподавание искусства в школе должно иметь свою художественную дидактику, то есть свои принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства. К сожалению, управленческий аппарат комитетов образования, директора и завучи школ часто анализируют уроки музыки с позиций общей педагогики, общей дидактики. А учителя музыки не умеют аргументированно отстоять принципы художественной дидактики. Поэтому назрела необходимость опубликовать методические рекомендации, которые составлены по текстам пояснительной записки программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского; текстам книг «Теория и методика музыкального образования детей», «Музыкальное образование в школе» под ред. Л.В. Школяр.

Методические рекомендации по предмету «Музыка»

Музыка – это живое искусство и оно достойно иметь собственные принципы, собственную дидактику, методику, реально соответствующую образу урока музыки как урока искусства.

Для предмета «Музыка» общедидактические принципы, разумеется, нужны, но, если они не проникнуты живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой, вырождающейся в конце концов в догматические «правила педагогики», способные лишь формально «упорядочить» процесс обучения, но лишить его радости, эмоциональной наполненности и тем самым отнять у него самое главное – способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса.

Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хоть каких-то результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени.

Музыка и жизнь – это генеральная тема, сверхзадача школьных занятий, она должна пронизывать все занятия от первого до последнего класса. Не от музыки идти к человеку, а наоборот – все явления и факты музыки (ее форму) «выводить» из человека.

Важнейшей особенностью программы «Музыка» является ее тематическое построение, которое создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные «виды деятельности учащихся», а различные грани музыки как единого целого. Подчинение всего материала урока его основной теме даст возможность учителю достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.

Творчески подходя к программам по музыке, учитель ни в коем случае не должен разрушать их тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем - основа основ программ предмета «Музыка».

Урок музыки должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство. Пусть учитель будет свободен от власти схемы, требующей от него стандартного графика проведения урока. Но отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу анархии….

Тематический принцип построения программ по музыке дает в руки учителя два преимущества: а) возможность свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем; б) учитель вооружается «тематическим компасом», который помогает ему ясно видеть направление занятий и горизонтально (на протяжении учебного года) и вертикально (на протяжении всех лет музыкального обучения и воспитания).

Запомнить и полюбить в музыке (вообще в искусстве) можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано, поэтому для учеников не должно существовать никаких правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки, требующих заучивания и многократных повторений. На протяжении всего урока безраздельно должно господствовать увлекательное искусство….

Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии на духовный мир детей и подростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

В педагогике бытует стереотип мышления: каждому возрастному периоду свойствен определенный уровень эмоционально-интеллектуального развития. Но уже доказано, что изначально в ребенке в потенции содержатся все атрибуты взрослого человека в полном объеме. Это обязывает к такому пониманию процесса обучения музыке, когда сложность опережает накопленный музыкальный и жизненный опыт детей, «вписываясь» в него каждый раз на новом уровне сложности. Музыкально-педагогическая практика без конца опрокидывает утверждения схоластической дидактики и педагогики о доступности тех или иных произведений. Сплошь и рядом считающаяся доступной для восприятия музыка не вызывает у детей особых эмоций, в то время как «недоступные» для маленьких школьников арии Сусанина, Кутузова; «Песня Сольвейг» и др. оказывают на них сильнейшее воздействие, заставляют переживать чувства героев как свои собственные, что и дает значительный толчок детскому музыкальному и духовному развитию. Дети называют такие глубокие, нравственные произведения самыми любимыми. Исследования последних лет показали, что детям начальной школы оказывается вполне доступной музыка ярких контрастов, глубоких содержательных обобщений, что их не нужно ограждать от диалектики реальной жизни, они заинтересованно относятся к категориям добра и зла, жизни и смерти, счастья и несчастья, любви и ненависти, войны и мира и т.д. Поэтому дети начинают размышлять о важных проблемах бытия. Конечно, это пока невозможно на понятийном уровне (здесь принцип доступности «срабатывает»), но это оказывается вполне возможным на уровне эмоционально-оценочном, непосредственно переживая каждую драму, трагедию как «несправедливость», а к ней дети очень чутки. Поэтому не должно музыкальное искусство принижаться «до возможностей ребенка», а наоборот – ребенок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).

Нужно окружить школьников «аурой проблематики», где каждая проблема, по мере взросления школьников, будет усваиваться (а то и формулироваться самими детьми) на новом уровне. Обучение должно идти впереди развития, а не «плестись» в хвосте детского развития (Л.С. Выготский).

Д.Б. Кабалевский ввел понятие «музыкальная грамотность». Музыкальная грамотность – это по сути дела музыкальная культура, и нельзя ее отождествлять, как это нередко делается, с музыкальной (нотной грамотой).

Музыка по своей природе как уникальное явление, созданное человеком, как особый способ художественного познания мира, отличается от любой школьной науки. «Наука – опыт фактов, искусство – опыт человеческих отношений» (С.Х. Раппопорт). Эти способы познания различаются по своим целям, задачам и результатам познания.

Знания, умения и навыки предмета «Музыка», по сравнению с другими предметами, имеют принципиально иной характер! Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания и слышания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом и сердцем». Следовательно, установить четкие границы того, что должен воспринимать школьник, о чем знать, с какой интенсивностью переживать, как выражать свои эмоции, и выработать четкие критерии контроля за восприятием музыки практически невозможно.

Если мы говорим о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, то подчеркнем: становление ребенка, школьника как творца, как художника(а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать….



Предварительный просмотр:

Урок музыки в школе.

Как быть, если урок музыки – урок непосредственного общения с музыкой – бывает раз в неделю? А впечатления и знания полученные на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие.


Задача урока музыки и всей школы средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у детей эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Поэтому творческим лидером в школе должен быть учитель музыки. Он должен стремится к творчеству, стремиться к движению вперёд. И если он испытывает восхищение перед миром, любовь к детям и к своей профессии, работает над собой, то это движение будет!


На уроке музыки учитель должен быть нацелен на воспитание у школьников музыкальной культуры и эстетического вкуса как части их общей культуры. «Есть искусство и есть творчество», - говорил В.Немирович – Данченко. Одно дело, если урок – привнесение новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям. Другое дело, если это – неповторимое общение с музыкальным искусством.

Современный опыт преподавания урока в общеобразовательной школе показывает то, что для того что бы учитель стал авторитетом для учеников, нужно ежеминутно связывать неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к учащимся, к музыке, к искусству, со своим жизненным опытом.

Если учитель, разрабатывая урок, не берёт в качестве материала самого себя, чувства, мысли, душу, то как ему обрести грань между внешним – холодным, равнодушным, и внутренним – глубоко пережитым, прочувствованным? Любая педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, пережита им и, самое главное «согласованно» со своим «Я». Это очень сложная и трудоёмкая работа, но только при его наличии можно превратить урок в настоящую правду искусства. Не зря К. Станиславский отделяющий правду искусства от лжи, писал: «Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее». Конечно в творчестве бесценно то, что подсказано процессом подлинного переживания и лишь в этом случае возникает искусство. Это неотъемлемая часть педагогического процесса. Погружение в художественный образ, его постижение тесно связанно с процессом переживания, с умением пропустить через свой внутренний мир и чувствовать интонации музыкальных произведений как свои собственные. Конечно же для урока музыки психологическая, интеллектуальная, профессиональная, техническая подготовка недостаточны. К уроку необходимо готовиться и эмоционально. Для учителя музыки необходимо подобрать правильный тон урока. Термин «задать тон» беседе, исполнению в искусстве появился очень давно. Правильный и своеобразный тон – одна из сложных задач для учителя в наше время.


Творить, по определению К.Станиславского, значит «страстно, стремительно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче» - доступности и раскрытию художественного образа произведения. Для учителя очень важно быть выразительным во всех своих начинаниях и проявлениях, адекватно выражать переживаемые им чувства и эмоции. Для урока «Музыка» общение – одно из главных понятий. В первую очередь это общение учителя и учеников, которое должно иметь эмоционально – содержательную окраску. Взаимоотношения на уроке должны выглядеть следующим образом: музыка, учитель и ученики; учитель и ученики; дети в коллективных формах деятельности. Способность слышать музыку и размышлять о ней нужно воспитывать в детях с самого начала занятий музыкой. По этому уже на первом уроке музыки первого года обучения учителем должен быть установлен неоспоримый закон: когда в классе звучит музыка, ни один из учеников не должен поднимать руки, задавать вопросы и т.д. Детям необходимо объяснить для чего нужен этот закон. Надо объяснить детям, что они обязаны выполнять этот закон не потому что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыкальное произведение, только внимательно следя за её звучанием, можно глубоко воспринять её, прочувствовать, и по – настоящему понять.


Учиться слышать музыку учащиеся должны не прерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственного слушателя.


Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Так, прослушанное произведение рождает в ребёнке сложный спал объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста зачастую, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они прослушивают с большим удовольствием. Чтобы не отвлекаться, можно прослушать музыку закрытыми глазами, увидеть её в своём воображении.


Главный вопрос который интересует многих рабочая программа по музыке. Учащиеся легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Для творческого развития детей, играя или ставя им программную музыку, не нужно сообщать предварительно её названия, они должны определить характер музыки сами, дать ей своё название, на основании услышанного, почувствованного и осмысленного. Ответы детей дают представление о степени развития их музыкального восприятия.


Я в своей работе практикую письменные работы в домашнее задание: сообщение по теме, доклад, сочинение. На разные темы: о композиторах, о прослушанной на уроке музыке, о своём представлении по той или иной теме, мелодии. Делается это для того что бы ребёнок не стеснялся выражать свои мысли, чувства, воображение. Зачастую читая работы учеников у меня появляется чувство гордости за них, за мысли, за чувства, за ту любовь к искусству которая присутствует у большинства детей.


Как избавить на уроке от скуки себя и своих учеников? Как заразить их собственным опытом? Всё дело в атмосфере урока. Не в навыках – вокальных, пианистических, дирижёрских, а в умении ладить с детьми, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже умение слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года.

Главное – пробудить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви к музыке и её пониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...