Концертмейстерство. Специфика и особенности работы
методическая разработка по музыке

Щетковский Александр Николаевич

О некоторых особенностях работы концертмейстера в детской школе искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_3.docx22.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концертмейстер. Профессиональные навыки и умения

Почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным и др. В ХIХ веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка выпускников – так называемых свободных художников – к многообразной практической деятельности в сфере музыки.        Образцом здесь служили разносторонние творческие устремления выдающихся пианистов, в равной мере подготовленных к творчеству в области сольного и ансамблевого исполнительства, концертирования с оркестром, дирижирования, аккомпанемента певцам и инструменталистами.

 Великие пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, С. Рихтер, Г. Гинзбург и многие другие считали полезным периодически появляться на концертной эстраде в качестве аккомпаниаторов. Со временем, в средних и высших музыкальных заведениях открылись классы концертмейстерского мастерства. Это во многом сказалось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не только в сольном, но и в ансамблевом и  аккомпаниаторском искусстве.

Деятельность  пианиста – концертмейстера в детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Задача концертмейстера, как и педагога приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Концертмейстер - «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах».

Деятельность концертмейстера очень многопланова. Это не только концертная работа, но и разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание особенностей возникновения трудностей при исполнении, умение подсказать путь их преодоления.

Деятельность концертмейстера – это целое искусство создания ансамбля с исполнителем, в котором фортепиано принадлежит важная роль, не ограничивающаяся  лишь функциями гармонической и ритмической поддержки партнера.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Концертмейстерское исполнительство является важнейшим видом практической деятельности музыканта. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

Основной принцип деятельности концертмейстера -  это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению.

Исполнительские профессиональные качества складываются на основе пианистических навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и воплощать в звучании.

Исполнительская культура является важным условием профессионализма. Она предполагает отражение эстетического вкуса концертмейстера, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе. Концертмейстеру постоянно приходится выступать в роли исполнителя по роду своей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо не только свободное владение инструментом и музыкальной литературой, но и умение донести музыкальный материал до аудитории.

Исполнительская деятельность концертмейстера очень многообразна. Она включает в себя различные формы исполнительской практики: выступление в концертах, участие в конкурсах. Чтобы стать хорошим концертмейстером пианист должен обладать определенными навыками и комплексом психологических  качеств:

- умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, воплощая смысл заложенных в нотах звуков;

- знание основных дирижерских жестов и приемов;

- знание основ обучения пению, постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;

- владение навыками игры в ансамбле;

- иметь хорошую реакцию, интуицию и чувство самообладания;

- иметь глубокие познания в таких дисциплинах как гармония, анализ форм, полифонии;

- быть активным союзником и помощником педагога, создавать плодотворную творческую атмосферу занятий;

- постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-пианиста и концертмейстера, обогащать имеющиеся знания, исполнять накопленный репертуар.

Концертмейстеру необходим целый ряд психологических качеств. Прежде всего – это особенное многоплановое внимание.  Одновременно распределять внимание между двумя собственными руками, но и партией исполнителей. Быстрота и активность реакции, воля и самообладание – все это качества, которые очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера.

Навык чтения с листа может быть развит в процессе регулярных занятий, это довольно сложная форма чтения: задействовано зрение, активно работает слух, контролирующий логику музыкального развития.

В процессе регулярных репетиций вырабатывается чувство партнерства, а свободное и гибкое владение фортепианной партией становится поддержкой для исполнителей и дирижера. Концертмейстер, используя свои знания в области хоровой музыки, может помочь хормейстеру в выборе репертуара.

Умение слушать – очень важная деталь профессионального мастерства пианиста. Поскольку работа с хором – это совместное исполнение, необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять его намерения и принять; испытывать во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание, что отнюдь не одно и то же.    Если между партнерами есть непрерывный контакт, взаимопонимание и согласие, то результат будет всегда положительный.

Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля и  музыканту, все это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств.

 

Список литературы

  1. А. Люблинский. Теория и практика аккомпанемента, 1972 г.
  2. Е.М. Шендерович. Об искусстве аккомпанемента, М., 1996 г.
  3. Е. М. Шендерович. В концертмейстерском классе», М., 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа концертмейстера в детском хоре. Особенности работы и основные принципы.

Данная статья  написана  двумя концертмейстерами  хоровых классов ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д.Шостаковича  Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербург  -Гайдарлой А. В. и Ослан Я.Г. ...

Работа концертмейстера в детском хоре.Особенности работы и основные принципы.

Данная статья написана двумя концертмейстерами средней школы №235 им.Д.Д.Шостаковича.В ней идет речь о специфике профессии концертмейстера,о необходимых качествах,которыми должен обладать музыкант-кон...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Специфика организации досуговой работы в дополнительном образовании

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «Специфика организации досуговой работы в дополнительном образовании. Деятельность объединения Школы аниматоров «Оранжевое настроение» Е.Г. Фомичева,  пе...

Специфика социально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями

В данной статье представлена специфика  профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями....

Специфика и направления работы педагога-психолога с семьей учащегося с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия педагога-психолога образовательного учреждения  в период сопровождения семей, имеющих детей школьного возраста с ограниченными возможн...

Конспект урока на тему "Специфика и особенности музицирования в младших классах фортепианного ансамбля"

В работе показаны методы и приёмы изучения фортепианных пьес в классе ансамбля фортепиано....