Урок в музыки в 8 классе "Преступление и наказание".
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Сураева Наталья Евгеньевна

Урок в музыки в 8 классе "Преступление и наказание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8m_prestuplenie_i_nakazanie.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 5. В музыкальном театре. Рок-опера «Преступление и наказание»

На этом уроке вы познакомитесь с переосмыслением романа Ф.М. Достоевского с позиции нашего современника, композитора XXI века – Эдуарда Артемьева. В рок-опере этого композитора вы услышите сочетание русских (зачастую подлинных) интонаций и различных направлений рок-музыки (от тяжелого, до балладного и даже популярного). Интерпретации одного и того же сюжета в разных видах искусства помогут вам  сделать выводы об отношении героев оперы к добру и злу, добродетели и греху, смирению и гордыне. Вы сможете понаблюдать, как автор воплощает художественные образы через традиционные и новые средства художественной выразительности.

На уроке

Вы узнаете

  • Интересные факты из биографии композитора Э. Артемьева
  • Историю создания его рок-оперы «Преступление и наказание»

Вы научитесь

  • Выявлять в произведениях полистилистики элементы различных стилей, жанровые, ритмические и мелодические цитаты

Вы сможете:

  • Оценить актуальность русской классической литературы для современников и возможности ее интерпретации в музыке на примере рок-оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание».
  • Выявить принципы драматургического развития в современном сценическом произведении
  • Пронаблюдать за процессом нравственного выбора героя между добром и злом, добродетелью и грехом, смирением и гордыней

Ключевые слова:

Рок-опера, действие, акт, эпизод, ария, дуэт, романс, интонация, речитатив, импровизация, рок-н-ролл, рэп, эстрадная песня, плясовая, частушка, музыкальный образ, полистилистика.

Сегодня мы обратимся к творчеству современного российского композитора Эдуарда Артемьева. Его имя у многих ассоциируется с электронной музыкой,  необычными звучаниями, которые вызывают удивление, восхищение, а порой и недоумение… Но при этом его композиторский стиль легко различим в современном звуковом космосе по характерному и, совершенно  необъяснимому акустическому комфорту, исключительному богатству оттенков музыкального языка. Его особый образный мир, потрясающее чувство пространства поражают воображение…

В адрес музыки Артемьева раздаются признания, касающиеся различных ее сторон. Например, технической - "непонятно, как это сделано..", "в природе нет подобных тембров!"… Или эстетической - "бесконечно красиво"; а что еще важнее – духовной: "музыка как столкновение с истиной"…

Академическое образование Артемьев получил в Московской государственной консерватории по классу композиции Юрия Шапорина. Встреча с инженером Евгением Мурзиным - создателем одного из первых в мире синтезаторов - решила его судьбу. Это произошло в 1960 году.

В 1968  на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представлял свой музыкальный инструмент "АНС". Это было чудо советской электроники, которое изобретатели назвали в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина – по его инициалам «А», «Н», «С». Вместе с удивительным инструментом в Европу приехала и экспериментальная музыка Артемьева. После чего в итальянской  прессе появилось знаменательное сообщение: "Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве".

Широкую известность принесла Артемьеву его работа в кино. Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три работы Андрея Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1978), фильмы Н. МихалковаА. Кончаловского и В. Абдрашитова.

Благодаря работе в кино появились и лучшие его песни: «Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго», оригинальные песни-баллады, песни-поэмы, звучащие в исполнении Валерия ЛеонтьеваЖанны  РождественскойРоксаны Бабаян.

Примером синтеза электронного рока и симфонической музыки является вокальный цикл Эдуарда Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской.

Более 35 лет назад композитор Эдуард Артемьев начал работать над новым крупным сочинением по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Бедный студент убивает старуху-процентщицу… Эта история  как под лупой микроскопа показывает таинственный мир души человеческой… Бездонной, как пропасть греха и возвышенной, как смиренное покаяние…

Первоначальный замысел подсказал композитору режиссер Андрей Кончаловский.   В соавторстве с поэтом  Юрием Ряшенцевым  и при участии Марка Розовского было создано либретто  оперы-мистерии «Раскольников». Но по разным причинам эти невероятно одаренные люди долго не могли воплотить свой замысел в жизнь.

Менялись времена, и менялась, переписывалась  концепция спектакля. По мере изменения либретто, изменилось и название.  В итоге к началу XXI века под названием «Преступление и наказание» появилась современная партитура рок-оперы.

В этом сочинении отразилась вся многогранность творческой личности Артемьева: его знания в области электроники, кинематографическое мышление, безупречная консерваторская школа композиции, выдающийся мелодический талант автора популярных песен….

Произведение является ярким образцом полистилистики. Автор легко и органично сочетает электронные звучности с классическим оркестром, джазовые гармонии с фольклорными попевками, экспрессивный рок с пошловатой «попсой». Рок-оперу «Преступление и наказание» смело можно назвать энциклопедией современной музыки – так много различных течений и стилей объединила она в себе.

Однако, поставить оперу на сцене удалось лишь в  2016 году.

Время действия авторы размыли, и в нём угадываются черты и прошлого, и настоящего, а, может быть, и будущего…Изменения коснулись и партитуры: из четырёхчасового материала был собран более компактный вариант, в котором, однако, сохранены все музыкальные стили, задуманные композитором. Здесь переплетаются и рок, и фольклор и городской романс.

Лейт-мотивом через весь спектакль проходит образ шарманщиков, которые бесстрастно и нарочито просто комментируют весь ход событий. Большая часть действий происходит на Сенной площади, где кипит пёстрая, многоликая, шумная жизнь.  По замыслу режиссера, «Сенная» символизирует собой всю Россию.

Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссёр хотел сделать главного героя более жёстким. Раскольников - не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой «Капитал» Маркса, томик Ницше и «Майн Кампф» А. Гитлера, а на стене висит плакат «Ленин-гриб», - своеобразный «привет»  из эстетики лихих девяностых годов.

Противоположный полюс – это Соня Мармеладова.  Образ всепрощающей любви, она является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего. Рок-опера звучит мощно и современно, каждая мелодия помогает максимально раскрыть характеры персонажей.

Оригинальное прочтение классического романа не только помогает молодому поколению приблизиться к одному из шедевров русской литературы - оно заставляет задуматься. Как различить добро и зло, как найти свою дорогу между  смирением и гордыней…

Сколько бы ни прошло десятилетий ответы на эти вопросы придется искать каждому из нас  ….

Музыкальные термины к уроку:

Сонорика (от фр. Sonorite - звучность) – свойство определенного рода музыки XX века по опрерированию нетрадиционными звуками, звуковыми пятнами, наслоениями созвучий неопределённой высота 

Алеаторика (от лат. Alea – случайность, жребий) – метод композиции с незакрепленным звуковым текстом. Используется принцип случайности, когда исполнитель может самому выбирать, когда ему вступить в общее звучание ансамбля, какие звуки и на какой высоте играть.

Полистилистика (от греч. - многочисленный и стиль) — намеренное сочетание в одном произведении несовместимых (или, по крайней мере, резко различных, разнородных) стилистических элементов.

Выполните здания и ответьте на вопросы:

  1. Найдите в интернете аудио- или видеозапись с исполнением фрагментов из оперы «Преступление и наказание». Что вы можете сказать о стилистике и  инструментовке данных фрагментов?
  2. Где композитор Артемьев получил профессиональное музыкальное образование?
  3. Как завали инженера, встреча с которым определила музыкальную судьбу Э. Артемьева?
  4. Как назывался первый советский электронный инструмент? В честь кого он был так назван?
  5. Перечислите фамилии отечественных кинорежиссёров, с которыми сотрудничал композитор Э. Артемьев.
  6. Кто подсказал Артемьеву идею создать рок-оперу на сюжет Ф. М. Достоевского?
  7. Где происходит большая часть действия спектакля?
  8. Чей образ становится лейтмотивом спектакля? Какую смысловую нагрузку он несёт?
  9. Соотнесите музыкальный термин с его трактовкой. Составьте правильные пары:

Свойство определенного рода музыки XX века по опрерированию нетрадиционными звуками.

Полистилистика 

Метод композиции с незакрепленным звуковым текстом

Сонорика

Намеренное сочетание в одном произведении несовместимых (или, по крайней мере, резко различных, разнородных) стилистических элементов.

Алеаторика

  1. Какие музыкально-выразительные средства использует композитор в хоровом эпизоде «Каравай»?
  2. Чей образ является лирическим центром рок-оперы?
  3. Какими музыкальными средствами композитор показывает нам в последнем номере решение моральной дилеммы главного героя?

Дополнительные материалы по теме:

  1. Иисус Христос – суперзвезда. Э.-Л. Уэббер. Режиссер  Н. Джунсон. – США, 1973.
  2.  «Юнона» и «Авось». А. Рыбников. Фильм-спектакль. Режиссер М.Захаров. – СССР, 1983.
  3. Федоров Е. Рок в нескольких лицах. – М:Молодая гвардия, -1989.

Репортаж о премьере рок-оперы «Преступление и наказание» телеканала «Культура» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=lUFZtJKnVo0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Планирование системы уроков литературы по роману "Преступление и наказание"

Разработка системы уроков литературы для 10 класса по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с постановкой проблемных вопросов и тематикой письменных работ....

Материал открытого урока "Смертная казнь как высшая мера наказания"

Тема урока: Смертная казнь как высшая мера наказания....

Конспект урока для 11 класса "Преступление и наказание"

Тип урока - активизация изученного материалаТехнология- Case studyФорма организации- Дебаты...