Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи.»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Антонова Светлана Викторовна

конспект урока музыки для 5 класса по теме "Импрессионизм в музыке"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5 классе

по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи.»

Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.

Задачи урока:

Метапредметные:

- создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;

- развивать способность к интерпретации;

- формирование представление о рисунке и схеме;

- развитие воображения, художественной интуиции.

Предметные:

- раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Личностные:

- формирование художественного вкуса

- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.

Оборудование: компьютер, проектор.

Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», фрагмент симфонической сюиты «Море»- «Диалог ветра с морем », «Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»ю

Ход урока.

Чарующий рассвет, неясные тона...

Вот облака раскрасило огнём!

И, робкая, как птица, тишина

Вдруг упорхнула...Где ей место днём?

Струится кверху золото огня,

Прорвался луч! И, между туч, в оконце,

Торжественно открыв начало дня,

Из океана величаво всходит солнце!

Учитель приветствует детей музыкальным приветствием.

Спрашивает у детей какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра?

Дети отвечают : Музыка, литература, живопись.

Учитель предлагает детям побывать на выставке. Слайд 2.

Определяют страну и музей.

Слайд 6.7

Учитель предлагает детям посмотреть и ответить на вопросы

Что в них общего? Что на них изображено. Что видим? К Какому времени относится? Чем отличается?

-Какая картина проработана более детально?

- На какой из них изображена импрессия, впечатление?

Ученики отвечают На второй картине художник старался изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Она кажутся нам как бы несколько задымлённой.

Учитель: рассказывает о картине. Вместе с детьми рассматривают, что изображено. Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца). На второй картине художник старался изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Она кажутся нам как бы несколько задымлённой.

Учитель: Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца»

Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)

В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)

Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; краны; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано влажным туманом.)

Учитель: Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression .

Как бы вы сформулировали тему урока?

Ученики: Импрессионизм в музыке и живописи.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется?..

Ученики: Импрессионизм

Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колоритностью.

 Клод Дебюсси – выдающийся французский композитор. Основоположник импрессионизма в музыке. Его музыка наполнена светом, прозрачна и невесома. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы» (произведение графического искусства), «Эскизы», «Этюды» и т.д.

Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова. Послушайте фрагмент «Диалог ветра с моря» из симфонической сюиты «Море» Клода Дебюсси и сравните с произведением Римского-Корсакова «Океан – море синее» (вступление к опере Садко).

Слушание: «Диалог ветра с моря», «Океан – море синее».

Что между ними общего?

Каковы особенности музыки этих фрагментов, рисующих морской пейзаж?

Ответы уч-ся: Так же как и Римский-Корсаков, Дебюсси рисует разное море: из неподвижной, застывшей картины спокойного моря в начале части развивается картина бури.

Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

«Звуки и запахи реют в вечернем воздухе» - так назвал одну из фортепианных прелюдий К. Дебюсси.

Название большинства прелюдий звучат как поэтические строки:

«Что видел западный ветер», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна»…

Музыке Дебюсси очень близки акварельные краски и постельные тона. Частыми обозначениями характера исполнения произведений являются не указания темпа, а такие замечания, как «вполголоса», «шепотом», «напевая».

Слушание прелюдии «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе».

- Есть в этом произведении ярко выраженная мелодия?

- Каковы особенности ее строения? (Взлет-падение, вопросительность).

- Какие особенности ритма передают мгновенность впечатлений? (Чередование движения и остановок).

- Благодаря каким приемам композитор достигает живописности в музыке? (Причудливые звучания, на фоне которых появляются неожиданные яркие всплески, возникающие и исчезающие в одно мгновение).

Слушание прелюдии «Лунный свет» Определение ее название.

Ответы уч-ся: Таинственная, завороженная, утонченная, изысканная, прозрачная, кружевная оркестровка.

- С какими чувствами человека, любующегося ночным пейзажем, связаны яркие звучности в средней части прелюдии?

Ответы уч-ся: Восторг, восхищение красотой ночи.

Сделайте вывод о прослушанной музыке К. Дебюсси

В ы в о д: Все эти произведения можно отнести к пейзажным зарисовкам Дебюсси. Они изображают очарование, красоту и зыбкость окружающего мира, выражают тонкость и свежесть человеческих ощущений, завороженность красотой.

 Ярким контрастом этой музыке послужит следующее произведение Дебюсси. Фортепианную сюиту «Детский уголок» он посвятил своей маленькой дочке Шушу, когда она только училась играть на фортепиано. Мы послушаем финал сюиты «Кукольный кек-уок» - это модный в начале XX века танец американских негров. Слово кек-уок с английского переводится шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику). Дебюсси написал эту музыку под впечатлением от американского шоу в Париже, где актеры копировали произношение, жесты, пластику негров. Интонации и ритмы нового искусства – джаза, который зародился в Америке, пронизывают эту фортепианную миниатюру.

Слушание «Кукольный кек-уок».

- Каков характер звучания этой пьесы?

Ответы уч-ся: Яркий, прыгающий, озорной, резкий.

Домашнее задание. Учебник стр.142-145 вопросы на стр.142 или  делаем задание в оффисе

К каждому из трех музыкальных произведений подобрать названия.  «Лунный свет»,

«Диалог ветра с морем», «Девушка с волосами цвета льна»

https://www.youtube.com/watch?v=OCgWqQEqXEE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....

презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"

презентация к уроку музыки в 5 классе на тему "Импрессионизм в музыке и живописи"...

Конспект урока в 7 классе по теме "Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция".

Тема урока:  Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.Цель урока:  дать учащимся представление об особенностях развития музыки в  камерных жанрах (на  примере этюдов эп...

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе   по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...

Конспект урока в 5 классе по теме :" Г. Свиридов . Музыка к к/ф "Время Вперед!"

История Магнитки в музыке композитора Георгия Свиридова...

Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.

Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...