Доклад "Способности и одаренность детей"
методическая разработка по музыке

Мошнаков Юрий Васильевич

Способности и одаренность детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Способности и одаренность28.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический доклад

Преподавателя ДШИ им Е. Поленовой

Мошнакова Юрия Васильевича

Тема: «Способности и одаренность»

2022г

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность.  Три признака заключаются в понятии способность при разумном его употреблении.

  1. Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  2. Способностями называют лишь те индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Такие свойства, как вялость, вспыльчивость, медлительность несомненно являются индивидуальными, но не называются способностями, т.к.  не являются условием успешного выполнения какой-либо деятельности.
  3. Понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Одинаковые знания и умения, например, в области математики, для опытного учителя могут у разных учеников обозначать разное: у одного при блестящих способностях к математике они указывают на недостаточную работу, у другого они могут свидетельствовать о больших достижениях.

Таким образом в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивида, т.к. врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

В психологическом плане нельзя говорить о способности, что она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей полного развития, закончивший развитие. При этом мы должны помнить, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, вследствие  чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.

Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высоко развитыми у данного человека. Надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степе6и развития других способностей. Мы не можем сразу переходить от отдельных способностей к вопросу об возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие.

Таким понятием и является одаренность, понимаемая как своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха или неудачи в той или иной деятельности.

Своеобразие понятий способность и одаренность заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые предъявляет та или иная практическая деятельность. Классификация способностей должна исходить из психологического анализа соответствующих видов деятельности. В связи с этим необходимо затронуть вопрос об общей и специальной одаренности. Правомерна ли такая постановка вопроса? Разные школы психологов придерживаются здесь разных точек зрения. Б.Теплов считает, что точнее было бы говорить об общих и специальных моментах одаренности. Рассуждая, например, о музыкальной одаренности, мы говорим и о таких ее сторонах, которые образуют собственно исполнительскую одаренность в отличие, например , от композиторской, и о таких , которые делают человека более одаренным к игре на фортепиано, чем к игре на скрипке, и о таких, которые дают возможность лучше исполнять сочинения определенного характера и стиля. Но рядом с этим мы говорим и о таких сторонах музыкальной одаренности,которые относятся ко всякой музыкальной деятельности, которые одинаково существенны и для слушания музыки, и для ее исполнения, и для ее сочинения.

В музыкальной одаренности мы можем выделить и такие стороны, которые характерны для всякой вообще художественной одаренности.

Таким образом, решительно во всякой художественной одаренности есть и общее и особенное. Высокая одаренность в одной области вовсе не исключает высокой одаренности в других областях. Много таких примеров мы находим в истории человечества. Вспомним замечательных людей эпохи Возрождения. Они были овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4-5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонард  да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые отрасли физики. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором, и кроме того, изобрел систему фортификации, содержавшую в себе очень важные и перспективные идеи.Максвелле был государственным деятелем, историком, поэтом, и первым достойным упоминания военным писателем нового времени.Лютер был не только крупным церковным деятелем, но и сочинил текст и музыку хорала, который стал «Марсельезой» 16-го века.

 В более поздние времена мы находим уже примеров такой разносторонности, поэтому Гете, Ломоносова, Лейбница рассматривают как личности почти легендарные не только из-за их гениальности, сколько из-за их разносторонности. Огромное большинство талантов 19 века являются людьми одной специальности, но из этого вовсе не следует вывод, что все они были и людьми одной одаренности, что никаких других талантов, кроме тех, которым они обязаны своей известностью, эти люди не имели. Из этого факта, что человек всю жизнь работал в одном направлении и достиг в нем больших, а иногда и великих результатов, мы делаем незаконный вывод о том, что во всяком другом деле он бездарен.

Достаточно вспомнить актерский талант Гоголя, муз.талант Грибоедова, живописный и муз. Талант Шевченко, чтобы сделать иной вывод:вероятно, случаи полной односторонности таланта являют собой исключение.

В качестве примеров – несколько справок из биографий крупных музыкантов.

Ф.Шопен имея выдающиеся актерские, литературные и живописные способности. Особенно ярок был его актерский талант. Большую роль играл при этом дар наблюдательности, позволявший ему быстро улавливать особенно смешные стороны в окружающих. Выдающиеся актеры, современники Шопена, уверяли, что они никогда не встречали такого подражательного таланта и такого количества дарования. Портреты знакомых, которые он рисовал, также удивляли сходством с оригиналом и замечательно подмеченными и оттененными чертами комического.С шести лет Шопен начал писать стихи по- польски и  по- французски, в юности увлекался сочинением пьес для домашних спектаклей.

К.В.Вебер проявил в детские годы одинаковые способности к музыке и живописи, но постепенно музыка вытеснила живопись, а вот литературой он занимался всю жизнь, написал много стихов и текстов песен, неоконченный роман « Жизнь музыканта», новеллы и критические статьи.

Композитор Серов в юности не имел почти никакого влечения к музыке, гораздо больше занимаясь живописью и литературой, и в зрелые годы эти увлечения остались, блестящее дарование его как либератора ярко проявилось в его критических статьях.

 « Россини сочиняет сколько угодно стихов для своих опер»- пишет Стендаль. И далее: « Россини обладает невероятным талантом передразнивать окружающих его людей».

И, кроме того, широко известен его талант повара – по воспоминаниям друзей, он изумительно готовил и любил придумывать новые блюда.

  Способностями к рисованию, а также литературными способностями обладал Лядов.

Сохранились три альбома карикатур Лядова, сделанных им в 48 лет. И рисунки, и подписи под ними в виде диалогов замечательны по остроумию и показывают незаурядную талантливость автора.

   Интереснейший пример очень широкой одаренности представляет собой С.И.Танеев.

  Он написал с натуры красками, сочинял шуточные стихи и целые поэмы, но кроме того он обладал огромным научным дарованием, которое не ограничивалось только кругом музыкально-теоретических или музыкально- исторических вопросов.

В23 года он наметил для себя программу: « Я хочу изучать историю. Знать историю - это значит знать все!» И далее: « Каждая вещь – это звено цепи, восстановить цепь, найти дорогу, которой следовало человечество – это дело истории».

  Этой программе Танеев следовал всю жизнь, и в его основной , композиторской деятельности мы находим подтверждение этому

( « Орестея»).

   Широко известен пример Бородина, следует отметить только, что призвание к исследовательской работе и исключительный интерес к химии проявились у Бородина еще в детстве.

  О несомненных, а иногда даже исключительных литературных способностях можно говорить по отношению ко многим крупным композиторам. Назовем имена Вагнера, Листа, Шумана, Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского, Вольфа, Гуно.

   Многие музыканты так же несомненно проявляли способности к изобразительным искусствам: Мендельсон, Штраус и другие.

  Нельзя объяснить простой случайностью наличие у выдающихся музыкантов других дарований. И нельзя рассматривать эти факты как исключения, скорее следует выдвинуть положение, что талант как таковой многогранен. Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития.

   Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности.

Список литературы

  1. Б.М. Теплов. « Психология музыкальных способностей».
  2. Г.И. Шахов.  « Развитие слуховой активности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"

Раскрывается работа с одаренными детьми...

Развитие способностей у одаренных детей.

В данной статье представлена необходимость развития способностей креативного мышления у одаренных учащихся....

Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...

Доклад на тему "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ "

Доклад на тему "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ "...

Доклад на тему "Одаренные дети -проблема социализации"

В данном докладе сообщается об особенностях развития одаренных детей,  проблемах возникающих в социумах и путях их решения....

Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"

Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"...