Программа по хоровому сольфеджио для дошкольников
рабочая программа по музыке

Погребная Вера Григорьевна

Программа по хоровому сольфеджио для дошкольников. Актуальность данной программы по музыкально-эстетическому образованию детей заключается в том, что она направлена на удовлетворение социального заказа родителей и потребностей детей в этом виде деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества

имени Евгения Александровича Евтушенко»

муниципального образования г. Братска

 

   Программа

 «Хоровое сольфеджио для дошкольников»

на 2022-2023 учебный год

Возраст обучающихся   6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик программы:

Погребная Вера Григорьевна

педагог дополнительного образования

МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко»

                                                                                               Братск – 2022г.

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по музыке разработана в связи с введением нового закона об образовании Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Конвенции о правах ребёнка; Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

За последние годы все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей.   Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования. Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер, поэтому результаты такой работы нас полностью удовлетворить не могут. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть "гудошники", — дети, не координирующие голос со слухом, почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты. Считается, что этим должна заниматься школа, но практика показывает, хотя бы на элементарном уровне, музыкальным образованием не занимаются ни в начальной, ни в средней школе. А ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом все это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы "медведь на ухо наступил", ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. Многие дети, став взрослыми, так и не научившись петь, сохраняют свою неприязнь к музыке. Музыка не дала им радости, на занятиях они чувствуют себя ущербными, "белыми воронами", и для многих это ощущение отразилось на их характере, отсюда отрицание значения музыки вообще. Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все налету, и работать с такими одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте.   Во всех случаях большую помощь педагогам-музыкантам может оказать оригинальная методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т. д.) хоровое сольфеджио. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот, например, ручные знаки. Сжатый кулачок — поется "раз", кисть вверх — "два", рука ладонью вниз— "три". Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что "два" выше чем "раз", "три" выше чем "два". Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада. Такие систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как "нотный стан"), интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песен мы преследуем две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым мы развиваем общую музыкальную грамотность и постепенно готовим детей к будущему пению по нотам. Занятия по предлагаемой методике могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, надо найти "примарную звуковую зону", удобную для всех детей группы, для чего подобрать подходящую тональность, при этом не надо бояться низких регистров. На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон. Пение без сопровождения как методический прием, дает большой положительный результат в развитии музыкального слуха детей. При пении с сопровождением фортепиано часто дети себя не слышат и начинают "гудеть". Таким образом, руководитель сам, не желая того, плодит "гудошников", исправлять которых впоследствии очень трудно. Даже те песенки, которые поются с фортепиано, полезно пропеть с детьми без сопровождения в нескольких удобных тональностях. Важной задачей музыкального образования дошкольников мы считаем воспитание навыков пения простейшего двухголосия. Эта работа, по нашему мнению, имеет огромное значение в музыкальном развитии детей, и должна начинаться как можно раньше (активно в пять—шесть лет) и продолжаться в начальной школе. Методика составлена таким образом, чтобы каждого ребенка научить петь не только первым голосом, но и вторым. Для чего группа условно делится на две части и каждая половина поет двухголосные упражнения то первым, то вторым голосом.

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для обучающихся, первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения обучающихся является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

В процессе занятия музыкой у обучающихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Коллективные занятия пением, сопровождаемые музыкой дисциплинируют обучающихся, воспитывают организованность. Обучающиеся приучаются слушать музыку и вникать в её содержание; овладевают навыками пения, в результате чего накапливается определённый запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Новизна программы

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в привитии детям навыков   ансамблевого исполнительства в пении, изучение хорового сольфеджио по методике Георгия Струве.

Актуальность программы:

Актуальность данной программы по музыкально-эстетическому образованию детей заключается в том, что она направлена на удовлетворение социального заказа родителей и потребностей детей в этом виде деятельности.

Педагогическая целесообразность

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Отличительная особенность программы

Охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических). Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель программы - заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к вокальному искусству, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи:

  • Формирование интереса к вокальному искусству.
  • Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  • Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  • Развитие умений различать звуки по высоте.
  • Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  • Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения).
  • Совершенствование вокально-хоровых навыков.
  • Формирование красивой осанки, правильной походки.
  • Совершенствование чувства ритма, музыкальности.

Работа с детьми данного возраста будет основана на ценностно-смысловой компетенции. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

           Возраст детей: 6-7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Форма занятий: групповая.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу:  

Ожидаемый результат:

Личностные:

  • Сформированность интереса к учению;
  • Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные:

  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях по музыке, а также во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные:

  • Формирование основ музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и вокальной деятельности;
  • Формирование устойчивого интереса к вокальному исполнению.
  • Петь без напряжения, естественным светлым звуком, во время пения сохранять правильную позу;
  • Различать на слух правильное и неправильное пение, различать звуки по высоте и длительности.

Конструкция учебного процесса:

Деятельность учащихся на занятиях включает в себя равнозначные компоненты: интеллектуальный и моторный. Поэтому занятия включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть специально организованная часть направлена на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практических работ. Чаще всего используется комбинаторный тип занятия.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа строится поэтапно, по годам обучения «от простого к сложному».

1 год обучения – 36 часов в год.  (дошкольники)

 Занятия проводятся: 1 раза в неделю по 30 мин.  

Определен следующий состав в численности групп:

1 год обучения- 15 человек;    

Комплектование в группу детей одного возраста позволяет определить методику проведения занятия, подход к распределению времени.  

      Предмет: Хоровое сольфеджио.

1 год обучения:  количество часов в неделю -1; в год-36.

Задачи для учащихся 1 года обучения:

Обучающие: 

  • дать начальные знания нотной грамоты;
  • дать начальные навыки певческой установки
  • выработать начальные навыки пения в ансамбле.

Развивающие:

  • развить музыкальные способности;
  • развить внимание и память;

Воспитывающие:

  • воспитать трудолюбие и усидчивость.

Раздел/месяц

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Знакомство  ручными знаками, пение по руке.

  Ноты, нотный стан.

Голосовой аппарат/распевки/ Дыхание/унисон/

Всего

По окончанию 1 года обучения дети должны знать и уметь:

  • знать ноты 1 октавы, уметь петь.
  • знать правила певческой установки:

- стоять твердо на обеих ногах;

- голову держать прямо;

  • формировать навык плавного выдоха во время пения;
  • петь несложные распевки ручными жестами.

При реализации данной   программы используются методы: объяснительно-иллюстративные, исследовательские, фонетические. 

Формы контроля и оценки: методическая служба учреждения дополнительного образования разработала (в соответствии с Федеральным Законом об образовании № 273 от 29.12.2012) критерии оценок промежуточной, итоговой аттестации и текущего контроля успеваемости.

 В рамках данной программы проводятся открытые занятия для родителей, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки воспитанников. Таким образом, промежуточная и итоговая аттестации проводятся в соответствии локальными актами учреждения.

Учебное содержание программы осталось без изменений, так как оценка результатов ее   реализации показала, что программа:

1) полностью удовлетворяет запросы детей и родителей,

2) соответствует   имеющемуся в учреждении материально-техническому обеспечению.

3) дает качественную подготовку для продолжения занятиями в творческих коллективах   на более высоком уровне.

4)  пользуется популярностью в кругу детей младшего возраста и обеспечивает желаемый   набор в учебные группы   в начале каждого учебного года.

Условия реализации программы:

Для занятий с детьми выделены специально - оборудованные кабинеты.

       Кабинет музыки - имеет соответствующую мебель, звуковую систему, микрофоны, стойки под микрофоны, ноутбук. Дидактический и демонстрационный материал.  Каталог текстов песен, ноты, журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», «Веселые нотки».

Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;
  •    если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  •   если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;
  •  если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

Формы аттестации и оценочные материалы:

Формы аттестации и оценочные материалы.

Формы проведения аттестации определяются образовательной программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам образовательной программы. В зависимости от предмета изучения формы проведения аттестации могут быть следующие:

 1.Тестовые, задания (устный опрос, тестирование).

 2. День творчества в кружках.

 3 Групповая оценка работ.

 4. Собеседование.

 5. Итоговое занятие

 

При выборе форм аттестации необходимо применять такие средства определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые бы помогли ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Информационное обеспечение программы.

Для воспитанников:

1.Г. Струве. «Хоровое сольфеджио». И.; ЦСДК, Москва, 1994.

2. С. Миковский. «Распевание на уроках пения и в детском хоре                          

  начальной школы» И.; «Музыка» 1977.

3. Журналы «Музыкальная палитра». Карточки, доска с нотоносцем, ноты.

         4. «Речевые упражнения». В. Жилин

         5. «Бим! Бам! Бом!» Т.Э Тютюнникова. Санкт0Петербург. 2003г.

         6. Тексты песен.

         7.  Компьютер.

Для педагогов:

1.В.В.Алев, Т.Н.Кичак. Рабочая программа, рекомендованная Министерством образования.И.; Дрофа. 2012.

2.Н.Б. Гонтаренко. Сольное пение: секреты вокального мастерства   – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3.И.О. Исаева. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей    – М.: АСТ; Астрель, 2007.

4. Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

5. Программа Министерства просвещения СССР, «Музыка» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ 1986. «Сольное пение»

6.  Н.К. Беспятова. Программа педагога дополнительного образования.И.; «Айрис-пресс» 2006.

7. Т.А.Копцева, Н.В.Гросул. Программа дополнительного образования

И.; Просвещение 2006.  Допущено министерством образования и науки РФ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровое сольфеджио. Интонационная работа над интервалами.

В данной методической разработке предложена эффективная методика работы над интервалами на занятиях хорового сольфеджио в младших группах хоровых коллективов....

Хоровое сольфеджио. Формирование и развитие ладово-интонационных навыков. Музыкальные игры.

Данная методическая разработка предлагает некоторые музыкальные игры, используемые на занятиях хорового сольфеджио, способстующие развитию чувства ритма и музыкальной памяти....

Хорове сольфеджио - 1 класс. Методическое пособие

В работе приводятся основные формы необходимые для выработки у учащихся первоначальных вокально-хоровых навыков, развития чувства ритма и музыкальной грамостности...

Методическое пособие "Хоровое сольфеджио 1 класс"

В данном материале предлагается точный алгоритм и основные формы работы, необходимые для выработки у учащихся первоначальных вокально-хоровых навыков, развития чувства ритма и музыкальной граммотности...

Открытый урок по сольфеджио с дошкольниками отделения ОРЭР на тему : "Развитие тембрового слуха у детей 6-лет"

Материал для развития тембрового слуха, путешествие в страну музыкальных инструментов...

«Особенности содержания и способов преподавания предмета «Хоровое сольфеджио» в условиях работы с дошкольниками»

Все вы знаете, что проблема музыкального воспитания дошкольников становится особо актуальной в наше время. Все мы замечаем снижение общего уровня музыкальной культуры нашего общества. Ведь именно в де...

Открытый урок «Приемы хорового сольфеджио в приобретении хоровых навыков многоголосия»

Цель данного урока: формирование навыков многоголосия с применением элементов хорового сольфеджиоНа нем будет поставлен ряд задач: Образовательные:Закрепление навыка сольфеджирования и применения...