Статья « Влияние предмета «Музыка» на интеллект и эмоциональное состояние учеников».
статья по музыке

Статья

« Влияние предмета «Музыка» на интеллект и эмоциональное состояние учеников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

« Влияние предмета «Музыка» на интеллект и эмоциональное состояние учеников».

Аксенова Марта Викторовна

Учитель музыки

ГБОУ  №6

Санкт-Петербург

Не все понимaют, что сегодняшний урок музыки не имеет ничего общего с теми уроками пения, через которые прошли многие из людей среднего поколения. Сегодня урок музыки – это сложный учебно-творческий процесс, в котором различные формы обучения находятся в органичном единстве. Игра на музыкальных инструментах и исполнение, слушание и размышление – вот основные формы знакомства с музыкой. Общение с художественно полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные способности – слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. Уроки музыки способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовaть друг с другом, вступaть в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие. Задача учителя музыки – средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.

В современной школе процесс обучения связан с запоминанием и обработкой логической информации, вдобавок школьники в большей степени имеют дело с внешним предметным миром и очень мало – с самим собой. Музыка, как искусство вообще, имеет ничем другим невосполнимую педагогическую, воспитательную функцию, так как обладает возможностями дополнить реальный жизненный опыт ребенка опытом воображаемой жизни. Слушая и исполняя музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено композитором и исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе. Каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. О благоприятном влиянии музыки на человека известно с давних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, возвышают и воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают. С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроения, чувства и ощущения. Музыка влияет на дыхание, кровяное давление, энергетику, снимает стресс, способна вдохновить на творчество. Одна из основных задач уроков музыки – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание и придает физическую бодрость. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца; кларнет улучшает работу кровеносных сосудов; флейта оказывает положительное влияние на легкие и бронхи; труба эффективна при радикулитах и невритах. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ. Исследования Московского центра «Эйдос» показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, массируют внутренние органы. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справиться с болью и стрессом. Но самый большой эффект оказывает на человека музыка Моцарта и Бaха.

Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что в современной образовательной ситуации, актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки, как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Также хоровое пение положительно влияет на здоровье детей, что немаловажно.

Уменьшается количество детей, наделенных музыкальным слухом, исчезает генетически заложенная потребность пения. А ведь чем гармоничнее человек поет, тем лучше работает весь его организм. Пение улучшает дыхание, кровообращение, вырабатывает четкую дикцию и артикуляцию, улучшает осанку. Голос является своеобразным индикатором здоровья человека. Недаром на Руси всегда пели во время работы или отдыха. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет».

Огромное внимание в ходе вокально-хоровой работы на уроке я уделяю дыханию. Если спеть музыкальную фразу на одном дыхании, в организме возникает недостаток кислорода, что является мощной биостимуляцией. Следующий за этим короткий вдох мгновенно обогащает кровь кислородом. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. После урока дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых от этого напрямую зависит работоспособность человека.

Музыка и язык родились следом друг за другом, сначала – музыка, потом – словесная речь, и в нашем мозге они живут рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Поющие и играющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. В наше время в повседневном общении, с экранов телевизоров зачастую звучит неграмотная речь, неправильно ставятся ударения, коверкаются слова, неверно строятся предложения. На уроках музыки практически применяются: правила культуры речи – верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных; правила логики речи – выделение ударного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять смысл фразы, а также я добиваюсь короткого, энергичного произношения согласных и ясного, единообразного формирования гласных звуков.

Одни дети реагируют на музыку с движениями, другие – осознанно (но их меньше), поэтому работа в начальной школе построена на песнях с движениями. Слово, поддержанное выразительным жестом, движением, воспринимается ребенком. Как первооснова музыки; с работы со словом и движением начинаются и ритмическое воспитание, и освоение нотной грамоты, и – главное – эмоциональное и творческое развитие детей. Выполняя движения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание, координировать его с речевой фразой. У них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Слаженные ритмичные движения обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект ритмического остинато ( от итальянского ostinatо – многократно повторяющийся ритмический или мелодический оборот). Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей положительные эмоции, доставляют им удовольствие от совместной творческой деятельности.

У детей младшего и среднего школьного возраста быстро наступает усталость, что способствует снижению внимания на уроке. Они способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно или нравится. Поэтому на уроках я использую пальчиковые игры и песенки. Эти упражнения являются здоровьесберегающими. Они выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Без музыки общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и потребителем материальных благ и знаний. В настоящее время наше общество переживает не самые лучшие времена. Наш долг, долг учителя музыки – не сделать из каждого ребенка музыканта, но помочь каждому ребенку не стать бездушным, дать надежду, моральную поддержку и «улыбку просветления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков

Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

Психологический климат в семье и его влияние на эмоциональное состояние ребенка

Данный материал может пригодиться при проведении родительского собрания в 5-6 классах....

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

Влияние рок-музыки на эмоциональное состояние подростков

Подборка научно обоснованных данных о негативном влиянии рок-мухыки  на подростков....

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....

статья на тему: «Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ.»

Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ...

Статья на тему: "Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка"

Музыка оказывает большое влияние на психо-эмоциональное состояние подростка....