Технологическая карта урока в 3 классе "Мир Бетховена"
методическая разработка по музыке

Мария Александровна Дашкина

Создание условий чтобы слушать и понимать музыку, сравнивать образы небольших сочинений Л. Бетховена с образами разных частей Симфонии № 3 «Героическая», проводить интонационно-образный анализ; выразительно исполнять песни хором, дирижировать музыкой на примере сочинений «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_3_klasse_po_teme.docx23.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 3 классе по теме

«Мир Л. Бетховена»

Ф.И.О. учителя: Дашкина Мария Александровна

ГБОУ СОШ № 469, Выборгский район, г.Санкт- Петербург

Предмет: музыка

УМК:Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 3

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения:

 наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Образовательные технологии:

 технология проблемно-диалогового обучения  

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

 

Педагогические цели

Создать условия для восприятия и понимания музыки разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты симфонии, развития умений слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров, осознавать значение средств музыкальной выразительности; способствовать вовлечению в коллективную работу по воплощению музыкальных образов.

Тип урока

Изучение и закрепление новых знаний

Проблема урока

Как музыка учит людей понимать друг друга?

Планируемые результаты (предметные)

Узнают понятия песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.

Научатся: слушать и понимать музыку, сравнивать образы небольших сочинений Л. Бетховена с образами разных частей Симфонии № 3 «Героическая», проводить интонационно-образный анализ; выразительно исполнять песни хором, дирижировать музыкой на примере сочинений «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»

Личностные результаты

Проявляют устойчивое положительное отношение к урокам музыки

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; понимают смысл инструкции учителя

и вносят в нее коррективы.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; передают свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях. 

Основное содержание темы, понятия и термины

Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад

Образовательные ресурсы

Учебник (Е. Критская), с. 112-113; презентация (портрет Л. Бетховена, А. Ватто «Савояр с сурком»).

Музыкальный материал

«Лунная соната», «К Элизе», «Сурок», симфонии № 3, № 5 (Л. Бетховен)

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Организация начала урока

Приветствие обучающихся.

Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Проявляют эмоциональное отношение к учебно-познавательной деятельности

Фронтальная. Наблюдение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Сегодня я хочу начать урок с прослушивания одного произведения, кому то знакомого, а кому то ещё нет. Давайте закроем глаза и при помощи музыки нарисуем  картину .Какая она у вас получилась? Как называется это произведение и кто автор? Это Лунная соната Людвига ван Бетховена. Сегодня мы познакомимся с этим композитором.

- Какие цели вы для себя сегодня ставите?

Слушают учителя.

Формулируют тему урока.

Работают с учебником. Формулируют цели

Формулируют и принимают учебную задачу. Учатся высказывать свое предположение на основе имеющегося опыта и знаний, выдвигают гипотезы

Фронтальная, индивидуальная.

Наблюдение, устный опрос

III. Актуализация знаний

 Показ портрета.

- Представьте себе, человек, который ничегоне слышит, которого окружает только тишина, пишет красивейшую музыку.

- Как вы думаете, человек с такой трудной судьбой произведения какого характера мог написать?

- Давайте сегодня послушаем некоторые самые известные произведения.

- Одной из самых знаменитых симфоний Людвига Ван Бетховена является Пятая симфония.

- Пятая симфония - это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа

со злым роком. Кто победит в этой битве?

Слушают учителя.

Рассуждают, делают

 предположения.

Участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Проявляют интерес к учебному материалу; владеют знаниями основных моральных норм поведения.

Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем

Фронтальная. Устный опрос

IV. Первичное усвоение новых знаний

Слушание первой части пятой симфонии.

Кто одержал победу: человек или рок? Почему вы так решили?

- Действительно, в 1-й части победа пока остается за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы.

- Послушайте, как звучит финал, последняя, 4-я часть.

- Что мы услышим - победу человеческого духа или поражение?

Слушание финала симфонии.

Кто же победил?

- Финал звучит как победное шествие, воспевающее радость жизни

Слушают произведение. Рассуждают, обосновывают свой ответ. Слушают учителя.

Слушают произведение. Отвечают на вопросы. Слушают учителя

Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал, основные вопросы, подлежащие усвоению.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Проявляют интерес к учебному материалу; воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся

Фронтальная.

Слушание,

наблюдение

V. Физкультминутка танцы с повторениями и ускорениями «Вперёд четыре шага»

Организует разучивание и исполнение«Вперёд четыре шага» в соответствии с характером музыки

Слушают музыку и исполняют под нее танцевальные движения.

Познавательные: учатся соотносить характер движений с характером музыки.

Коммуникативные: умение согласовывать свои действия с партнером.

Фронтальная, наблюдение.

VI. Первичная 

проверка понимания

- Помимо симфоний Бетховен написал много фортепианных пьес. Мир его музыки очень разнообразен.

- Послушайте следующее произведение с закрытыми глазами. И постарайтесь понять, кому или чему оно посвящено.

Слушание «К Элизе».

Как звучала музыка? Кого вы себе представили?

- Пьеса называется «К Элизе». В ней звучит любовь, нежность, трепетность.

Слушают учителя.

Закрывают глаза.

Слушают произведение. Высказывают свои суждения.

Слушают учителя.

Слушают с дирижированием.

Рассуждают, обосновывают свое мнение, выслушивают других.

Сравнивают произведения при помощи учителя

Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Осуществляют продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.

Фронтальная. Устный опрос, слушание с дирижированием

VII. Первичное закрепление

- Посмотрите на картину. Кто там изображен? Показ картины А. Ватто «Савояр с сурком».

- Немецкий поэт Гете написал стихи о мальчике, который ходит по ярмарке со своим дрессированным сурком.

 Слушание.

Давайте разучим эту песню, но сначала распоемся. Распевание и разучивание песни.

- Какие еще песни, выученные в течение года, вы хотели бы исполнить?

Исполнение песен по выбору детей

Рассматривают картину. Слушают учителя.

Слушают произведение. Высказывают свое мнение.

Слушают произведение.

Распеваются, разучивают и исполняют песню.

Исполняют песни по собственному выбору

Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение; высказывают предположения. Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности

Фронтальная, индивидуальная.

Слушание, хоровое пение, устный опрос

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Подумайте, какие события в вашей жизни вы могли бы соотнести с услышанными произведениями Бетховена?

- При помощи цветовых пятен передайте настроение одного из произведений

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Фронтальная, индивидуальная. Слушание, работа с дневниками

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Мы закончили с вами изучать тему «В концертном зале». Какие произведения, исполняемые в нем, вы теперь знаете?

- Какие произведения наиболее близки вам по духу? Почему?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Справились мы с ними? Что нового вы узнали?

- Может ли музыка научить понимать людей?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха или неуспеха

Фронтальная. Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...