Рабочая программа
рабочая программа по музыке

Ендонова Сэлмэг Григорьевна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_kl.docx40.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МБОУ "Хуртагинская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Дарижапова С.Н.______________

Хандуев С.Б.______________

Самбилова С.С.______________

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "30" 082022 г.

от "30" 08  2022 г.

от "30" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 5345731)

учебного предмета

«Музыка»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023  учебный год

Составитель: Ендонова Сэлмэг Григорьевна

учитель музыки

с. Хуртага 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.

Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном — уровне.

Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.

Рабочая программа позволит учителю:

—  реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

—  определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);

—  разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

        В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
        
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
        
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
        
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.

        Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
        
1.   Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

2.   Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

3.   Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4.   Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

        5.   Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
        
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
        
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
        
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
        
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
        
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
        
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

6.   Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

        Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
        
модуль № 1 «Музыка моего края»;
        
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
        
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
        
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
        
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
        
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
        
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
        
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
        
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Музыка — отражение жизни народа

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос;

2.

Богатство и разнообразие фольклорных традиций.

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос;

3.

Фольклор в музыке
русских композиторов.

1

0

0

21.09.2022

Устный опрос;

4.

Песня как жанр
музыкально-литературного творчества

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос;

5.

Как рождается народная песня. Певческие голоса.

1

0

0.5

05.10.2022

Практическая работа;

6.

Народный хор.

1

0

0

12.10.2022

Письменный контроль;

7.

Образ Родины в музыкальных
произведениях

1

1

0

19.10.2022

Тестирование;

8.

Календарный фольклор

1

0

0

26.10.2022

Устный опрос;

9.

Образы родной земли. Писатели и поэты о
русской музыке.

1

0

0

09.11.2022

Устный опрос;

10.

Отвага и героизм,
воспетые в искусстве.

1

0

0

16.11.2022

Устный опрос;

11.

Традиции и новаторство в творчестве русских
композиторов

1

0

0.5

23.11.2022

Устный опрос;

12.

Колокольность. Вариации колокольного звона.

1

0

0

30.11.2022

 Практическая         работа;

13.

Вокальная музыка отечественных
композиторов

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос;

14.

Поэтическое звучание романса.

1

0

0.5

14.12.2022

Тестирование;

15.

Композитор, исполнитель, слушатель.

1

0

0

21.12.2022

 Практическая         работа;

16.

Национальные истоки классической музыки.

1

1

0

28.12.2022

Практическая работа;

17.

Национальные истоки классической музыки. Творчество Э. Грига

1

0

0

11.01.2023

Устный опрос;

18.

Писатели и поэты о западноевропейской музыке.

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос;

19.

Значение и роль
композитора —
основоположника
национальной
классической музыки

1

1

0

25.01.2023

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

20.

Характерные жанры, образы, элементы
музыкального языка

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос;

21.

Кумиры публики (на
примере творчества В. А.

Моцарта)

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос;

22.

Кумиры публики (на примере творчества Н. Паганини, Ф. Листа)

1

0

0

15.02.2023

Устный опрос;

23.

Понятие виртуозного
исполнения. Музыкальный талант

1

0

0

22.02.2023

Устный опрос;

24.

Музыкант и публика. Миссия композитора и исполнителя

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос;

25.

Культура слушателя.

Традиции слушания
музыки в прошлые века и сегодня

1

0

0.5

08.03.2023

Устный опрос;

26.

Единство слова и музыки в вокальных жанрах

1

0

0

15.03.2023

Устный опрос;

27.

Интонации рассказа,
повествования в
инструментальной музыке

1

0

0

22.03.2023

 Устный опрос;

28.

Картины исторических событий в музыке.

1

0

0

05.04.2023

Устный опрос;

29.

Выразительные средства музыкального и
изобразительного
искусства.

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос;

30.

Небесное и земное в звуках и красках.

1

0

0.5

19.04.2023

Тестирование;

31.

Интерпретации в музыке и изобразительном
искусстве.

1

0

0

29.03.2023

Устный опрос;

32.

Импрессионизм в музыке и живописи. Цветовая
гамма и звуковая палитра.

1

0

0

03.05.2023

Устный опрос;

33.

Гармония и синтез:
скульптура, архитектра, музыка.

1

0

0.5

10.05.2023

Практическая работа;

34.

Урок-викторина на знание музыки, названий и
авторов изученных
произведений

1

0

0

17.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ учебное пособие

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Мультимедийное оборудование

        

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...