Креативное мышление на уроках музыки
статья по музыке

Гольцева Ольга Андреевна

Одним из актуальных явлений общества можно назвать развитие креативного мышления, фундамент которого можно успешно закладывать в школе, в том числе, на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Креативное мышление на уроках музыки.

Из опыта работы.


Автор: Гольцева Ольга Андреевна

Организация: МАОУ СШ «муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №81 г. Красноярск»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск.

Одним из актуальных явлений общества можно назвать развитие креативного мышления, фундамент которого можно успешно закладывать в школе, в том числе, на уроках музыки.

Креативностью называют способность продуцировать необычные творческие идеи, отклоняться от стандартных схем мышления и поведения, быстро и правильно решать проблемы и проблемные ситуации. Креативность позволяет человеку постоянно искать и находить оптимальный выход из ситуации, преодолевать или реконструировать ее. 

Одним из основных направлений модернизации общего образования является деятельностный характер, направленность содержания образования на формирование общих умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение обучающимися опыта в этой деятельности.

Действительно, чтобы решить вопросы и проблемы, стоящие перед молодым поколением, надо научить творческим подходам, помочь развить способность творчески мыслить, которая будет необходима ему в дальнейшей, взрослой жизни.

Надо помнить, что ребёнок творит себя сам, а мы, педагоги, должны умело направлять его.

«Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития» (Б. В. Асафьев).

Современные учащиеся значительно отличаются от предыдущих поколений. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • Резко возросла информированность детей;
  • Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • Несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • Ограниченность общения со сверстниками.

В настоящее время учитель музыки, как и другие преподаватели решают очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Искусство обладает уникальной способностью быстрее находит отклик и развивать творческий потенциал обучающегося. Учебный предмет музыка относится к предметной области «Искусство», который направлен на глобальное приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, на развитие художественно-ценностных и духовно-нравственных ориентиров и способности творческого освоения окружающей действительности.

Урок музыки не имеет жёсткого регламента при выборе методов и форм проведения урока, а также при подборе музыкального материала, методических пособий, что позволяет учителю проявить свои личные творческие способности, сделать каждый урок уникальным. Учитель должен обладать внутренним творческим потенциалом, чтобы передать данный заряд детям и настроить их на желание созидать и творить.

Дети, более чем взрослые, испытывают потребность к выходу творческой энергии и самореализации, поэтому на уроках музыки неорганично используются творческие задания, которые способствуют развитию не только музыкальных навыков, но и развитию креативного мышления.

Творческие задания разнообразят урок, повысят интерес к предмету, а значит и повысят результат знаний, умений и навыков. Во время творческих заданий креативность детей активизируется, включается память и ассоциативное мышление, формируется и расширяется внутреннее сознание ребёнка. Система творческих заданий глубоко развивают и обучают ребёнка.

Целью таких уроков является:

1. Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.

2. Оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности.

3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.

4. Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения сущности музыки.

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.

          В своей работе для развития креативности у детей, использую следующие методы:

  • Метод, уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, поли художественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки.
  • Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем предъявление ее для самостоятельного решения ученикам, ведет к музыкально-педагогическому диалогу между учеником и учителем, между учеником и музыкой, между сверстниками. Столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, известных на практике, но ранее сознававшихся истин.
  • Метод «мозговой штурм» является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.
  • Метод создания композиций направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения, в процессе которого дети сами разрабатывают исполнительский план песни, подбирают оркестровку, создают пластические образы, что, несомненно, ведет в активизации креативности учащихся.
  • Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, окружающий их мир, жизненные ситуации). Учащиеся проявляют креативность в свободном подборе ассоциативного ряда, в продуцировании необычных идей, в умении выйти за рамки привычного языка музыкальных образов, чтобы видеть новые грани музыкального произведения.
  • Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на развитие творческого мышления, фантазии, воображения. Его сущность заключается в создании учителем на уроке необходимых условий для того, чтобы школьник смог ощутить себя в роли композитора, пройти путь рождения музыки. Таким образом, наделив «чужой» творческий процесс собственным личностным смыслом, происходит как бы соучастие слушателя в творчестве автора, активизируется процесс сопереживания, сочувствия, понимания, т.е. создаётся благоприятная почва для повышения уровня личностно-творческого отношения к данному явлению искусства и творчеству автора.
  • Метод «сочинение сочиненного» направлен на виртуальное сочинение музыки. Прежде чем познакомиться с произведением композитора, дети «предсочиняют» это произведение, определяя основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до её завершения в звуковом пространстве, и потом сравнивают, насколько совпали их представления с оригиналом.
  • Метод контрастного сопоставления произведений – это система заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков), сравнение интонаций музыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

         Применяю проектную деятельность на уроках музыки. Проектно-исследовательская деятельность является творческой по своей сути, будучи органично включенной в учебный процесс, может обогатить его, предоставить дополнительные возможности развития. В основе метода проектов лежит развитие творческого и критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Ученики решают проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

Интересной формой индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, которая обеспечивает преемственность с начальной школой, являются различного рода импровизации: речевые, вокальные, ритмические, пластические, а также художественные импровизации (рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений) импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.

Подводя итоги, следует отметить, что креативность как личностно-созидательная категория — неотъемлемая часть человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержание музыкального произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативного мышления на уроках географии.

Статья посвящена формированию креативного мышления на уроках географии....

"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО

Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...

"Развитие креативного мышления на уроках математики"

Данную презентацию можно использовать как шаблон при защите категории....

Развитие креативного мышления на уроках физики

Статья о развитии нестандартного мышления  на уроках физики....

Презентация "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках"

Презентация предназначена для учителей истории и обществознания, знакомит с особенностями использования творческих заданий на уроках истории и обществознания для развития креативного мышления и творче...

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....