Принимая во внимание способности
методическая разработка по музыке

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prinimaya_vo_vnimanie_sposobnosti.docx20.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  

Дворец пионеров и школьников им.Н.К. Крупской

Сухоруков Д.В.

Принимая во внимание способности

Челябинск     

 

  Что такое способности. Психология подчеркивает, что способности и знания, способности и умения образуют единство, но не тождество. А так ли это существенно? Если мы допустили бы, что способности тождественны навыкам и знаниям, тогда оценка на экзамене стала бы окончательным и не подлежащим обжалованию приговором способностям вашего сына или дочери.

     Говоря о способностях, мы оперируем такими философскими понятиями, как «возможность» и « действительность». Способности человека – лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями, от того, как его будут обучать и т.д.                                                    

        Способности – это возможность, а достигнутый уровень мастерства – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, музыкальный инструмент, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут не развиться.

         Психология устанавливает общее правило развития человеческих способностей. Способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к игре на инструменте, если его не учили этому. Только в процессе обучения может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы игры.

        Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются. Так, систематические, упорные занятия музыкой могут развить сравнительно слабые музыкальные способности. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему в конце концов заслуженную славу.

      Даже если и не вундеркинды. Нельзя сказать, что одаренный ребенок такая уж невидаль. Особенно в нашей стране, где создаются все условия для развития одаренных детей.

      Уж не следует ли из этого, что каждый ребенок- это талант? Пусть потенциальный, скрытый, непроявившийся, но, тем не менее, заведомо талант. Ответить на это нелегко, потому что категорическое «да», как и категорическое «нет», способно принести равно большой вред ребятам, их родителям, школе.

       Весь разговор в том, что имеется в виду, когда говорят «каждый ребенок талантлив». Мы отвергли мнение, что каждый ребенок окажется талантлив в любой наперед заданной деятельности и что, принципиально говоря, можно всякого ребенка довести до вершин мастерства в любой, заранее намеченной профессии, будь то профессия композитора, скульптора, слесаря универсала, балетмейстера, кинорежиссера, оперного певца, физика-теоретика, писателя, конструктора космических кораблей и футбольного тренера. Однако мы не стали, бы возражать против того, что   каждый ребенок талантлив, если понимать это так: каждый ребенок при правильном определении его склонностей и развития его способностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой деятельности. Другими словами, мы говорим «да», когда речь идет о бескрайнем просторе для развития талантов и разнообразных, иногда неожиданных для ребенка и его близких направлениях, обусловленных его склонностями и общественными потребностями. Мы говорим «нет», когда развитие таланта представляется узкой дорожкой, которую «заботливо» выбрали для ребенка опекающие его взрослые, исходящие из соображений выгоды, традиций или тщеславия.

          Лишь у немногих дарование лежит на поверхности - его приходится обнаруживать и специально развивать, не навязывая молодому человеку своих представлений о единственно возможном для него жизненном пути, а помогая ему самому найти этот путь и укрепиться в своем выборе.

         Как можно выявить способности человека, а выявив, развить? Этот вопрос стоит и перед школой, и перед семьей, и задача эта не представляется никому легко решаемой.

       Трудоспособность. Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая, неуемная склонность к напряженной умственной деятельности. Прежде всего, этим - хотя, разумеется, и не только этим - отличаются они от остальных детей. Очевидно, уместно будет сделать такое предположение: а не является ли, в свою очередь, отсутствие трудолюбия серьезным фактором, препятствующим развитию способностей у тех детей, которые кажутся окружающим, да и им самим бесталанными? Не следует ли трудоспособность рассматривать в общем ряду человеческих способностей и даже во главе всего ряда? Педагогический опыт подтверждает правильность этой гипотезы.

        Трудоспособность не заменяет всех других способностей, а соседствует с ними и обостряет их. Но даже в том случае, когда все остальные способности кроме нее, оказываются первоначально невыраженными (это бывает, в общем, довольно редко), то и тогда конечные результаты трудовой деятельности могут быть поразительными.

        Вот почему, говоря о развитии способностей, надо, прежде всего, сказать о борьбе с ленью, о формировании привычки к трудовым усилиям, о преодолении отвращения к систематическому и напряженному труду.

        Лень- это отвратительная черта характера, свидетельство душевной дряблости и бессилия. У ленивого человека нет и не может быть оправданий, в том числе и наличием способностей, которые заглушены и замаскированы ленью.

        Бороться с ленью можно только одним способом - постепенно втягивая ребенка в трудовую деятельность, прививая ему привычку к труду и трудовому усилию. Не надо чересчур полагаться на разговоры и назидания. Важнее наладить контроль за выполнением учебного задания, режимом домашних занятий, способствовать созданию рабочей обстановки. Немалое значение имеет и личный пример.

 ….плюс интерес. Другой существенно важный фактор развития способностей ребенка - устойчивые, специальные интересы, специальные, потому что говорить об интересах « вообще» как факторе способностей, само собой, нет смысла, так как нет ребенка, у которого бы не было самых разнообразных интересов: к футболу, почтовым маркам, голубям и т. д.

             Специальные интересы в данном случае - это интересы к содержанию какой- то области человеческой жизни и деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь неприметно превращается в действенное овладение приемами и способами деятельности.

          Подмечено, что пробуждение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит признаком и отправной точкой для их развития.

         Итак, устойчивый интерес, склонность к деятельности, проявленная ребенком являются сигналом, который должен заставить окружающих, и в первую очередь родителей, насторожиться, не дают ли себя знать зарождающиеся способности?

          Это зависит от семьи. Трудно сказать, что приносит больший вред – неумеренный восторг по случаю выявления талантов у ребенка, желание поторопить, форсировать получение каких – либо вещественных доказательств его незаурядности или неверие в его силы, безразличное, порой пренебрежительное отношение к его успехам и интересам.

         Увидеть зарождающиеся способности ребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать условия для творчества, проявив изобретательность, а порой  настойчивость, - вот прямой долг родителей.

         Трудно переоценить роль фантазии или воображения в формировании способностей к любой деятельности, будь то литературное творчество, изобразительное искусство, химия, история или  музыка. Мечта- необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека. Полет фантазии опережает медленную поступь реальных  событий, яркими красками расцвечивает и делает живыми даже самые сухие абстракции.

         Развитие воображения служит предпосылкой формирования многих способностей. Так привычка путешествовать по карте и представлять в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности и т. д.

        Воображение нужно тренировать и развивать, как любую способность. Фантазия, наука, труд и творчество сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития таланта. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, оставалась « толчком к работе».

       Дар природы? Или….  защитники идеи о врожденности способностей иногда пытаются скрыться за утверждениями такого рода: дескать, трудно, да и нужно ли различать способности и задатки. А так как задатки хотя бы частично признаются врожденными, то не проще ли согласиться с тем, что и способности тоже даны человеку от рождения? Такая простота не на пользу дела.

      Откуда же берется эта бездумная легкость в решении такого трудного вопроса? Педагогическая и психологическая безграмотность? Отчасти и она. Наивная убежденность, что никаких особых знаний в области воспитания и не требуется,- каким тяжелым грузом ошибок и просчетов ложится она на судьбы людей!

      И все- таки ссылка на педагогическую и психологическую неграмотность или малограмотность не объясняют странной приверженности к версии о врожденности способностей. Уж очень упорно допускается именно эта ошибка.

       Как можно предположить, нередко встречающееся утверждение о том, что умственные способности являются врожденными, служит своеобразной ширмой педагогической пассивности и беспомощности некоторых воспитателей. По существу, эта удобная психологическая «гипотеза» (способности - дар природы, и все тут!) освобождают от необходимости размышлять над причинами неуспеваемости того или иного ученика. Природа виновата, а она- де человеку неподвластна!

        Исходя из подобных концепций взрослый человек направляет и регулирует поступки и действия ребенка, вмешивается в его дела и по- своему перекраивает его стремления.

       « Ничего у тебя не получится,- говорит отец дочке после первого урока музыки.- У тебя нет способностей». Как может ему объяснить девочка, что если даже какие- то компоненты музыкальных способностей у нее пока еще отсутствуют ( о чем, кстати, не возьмется судить после первого урока и специалист), то они могут быть развиты, компенсированы?

         Известный советский писатель Виктор Кин оставил в своих «Записных книжках» замечательный афоризм: « Человек средних способностей может сделать все».

         И последнее. Еще раз напомним: всесторонне развивая способности ребенка, нельзя забывать главное. Способности не самоцель. Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью.  

…………………………………………

 - Что там ни говорят, а если нет у ребенка врожденного таланта, не сделаешь из него ни Бетховена, ни академика Павлова, ни Майю Плисецкую. Что вы можете на это возразить?

- Что же возражать? Никто не отрицает роли врожденных задатков. Но без благоприятных условий, без воспитания, без развития этих задатков они так и останутся задатками и не будут реализованы. Если же настойчиво развивать способности, прививать ребенку упорство и трудолюбие, то можно воспитать его подлинно творческой личностью, независимо от масштабов его дарований.

- Значит, все дело все-таки в природной одаренности?

- Нет, не все. Благоприятные условия, создаваемые общественной средой, - вот решающий фактор. Сколько было одаренных детей среди крепостных крестьян? Но лишь единицы сумели преодолеть барьер сословных ограничений.

- Значит, по-вашему, все дело в условиях  воспитания?

- Это другая крайность. В становлении таланта играют роль и  врожденные задатки и условия внешней среды. Но в такой формулировке проблема решается лишь качественно. Необходимо более точно выяснить- что же именно наследуется генетически, а что прививается в процессе воспитания, как взаимодействуют биологические факторы с социальными. При этом, конечно, ведущая роль принадлежит последним.

- Способности - это, знаете ли, такая штука: или они есть, или их нет.

- Боюсь, вы говорите не о способностях, а о таланте, этом таинственном врожденном свойстве, коим отмечены избранные. А способности (скажем, к обучению) формируются. Точно так же, как и определенная направленность интересов. И здесь очень многое будет зависеть как от педагога в школе, так и от усилий семьи.

Литература:

Свердлова О. Г. Диалоги о воспитании. Ч. 1 « Ваш ребенок»/ А. В. Петровский. Принимая во внимание способности. – М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для учащихся "Насколько Вы способны терпимо принимать или не принимать других людей в общении?" (5-7 классы)

Анкета для учащихся 5-7 классов позволяет выявить уровень терпимого  принятия или  непринятия других людей в общении?...

Занятие по актерскому мастерству:«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Концентрация внимания на одном или нескольких объектах.Знакомство с дополнительными выразительными средствами актера....

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные      средства актера для развития творческих способностей»...

Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей"

Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей" для детей с ОВЗ....

Технологическа карта урока биологии 3. Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания

Тема урока: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человек. Класс: 10.Цель урока: Сформиров...