"Реализация авторской технологии А.И. Бурениной в музыкально - творческой деятельности дошкольников"
статья по музыке

Петухова Надежда Константиновна

Для дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обмен опытом31.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Первая школа имени М.А. Пронина» города Звенигород

Дошкольное отделение детский сад № 6

 

          «Реализация авторской технологии А.И. Бурениной в музыкально –  творческой деятельности  дошкольников».

Составитель: Музыкальный руководитель

Первая квалификационная категория

Петухова Надежда Константиновна

Звенигород, 2022г

         

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в  жизни – это свободное движение под музыку.
         И научиться этому можно у ребёнка.
                                                                                             А.И. Буренина

  В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.   Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, становление двигательных способностей. В наш неспокойный современный век, когда происходит всеобщая компьютеризация и ребёнок всё больше времени проводит за компьютером, планшетом, телефоном, в связи с чем  снижается двигательная активность, нарушается осанка и координация движений, особенно актуальной   задачей  становится создание благоприятных здоровье -сберегающих  условий для развития и формирования, познавательного интереса, двигательных качеств и умений, творческих способностей и тренировки психических процессов воспитанников средствами музыки. Опираясь на данные отечественных и зарубежных исследований, можно говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию, но и

  эффективный способ развития различных способностей детей, самореализации их как личности. Известно, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребёнка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память.  

Методологической основой моей работы является программа по музыкальному воспитанию Н. Ветлугиной, программа «Гармония» Тарасова, Нестеренко, программа «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина,   авторскую  технологию  которой я  использую в работе.  

Буренина Анна Иосифовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования, главный редактор журнала «Музыкальная палитра», президент Фонда «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», ведущая семинаров для музыкальных руководителей детских садов по вопросам музыкально-ритмического воспитания детей.  Автор популярной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика».

Программа ритмическая мозаика охватывает такие образовательные области:

  • коммуникативно-личностное развитие,
  • познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое,
  • физическое.

Цель: целостное развитие ребёнка, формирование познавательного интереса дошкольников средствами музыки и ритмических движений, развитие   разнообразных умений, творческих способностей, качеств личности.

Задачи:

  • Развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, коммуникативные навыки;
  • Формировать эмоционально-ценностное восприятие, тренировать подвижность нервных процессов, способность познавать себя через музыкальное искусство;
  • Обогащать образное мышление, способность к импровизации в движении;
  • Содействовать оптимизации отношений партнёрства между детьми и  взрослыми  через разнообразные формы взаимодействия;
  • Приобщать к культурному наследию, актуализировать этнокультурный подход в воспитании, нравственность.
  • Способствовать развитию познавательного интереса через различные виды музыкальной деятельности
  • Способствовать формированию правильной осанки, координации движений;
  • Воспитывать волевую сферу.

Что в свою очередь способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО

В программе «Ритмическая мозаика» представлены целостные музыкальные произведения:  от простых детских песен и музыки современных композиторов, к симфоническим произведениям композиторов – классиков,   представляющие   большой интерес,   как для детей, так и для взрослых.  Это  образно – танцевальные композиции различной степени трудности, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость, «купаясь»,  в которых ребёнок приобщается к миру прекрасного, пропуская через себя музыку, сложный мир чувств и образов.  Ведь, как известно, одной из задач музыкального развития является формирование и развитие образного мышления, эмоциональной сферы. Ещё одной особенностью программы является включение всевозможных телодвижений, представляющих собой микс из различных областей: гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики.

Автор программы обращает непосредственное внимание на профессионализм и компетенцию в области педагогики и психологии, т. к. акцентирование педагога направлено не только на формирование двигательных качеств и умений, но и на анализ внутренних процессов. Это сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также, их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции на музыку можно провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка. Другими словами, в программе заложен музыкально – ритмический психотренинг для детей и педагогов, развивающий память, внимание, волю, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленный на развитие музыкальности и     эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку.  

 Понимая важность и огромное значение здоровье сбережения детей, на своих занятиях я применяю следующие элементы оздоровления:

  • Создание положительного эмоционального настроения с помощью тематического зрительного ряда, введения сказочных персонажей и атрибутов, шумовых эффектов, музыкального фона;
  • Установление эмоционального контакта между детьми и взрослыми, взаимный психоэмоциональный положительный настрой, профилактика детских неврозов.

Работу по программе «Ритмическая мозаика» я начинаю со второй половины средней группы и продолжаю в группах старшего возраста, а также,  группах  компенсирующей направленности. Включаю репертуар из программы для общеразвивающих упражнений, образных перевоплощений, обязательно предваряя   образным рассказом  о композиции,  вместе с детьми начинаю двигаться, то есть вовлекать в танцевальное действо. Пример - Танцевальная композиция «Козлята и Волк».

Автор приветствует   творческую составляющую в работе, нахождение в постоянном поиске игровых методов взаимодействия с ребёнком. Репертуар программы можно включать в занятия, развлечения, праздники, использовать на прогулке, в группе для переключения с деятельности и закрепления разученного материала. Музыкальные композиции вариативны, их можно моделировать и компоновать, создавая новые, более объёмные и интересные. Творчески конструировать различные формы работы с детьми, т.к. благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально-ритмический репертуар интегрируется с другими видами художественно – творческой деятельности. Например, можно слушать классическое произведение из программы и рисовать.  Занятие может проходить в синтезе всех видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмические упражнения, валеологическое приветствие, слушание, распевание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, коммуникативные танцы – игры), которые перекликаясь между собой, играют новыми интересными красками. Это танец и игра на инструментах, пение и движение, слушание, пение, танец и игра на инструментах.  (просмотр «Рондо в турецком стиле») Например, под музыку «Танец Феи Драже» из балета П.И. Чайковского,  автор предлагает взять клавесы, надеть на запястья колокольчики. Пример «Танец Феи Драже». Я соединила отрывок из этого произведения с   песней «Серебристые снежинки» А. Варламова   – получился танец «Льдинок и Снежинок» на новогодний утренник.  Для такого вида деятельности как слушание,  также, прекрасно подходят  произведения композиторов – классиков, включённых в программу. Например, при слушании отрывков из сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки», использовала   картинку с тематическим изображением, куклу би – ба- бо, вплела в ткань занятия распевку.

Привести пример занятия. Анализ музыкального произведения, соотнесение   образов с изображением на картине в синтезе искусств позволяют обогатить словарь воспитанников, активизировать  участки мозга,  отвечающие за аналитическое мышление, образное мышление и развитие эмоциональной сферы. Ещё один интересный вид деятельности на музыкальном занятии – коммуникативные танцы - игры, которые помогают установлению дружеских связей между детьми, развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущения эмоционального благополучия, положительной самооценки, позволяющего ребёнку социализироваться в обществе и помогает сформировать социальное здоровье.

Также, для обыгрывания музыкальных образов, использую в работе ещё одну технологию, авторскую разработку А.И. Бурениной и М.И. Родиной «Волшебные Гонзики». Это  волшебные глазки, своеобразный пальчиковый театр, с помощью которого, можно оживить стихотворение, украсить танец и прослушивание музыкального произведения. Например, для   оживления образов моря при слушании произведения «Аквариум» из сюиты "Карнавал животных" Сен -  Санса, я использовала Гонзики, а также, мыльные пузыри. (просмотр танца «Золотая Рыбка)

Анализируя опыт использования технологии А.И. Бурениной на практике и, исходя из результатов работы, мы пришли к выводу, что программа «Ритмическая мозаика» помогает творческой самореализации педагога, способствует развитию  познавательного интереса, творческой реализации  дошкольников и способствует  ситуации успешности детей. Каждый ребёнок может почувствовать себя успешным, двигаясь,  танцуя, преображаясь. Об этом говорят выступления наших детей на утренниках, развлечениях, праздниках,   городских мероприятиях.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально – познавательное   развитие дошкольников с использованием  технологии А.И. Бурениной, является эффективным и действенным средством формирования у детей двигательной культуры, познавательного развития, развития их музыкально – творческих способностей, духовного обогащения, способствует  созданию благоприятных здоровье сберегающих условий для творческого развития, эмоционального комфорта воспитанников средствами музыки.   Повышается уровень успешности и общей культуры  воспитанников, что  позволяет  создать благоприятную  социальную ситуацию развития ребёнка и осуществить решение целевых ориентиров ФГОС.

                       Список литературы: 
1. Буренина А.И. Программа «Ритмическая мозаика» СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 192 с.

2. Буренина А.И.,  Тютюнникова Т.Э.  Программа «Тутти»  СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144 с.

3. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей» СПб.:  Издательство  «Музыкальная палитра», 2004. – 112с.: ил.

4.  Родина М. И., Буренина А.И. «Кукляндия» Учебно – методическое пособие по театрализованной деятельности. -  СПб.:  Издательство  «Музыкальная палитра», 2008. – 36с.

5. Буренина А.И.  «Волшебные  гонзики» Развивающее пособие

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимосвязь мотивации и уровня готовности у учащихся младших классов к музыкально - творческой деятельности"

Теоретический материал музыкально-творческой деятельности и практическое наблюдение...

ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ОПЫТНО ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С БУМАГОЙ, СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ, КРАСКАМИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ  ДЕТЕЙ. ...

Музыкальная игра – одна из ведущих видов творческой деятельности дошкольник

   Особой формой общественной жизни дошкольника является игра,    в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают ми...

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ВИДЫ,ЭТАПЫ, ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...

Статья на тему: «Реализация авторской «Технологии быстрого реагирования» в урочной и во внеурочной деятельности учителя и учащихся в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве».

Моя технология "Быстрого реагирования" возникла и апробировалась на протяжении многих лет на школьной площадке. Большой опыт работы и постоянное общение со школьниками позволило мне обобщить...