Музыкальная игра – одна из ведущих видов творческой деятельности дошкольник
методическая разработка на тему


     Особой формой общественной жизни дошкольника является игра,    в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.  

     Игра  удивительна…Она в разных формах  сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Ею  пронизан весь быт человека.

         Музыка  в  музыкальных  играх  усиливает  эмоциональную  окрашенность  переживаний  детей. Дошкольники  с  большим  желанием включаются  в передачу музыкально – игровых  образов,

привыкают  не  только  слышать,  но  и  слушать музыку, осознанно реагируя  на  особенности  её формы, жанра, средств музыкальной  выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodsoobshchenie_-_muzykalnaya_igra_dlya_doshkolnikov.docx26.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое  сообщение на  МО   ОРЭВ (г. Южно-Сахалинск)

Музыкальная  игра – как   одно  из  действенных  средств

музыкального  развития  ребенка.

Музыкальная  игра  является  активным  средством  музыкального

воспитания  дошкольников. По  содержанию  и  задачам  все  музыкальные  игры  можно  отнести  к  дидактическим. Яркая  художественная  форма, которая  выражается  в  музыкальной  теме,  игровая   ситуация, необходимость  следовать  определенным

правилам  вызывают  у  детей  повышенный  интерес, эмоциональный  отклик,  что  способствует   активному  восприятию  музыки,  быстрому запоминанию  и  воспроизведению  игры.

К  музыкальным  играм  предъявляют  следующие  требования:

  • Музыкальная  игра  - это  художественное  музыкальное  произведение для детей в  единстве его   содержания  и  формы;
  • Тематика и содержание  музыкальных  игр  должны отражать

знакомую детям  окружающую  действительность.

  • Основной  формой  отражения  деятельности  в  игре  должен  служить  художественный  музыкальный  образ эмоционально - конкретный, выраженный  в простой, доступной художест - венно  –  музыкальной  теме;
  • Музыкальная  игра  должна  способствовать  воспитанию  у  детей  творческих способностей  и  приобретении навыков  согласованного движения  с  музыкой.

Игра – спектакль  рассматривался ведущими  педагогами-

музыкантами  как один  из  целесообразных  методов  музыкаль-  ного  воспитания дошкольников  и  развития  их  творческой  активности. Каждый  ребенок  при передаче   своей  роли проявляет  особую, свойственную  только  ему  выразительность, творческую инициативу  в  передаче  игрового  образа.

         Музыка  в  музыкальных  играх  усиливает  эмоциональную  окрашенность  переживаний  детей. Дошкольники  с  большим  желанием включаются  в передачу музыкально – игровых  образов,

привыкают  не  только  слышать,  но  и  слушать музыку, осознанно

реагируя  на  особенности  её формы, жанра, средств музыкальной

выразительности.

Классификация  музыкальных  игр

Игры под инстру- ментальную

      музыку

Игры  с пением

Музыкально –

дидактические     игры

Ритмические игры

      со  словом

Игры, спектакли

Сюжетные,

несюжетные,

инсценировки

Хороводы,

инсценирование

песен, народные

игры  с  пением

На  развитие  звуковысотного

слуха, чувства рит ма, тембрового  и динамического слуха,музыкальной  памяти, на разви –тие ладотониче –ского  и гармонич.

слуха

На  развитие чув-

ства  ритма, на

развитие ориенти

ровки в простран стве

Музыкально –

драматические,

ритмопластиче-

ские,  на обрядо- вой  основе, на

основе певческих

импровизаций

Рассмотрим  каждый  вид  отдельно.

Игры  под  инструментальную  музыку

       Сюжетные  игры определяются наличием  несложного  сюжета, конкретных  персонажей. Дети  передают  в  этих  играх  образы, согласуя   свои  движения  с  музыкой, реагируя  на  особенности  её  характера, используя  характерные  имитационные движения  для  персонажей. Примеры  сюжетных  игр: «Зайцы  и Лиса», «Поездка» муз. В. Герчик, «Пастух  и  козлята», р.н.п. в обр. В.Трутовского.

       Несюжетные игры – наиболее  привлекательный  тип  игры  для  детей  за счет  элемента  соревнования.  С  особой  точностью  дети  должны  реагировать  на  начало  и  окончание  музыки,  смену  частей,  чередование  музыкальных  фраз,  сильные  и  слабые  доли, особенности  ритмического  рисунка. Примеры несюжетных  игр: «Будь  ловким!», муз. Н. Ладухина, «Игра  с  бубном», муз. М. Красева.

      Инсценировки  под  инструментальную музыку  построены  на  основе  конкретного  сюжета. Сначала  педагог  знакомит  детей  с  сюжетом, они  прослушивают  музыкальные  характеристики  всех  персонажей,  а  затем  им  предлагают  поиграть  в сопровождении

музыки (без  пения), используя  пластику,  характерные движения  

персонажей,  передавая  их  действия  и  развитие  сюжета. Педагог

ограничивается  небольшими  репликами  или   текстовыми   связ-

ками. Примеры  таких  игр: «Волк  и  козлята», муз. Т. Ломовой,

«Зимняя  сказка», муз. Е. Туманян.

Игры  с  пением

    Хороводы  построены  на  основе игровых  песен, в  которых  игровые  действия  детей  соответствуют  тексту песен,  характеру

мелодии. В хороводах  используются  плясовые  и имитационные  движения  для  передачи  игровых  образов. Примеры хороводных

игр: «Со  вьюном  я  хожу», р.н.п; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева,

сл. Н.Френкель.

    Инсценирование  песен. Используются  песни с  развернутым сюжетом, наличием нескольких  образов. Действия  детей  определяются  содержанием песни  и  конкретным характером  персонажа. Воображение, детская  фантазия,  установки  педагога  помогают  ребенку  в  передаче  образа,  выборе  нужных  вырази- тельных  движений. Для  инсценировки песен  могут  использоваться как  народные,  так и  авторские песни («Теремок», «Пошла  млада  за водой», р.н.п., «Тень – Тень», муз. Вик. Калин- никова, сл. народные)

     Народные  игры  с пением -  игры, которые  передаются  из  поколения  в  поколения, имеют  глубокие  исторические  корни  и  с  годами  не  изменяются («Бояре», «Гори-гори ясно», «Колпачок»)

Чаще  всего  их  используют  на  фольклорных  праздниках и на прогулках.

Музыкально – дидактические  игры

        Игры  на  развитие  сенсорных  способностей. Музыкально –

дидактические игры – спокойные  по  характеру, требуют от  детей

устойчивого  произвольного  внимания, способствуют различению

свойств  музыкальных  звуков (высота, длительность, динамика,

тембр), упражняют в  узнавании  музыкальных  инструментов, знакомых мелодий,  песен («Музыкальное  лото», «Сколько  нас  поет?», «Тихие  и  громкие  звоночки»).

Ритмические  игры  со  словом

        Эти  игры  способствуют  развитию  такой  важной  способно- сти, как  чувство  ритма. Благодаря  своему  эмоционально-образному  содержанию  они  упражняют  детей  в  основных  и  танцевальных движениях, помогают  им  лучше   ориентироваться

в пространстве («Барашеньки – крутороженьки», «Как на горке снег»).

Игры – спектакли

            Здесь речь  пойдет  не  о постановочных  спектаклях, а о

спектаклях  игровых, театрализованных, построенных  на  основе

импровизационных  действий  участников, где  ведущую  роль  

играет педагог. Игры – спектакли  успешно  решают  образователь- ные  и  воспитательные задачи. Дошкольники  учатся  передавать

чувства,  переживания  с  помощью  различных  выразительных  средств. Главное  здесь – переживания  детей; игровые  действия  должны   соответствовать музыкальным  характеристикам  образов.

Такого  рода  игры  опираются  на  все  виды  музыкальной  деятель

ности: восприятие, исполнительство,  творчество, музыкально – образовательная деятельность.

           

         Музыкально – драматические  спектакли  синтетическо- го характера  могут  включать  в  себя  в  качестве полноправных эле-ментов  художественное  слово, пение, танец,  пантомиму. Сюжеты  к  таким играм  не  должны  быть сложными («Муха – цокотуха», « Заюшкина  избушка»).

          Ритмопластические  спектакли. Основным  действием в

этих  спектаклях являются  танцевально - игровые импровизации

детей.

          Спектакль  на  основе  певческих импровизаций. Наиболее

сложный  вид  игр, требующий  от  детей  устойчивых  певческих  навыков. Сюжеты  к  этим  играм  выбираются  самые  простые,

дети  свои  монологи, партии  в  диалогах  пропевают, используя

простейшие танцевальные  движения («Колобок», «Репка», «Кот,

петух и лиса»).

         

          Игры – спектакли на  обрядовой  основе.

Этим  играм  присуща  интегративность – в них  используются  песни,  хороводы,  народные  игры  с  пением, инсценировки, игро-

вое  действие к обряду (украшение березки  лентами, плетение вен-

ков, изготовление  оберегов). Фольклорные  праздники,  которые

проводятся в школе, должны  выстраиваться по законам игры –

спектакли.

         Использование  музыкальных  игр  предполагает  систему игровых  упражнений, назначение  которых – развитие  основных  и танцевальных  движений, отработка  их  ритмичности  и  пластично сти. Музыкально – ритмические  упражнения  по  характеру  под-

вижные, а по содержанию  и  задачам – дидактические. Они форми-

руют  у детей  музыкально – ритмические навыки.

          Музыкально – ритмические  упражнения  способствуют  освоению детьми  двигательных  навыков. Для этого  используются

основные движения (ходьба, бег,  подскоки, прыжки), доступные

элементы  народного  и  современного  танца, классического танца.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому я...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Как заинтересовать ребят изучением предмета «Фортепиано», сделать занятие любимым и увлекательным? Этот вопрос волнует многих педагогов-новаторов, в том числе и меня. Исследования педагогов-новаторов ...

Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей c ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей  c ограниченными возможностями здоровья....

ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ОПЫТНО ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С БУМАГОЙ, СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ, КРАСКАМИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ  ДЕТЕЙ. ...

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ВИДЫ,ЭТАПЫ, ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ....