Рабочая программа по музыке 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс)

Рабочая программа по музыке 6 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Рабочая программа по курсу «Музыка» для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г, №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), от 17.12.2010г, №1897;
  • Закона об образовании РБ от 13.12.2013г, №240 – V (с изменениями на 28.09.2020г.);
  • Санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общественных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г, №189 (далее – Сан Пин 2.4.2. 2821-10);
  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования 2020-2021 уч. год. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254;
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования «Музыка»  М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы  «Музыка. 5-9 классы» авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак;
  • Основной образовательной программы основного общего образования  МАОУ «Сотниковская СОШ»;
  • Учебного плана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
  •  Положения о рабочей программе, 2019 год.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Цель: формирование музыкальной культуры учащихся 6 класса как неотъемлемой части духовной культуры в процессе воспитания инициативного компетентного гражданина, способного к творческой инновационной деятельности.

Задачи музыкального образования:

  •  способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

Национально–региональный компонент является составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью и самозначительностью, поэтому в свою рабочую программу по музыке я включила национально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучше осознавать себя, своё село, регион, которые являются неотъемлемой частью нашей страны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины.

В календарно – тематическом планировании внесена корректировка  тем. В III четверти тема 7 урока «Красочность музыкальной гармонии» заменена на тему «Сагаалган. Традиции бурят», тема 8 урока «Мир образов полифонической музыки» заменена на тему « Буряад арадай еhо заншал».   

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.

Особенность построения курса состоит в том, что основная школа обусловлена спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей;
  • формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии;
  • формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
  • развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений;
  • разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус;
  • ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы;
  • формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Ученик научится:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Ученик получит возможность научиться:

  • чувствовать гордость за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • признать ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • принять ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • Оценивать музыкальные произведения  с позиции красоты и правды.
  • Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
  • Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров

Ученик получит возможность научиться:

  • Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;  
  • Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
  • Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
  • Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • Исследовать, сравнивать  многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
  • Рассуждать о специфике  воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
  • Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия  нескольких образов в музыкальном произведении;
  • Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
  • Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
  • Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

Ученик получит возможность научиться:

  • Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
  • Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
  • Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
  • Применять  полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
  • Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой   деятельности;
  • Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
  • Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности

Предметные результаты освоения музыки в основной школе:

Ученик научится:

  • Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
  • Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
  • Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

Ученик получит возможность научиться:

  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности -выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;
  • определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
  • знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края; знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
  • различать некоторые специфические формы музыкальной деятельности, базирующихся на ИКТ (работа с компьютером, элементы создания электронной музыки, проекты и пр.)

Содержание учебного предмета

Перечень и название разделов

Кол/час

Содержание

1

«Тысяча миров» музыки

5 ч (очно)

4 ч (заочно)

Семь тем объединены в раздел: «Тысяча

миров» музыки». В ней изучаются вопросы: о содержании музыки, силе её воздействия, роли в жизни человека. В рубрике также освещаются некоторые страницы истории искусства и, в частности, музыки.

2

Как создается музыкальное произведение

18 ч (очно)

3 ч (заочно)

Раздел «Как создаётся музыкальное произведение»

является самой объёмной и центральной в материале

года. Она посвящена вопросам теории музыки. В ней исследуются разные музыкально-выразительные средства — ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура,

тембр, динамика. Сведения о средствах музыкальной вы

разительности, которые ученики получали в прошлые

годы обучения, анализируя конкретные музыкальные

произведения, теперь суммируются, углубляются и рас

ширяются.

3

Чудесная тайна музыки

Последний раздел называется очень красиво и поэтично: «Чудесная тайна музыки». В ней суммируется и обобщается материал, пройденный учениками за год, подводятся итоги. Раздел начинается эпиграфом – словами немецкого писателя Э.Т.А. Гофмана о музыке. Учитель привлекает внимание учеников к тому, что Гофман в своей фразе признает преимущество и особое значение музыки как вида искусства.

Тематическое планирование 6 а, б, в, г, д, е, ж  классы

п/п

Наименование разделов, тем уроков

Кол. часов

Сроки

план

факт

коррекц

I

«Тысяча миров» музыки

9

1

Музыка души (очно)

1

03.09

2

Наш вечный спутник (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса:

http://www.myshared.ru/slide/1017060/

https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-muzika-nash-vechniy-sputnik-3524656.html

1

10.09

3

Искусство и фантазия (очно)

1

17.09

4

Искусство – память человечества (заочно)

Адрес электронного ресурса:

https://infourok.ru/konspekt-uroka-muziki-iskusstvo-pamyat-chelovechestva-klass-2791388.html

1

24.09

5

В чем сила музыки (очно)

1

01.10

6

Волшебная сила музыки (заочно)

Адрес электронного ресурса:

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/11/10/prezentatsiya-k-uroku-muzyki-6-klass-volshebnaya-sila-muzyki

1

08.10

7

Музыка объединяет людей (очно)

1

15.10

8

Музыка объединяет людей (заочно)

Адрес электронного ресурса:

https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na-temu-muzika-obedinyaet-lyudey-klass-3988211.html

1

22.10

9

Заключительный урок четверти (очно)

1

29.10

II

Как создается музыкальное произведение

21

10

Единство музыкального произведения (очно)

1

11.11

11

В начале был ритм (заочно)

Адрес электронного ресурса:

https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-vnachale-bil-ritm-3524657.html

1

18.11

12

О чем рассказывает музыкальный ритм (очно)

1

25.11

13

О чем рассказывает музыкальный ритм (заочно)

Адрес электронного ресурса:

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-6-klassie-o-chiem.html

1

02.12

14

Диалог метра и ритма (очно)

1

09.12

15

От адажио к престо (заочно)

Адрес электронного ресурса:

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/11/10/prezentatsiya-k-uroku-muzyki-6-klass-ot-adazhio-k-persto

https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-ot-adazhio-k-presto-3524660.html

1

16.12

16

От адажио к престо(очно)

1

23.12

17

Мелодия – душа музыки

1

13.01

18

Мелодией одной звучат печаль и радость

1

20.01

19

Мелодия «угадывает» нас самих

1

27.01

20

Что такое гармония в музыке

1

       03.02

21

Два начала гармонии

1

10.02

22

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

1

17.02

23

Сагаалган. Традиция бурят

1

24.02

24

Буряад арадай еhо заншал

1

03.03

25

Философия фуги

1

10.03

26

Какой бывает музыкальная фактура

1

17.03

27

Пространство фактуры

1

        31.03

28

Тембры — музыкальные краски

1

07.04

29/30

Соло и тутти

2

14.04/21.04

   III

Чудесная тайна музыки

4

31

Громкость и тишина в музыке

1

28.04

32

Тонкая палитра оттенков

1

05.05

33/34

По законам красоты

2

19.05/26.05

Итого:

34

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Для учителя:

Авторы учебника

Наименование учебного пособия

Год издания

Издательство

1

Алеев В.В.

Науменко Т.И.

«Искусство. Музыка.6 класс»

2014

М.: Дрофа

2

Алеев В.В.

Науменко Т.И.

«Музыка. 6 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя»

2006

М.: Дрофа

3

Затямина Т.А.

«Современный урок музыки»

2008

М.: Глобус

4

Алеев В.В.

Науменко Т.И

«Музыка. 6 класс (электронный ресурс): фонохрестоматия на 2 CD»

2009

М.: Дрофа

5

Абдуллин Э.Б.

«Теория музыкального образования»

2004

М.: Издательский центр «Академия»

6

Разумовская О.А.

«Зарубежные композиторы». Биографии, викторины, кроссворды»

2008

М.: Айрис Пресс

 

Для учащихся:

Авторы учебника

Наименование учебного пособия

Год издания

Издательство

1

Алеев В.В.

Науменко Т.И.

«Искусство. Музыка.6 класс»

2014

М.:Дрофа

2

Алеев В.В.

Науменко Т.И.

«Дневник музыкальных размышлений. 6 класс»

2010

М.:Дрофа

 3

Вайнкоп Ю.

«Краткий биографический словарь комрпозиторов»

    1982

«Музыка»

4

Должанский Л.

«Краткий музыкальный словарь»

1966

«Музыка»

5

Сосновская Э.И.

«Мастера культуры Бурятии»

1986

Бурятское книжное издательствое

Диагностические мероприятия, контрольно-измерительные материалы

Форма контроля

Количество

Контрольно-измерительные     материалы

     1

Тест

1

Дневник музыкальных размышлений. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2019

     2

Кроссворд «Темпы в музыке»

1

Дневник музыкальных размышлений. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2019

     3

Музыкальная викторина «Произведения зарубежных классиков»

1

«Зарубежные композиторы». Биографии, викторины, кроссворды. М.: «Айрис Пресс», 2008мя

Материально – техническая база

  • Презентации, видеоролики
  • Портреты композиторов
  • Схемы расположения различных инструментов и оркестровых групп
  • Аудио,видеоматериалы
  • Фортепиано
  • Ноутбук
  • Медиапроектор
  • Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...