Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс)

Рабочая программа по музыке 7 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                   Рабочая программа по курсу «Музыка» для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г, №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), от 17.12.2010г, №1897;
  • Закона об образовании РБ от 13.12.2013г, №240 – V (с изменениями на 28.09.2020г.);
  • Санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общественных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г, №189 (далее – Сан Пин 2.4.2. 2821-10);
  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования 2020-2021 уч. год. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254;
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования «Музыка»  М.: Просвещение, 2014 (Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы  «Музыка. 5-9 классы» авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак;
  • Основной образовательной программы основного общего образования  МАОУ «Сотниковская СОШ»;
  • Учебного плана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
  •  Положения о рабочей программе, 2019 год.

  При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс»  (М.: Дрофа, 2013),  рабочая тетрадь, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по  музыке).  

Цель: духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.

Основные задачи предмета «Музыка»:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • развивать интеллектуальный потенциал;
  • способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение,
  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

  Национально–региональный компонент является составной частью школьного образования. Он обладает самоценностью и самозначительностью, поэтому в свою рабочую программу по музыке я включила национально – региональные материалы, которые позволяют учащимся лучше осознавать себя, своё село, регион, которые являются неотъемлемой частью нашей страны, а также способствуют становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины.

В календарно – тематическом планировании внесена корректировка  тем. В III четверти тема 6 урока «Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма» заменена на тему «Сагаалганай уулзалга», тема 7 урока «Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма» заменена на тему «Бурятская музыкальная культура». 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

-в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения предмета «Музыка» в основной школе:

Ученик научится:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);

Ученик получит возможность научиться:

  • участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

Регулятивные УУД:

Ученик научится: 

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Познавательные УУД:

Ученик научится: 

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

Ученик получит возможность научиться:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится: 

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты освоения музыки в основной школе:

Ученик научится:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

Ученик получит возможность научиться:

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

Содержание учебного предмета

Перечень и название разделов

Кол/час

Содержание

1

Содержание в музыке

8ч (очно)

(заочно)

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Виды музыкальных образов. Воплощение глубинной сущности явлений в произведениях искусства – важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «магическую единственность» замысла и его воплощения. Жанры музыки.

2

Что такое музыкальная форма

11ч

Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле. Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером.

3

Музыкальная драматургия

 В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией. Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс – результат). Особенности взаимодействия статики и динамики.

Тематическое планирование 7 а, б, в, г, д, е  классы

п/п

Наименование разделов, тем уроков

Кол. часов

Сроки

план

факт

коррекц

I

Содержание в музыке

16ч

1

О единстве содержания и формы в художественном произведении (очно)

03.09

2

Музыку трудно объяснить словами (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-po-teme-muziku-trudno-obyasnit-slovami-klass-3314851.html

10.09

3

В чем состоит сущность музыкального содержания (очно)

17.09

4

В чем состоит сущность музыкального содержания (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса

https://multiurok.ru/files/v-chiem-sostoit-sushchnost-muzykal-nogho-sodierzha.html

24.09

5

Музыка, которую можно объяснить словами (очно)

01.10

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-v-7-klassie-po-proghrammie.html

08.10

7

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада» (очно)

15.10

8

Когда музыка не нуждается в словах (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-na-temu-kogda-muzika-ne-nuzhdaetsya-v-slovah-2175614.html

22.10

9

Лирические образы в музыке (очно)

29.10

10

Драматические образы в музыке (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-7-klassie-po-proghrammie-alieieva-na-tiemu-dram.html

11.11

11

Эпические образы в музыке (очно)

18.11

12

Память жанра (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса

https://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_muzyki_v_7_klasse-509444.htm

25.11

13

Такие разные песни,танцы, марши (очно)

02.12

14

Такие разные песни, танцы, марши (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса

https://infourok.ru/prezentaciya-po-muziketakie-razniepesnitanci-marshi-chast-klass-2840604.html

09.12

15

Такие разные песни, танцы, марши (очно)

16.12

16

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения (заочно)

Адрес электронного образовательного ресурса

https://infourok.ru/prezentaciya-muzika-tema-formi-muziki-klass-3024649.html

23.12

II

Что такое музыкальная форма

17

Художественная форма — это ставшее зримым содержание

13.01/20.01

18

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми –

27.01

III

Музыкальная композиция

19

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах

03.02

20

О роли повторов в музыкальной форме

10.02

21

Сагаалганай уулзалга

17.02

22

Бурятская музыкальная культура

24.02

23

Многомерность образа: форма рондо

03.03/10.03

24

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации

17.03

25

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

31.03

IV

Музыкальная драматургия

26

Музыкальный порыв

07.04

27

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии

14.04

28

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»

21.04/28.04

    29

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

05.05/19.05

30

Формула красоты

26.05

Итого:

34ч

\

Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения:

     Для учителя:

Авторы

учебника

Наименование учебного пособия

Год издания

Издательство

1

Алеев В.В.

Науменко Т.И.

Искусство.Музыка. 7 класс

   2017

М.: Дрофа

2

Алеев В.В.

Науменко Т.И.

Музыка. Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского

   2013

М.: Дрофа

3

.Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.

Искусство. Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений

2019

М.:Дрофа

4

Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.

Искусство. Музыка. 7 класс. Нотное приложение.

2017

М.: Дрофа

5

Алексеева Л.Л.

Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы

2013

М.;

«Просвещение»

6

Арсенина Е.Н

Музыка 5-8 классы. Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи

2011г

«Учитель»

7

Вайнкоп Ю.

Краткий биографический словарь композиторов

1982

«Музыка»

8

Должанский Л.

Краткий музыкальный словарь

1966

«Музыка»

9

Жигалова Л.А.

Современная концепция программы Д.Б.Кабалевского

2013

«Учитель»

10

Разумовская О.К.

Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды

2008

М.;

«Айрис Пресс»

Для ученика

Авторы учебника

Наименование учебного пособия

Год издания

Издательство

1

Алеев В.В.

Науменко Т.И.

Музыка

   2015

М.;

Дрофа

2

Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.

Искусство. Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений

2019

М.: Дрофа

3

Вайнкоп Ю.

Краткий биографический словарь композиторов

1982

«Музыка»

4

Должанский Л.

Краткий музыкальный словарь

1966

«Музыка»

Диагностические мероприятия, контрольно-измерительные материалы

Форма контроля

Количество

Контрольно-измерительные     материалы

     1

Тестирование

1

Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н Дрофа, 2019

     2

Кроссворд «Инструменты народного и симфонического оркестров»

1

Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений.

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н Дрофа, 2019

     3

Опрос

1

     4

Хоровой зачет

1

Материально – техническая база

  • Презентации, видеоролики
  • Портреты композиторов
  • Схемы расположения различных инструментов и оркестровых групп
  • Аудио, видеоматериалы
  • Фортепиано
  • Ноутбук
  • Медиапроектор
  • Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...