"Работа над аппликатурой с учащимися младших классов"
методическая разработка по музыке

Пряникова Юлия Геннадьевна

Методический доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_applikaturoy.docx24.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа над аппликатурой с учащимися  младших классов

 

 Известно, что залогом качественного исполнения фортепианного сочинения служит тщательная предварительная работа над различными техническими и художественными моментами. Одним из наиболее важных факторов успешного преодоления технических трудностей служит правильный выбор аппликатуры. Мы очень часто сталкиваемся с серьезными проблемами, когда не уделяем должного внимания одному из важных принципов методики обучения игре на фортепиано - аппликатурной дисциплине. Это надо воспитывать с самых азов игры на инструменте. А в дальнейшем постоянно совершенствовать. Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть, какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления. Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры. Во время занятий в медленном темпе - тоже. Так заучивается неверная, аппликатура. И только в дальнейшем, при переходе к настоящему темпу, обнаруживается её непригодность. Начинается переучивание пальцев - работа, отбирающая немало нервной энергии и времени.  Если пальцы подобраны неудачно, то, сколько ни учи пассажа, не достигнешь ни быстроты, ни четкости, ни уверенности.

В музыке, как и в других науках, есть свои определённые правила, формулы, к сожалению которыми не все умеют и хотят пользоваться

Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д…. Ко всему этому я приучаю ребёнка с первых уроков.

На начальном этапе обучения, транспонируя песенки, ученик быстро усваивает связь интервалов с определенным положением пальцев на клавиатуре. Уже на раннем этапе обучения в младших классах необходимо научить ребенка читать и изучать аппликатуру, вырабатывать умение самостоятельно её создавать.

При выборе аппликатуры следует руководствоваться естественными особенностями пальцев:

различием пальцев в силе, длине и расположении; разной степенью растяжения между ними.

Слово «аппликатура»  по словарю нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю. Это расстановка, постановка пальцев. Также обозначение этой расстановки в нотах с помощью цифр. Наши  десять пальцев - это наши  десять подчиненных, которые должны  следовать нашим распоряжениям. Только тогда их работа будет толковой и уверенной.  Если мы ими не управляем, они теряются, путаются, вся работа комкается, и никогда нельзя достигнуть полной  уверенности. Рука - это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она может быть и более мягкой, и покрепче. Когда мы играем на рояле, мы клавиатуру как бы «берем» пальцами. Пальцы у нас все разные. Чтобы уметь владеть игрой, нужно знать природу пальцев. Они различны по своим возможностям. Особенно много внимания требует к себе

Первый палец - земледелец, способный к тяжелой работе. Но наряду с этим он должен знать ощущение легкости и подвижности, мы должны воспитывать мягкость и подвижность его суставов. Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя.

Второй палец- это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности.

Третий  занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные функции. Когда нужно дать особенно сильный звук,  пользуются первым или третьим пальцем.

Четвертыйне столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам, он представитель искусства.Когда нужно дать особенно мягкую, нежную звучность некоторую утонченность звучания, то берут такую ноту четвертым пальцем.

Когда нужно сильно взять терцию, то ставят третий и первый, слабую, мягкую - четвертый и второй и т. д.  

Пятый- это олицетворение детства, так сказать баловень руки.

Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.


В самом начале обучения игре на инструменте, необходимо уяснить с учеником основные требования к пальчикам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо - стремиться к естественной последовательности пальцев. Я объясняю ученику, что звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит, пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один – пальчики тоже через один. Это самое основное правило.

3.Упражнения для формирования аппликатурных навыков.

 

Упражнение №1

«Пальчик, просыпайся» (под ритмичную музыку)

-Сейчас я буду называть номера пальчиков. А тебе, Катя, с закрытыми глазами, не глядя на руки, надо сообразить на какой руке и какой пальчик нужно поднять и поиграть на крышке инструмента (выполняется упражнение).

Упражнение №2

Расположить все пальцы на клавиатуре по порядку от «До».

- Я буду называть ноту, а ты с закрытыми глазами на ощупь по команде будешь играть нужным пальчиком. Затем, то же самое, только, наоборот, я буду называть номер пальца, а ты сообрази какая нота и сыграй.

Потом задачу усложняем, исполняем двумя руками, называем пальчик, а ученик должен сообразить, какие это будут звуки в обеих руках. Меняемся   ролями. Ученица даёт задание, а я выполняю.

Упражнение№3

-Постарайся отгадать мелодию по аппликатуре и сыграть (предлагается вариант из ранее выученных).

Упражнение №4

- Проставь аппликатуру, рассуждая вслух.

Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Обычно кварты (речь идёт о чистых интервалах) играют, пропуская 2 пальца, т.е. 1-4, или 2м -5, квинты – 1-5 п., октавы – 1-5 п.; в б3 – 3 пары пальцев.

Упражнение №5

«Квинты» - играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражнения проговариваем подтекстовку:

Мы веселые две квинты

Ты нас правильно сыграй

Первый, пятый, первый, пятый

Ты скорее проиграй.

Упражнение №6

«Часы» - играем терции 1-3, 2-4, 3-5 как маятник часов. Упражнение играем с подтекстовкой:

На стене часы весят,

Тихо, мирно говорят:

Тик-так, тик-так…

Исполнение фрагмента р.н.п. «Как пошли наши подружки».

Упражнение №7

«Кварты» - играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В упражнении используем подтекстовку:

Зайка ушастенький, ловкий зверек,

Прыгает весело – скок да поскок!

В подготовительном этапе много разных способов знакомства с аппликатурой, всех их на одном уроке исчерпать невозможно.

4.После таких упражнений можно переходить к сборнику Г.Беренса «50 маленьких фортепианных пьес без октав» на основе позиционной игры, в которых ставятся не только вопросы аппликатуры, но и технические, художественные задачи. (Катя играет этюды №1-2).

В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. В то время как этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит действительную пользу, если приобретённые технические навыки применяются в художественных произведениях.

5.Применение оригинальной системы технического развития Эдны- Мае- Барнем в классе фортепиано ДМШ

     Для развития всех видов техники музыканты часто обращаются к упражнениям. Но как приучить ребёнка осмысленно заниматься с упражнениями? Как привить любовь начинающего музыканта к этой кропотливой работе?Здесь хорошим подспорьем в работе могут оказаться сборники упражнений для юных пианистов из серии «A dozen a day», сочиненной ЭднойМейеБарнем, английской пианисткой  и педагогом. Эта работа замечательна тем, что она легко усваивается детьми, поскольку в ней найден оригинальный подход к детскому восприятию.  

Любовь к движениям и положена в основу серии «A dozenday», т.е. «Каждый день». Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано. Дети, с энтузиазмом тренируют своё тело, руки и пальцы. Усиливает этот эффект удачное графическое оформление серии.

     Оригинальная система технического развития юного пианиста «Дюжина упражнений на фортепиано каждый день» представляет собой практические упражнения 5 групп по 12 упражнений. Оригинальность этой системы в том, что Э-М. Барнем предлагает названиями пьес и рисунками к ним установить ассоциативную связь в мышлении ребенка между исполнением упражнений на рояле и гимнастическими упражнениями, с целью достижения психофизического комфорта, способствующего развитию мысленного чувства естественности и гибкости движений рук, силы и независимости пальцев.

     Сама же Э.-М. Барнем ставит целью этих упражнений - помочь развить сильные, гибкие руки и пальцы. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься». Тональное решение сборника традиционно. Все упражнения написаны в До мажоре. Это облегчает начальный этап работы, а в дальнейшем, при транспозиции, обеспечивает свободное владение всеми остальными тональностями. Темп упражнений не указан, следовательно, он свой для каждого ученика. Необходимо отметить отсутствие в сборнике каких-либо динамических  указаний. Надо сказать, что в этом вопросе инициатива представляется педагогу.

     Применение этих сборников упражнений на своих уроках, внесло приятное разнообразие в воспитание фортепианной техники моих учеников.

(Катя играет несколько упражнений из сборника «Дюжина упражнений на каждый день, Мини-бук, стр.№11-12)

6. Домашнее задание.

 

Ученице предлагается проиграть упражнения из сборника Э.-М. Барнем «Дюжина упражнений на каждый день» книга 1, №1-3 для закрепления различных аппликатурных формул, показанных на уроке.

7. Выводы

 

В любом хорошем деле нет предела совершенству. И в вопросе изучения методов аппликатуры тоже. Работая, над аппликатурой, я всегда помню ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Но, хотя, аппликатура и должна носить индивидуальный характер, это не должно служить основанием к тому, чтобы не приучать учащихся к ее определенным закономерностям. Аппликатура основных фортепианных технических формул (гамм, арпеджио, аккордов) должна быть усвоена учащимся настолько прочно и глубоко, чтобы, встретив в музыкальном произведении ту или другую техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию. Пианист, хорошо продумавший аппликатуру и твердо заучивший ее, имеет гораздо меньше причин для волнения.

Приложение (раздать присутствующим на открытом уроке)

 

 

Аппликатурные правила  по К.Э. Веберу

       Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения разных пассажей и для других технических трудностей. В общих чертах можно установить правила, основанные на хорошем вкусе, помогающие легкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей.
1. Не нарушать порядка пяти пальцев. Исключением могут быть только случаи, когда первый палец падал бы на черную клавишу.
2.  Если пассажи стремятся в правой руке вверх или вниз в левой, тогда   по возможности избегать частого употребления 4-го и 5-го пальцев.
3. Если пассажи повторяются, тогда не следует изменять прежнюю аппликатуру.
4. Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы и арпеджио, тогда лучше не изменять обыкновенной аппликатуры той гаммы или арпеджио.
5. Одним и тем же пальцем нельзя брать разные клавиши; исключения бывают очень редки, и разве если это будет особенно предписано самим автором. 
6. Если одна и та же нота повторяется, тогда надобно непременно брать её  разными пальцами.
7. Если не сразу и трудно разобрать пассажи относительно надлежащей аппликатуры, тогда должно положить вместе пальцы на группы нот и рука инстинктивно возьмёт их какими пальцами ей удобнее будет исполнение.
8.Не всегда удобно излагается начало пассажа на черной клавише первым пальцем; бывают случаи, когда пассаж выходит гораздо плавнее и даже спокойнее, если начать их именно первым пальцем.
9.Перед верхней клавишей нужно в пассажах большей частью ставить первый палец и после неё также обыкновенно практичнее ставит его, особенно если следующая клавиша отдалена от неё на три или четыре клавиши вверх.
10. Если в пассаже встречается расстояние больше кварты вверх или если пассаж кончается таким расстоянием, то во всяком случае надо класть первый палец на последнюю клавишу перед оными.
11. В арпеджио или в пассажах, похожих на арпеджио, надобно брать первым пальцем те клавиши (если они белые) в пассаже, на которых кончаются естественные группы, составляющие пассаж.
12. Если пассажи кончаются на чёрной клавише, не принадлежащей собственно к пассажу, то можно брать её четвёртым пальцем.
13.  Во всяком случае, следует так постановить аппликатуру, чтобы пассажи кончались: вверх – не подставкой первого пальца, и вниз – не 3-м и 4-м пальцами.


14. Следует также соблюдать правильную аппликатуру в том случае, когда в аккомпанемент приходится играть какую-либо басовую ноту 5-м пальцем левой руки и принадлежащий к ней аккорд отдельно, а именно: не допускается никогда, чтобы 5-й палец участвовал в самом аккорде. Этот 5-й палец левой руки назначается всегда для низких басовых нот; иначе он помешает верности и ловкости игры тем, что не даст руке остановиться в прямом и спокойном направлении. Единственным исключением тут является, когда аккорд состоит из четырёх только нот.
15. Ряд двойных нот, терциями соединенных под дугой, довольно трудно связывается, в особенности, когда терции играются одновременно на верхних и на нижних клавишах. Например: ре-диез фа-диез и ми-соль или фа-диез-ля и соль-си-бемоль. Тогда первая терция играется правой рукой 2-м и 3-м, а вторая 1-м и 4-м пальцами;  с левой же рукой, разумеется, наоборот. Если же требуется связать между  собой аккорды, тогда, по крайней мере, одна клавиша должна быть связана в обоих аккордах.
16. Тоже надобно избегать излишнего употребления первого пальца в ровных (плавных) пассажах или в так называемых руладах (roulades). Чем реже рука переменяет свою позицию, тем спокойнее и плавнее будет исполнение рулады или вообще пассажа. Позицией руки в этом смысле называется то положение её, в котором она берёт клавиши без новой подставки первого пальца.
17.  Вообще надобно соблюдать, чтобы рука,  какой бы аппликатурой она не играла, всегда сохраняла бы спокойное и округлённое положение грациозного вида. Как только она начинает ковылять и вертеться, так что игра становится не ровной и плавной, тогда виной тому неправильная аппликатура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над гаммами для учащихся младших классов.

Данная статья написана педагогом фортепиано ГОУ ДОД Детская музыкальная школа № 31 Линк Е.Д.   Статья  раскрывает основные этапы работы над упражнениями в системе гамм для младших школьников...

Методический доклад «Работа над репертуаром с учащимися младших и средних классов»

Учебный репертуар играет ведущую роль в развитии инициа­тивы и самостоятельности учащихся на всех этапах обучения....

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

Работа над гаммами с учащимися младших классов (фортепиано)

Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов её наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, ...

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня

В данной работе представлены формы, этапы и методы организации работы по экологическому воспитанию учащихся в группе продленного дня младшего школьного возраста....

Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"

Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...

«Некоторые методы работы над ритмом с учащимися младших классов ДШИ»

Ритм является одним из важных элементов в музыке. Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависит от особенностей учащегося, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от с...