Работа над гаммами для учащихся младших классов.
статья по музыке по теме

Линк Елена Диевна

Данная статья написана педагогом фортепиано ГОУ ДОД Детская музыкальная школа № 31 Линк Е.Д.   Статья  раскрывает основные этапы работы над упражнениями в системе гамм для младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_gammami_s_uchashchimisya_mladshih_klassov.docx19.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа над гаммами с учащимися младших классов

  1. Значение процесса освоения гамм в техническом развитии учащихся младших классов.
  2. Цели и задачи педагога
  3. Основные этапы работы над гаммами, методические рекомендации.
  4. Список литературы

  1. Данное методическое пособие рассчитано на учащихся 1-3 классов, которые только начинают освоение упражнений в системе тональностей. Работы над гаммами является неотъемлемой частью технического развития ребенка. Звукоряды, различные виды арпеджио, аккорды, кадансы - это основные технические формулы, наиболее часто встречающиеся в фортепианной литературе, особенно в творчестве композиторов-классиков. Овладение учащимися этих формул, распознавание их в нотном тексте и выбор аппликатуры значительно облегчит и ускорит разучивание самых различных музыкальных произведений. Работа над гаммами должна быть регулярным процессом. Эпизодическое ознакомление приведет к необходимости каждый технический эпизод учить заново. Регулярная работа над гаммами способствует развитию моторики, восприятию у учеников длиной мелодической линии, закрепит навыки “опорного” звука, и смены аппликатурных позиций, даст возможность ученику оценить ловкость и “послушность” своих пальцев, а также даст возможность ориентироваться в тональности. Те упражнения, которые включены в систему той или иной гаммы, с постепенным их усложнением, сами по себе не имеют музыкально-художественной ценности, но они являются способом, гарантом того, что ученик, овладев ими, выработав навык их исполнения сможет использовать их в работе над  другими произведениями, где на первый план поставлены другие задачи, такие как выразительность исполнения, артикуляционная ясность, пульсация (ритмическое интонирование), стилистические особенности музыки разных исторических эпох, соответствие темпа с характером произведения и т.д. Освоив мажорную и минорную гаммы, ученик, приступив к разучиванию следующих гамм найдет очень много совпадений в аппликатурных приемах, а также в объединяющих мелодическую линию движениях руки, т.к. приемы исполнения звукоряда, видов арпеджио и аккордов одинаковы. При работе над любой гаммой невозможно избежать обрабатывания техники подкладывания первого пальца, т.к. при смене игровых позиций 1-3,1-4 она является главной. Мажорный и минорный звукоряд от разных тоник интонационно звучит одинаково, т.е. является своего рода транспозицией лада и позволит ученику младших классов легче справится с транспонированием ,а также подбором различных мелодий. Исполнение видов гаммы учеником может быть использовано, как “разыгрывание” перед выступлением, т.к. репертуар учащихся младших классов как правило написан в системе “белых” тональностей до двух знаков при ключе.
  2. Большинство учащихся играют гаммы мало и неохотно, воспринимая работу над ними, кК разучивание “сухих” формул. Поэтому педагог должен заинтересовать ребенка этапами работы над гаммой, расширить на практике его теоретические знания по сольфеджио, разнообразить методику этой кропотливой работы, использоваться динамические оттенки, как средство выразительности и объединения движения в гамме, научить использовать различные ритмические схемы, умело ориентироваться в масштабах клавиатуры фортепиано, применять различные штрихи при разучивании видов гамм, помочь  ученику “подобрать” нужные ассоциативные понятия,  образы. Основными целями педагога будут являться умение применять учеником закрепленные навыки в  работе над другими пьесами, а также исполнение гамм выразительном, певучим звуком в необходимом темпе.
  3. Основными этапами работы над гаммами в младших классах являются:

- подготовительные упражнения к гамме

- непосредственное освоение видов в гамме

- заключительный этап, т.е. исполнения гаммы “блоком”, выбор удобной последовательности, в которой она будет исполняться, играя в необходимом темпе, исходя из уровня подготовки учащегося.

Приступать к подготовительным упражнениям можно сразу же после элементарного усвоения учащимся навыка игры легато, т.к. кроме аккордов и кадансов гамма на завершающем этапе выучивания играется именно этим штрихом. Фортепианная клавиатура имеет два мануала - белые и черные  клавиши, в соответствии со строением звукорядов в тональности требует от руки ребенка достаточной ловкости при смене позиций в руке. Поэтому при игре подготовительных упражнений следует использовать попевки, короткие мелодии, построенные на нижнем и верхнем тетрахорде “белых” тональностей, а также этюды без подкладывания первого пальца. Примерами таких этюдов являются : А. Лемуан,50 характерных и программных этюдов, сочинение 37; А. Гедике, 40 мелодических этюдов для начинающих, сочинение 32; А.Шитте, 25 маленьких этюдов, сочинение 108; К.Черни, этюды, сочинения 821, а также избранные этюды под редакцией Гермера,1 часть; Е. Гнесина, “Фортепианная азбука” . Полезно также играть звукоряды, применяя только 2,3,4-х пальцевые позиции при игре звукорядов по белым клавишам  необязательно заканчивая на исходном звуке. Необходимо добиваться от учащегося глубокого, певучего звука, ровности исполнения. 5 палец удобнее отрабатывать в этюдах, т.к. в “белых” гаммах, за исключением фа-мажора он играет роль “замка”, заканчивая восходящее движение в правой руке и начиная восходящее движение в левой руке. Особое внимание необходимо уделить первым пальцам обеих рук, при подкладывании их под  2,3,4 пальцы. Этот прием стал использоваться только во времена И.С. Баха, и является неестественным для руки, исходя их анатомического строения руки, и в повседневной деятельности не закрепляется в виде навыка, не являясь “хватательным”.

Можно начать с игры последовательностей с беззвучным перекладыванием  1,2;1,3;1,4 пальцев, а также делая подворот только под 2,3 и 4 пальцы. Впоследствии этот прием можно объединить, играя двумя руками, сохраняя ровность и синхронность движения пальцев. Следует отметить, что отработка подворотов и других технических элементов не должно превышать 3 раз подряд, т.к. является для учащихся младших классов достаточно утомительным и неэффективным. Хроматическую гамму можно осваивать вместе с подготовительными упражнениями. Сочетание 1,3 пальцев на черных клавишах и 1,2 на белых является достаточно удобным и понятным для ребенка, т.к. ассоциируется с движением “змейки”, “ручейка”, “ветерка” и т.д. Необходимо на сочетании белых клавиш привлечь внимание ученика к зеркальной аппликатуре и проучить этот элемент. Движение хроматической гаммы будет формироваться собранной рукой без “проваливания” пальцев. Пульс можно выбрать по 8, т.к. пульсирующая доля будет всегда приходиться на тонику. Приступая к работе над аккордами нужно обратить внимание на 1 и 5 пальцы, как сводообразующие, и начинать с крайних звуков аккордов, с игры белых квинт и секст, с положением локтя в сторону пятого пальца. Далее можно проучивать аккорд как интервальную цепочку, “разбивая” аккорд на сочетания нижнего, среднего, и среднего и верхнего звуков. Аккорды следует играть “в инструмент”, используя вес всей руки и помощь локтя в завершении звучания аккорда. Возможно проучивание аккордов на стаккато, для развития аккордовой хватки, а затем на завершающем этапе играть на тэнуто. Особую сложность представляет собой осваивание видов арпеджио. Следует начинать с проучивания арпеджио по 3 звука  и постепенно переходить на разучивание 4-х звучных арпеджио. Основными трудностями при освоении арпеджио являются аппликатурные “ловушки”, и отработка объединяющего, естественного движения руки по 4 звука в сторону 5 пальца. Полезно проучивать элемент соединения от 5 к 1 и от 1 к 5 пальцам, выразительно его интонировать. С 3 класса можно начинать разучивание и длинных арпеджио. Следует учитывать, что в обращениях длинного арпеджио от черной клавиши 1 палец в правой руке приходится на первую белую клавишу, а в левой предшествуют следующей черной клавише. Объединяющее движение запястья и локтя  следует отрабатывать после разучивания точного исполнения и аппликатурных формул, особое внимание, обратив на соотношение в руках 3 и 4 пальцев, т.к. 1,2,5 используются в арпеджио всегда. В коротких арпеджио на белых клавишах 2 и 4,1 и 5 пальцы всегда совпадают. Ширина черных и белых клавиш, разработанная и усовершенствованная немцем Голдхаммером  велика для размера руки ребенка, и в длинных арпеджио требует большого угла поворота первого пальца под  ладонь. Рекомендую на удержании 3 или 4 пальца на звуке арпеджио отрабатывать поворот 1 пальца в обоих направлениях, а также проанализировать интервальное строение внутри каждого арпеджио, проучивая его “цепочкой”. Разучивание кадансов познакомит учащегося с основными функциями  тональности-тоника, субдоминанта и доминанта, вначале в положении тонического трезвучия ,оставляя общий со следующим аккордом звук без изменения. В дальнейшем учащийся в состоянии сам подбирать кадансы в мажоре и гармоническом миноре.

Заключительный этап работы  над гаммами включает в себя исполнения гаммы, как системы упражнений в тональности, рекомендую следующую последовательность исполнения видов: гамма в прямом движении, шестнадцатыми в размере 2/4 с пульсацией на сильную долю в среднем темпе, гамма в расходящемся движении, аккорды - четвертями, тэнуто. Короткое арпеджио следует исполнять за аккордами, т.к. рука ребенка успевает “настроиться” на устойчивые ступени. Короткое арпеджио следует исполнять шестнадцатыми в размере 2/4 с опорой на 5 и 1 пальцы, хроматическая гамма- шестнадцатыми в размере 2/4, кадансы в 3 положениях тонического трезвучия. Следует также вслед за увеличением темпа продумать динамику, которая будет соответствовать восходящему и нисходящему, т.е. поступательное вверх на крещендо, вниз на диминуэндо, сохраняя при этом нужную пульсацию в видах.

  1. Список используемой литературы: Й. Гатт, “Техника фортепианной игры”, И. Лещинская, В.Пороцкий “Малыш за роялем”, издательство “Москва” ,Советский композитор, 1992 г;

Л. Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”, издательство “Ленинград”, Советский композитор, 1989 г., И. Мухина, С.Яблокова  “Шпаргалка к техническому зачету. Фортепиано”, издательство “Санкт-Петербург”,”Нота”, 2006 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- Методическое пособие ТЕМА: «Работа над гаммой на ксилофоне в классе ударных инструментов»

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства.Игра гамм развивает таки...

Тренинг профильных способностей "Альфа, бета, гамма" для учащихся 8 класса

Данный тренинг является часть программы "Профплан".В учебно-тематическом планировании он представлен одноименной темой № 3.Тема 3. «Тренинг профильных способностей «Альфа, бета, гамма».Занятие 1....

Работа над гаммами с учащимися младших классов (фортепиано)

Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов её наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, ...

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня

В данной работе представлены формы, этапы и методы организации работы по экологическому воспитанию учащихся в группе продленного дня младшего школьного возраста....

Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"

Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...

«Некоторые методы работы над ритмом с учащимися младших классов ДШИ»

Ритм является одним из важных элементов в музыке. Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависит от особенностей учащегося, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от с...