Конспект урока "Мелодия-душа музыки" П.И. Чайковский
план-конспект урока по музыке

Чехова Людмила Алексеевна

Конспект урока "Мелодия-душа музыки" П.И. Чайковский (начальная школа).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  урока 1 класс

 

Тема: «Мелодия – душа музыки»

 

Организационный момент.

Ребята вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).

Новый материал.

Оказывается, это вы напеваете себе – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем и запоминаем мелодию и можем напеть.

Мелодия – это главная мысль любого произведения.

 Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом произведении.

Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения?- (да!)

Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора П.И. Чайковского

 Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».

Как вы думаете, почему альбом называется  «Детский»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)

Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.

 Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».

А что такое марш? (это музыка, под которую шагают)

Значит, мы должны услышать интонации шага.

Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете изобразить маршерующих солдатиков.

(ребята выполняют задание)

Как звучал марш?

Какой темп был? (подвижный, быстрый)

Какой характер? (радостный)

А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)

Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?

Молодцы!

Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?

Играем мелодию маршаможет это мелодия, мы можем ее напеть? (пробуем вместе напеть)

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе.

А сейчас мелодию будем искать в другом произведении из «Детского альбома», который называется «Вальс».

Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, это бальный танец.)

Правильно! Пока будет звучать вальс, некоторые пары будут танцевать под эту музыку.

Какие движения вы подберёте? (плавные, танцевальные, на счет: раз, два, три)

Звучит вальс?

Звучит вальс П.И. Чайковского -(ответы: движения полёта, кружения.)

А теперь, ищем мелодию в танце.

Играю аккомпанемент  -  может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)

Играю мелодию – может это? (пробуем напеть)

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем мелодию вальса.

 А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.

А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)

Представьте, что в руках у вас скрипка.

Покажите, как будете играть на инструменте? (Показывают).

Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.

С каким настроением вы будете играть?

Как звучит пьеса?

Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского

(ответы: ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)

А теперь, ищем мелодию.

Играю мелодию -может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем небольшой фрагмент мелодии.

Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (да!)

А сейчас, я проверю вас на внимательность. Кто самый музыкальный и старательный?

Я сыграю ещё раз «Марш деревянных солдатиков», а после прослушивания вы определите характер.

Играю «Марш деревянных солдатиков»  - в низком регистре, медленно, громко.

(ответы: марш звучит совсем по - другому)

Что случилось с маршем?  (он стал другим)

Как звучит? (мужественно, решительно, воинственно)

Сохранился игрушечный характер? (нет)

Что сделало марш другим? (темп медленный, регистр низкий, динамика - громко)

А мелодия изменилась? (нет, но характер стал другим)

Мелодия осталась такой же, только звучала по-другому. Молодцы!

Итог урока:

Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)

Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)

Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

Из какого цикла пьесы? («Детский альбом»)

Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)

 А сейчас вспомним слова и исполним песню «Нарисуй»- И. Крутого.

Исполнение и работа над песней (под минус)

 

Вы сегодня – Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной "Природа в музыке. П.И.Чайковский "Времена года".

Данная разработка может быть использована при ознакомлении с творчеством русского композитора П.И.Чайковского в системе общего и дополнительного музыкального образования. Альбом "Времена года" П.И.Чай...

Времена года. "Сентябрь" П.И.Чайковский .Конспект урока музыки в 5 классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Цели: Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И.ЧайковскогоЗадачи:·         ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать ...

План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения) Преподаватель Путилина Н.Ю. Тема: Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

План-конспект урока по музыкальной литературе         (4кл.  фо-но 1 год обучения)Преподаватель Путилина Н.Ю.Тема :Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского....

конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского

Задачи деятельности:               1.     Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2.    Обратить внимание детей...

План-конспект группового занятия Студии «Фортепиано» «Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И. Чайковского».

Цели занятия:·        Развитие культуры общения.·        Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в...