Времена года. "Сентябрь" П.И.Чайковский .Конспект урока музыки в 5 классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Румянцева Мария Михайловна

Цели:

 Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И.Чайковского

Задачи:

·         ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки;

·         показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу природы;

·         помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке

·         развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления

·         формирование навыков правильной речи, развитие  общей эрудиции учащихся, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить          основы эстетическому восприятию окружающей жизни

·         Продолжить развитие эстетического вкуса.
         Воспитывать потребность общения с музыкой..

Оборудование:

Компьютер, Презентация «Времена года»П.И.Чайковского, проигрыватель, портреты А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, И.И.Левитана, рисунки растений картины русских художников..

Ход урока.

Орг. Момент.

Вход под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня».

Учитель: Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот?

Дети: Осень.

Учитель: Правильно, и тема сегодняшнего урока – «Музыка осени».

А знаете ли вы, что бывает три осени?

Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье.

Вторая приходится на октябрь – глубокая осень.

И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень.

сейчас мы поговорим о сентябре – период золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября. (Солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и т.д.)

Рассматривают картину И.Левитана «Золотая осень».

Учитель: Озолотились березы, раскалились докрасна рябины и дубы, зардели клёны. Настал карнавал листвы, или листопад.

Теперь покажите движением этот карнавал листвы.

Звучит песня «Падают листья», музыка М.Красева, слова М.Ивенсен.

Учитель. Какая музыка?

Дети. Музыка спокойная. Светлая, мягкая, нежная, задумчивая.

Учитель. Правильно, и движения вы передали, соответствующие характеру музыки. А какими красками пользуется художник для изображения осени?

Дети. Оранжевыми, красными, желтыми.

Основная часть.

 

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Учитель читает стихотворение:

«Тихо, тихо, сядем рядом -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это - музыка торопит
И ведёт нас за собой»

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.
 

Мы сегодня пришли в гости к музыке П. И. Чайковского. Его музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину вашего сердца, вашей души. Имя этого композитора вы слышите с самого детства. Загадочный Щелкунчик, нежная девушка-лебедь Одетта, пушкинские Татьяна Ларина и Евгений Онегин - герои его опер и балетов сопровождают нас всю жизнь. Чайковский рос в музыкальной семье, где музыку любили и очень почитали, в доме устраивались музыкальные вечера. Любуясь красотой природы и стремясь передать свои настроения музыкой, Чайковский написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом, назвав его “Времена года”.

 Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…
Сегодня мы с вами послушаем пьесу из этого альбома, и расскажем о ней.

То, о чём ты сейчас узнаешь, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский издавался журнал, который назывался «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П. И. Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году,12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться«Времена года».

Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

«Сентябрь».

Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого,громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется«Охота»

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах...
(А. С. Пушкин.Граф Нулин)

Вряд ли ты мог представить себе так осеннюю музыку. Название, правда, напоминает об осени, зато совершенно, как нам кажется, не подходит к музыке. Пьеса называется «Охота».

 

На Охоте. Картина неизвестного художника

 

 

Н. Е. Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте.

 

 

В. Г. Перов. Охотники на привале (1871)

Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин писал об охоте так: «Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием, и тогда всякая зверюшка меня за своего принимает...» Тихо идёт по лесу охотник. Рядом собака бежит — не лает, не рычит, чтобы не спугнуть зверя или птицу. А тут вдруг гулкие звуки, лихая скачка — что же это за охота?

Откроем другую книжку. Её автор — Лев Николаевич Толстой. Книжка называется «Детство». А глава, на которой мы эту книжку открыли, — «Охота». Как раз то, что нам нужно. «Доезжачий, прозывавшийся Турка, на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом и ножом на поясе, ехал впереди всех... Около задних ног его лошади пёстрым, волнующим клубком бежали сомкнутые гончие...» Лошади, собаки, огромный рог... Это всё уже близко к музыке.

Дело в том, что во времена Толстого охотились не только так, как сейчас — в одиночку, с одной собакой, но и по-другому: много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывно-гортанным криком рогов. Вот такую охоту и рисует нам музыка сентября.

 

Лев Николаевич Толстой
1828 – 1910
Русский писатель

 

Достань книжку Льва Толстого «Детство» и прочитай внимательно всю главу, которая называется «Охота». Только тогда ты поймёшь, как точно передаёт музыка Чайковского старинную, как тогда называли, «псовую», охоту.

Заключительная часть.

Слушай музыку, слушай её как можно больше. И непременно думай над тем, что услышишь.

Музыку Чайковского любили и слушали люди даже казалось бы в самый неподходящий момент. В годы ВОВ редакторы радио по советам психологов включали в репродукторах классическую музыку. Жители блокадного Ленинграда по звучанию классической музыки определяли перерывы между арт обстрелами.
П. И. Чайковского пригласили незадолго до смерти в 1893 году в Англию. Там ему был вручен почетный орден профессора кембриджского университета.
Чайковский был единственным композитором, которому задолго до наступления старости император Александр 3 назначил пенсию в 3000 рублей, отдав дань признательности композитору за его творчество.

Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский.

«Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают».

Рефлексия

Музыку из какого музыкального альбома мы сегодня слушали?

Сколько пьес в музыкальном альбоме «Времена года?

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и пения в специальной (коррекционной) школе-инетрнате VIII вида

«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».      В.А. Сухомлинский Наличие дефекта умственно-отсталых школьников проявляе...

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Конспект и презентация к уроку письма в 3 кл специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект интегрированного урока- путешествия по письму и развитию речи, предназначен для учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока "Правописание слов с глухими и звонкими соглас...

Конструктор для составления конспекта урока по столярному делу в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Конструктор для составления конспекта урока по столярному делу в специальной (коррекционной) школе 8 вида....

Урок математики 6 класс МОУ специальная (коррекционная)школа 8 вида тема"Сложение и вычитание чисел,полученных при измерении"

Урок в слайдах по учебнику Г.М.Капустиной,М.Н.Перовой для коррекционных школ по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении." Урок имеет практическую направленность и способствует социа...