Как работать над полифоническими произведениями
статья по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

По сути все фортепианные произведения полифоничны в той или иной степени.  Полифонические произведения сложны для исполнения. Некоторые способы работы над полифонией представлены в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rabotat_nad_polif._met._rekomendatsii.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Полифония в широком смысле – многоголосие. Почти вся фортепианная музыка в той или иной степени полифонична. Даже самая простая мелодия, исполняемая правой рукой и сопровождаемая простым аккомпанементом в левой, полифонична, так как руки играют разные линии.

Полифония или контрапункт – такое многоголосие, в котором, голоса самостоятельны и равноправны по своему значению, но в то же время объединены в одновременном звучании гармонией.

Работа над полифонией – одна из самых сложных исполнительских задач. Владение полифонией заключается в умении мысленно представлять и слышать развитие каждого голоса, характер его звучания, тембр, туше. Необходимо умение играть одновременно несколько голосов, не подыгрывая главному голосу, вести их так, чтобы каждый из них имел свое самостоятельное течение, слышать многоголосную ткань произведения.

Особенности полифонического способа развития музыкального материала: а) интонационная и ритмическая самостоятельность голосов, несовпадение ударений и кульминаций, членение на соподчиненные мотивы, скрытое многоголосие; контрапунктическое сочетание голосов; б) различные виды контрапункта (простой, сложный, вертикально-подвижной, горизонтально-подвижной, обратимый – противодвижение).

В собственно полифонических пьесах технические трудности при исполнении возникают по трем причинам: 1) каждый голос обладает значительной самостоятельностью и должен быть индивидуальным в общем ансамбле голосов; 2) голоса часто тесно расположены и вследствие этого плохо отделяются друг от друга в восприятии слушателя; 3) средние голоса часто приходится «передавать» из руки в руку, что нередко бывает очень неудобным.

Существует ряд эффективных способов работы над полифоническими произведениями.

1. Игра (а также пропевание или сольфеджирование) каждого голоса в отдельности. Сначала можно играть голос произвольной (самой удобной) аппликатурой, чтобы сосредоточить внимание на его мелодической содержательности, нюансировке, а затем играть той самой аппликатурой (и с той самой передачей из одной руки в другую), как это будет в общем комплексе. Работа над отдельными голосами должна начинаться с их тщательного разбора. В каждой мелодической линии надо выявить, услышать интонационную и ритмическую характерность мелодии, моменты естественно наступающих в ней пауз, добиться яркости динамической линии, убедительной фразировки, найти выразительные и внутренне оправданные интонации. Желательно выучить голоса наизусть, уметь мысленно, без инструмента, пропевать их. Хорошо зная голоса, легче будет представить себе все линии голосоведения в их соотношениях друг с другом, подчинить выразительность, динамику и развитие каждого голоса целостному замыслу произведения.

2. Игра разных пар голосов (сопрано-бас, сопрано-тенор, сопрано- альт и т.д.). Возможны два варианта: 1) один из двух голосов играется на всем протяжении правой рукой, а другой – левой (с произвольной аппликатурой); 2) голоса играются с точной аппликатурой и точными руками.

3. Игра трех голосов из четырех (с точной аппликатурой).

4. Игра одного, двух, трех голосов с одновременным сольфеджированием одного из остальных голосов.

5. Игра всего комплекса голосов с «выделением» одного из них и затушевыванием остальных.

6. Игра с временным изменением штрихов в труднопрослушиваемых голосах.

7. Игра темы во всех ее проведениях с беззвучной игрой остальных голосов.

8. Игра с выделением интонационно значимых моментов во всех голосах, последовательно сосредоточивая на них внимание, – это переключение внимания.

Обязательно проходить всеми способами всю пьесу едва ли продуктивно. Все эти способы следует применять в меру действительной необходимости. Из всего многообразия способов работы над полифонией для каждого конкретного случая надо выбирать наиболее рациональные.

        Особенности

         работы над полифонией

                   Методические рекомендации                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ на примере Фугетты e moll Доменико Циполи.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Изучение полифонии воспитывает у учащихся способность слышать и воспринимать как отдельные элементы ...

Работа над полифоническими произведениями И.С.Баха на примере трехголосной инвенции Соль мажор

Произведения И.С. Баха занимают важное место в репертуаре учащихся ДМШ. В своей работе я раскрыла методы, которые помогают моим ученикам в изучении сложной полифонической музыки. Исполнительский анали...

Открытый урок «Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»

laquo;Работа над полифоническими произведениями на примере трехголосной фуги До мажор»Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление.Задачи:Образовательн...

Открытый урок: Работа над полифоническим произведением в классе фортепиано.

Цели: Образовательная:ознакомить с оновными чертами стиля произведения,осмыслить единство формыдостичь артикуляционной точности и выразительности исполненияРазвивающая:способствовать формированию инте...

Методическая разработка урока по теме: «Работа над полифоническим произведением на примере «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха ».

В разработке представлены основные методы работы   над полифоническим произведением на примере  «Маленькой прелюдии до минор И.С. Баха »с учащимися исполниетельских отделени...