Эксперимент-постановка мюзикл со слабовидящими детьми.
проект по музыке

Маристова Ольга Викторовна

Методическая разработка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Постановка музыкального театра и его особенности у слабовидящих детей»

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи

3. Методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми IV вида

4. Педагогическая модель музыкально-сценической деятельности.

5. Этапы организации музыкально-постановочной деятельности

6. Вокально-хоровое воспитание в детском музыкальном театре.

7. Пение как процесс актерского перевоплощения

8. Заключение

Пояснительная записка

Детский музыкальный театр, как определенный вид искусства является средством художественно-эстетического развития школьников. Союз музыки и театра, включающий в себя сценографию, костюмы, постановку, актерскую игру и пение – далеко не полный перечень искусств, объединяющийся для «донесения музыкального содержания до юного зрителя-слушателя» (Н. Сац).

Чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития творческих способностей у детей будет более эффективным.

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Детский музыкальный театр - есть средство художественно - эстетического воспитания школьников. Детский музыкальный театр существует в форме: мюзикла, водевиля, рок - оперы, детской музыкальной сказки, игры - драматизации, зримой песни, хорового театра, детской оперы.
           Детский музыкальный театр - это определенный вид музыкально - театральной исполнительской деятельности. Отсюда следует, что участники театра должны быть певцами и актерами одновременно. Кроме того, каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально - театральных (творческих) способностей и их развитие. Они определяют учебную подготовку, что в свою очередь связано с состоянием художественно - эстетического сознания и его составляющих: эстетического отношения чувств, взглядов, вкусов, идеалов личности школьника, с развитием механизмов творческой деятельности: фантазии, воображения, интуиции, художественно- образного мышления.
Учебная работа в детском музыкальном театре осуществляется в трех направлениях :

а) музыкальном

б) театральном

в) танцевально-пластическом.

Как педагог решивший ставить детскую музыкальную сказку или оперу, прежде всего я сталкнулась с проблемой выразительности, «театрального» исполнения вокальных партий, музыкально-сценической интерпретации музыки детьми, а в этом заключается суть музыкально-постановочной деятельности преподавателя. Особенностью модели детского музыкального театра является то, что преподавателю в нем отводится роль дирижера, музыкального руководителя постановки, хормейстера, воспитателя юных исполнителей, работающего в особом художественно-педагогическом пространстве.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Природная предрасположенность детей к «напеванию» и «пританцовыванию» объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие «поющих слов» в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и  «в себя», уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

 цели и задачи.

               Главная задача, пробуждение у детей интереса к музыкально-театральному искусству; Формирование у них личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности;

Цель, развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также интеллектуальных, музыкальных и творческих способностей;

Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности;

Развитие потребности в самостоятельной музыкально-театральной деятельности.

Методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми IV вида,

Создание ребенком собственной интерпретации – результат специально организованного педагогом эстетического воздействия, активизирующего элементы эстетического сознания: сенсорно-гармоническую сферу, эмоционально – окрашенное мышление и воображение, интуицию, направленные на решение поставленной задачи.

Игровой принцип освоения партитуры роли и сценического действия (игра-драматизация – этюд по фрагментам оперы – перевод в сценические действия).

Смыслообразующий метод как главный принцип музыкально-постановочных репетиций.
Понимание идейно-художественного смысла, гуманистической направленности оперного произведения. Необходимость развития эмоциональной реакции на воображаемые картины и действия в процессе пения. Идентификация с образом-персонажем. Расчет физических действий в гармоническом соответствии с музыкой и ее развитием.

Работа над музыкальной  постановкой осуществляется с учётом особенности детей  IV вида. Любые нарушения зрения неизбежно оказывают влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, обуславливают фрагментарность, искаженность восприятия предметов, замедленность и нечеткость их опознания.  Дети с нарушением зрения плохо различают форму, размер, цвет предметов; верх и низ; правую и левую стороны; плохо ориентируются в пространстве и времени. Это создает определенные трудности при постановочной работе. Так как недостаток зрительного анализатора у слабовидящих детей компенсируется за счёт осязания и слухового восприятия, очень важно на репетициях музыкальной постановке дать возможность ребенку ближе посмотреть предмет, потрогать его, изучить пространство на сцене поиграть, чтобы в дальнейшем ребёнок не испытывал дискомфорта при встрече с этими предметами в жизни и по своим ощущениям и внешним проявлениям ничем не отличался от здоровых людей. 

       Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования, а особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья, что ведёт к возникновению у детей чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

В процессе занятий у детей формируются навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие); развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела.

Педагогическая модель музыкально-сценической деятельности

Первая ступень – изучение доступных элементов условности в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, приобретение умения перевода содержания музыкального языка на мимику, жестикуляцию, пластику поведения.

Вторая ступень – прочное освоение авторского музыкально-сценического рисунка действующих лиц. На этой основе дети ищут способы интерпретации, исходя из жизненного и эстетического багажа.

Третья ступень – найдя оригинальную новую интерпретацию, соответствующую замыслу композитора и отражающую детское видение, школьники демонстрируют полноценную творческую деятельность. Возникновение интегрального качества личности – творческой активности, творческой деятельности.

Этапы организации музыкально-постановочной деятельности.

Главный этап , это распределение ролей.
Второй этап, освоение музыкального и драматического материала: постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных номеров. Начало сценических репетиций. Совместная работа музыкально-постановочного коллектива: педагога по вокалу и педагога пластики, с юными певцами-актерами (форма спектакля, содержание, образ). Важность детского художественного сопереживания. Рассказ о художественной идее произведения. Создание музыки словесными средствами общего образа будущего музыкального спектакля.

Занятия при постановочной работе музыкального спектакля целесообразно было бы начать с посещения музыкального театра. Музыкальная сказка в исполнении профессиональных актеров обязательно найдет отклик в сердцах ребят. Сама атмосфера театра настраивает на определенную волну, заставляет сопереживать героям спектакля. Декорации, костюмы, умение «вживаться» в роль артистами, исполнение ими вокальных партий - все это может стать отправной точкой в возникновении желания создать свой спектакль.

Первая репетиция с театральным коллективом учащихся должна начаться с показа преподавателем оперного произведения. Моя задача, как педагога исполнить и показать музыкальные партии всех героев этого произведения. Исполнение должно быть выразительным, чтобы вызвать эмоциональный отклик в душах ребят. Инструментальное сопровождение также должно соответствовать характеру представленного произведения. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо ярко и красочно донести до них художественную идею произведения. Очень важно музыкально-словесными средствами создать образ будущего спектакля.

Распределение ролей должно происходить с учетом вокальных и артистических способностей. Вместе с тем, желание учащегося исполнить ту или иную роль будет являться главным критерием отбора. На каждую роль назначается два человека. Это позволяет не только иметь дублера, но и дает возможность подготовить не похожих друг на друга исполнителей одной и той же роли. Спектакль нужно показать публике не менее двух раз, чтобы дать возможность выступить всем юным актерам.

Как начать работу над ролью?

Необходимо разобрать партитуру данной роли педагогом совместно с исполнителями;

Сделать разбор средств музыкальной выразительности;

Разыгрывание фрагментов спектакля с каждым будущим исполнителем роли;

Создание своего, нового образа, перевод воображаемого видения в конкретные внешние черты героя, его поступки, действия.

Только после выполнения предыдущих действий, юный актер сможет перевоплотиться в героя будущего спектакля и в сценическом действии, и в исполнении музыкальной партии. Сможет создать свою самобытную интерпретацию роли.

Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики, постепенно переводя учащегося на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики. Там, где необходимо, как руководитель постановочной работы я должна помочь ребенку вскрыть логику поведения героев, мотивы их взаимоотношений. Режиссерскими указаниями могут быть также сценические моменты: откуда выходить, в каком направлении двигаться, где должны находиться действующие лица.

Несомненно, сложность заключается в том, что спектакль не должен копировать пьесу, в него должно быть привнесено свое отношение. Моя задача - дать учащимся представление о том, как словесный образ превратить в полноценный персонаж спектакля. После того, как спектакль будет подготовлен к показу, необходимо совместно с учащимися заняться изготовлением костюмов и декораций. Посильную помощь в изготовлении всех атрибутов к спектаклю могут оказать родители.

Генеральную репетицию необходимо провести в костюмах и декорациях, т. к. все участники спектакля должны себя свободно и комфортно чувствовать на сцене во время премьеры.

Афиша спектакля тоже может быть выполнена самими учащимися. Она должна быть красочной и содержать информацию обо всех действующих лицах и исполнителях. Можно изготовить пригласительные билеты преподавателям, родителям, друзьям. Задача руководителя перед премьерой – психологически верно настроить детей, чтобы спектакль прошел успешно.

Вокально-хоровое воспитание в детском музыкальном театре.

Коллектив детского музыкального театра – это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения. В нем органически сочетается индивидуальная вокальная работа с общехоровым и ансамблевым пением.

Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в вокальном и хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, активно воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.
Но хоровой коллектив певцов в детском музыкальном театре имеет свои особенности в отличие от концертного детского хора ДМШ или другого художественно-образовательного учреждения. У оперного хора, как и у солистов, есть маленькие и большие роли. С одной стороны, участие хора в детском музыкальном спектакле может ограничиться отдельными выходами на сцену для создания народного колорита или фона для солистов, с другой стороны, хор может стать действующей коллективной личностью и в этом случае активно влиять на процесс музыкально-сценической драматургии.

Эти особенности накладывают особый отпечаток на процесс вокально-хорового воспитания участников детского музыкального театра – в него проникают сценические законы театра и принципы системы К.С. Станиславского.

Формирование навыков должно сочетаться со школой переживания, сценической выразительностью пения, предполагающей наличие развитого воображения, фантазии образного мышления, т. е. актерских качеств. К. С. Станиславский был убежден, что правильная « драматическая » задача помогает и лучшему звучанию голоса. Пение – это всегда особое «перевоплощение» певца.

Пение как процесс актерского перевоплощения

Все вышеперечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром – это прежде всего создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки.

В трудах К. С. Станиславского ясно прослеживается мысль, что музыка выражает внутреннее состояние, подлинные «хотения» героя. Слово определяет как он действует, как протекают эти действия в «предлагаемых обстоятельствах». Слово – это как бы литературно-драматургическая программа вокального произведения. Смысловая насыщенность слова (его «подтекст») выражается элементами музыки: мелодией, гармонией, ритмом, темпом, которые дают ту или иную эмоциональную окраску слова. Певческая манера должна служить построению «сквозного действия» вокального произведения. Но для того, что каждая деталь певческого исполнения служила выявлению его подлинного смысла, необходимо понять «действенные» («драматические», говорит К. С. Станиславский) задачи, заложенные в музыке. Развитие этих задач имеет свою закономерность и динамику. Станиславский говорит, что получив представление о едином «сквозном действии», скрытом в музыке любого самостоятельного сольного куска музыкально-сценического произведения (ария, ансамбль, хор), необходимо расчленить его формальную структуру на эмоциональные разделы, для того чтобы в дальнейшем выстроить и технически «отточить» рисунок его исполнения. То есть в данном случае мы имеем дело с проблемой выстраивания исполнительской формы данного произведения. Точно так же и юный артист детского музыкального театра должен знать и представлять свою партию очень точно и хорошо.

Работа над вокальными партиями включает в себя работу над чистотой интонирования, мягкостью звучания, над высокой певческой позицией, четкой дикцией, над верностью ритмического рисунка, выразительностью исполнения. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.

Заключение

Занятия способствуют развитию воображения детей, в процессе музыкально-театральной деятельности у детей развивается музыкальность как комплекс музыкальных способностей, складывающийся в результате систематических занятий по восприятию музыки, занятий пением и движением под музыку;

Заметно обогащается речь, она становится более аргументированной и выразительной;

Повышается эмоциональная отзывчивость, развивается ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актёрскими проявлениями;

Позитивное воздействие оказывается и на коммуникативную сферу. Приобретаемые детьми знания являются результатом поисково-исследовательских действий и обеспечиваются механизмами произвольной памяти, которая получает в создаваемых условиях импульс для своего развития.

Итак, благодаря синтетической природе музыкального театра, сочетающего в себе пение, движение и актерское мастерство, его можно считать средством художественно-эстетического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведение коррекционной работы со слабовидящими детьми

Слабовидящий ребенок, как  и здоровый проявляет огромный интерес к изобразительной деятельности. Положительно-эмоциональный настрой, интерес усиливается по мере овладения умениями и навыками изоб...

"Коррекционная составляющая в преподавании ИЗО со слепыми и слабовидящими детьми"

 Зрение – величайшая ценность любого человека. 80% информации об окружающем мире дает нам зрение. В мире 37 миллионов слепых, 124 миллиона людей с плохим зрением. В настоящее время х...

«Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате»

В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи, в защите и социализации. Не являются исключением и инвалиды п...

Педагогические образовательные технологии на уроках русского языка и литературы для работы со слепыми и слабовидящими детьми

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:- игровые технологии- проблемное обучение- технология проектного обучения- ИКТб) педагогические технологии на ...

Педагогические образовательные технологии на уроках русского языка и литературы для работы со слепыми и слабовидящими детьми

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:- игровые технологии- проблемное обучение- технология проектного обучения- ИКТб) педагогические технологии на ...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих со слабовидящими детьми «Зоркие глазки»

Знакомство с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушений зрения....

Психокоррекционное занятие со слабовидящими детьми первого класса (программа 4.3) «Геометрические фигуры»

Конспект психокоррекционного занятия со слабовидящими детьми первого класса (программа 4.3)...