Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ (вариант 7.1/7.2)
рабочая программа по музыке

Агапова Ирина Юрьевна

Рабочая программа по музыке начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, вариант 7.1/7.2), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте НОО, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._muzyka_1-4_kl._zpr-_baklanova.id4169511_-_kopiya.docx266.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 3 им. А. А. Ивасенко»


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4169511)

учебного предмета

«Музыка»

(вариант 7.1/7.2)

                                            для 1- 4 классов начального общего образования

                                                на 2022-2023 учебный год

Составитель: Агапова Ирина Юрьевна

учитель музыки

Нефтеюганск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки музыки оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у них положительных навыков и привычек. Рабочая программа по музыке начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, вариант 7.1/7.2), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте НОО, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Рабочая программа учебного предмета «Музыка» сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения. Обучение музыке носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству, формирование способности символического (звукового, двигательного) опосредствования своих эмоциональных состояний.

Овладение учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания, невыраженностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных умений, препятствующих целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений, несформированностью возможностей эмоциональной рефлексии.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • расширять общий кругозор, способствующий совершенствованию учебно-познавательной деятельности;
  • формировать элементы музыкальной культуры и возможность элементарных эстетических суждений;
  • совершенствовать возможности саморегуляции во время прослушивания музыкальных произведений и исполнительской деятельности;
  • способствовать осознанному восприятию музыки и созданию различных образов, развивающих возможности символического опосредствования чувств.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и в то же время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. Уроки музыки выполняют свою коррекционную функцию при учете специфических образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития и включение в содержание образования различных пластов музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Особая роль в организации музыкальных занятий с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является  обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часа (1 час в неделю), во 2 - 4 классах  34 часа (1 час в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося начальной школы, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России. Учебный предмет «Музыка» открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления учащихся о творчестве народов мира, шедеврах мировой музыкальной культуры.

      Адаптированная рабочая программа  по предмету  «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;

- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;

- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;

- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);

- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты, оцениваемые после освоения всей АООП НОО, которые могут быть сформированы при изучении учебного предмета «Музыка» отражают:

  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям;
  • способность к осмыслению и дифференциации музыкальной картины мира, ее временной организации.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осуществлять разносторонний анализ (звучащей музыки);
  • сравнивать музыкальные произведения;
  • обобщать-классифицировать музыкальные произведения.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить, придумать и т.п.);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное изображение по заданию и т.п.);
  • осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.) под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания. Решаются следующие важнейшие задачи воспитания:

– формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как гражданина России;

– пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

– осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание положительного отношения к своей национальной культуре;

– формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе организации праздников);

– воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Предметные результаты в целом оцениваются после освоения всей АООП НОО:

  • формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
  • развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
  • формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
  • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные виды учебной деятельности школьников:

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

1 класс

  1. «Волшебное царство звуков» (9 часов).

Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии. В школе скрипичного ключа.

  1. «Сказочная страна» (7 часов).

Сказочные картины. Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. В пещере горного короля. Царство деда Мороза.

  1. «На родных просторах» (9 часов).

Моя Россия. В песне – душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод. Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу. В школе скрипичного ключа.

  1. «Остров музыкальных сокровищ» (8 часов).

Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Волшебная флейта. Старая шарманка. Музыкальная шкатулка. Музыкальные картинки.

2 класс

  1. «В сокровищнице Волшебницы музыки». (16 часов).

Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальные часы Утро. Музыкальные часы День. Музыкальные часы Вечер. Музыкальные часы Ночь. Музыкальный календарь. Музыкальный календарь Осень. Музыкальный календарь Зима. Музыкальная машина времени. Русская музыкальная старина. Музыкальное прошлое разных стран. Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка. В школе скрипичного ключа (д/у).

  1. «Встреча с великими композиторами» (10 часов).

На родине М.И. Глинки. М.И.Глинка «Камаринская». М.И.Глинка. «В музыкальной гостиной». М.И.Глинка «Под звон колоколов». М.И.Глинка «Сердце Родины». П.И. Чайковский «Родительский дом». П.И.Чайковский «Детский альбом». П.И.Чайковский «Детские песни». Н.А. Римский – Корсаков «Морское плавание».

  1. «В стране музыкальных инструментов» (6 часов).

Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. Духовой оркестр.

  1. «В певческой стране» (3 часа).

Певческие голоса. Вокальный ансамбль.  Хор.

3 класс

  1. «В концертном зале» (14 часов).

Концертные залы. Концерт хоровой музыки. Концерт хоровой музыки: Гимн. Концерт хоровой музыки: Хор. Концерт хоровой музыки: Кантата. Концерт камерной музыки. Концерт камерной музыки: Романс. Концерт камерной музыки: Пьеса. Концерт камерной музыки: Соната.  Концерт симфонической музыки. Концерт симфонической музыки: Симфония. Концерт симфонической музыки: Симфоническая картина.  Концерт симфонической музыки: Симфоническая сюита.

  1. В музыкальном театре (12 часов).

Музыкальные театры. Опера. М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила». Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка». Оперы для детей.  Балеты. Оперетта. Мюзикл.

  1. «В музыкальном музее» (8 часов).

Музыкальные музеи. Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и изобразительное искусство. Музыка и книги. Хоровой класс. Школа скрипичного ключа.

4 класс

  1. «Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки» (8 часов).

Встречи со знаменитыми композиторами. И.С.Бах. В.А.Моцарт.   В рыцарских замках. На балах. Карнавал.

  1. «Музыкально путешествие от Руси до России» (11 часов).

С чего начинается Родина? Русь изначальная. Русь православная. Русь скоморошья. Русь сказочная. Русь былинная. Русь героическая.

  1. «Музыкальный мир  России 20 века».(9 часов).

Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне. Музыка на защите мира. На космодроме. На стадионе. На фестивале авторской песни.

  1. «В гостях у народов России» (6 часов).

У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале «Фольклорные ансамбли». На фольклорном фестивале «Кто на чём играет?». На фольклорном фестивале «Ансамбли народного танца». Урок фольклора.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для

пения

для музицирования

Раздел 1. Волшебное царство звуков  (8 ч.)

1.1.

Где музыка берет начало?

1

0

1

«Где музыка берёт начало?»

из т/ф «Чехарда» (муз. Е. Крылатова, сл.

Ю.Энтина).

-

"Дождик идёт"

02.09.2022

Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека;

Двигательная импровизация под музыку бодрого характера «Дождик идет»;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.2.

На зеленом лугу

1

0

1

П.Чайковский «Песня жаворонка»,

«Кто пасётся на лугу?» (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных); «Кузнечик» (муз.В. Герчик, сл.А.Жилиной); «В траве сидел

кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).

«Мы – первоклассники»

«Дождик идет»

09.09.2022

Слушание произведений программной музыки; размышления о гармонии музыки со звуками и образами природы.

 Разучивание, исполнение красивой песни;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.3.

В вихрях грозы

1

0

1

Н.А.Римский-Корсаков «Третья песня Леля»,

«Мы –первоклассники»

Ролевая игра «Громкая песенка»

16.09.2022

Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Мелодекламация стихотворных строчек.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.4.

У тихого пруда

1

0

1

 Д.Кабалевский «Печальная история»

«Мы –первоклассники»

-

23.09.2022

Слушание фортепианной пьесы, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.5.

Высоко в горах.

1

0

1

р.н. песня «Как под горкой»

муз. и сл. М.Андреевой «Музыкальное эхо»

30.09.2022

Слушание, исполнение музыки; подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.6.

В лесу.

1

0

1

Аудиозаписи звуков природы

муз. и сл. М.Андреевой «Музыкальное эхо»

Игра-импровизация «В лесу»

07.10.2022

Определение изобразительных и выразительных возможностей музыки. Участие в коллективной музыкальной игре;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.7.

Во  владениях его величества ритма.

1

0

1

М.П.Мусоргский «Старый замок»

муз. и сл. М.Андреевой «Музыкальное эхо»

-

14.10.2022

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.8.

Во дворце королевы мелодии

1

0

1

П.И.Чайковский  «Мелодия»

«Алфавит»   Р.Паулс,   сл.          И.Резника.

-

21.10.2022

Восприятие красоты и мелодизма русской классической музыки

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Итого по разделу:

8

0

8

Раздел 2. Сказочная страна  (8 ч.)

1.9.

Сказочные картины.

1

0

1

Пьеса «Нянина сказка» П..И. Чайковского.

«Алфавит»   Р.Паулс,   сл.          И.Резника.

- 

04.11.2022

Слушание музыки, подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Исполнение песни.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.10.

Курочка ряба.

1

0

1

р.н.песня «Курочка-рябушечка».

«Алфавит»   Р.Паулс,   сл.          И.Резника.

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской.

11.11.2022

Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих характеры героев.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.11.

Колобок.

1

0

1

 Музыкальная сказка «Колобок» В.Герчик.

Игра-драматизация Колобок»

-

18.11.2022

Участие в коллективной игре-драматизации.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.12.

Волк и семеро козлят.

1

0

1

опера «Волк и семеро козлят» М.Коваль

темы героев оперы «Волк и семеро козлят»

-

25.11.2022

Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев. Разучивание, исполнение отдельных номеров из оперы.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.13.

Волшебное озеро.

1

0

1

симфоническая картина «Волшебное озеро» А.К.Лядова. «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковский.

Хор козлят из оперы «Волк и семеро козлят»

-

02.12.2022

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.14.

Сказочный лес.

1

0

1

«В сказочном лесу» Д.Б.Кабалевский

«Зимняя  сказка» Муз. и сл. С. Крылова.

-

09.12.2022

Слушание музыки, концентрация на её  восприятии. Создание иллюстраций к прослушанному произведению. Разучивание, исполнение красивой песни.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.15.

В пещере горного короля.

1

0

1

«В пещере Горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Григ

«Зимняя  сказка» Муз. и сл. С. Крылова.

-

16.12.2022

Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих характеры героев.

Исполнение красивой песни;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.16.

Царство деда мороза.

1

0

1

Виртуальное путешествие в царство деда Мороза

«Зимняя  сказка» Муз. и сл. С. Крылова.

Сопровождение песни звучанием муз. инструментов (колокольчик, бубенцы, треугольник)

23.12.2022

Слушание, исполнение музыки, саморегуляция своего эмоционального состояния средствами музыки.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Итого по разделу:

8

0

8

Раздел 3. На родных просторах. (9 часов)

2.1.

Моя Россия.

1

0

1

Гимн РФ;

р.н.п. «Во поле береза стояла»

Г.Струве «Моя Россия»

-

13.01.2023

Диалог с учителем о музыкальных традициях родного края; Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора,  песен, посвящённых своей родине.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.2.

В песне – душа народа.

1

0

1

 «Русская песня» из цикла

«Детский альбом» П.И. Чайковского

«У кота-воркота» (колыбельная); «Сорока», сорока» (прибаутка); «Ладушки» (потешка);

Г.Струве «Моя Россия»

«Бояре» (игровая)

20.01.2023

Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.

Выстраивание хорового унисона.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.3.

В гостях у народных музыкантов

1

0

1

«Мужик на гармонике играет» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского

Г.Струве «Моя Россия»

песни-загадки о народных инструментах: «Балалайка», «Гармонь», «Дудочка» (муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой).

27.01.2023

Слушание музыки, концентрация на её  восприятии, на  своём внутреннем состоянии. Создание иллюстраций к прослушанным произведениям.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.4.

Большой хоровод.

1

0

1

«Большой хоровод» муз. Б. Савельева, сл. Л.Жигалкиной и А. Хайта

Р.н.п. «Во поле берёза стояла», «В хороводе были мы»

-

03.02.2023

Слушание и исполнение  музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.5.

Здравствуй, масленица!

1

0

1

«Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского;

Проводы масленицы из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

масленичные народные песни: «А мы Масленицу дожидали», «Едет Масленица»

-

10.02.2023

Подбор эпитетов, для описания настроения, характера календарных народных песен и классической музыки.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.6.

Бравые солдаты.

1

0

1

«Прощание славянки»

В.И. Агапкина; старинные песни и марши в исполнении военного духового оркестра.

р.н.п.«Солдатушки, бравы ребятушки»; «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

-

17.02.2023

Слушание, исполнение музыкальных произведений, рисующих образы защитников Отечества.

Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? как и зачем она создавалась?

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.7.

Мамин праздник.

1

0

1

«Мама» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского.

«Ты на свете лучше всех» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

03.03.2023

Слушание, исполнение музыкальных произведений, рисующих образ мамы.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.8.

Путешествие по музыкальному городу.

1

0

1

«Край, в котором ты живёшь» муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.

«Весёлый барабанщик» из к/ф «Друг мой Колька» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Песенка крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка» муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского

Музыкальная «Угадайка».

10.03.2023

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.9.

В школе скрипичного ключа.

1

0

1

Видео-презентация «Скрипичный ключ и его жители»

«Песенка кота – музыканта»; «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»;

«Музыкальное эхо»

Ролевая игра «Я — пианист»

17.03.2023

 Знакомство с элементами нотной записи; разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда; игра — имитация исполнительских движений во время звучания музыки;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Итого по разделу:

9

0

9

Раздел 4. Остров музыкальных сокровищ. (8 часов)

2.10.

Океан – море синее.

1

0

1

вступление к опере«Садко»; первая часть симфонической сюиты «Шехерезада» («Море и корабль Синдбада») Н.А. Римского-Корсакова;

«Чунга-чанга» из м/ф «Катерок», «Синяя вода» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина.

-

24.03.2023

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.11.

Три чуда.

1

0

1

«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

исполнение  на металлофоне р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

07.04.2023

Слушание произведений программной инструментальной музыки, посвящённой сказочным персонажам. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.12.

Чудесные цветы.

1

0

1

«Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; тема феи Сирени из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского

р.н.п.«Василёк»; «Песня о волшебном цветке» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

исполнение  на металлофоне р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

14.04.2023

Слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии; Двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку».

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.13.

Карнавал животных.

1

0

1

цикл пьес «Карнавал животных»  К. Сен-Санс

«Песня о волшебном цветке» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

21.04.2023

Слушание произведений программной инструментальной музыки, посвящённой музыкальным образами зверей и птиц.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.14.

 Старая шарманка

1

0

1

«Песня о волшебном цветке» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.

28.04.2023

Слушание произведений программной музыки, рисующей звучание старинных механических музыкальных устройств.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.15.

Волшебная флейта

1

0

1

звучание разновидностей флейты (многоствольной флейты Пана - кугиклы);

в опере «Волшебная флейта» В.А. Моцарта

В.А. Моцарт хор «Откуда приятный и нежный тот звон?» из оперы «Волшебная флейта»

Исполнение с помощью валдайских колокольчиков: В.А.Моцарт «Откуда приятный и нежный тот звон?»

05.05.2023

Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов и инструментов)

Устный опрос;

Практическая работа;

2.16.

Музыкальные картинки.

1

0

1

пьесы из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского: «Старый замок», «Гном», «Избушка на курьих ножках»

песня «О картинах» муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера.

пластическая игра-импровизация «Ожившие картинки» («Балет невылупившихся птенцов»)

12.05.2023

Подбор эпитетов для описания изобразительных возможностей музыки; воплощение художественно-образного содержания музыки в движениях, в пении;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.17.

Музыкальный альбом.

1

0

1

П.И. Чайковский «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» (из цикла «Детский альбом»).

«Японская детская песня»;

«Песня картинах»  муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера.

-

19.05.2023

Слушание музыкальных пьес, сравнение интонаций, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Итого по разделу:

8

0

8

Общее количество часов по программе:

33

0

33


4 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Репертуар

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контр.работы

практ.работы

для слушания

для

пения

для музицирования

Раздел 1. Музыкальное путешествие по миру старинной европейской музыки. (8 ч.)

1.1.

Встречи со знаменитыми композиторами. И.С.Бах

1

0

1

И.С. Бах «Волынка»; песня В. Егорова «Играет Бах».

И.С. Бах «За рекою старый

дом» (русский текст Д. Тонского).

01.09.2022

Диалог с учителем о зарубежной классической музыке и музыкальной жизни зарубежных стран;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.2.

Входная (стартовая) работа.

Встречи со знаменитыми композиторами. В.А.Моцарт.

1

1

1

«Рондо в турецком стиле (из сонаты №11 ля минор)» В.А.Моцарт; фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)».

Канон «Слава солнцу, слава миру!» муз. В.А. Моцарта, (русский текст

А. Мурина).

08.09.2022

Слушание произведений программной музыки; размышления о классической фортепьянной,

симфонической и хоровой музыке ХVIII века;

освоение первоначальных навыков пения канона;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.3.

В рыцарских замках.

1

0

1

«Рыцарский романс» из цикла

«Прощание с Петербургом» (муз. М.И. Глинки, сл. Н. Кукольника).

«В старом замке» (муз.

Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина); мелодекламация текста «Рыцарского романса» (сл. Н. Кукольника).

Ролевая игра: «Прекрасные дамы слушают “Рыцарский романс”»

15.09.2022

Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Мелодекламация стихотворных строчек.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.4.

На балах.

1

0

1

Сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах.

О.Адлер «Песня менуэта»

-

22.09.2022

Слушание инструментальной музыки; знакомство с историей

и традициями проведения балов в

Европе, с историей распространения этих традиций в России.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.5.

На балах: полонез

1

0

1

Полонез (до минор) Ф.Шопена; полонез «Прощание с Родиной» М.К. Огинского;

начало мелодии «Полонеза»

М. Огинского на звук «А».

Инсценировка на тему: «На балу

танцуют полонез».

29.09.2022

Слушание, исполнение музыки; подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.6.

На балах: вальс

1

0

1

вальсы И.Штрауса «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом»,

и др.

исполнять на звук «А» мелодии одного из

вальсов И. Штрауса; повторять исполнение

песен в ритме вальса из программ для

1–3 классов.

Ролевая игра «Я – дирижер».

(дирижёрская схема)

06.10.2022

освоение

кантиленного стиля пения; участие в коллективной музыкальной игре; дирижирование воображаемым оркестром, исполняющим вальс;

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.7.

На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька.

1

0

1

«Менуэт» В.А. Моцарт;

гавот (из

«Французской сюиты») И.С. Бах;

Мазурки и

польки

И. Штраус (сын), «Итальянская полька»

С. Рахманинов.

Исполнять на звук «А» мелодии одного из менуэтов. Песни танцевального характера из программ для 1–4 классов.

Разучивание танцевальных движения одного из

бальных танцев: менуэта, гавота, мазурки или

польки.

13.10.2022

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений танцевального стиля.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

1.8.

Карнавал.

1

0

1

фрагменты «Карнавала» Р. Шумана;

«Песня Зайца и

Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).

пластическая импровизация на тему Арлекин (Пьеро, Коломбина и др.).

20.10.2022

Восприятие образов карнавала в музыке;

освоение скачкообразного звуковедения при

пении.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Итого по разделу:

8

1

8

Раздел 2. Музыкальное путешествие от Руси до России. (11 ч.)

2.1.

С чего начинается Родина? (НРК Мелодии родного края).

1

0

1

«С чего начинается Родина?»

(муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера).

«С чего начинается Родина?»

(муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера).

- 

27.10.2022

Слушание музыки, подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Исполнение красивой песни.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.2.

Русь изначальная. И.Стравинский Балет «Весна священная».

1

0

1

оркестровое вступление к балету

И. Стравинского «Весна священная»; другие

фрагменты балета.

Импровизация на муз. инструментах - озвучивание

картины Н. Рериха «Поцелуй Земли». 

10.11.2022

Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих характеры героев;

развитие музыкально-пластической культуры.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.3.

Русь изначальная. М.Балакирев Симфоническая поэма

1

0

1

симфоническая поэма М. Балакирева «Русь».

русская народная песня (по выбору учащихся).

-

17.11.2022

Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.4.

Русь изначальная. Г.Свиридов. Кантата «Деревянная Русь».

1

0

1

фрагменты кантаты Г. Свиридова

«Деревянная Русь».

старинная русская народная песня

импровизация на деревянных музыкальных

инструментах (одно из изображений памятника русского деревянного зодчества)

24.11.2022

Актуализация знаний о

кантате как одном из

музыкальных жанров; исполнение народных песен без сопровождения

(а cappella).

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.5.

Русь православная: церковные песнопения.

1

0

1

партесное хоровое пение; обиходные

песнопения;

аудиозаписи различных видов колокольных звонов; имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке.

песня «Вербочки» муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока;

песня «Вечерний звон» (муз. народная, сл. С. Козлова).

-

01.12.2022

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных авторами.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.6.

Русь скоморошья

1

0

1

фрагменты сцен из опер с участием

скоморохов (А. Бородин «Князь

Игорь», Н. Римский-Корсаков «Садко» и

«Снегурочка»; П.И.Чайковского «Пляска

скоморохов» (из сюиты к сказке А.Н. Островского «Снегурочка»).

русская народная  песня «Скоморошья плясовая».

импровизации на муз. инструментах на тему «Скоморошья потеха»;

пантомима на тему «Скоморохи»

08.12.2022

Слушание музыки, концентрация на её  восприятии. Создание иллюстраций к прослушанному произведению. Разучивание, исполнение народной песни.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.7.

Русь сказочная И.Стравинский. Балет «Жар-птица». (НРК Праздник «Проводы лебедя»).

1

0

1

фрагменты музыки к балету

И.Ф. Стравинского «Жар-птица»: «Пляска

Жар-птицы», «Колыбельная», «Хоровод царевен», «Пляс поганого Кащеева царства».

восходящие мелодические рисунки на звук «А» (исполнение светлым, полётным звуком).

пластические импровизации: а) для мальчиков — на тему «Царевич борется с Кащеем»; б) для девочек — «Танец царевен».

15.12.2022

Обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих характеры героев;

развитие тембра голоса, музыкально-пластических умений и

навыков.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.8.

Русь сказочная: Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

1

0

1

фрагменты оперы (ария Царевны-Лебедь, «Полёт шмеля» и «Три чуда»).

мелодекламация по ролям

фрагмент «Сказки о царе Салтане»

А.С. Пушкина.

озвучивание иллюстраций

И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» на музыкальных

инструментах

22.12.2022

Слушание, исполнение музыки, саморегуляция своего эмоционального состояния средствами музыки.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.9.

Русь былинная. Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»

1

0

1

фрагменты оперы-былины Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (песни

Садко, ария Любавы, колыбельная песня Волховы);

начало песен Садко и колыбельной

песни Волховы; русская народная песня «На

торгу».

картина на тему «Садко в подводном царстве» на музыкальных

инструментах

12.01.2023

Определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера; создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям.

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.10

Русь героическая. А.Бородин. Опера «Князь Игорь»

1

0

1

фрагменты оперы «Князь Игорь»

(ария Игоря, плач Ярославны, хоры

«Солнцу красному слава!», сцена половецких плясок с хором половецких девушек «Улетай на крыльях

ветра»

ритмические рисунки колокольных звонов из финала оперы

«Князь Игорь».

19.01.2023

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором.

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

2.11

Русь героическая: М.Глинка. Опера «Иван Сусанин».

1

1

1

фрагменты оперы М.И. Глинки

«Иван Сусанин» (ария Ивана Сусанина, рондо Антониды, полонез, краковяк, вальс, мазурка, заключительный хор «Славься!»).

хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»;

марш «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева).

ритмические рисунки колокольных звонов из финала оперы «Иван Сусанин»

26.01.2023

Диалог с учителем о музыкальных образах, рисующих  исторические события и персонажей в

опере.  

Работа по группам — сочинение своего варианта ритмической партитуры;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Итого по разделу:

11

1

11

Раздел 3. Музыкальный мир  России 20 века. (9 часов)

3.1.

Музыка революции.

1

0

1

Русская народная песня «Дубинушка» в исполнении Ф. Шаляпина; записи

революционных песен в исполнении хоровых

коллективов.

«Крейсер “Аврора”» (муз.

В.Шаинского, сл. М. Матусовского).

-

02.02.2023

Диалог с учителем о музыке

как «зеркале» исторических событий; Разучивание, исполнение образцов революционных песен и песен-маршей.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

3.2.

У пионерского костра.

1

0

1

пионерские песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи» (муз. С. Кайда-Дёжкина,

сл. А. Жарова) и др.

«Картошка» (муз. В. Попова, сл. В. Попова и А. Жарова)

09.02.2023

Разучивание, исполнение пионерских песен, отражающих жизнь и образы детей ХХ века.

Выстраивание хорового унисона.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

3.3.

В кинотеатре и у телевизора.

1

0

1

«Марш весёлых ребят»

из кинофильма «Весёлые ребята» (муз.

И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).

«Спой нам, ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача)

озвучивание фрагмента «немого» кинофильма  «Броненосец Потемкин».

16.02.2023

Слушание музыки, концентрация на её  восприятии, на  своём внутреннем состоянии. Создание иллюстраций к прослушанным произведениям.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

3.4.

Музыка о войне и на войне:  песни советских композиторов.

1

0

1

песни военных лет: «Священная война» (муз. А. Александрова,

сл. В. Лебедева-Кумача; песни о войне, написанные в послевоенный период: «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Хотят ли русские

войны?» (муз. Э. Колмановского, сл.Е.Евтушенко), «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова).

Инсценировка песни о войне (по выбору учащихся).

02.03.2023

Слушание и исполнение  песен советских композиторов воспевающих

образы советских воинов– защитников Отечества; определение основного характера, музыкально-выразительных средств.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

3.5.

Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония № 7

1

0

1

Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостаковича — первая часть.

«Мальчишки» (муз. А. Островского, сл. И. Шаферана).

-

09.03.2023

Подбор эпитетов, для описания настроения, характера образов Великой Отечественной

Войны, отраженных в симфонической музыке.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

3.6.

Музыка на защите мира. Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и мира». (НРК Моя Югория, мой Нефтеюганск).

1

0

1

«Гимн демократической молодёжи» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (из

кинофильма «Встреча на Эльбе»), «Бухенвальдский набат» (муз.В. Мурадели,

сл. А. Соболева); кантату «Песня утра, весны и

мира» (муз. Д. Кабалевского, сл. Ц. Солодаря).

«Пусть всегда будет солнце»

(муз. А. Островского, сл.Л. Ошанина).

-

16.03.2023

Слушание, исполнение музыкальных произведений, рисующих представления

о миротворческих возможностях музыки.

Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? как и зачем она создавалась?

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

3.7.

На космодроме.

1

0

1

«Музыка космоса» А. Рыбникова.

«Четырнадцать минут до

старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича).

озвучивание картин о космосе;

ритмические импровизации «Метеоритный

дождь».

23.03.2023

Слушание, исполнение музыкальных произведений, рисующих музыкальные образы

космоса, космических

полётов и космонавтов.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

3.8.

На стадионе.

1

0

1

«Спортивный

марш» из кинофильма «Вратарь» (муз.

И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).

«До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой,

сл. Н. Добронравова).

Государственный гимн РФ (повторение);  «Трус не играет в хоккей» (муз.

А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

06.04.2023

Слушание и исполнение музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

3.9.

На фестивале авторской песни.

1

0

1

песни Ю. Визбора, В. Высоцкого,

В. Егорова, Ю. Кима, С. Никитина, Б. Окуджавы и др. (по выбору)

«Люди идут по

свету» (муз. Р. Ченборисовой, сл.

И. Сидорова), «Песенка Ослика» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц).

13.04.2023

 Знакомство с жанром авторской песни как важной части

музыкально-бытовой

культуры России

второй половины

ХХ века.

Исполнение авторских песен, выстраивание унисона.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Итого по разделу:

9

0

9

Раздел 4. В гостях у народов России. (6 часов)

4.1.

У колыбели.

1

0

1

колыбельные песни народов России;

«Колыбельная» М. Балакирева (сл. Арсеньева); П. Чайковского (сл. А. Майкова); «Колыбельная песнь в бурю» П. Чайковского (сл.

А. Плещеева); «Колыбельная» А. Лядова (из

оркестровой сюиты «Восемь русских народных песен»).

русские народные колыбельные песни

«Зыбка поскрипывает», «Ой, качи, качи, качи», «Ай, баю, баю».

-

20.04.2023

Слушание и исполнение произведений, посвящённых материнским

чувствам, выраженным в

народных колыбельных

песнях и в классической музыке. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

4.2.

На свадьбе.

1

0

1

Фрагменты опер: М. Глинка «Иван Сусанин»,

А. Даргомыжский «Русалка».

русские народные песни «Отдавали молоду», «Семейка»; свадебные песни народов России.

27.04.2023

Слушание произведений программной музыки, посвящённой музыкальным «отражениям» народных свадебных

песен в русской классической музыке. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

4.3.

На фольклорном фестивале «Фольклорные ансамбли».

1

0

1

видеозаписи фрагментов фольклорных фестивалей, выступлений известных

фольклорных ансамблей

Повторять народные песни.

04.05.2023

Слушание музыки народов России, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии;

исполнение народных песен.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

4.4.

На фольклорном фестивале «Кто на чём играет?»

1

0

1

записи звучания музыкальных инструментов народов России.

импровизации на народных музыкальных инструментах

11.05.2023

Слушание звучания музыкальных

инструментов народов России; игра на

народных музыкальных инструментах.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

4.5.

На фольклорном фестивале «Ансамбли народного танца».

1

1

1

«Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл.

О. Левицкого).

народные танцы: орнаментальный хоровод, кадриль, перепляс.

18.05.2023

Слушание традиционной танцевальной музыки и знакомство с танцевальными коллективами  народов России. Двигательная импровизация под музыку.

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

4.6.

Урок фольклора (НРК В гостях у ханта)

1

0

1

Аудио/видео записи песен, инструментальных наигрышей традиционной музыкальной

культуры родного

края.

народные песни.

игра на народных музыкальных инструментах

25.05.2023

Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.

Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов и инструментов)

Устный опрос;

Практическая работа;

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Итого по разделу:

6

1

6

Общее количество часов по программе:

34

3

34


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:

Портреты русских и зарубежных композиторов. Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:

Фортепиано, компьютер, проектор, демонстрационный экран, колонки, музыкальные и шумовые инструменты. 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:

Учебник Музыка. 1класс. (1 ч., 2 ч.), 2 класс, 3 класс, 4 класс. Бакланова Т.И., ООО «Издательство ДРОФА. Астрель».

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Музыка. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс: Учебник Музыка. Бакланова Т.И. Рабочие программы 1-4 классы. Хрестоматия музыкального материала (mp3). Пособие для учителя «Уроки музыки. 1-4 классы.»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 

Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru

Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

Инфоурок https://iu.ru/video- lessons

Календарно-тематическое планирование с определением

видов коррекционной работы

1 класс

№ п/п

Тема урока

Дата изучения

Кол-во часов

Виды коррекционной работы

1.

Где музыка берет начало?

01.09.2022

1

передача в движении пульса, акцентов;

после слухового восприятия раскрасить картинку или выбрать из цветных карточек ту, которая передает настроение произведения.

2.

На зеленом лугу

08.09.2022

1

игровые ситуации, упражнения на элементарных музыкальных, шумовых  инструментах;

устные и письменные инструкции, показ учителя или ребенка.

3.

В вихрях грозы

15.09.2022

1

сопоставление звучания музыкального инструмента с его зрительным образом и тактильными ощущениями при игре на нем; народные и детские шумовые  инструменты, совместная игра с  учителем или ребенком,

4.

У тихого пруда

22.09.2022

1

вокально-ритмические и  арт-терапевтические упражнения, декламация  вокальных произведений;

показ учителя, аудио-видеоматериалы, детские музыкальные инструменты.

5.

Высоко в горах.

29.09.2022

1

музыкальные игры, упражнения для тренировки речевых интонаций, модуляций, повышения

и понижения голоса; карточки, схемы, иллюстрации, тактильные ощущения вибрации голоса.

6.

В лесу.

06.10.2022

1

имитационно – подражательные движения;

показ учителя, представление задания с использованием технических средств.

7.

Во  владениях его величества ритма.

13.10.2022

1

игровые ситуации, упражнения на элементарных музыкальных, шумовых  инструментах; устные и письменные инструкции, показ учителя или ребенка, тактильные ощущения вибрации инструментов.

8.

 В школе скрипичного ключа

20.10.2022

1

показ учителя, аудио-видеоматериалы, музыкальные инструменты.

9.

Во дворце королевы мелодии

03.11.2022

1

вокально-ритмические упражнения, попевки, мелодекламация;

показ учителя, аудио-видеоматериалы, музыкальные инструменты.

10.

Сказочные картины.

10.11.2022

1

имитационно – подражательные движения; показ учителя, других детей.

11.

Курочка ряба.

17.11.2022

1

прослушивание музыкальных тем героев; передача в движении сильной доли, пульса, акцентов.

12.

Колобок.

24.11.2022

1

прослушивание музыкальных тем с пластическими движениями для  передачи образов и настроения героев.

13.

Волк и семеро козлят.

01.12.2022

1

упражнения для тренировки речевых интонаций, повышения и понижения голоса;

тактильные ощущения вибрации голоса.

14.

Волшебное озеро.

08.12.2022

1

музыкально-ритмические упражнения, упражнения арт-терапии, для передачи образов и явлений природы;

15.

Сказочный лес.

15.12.2022

1

показ учителя, представление задания с использованием технических средств.

16.

В пещере горного короля.

22.12.2022

1

игровые ситуации, упражнения на элементарных шумовых  инструментах;

устные инструкции учителя, совместное музицирование.

17.

Царство деда мороза.

12.01.2023

1

игровые ситуации, мелодекламация;

представление задания с использованием технических средств.

18.

Моя Россия.

19.01.2023

1

показ учителя, карточки, аудио-видеоматериалы;

разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков.

19.

В песне – душа народа.

26.01.2023

1

упражнения для тренировки речевых интонаций, силы, высоты звука;

показ учителя, иллюстрации, тактильные ощущения вибрации голоса.

20.

В гостях у народных музыкантов.

02.02.2023

1

подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа; показ учителя, аудио-видеоматериалы

21.

Большой хоровод.

09.02.2023

1

Игровые ситуации, музыкально-ритмические упражнения;

устные и письменные инструкции, показ учителя или ребенка, совместное музицирование.

22.

Здравствуй, масленица!

16.02.2023

1

вокально-ритмические упражнения, декламация  народных вокальных произведений;

показ учителя, аудио-видеоматериалы, музыкальные инструменты.

23.

Бравые солдаты.

02.03.2023

1

озвучивание длительностей с помощью графического изображения;

ритмоинтонирование слов, стихов.

24.

Мамин праздник.

09.03.2023

1

упражнения для тренировки речевых интонаций, высоты звука;

показ учителя, аудио-видеоматериалы.

25.

Путешествие по музыкальному городу.

16.03.2023

1

игровые ситуации, упражнения на шумовых  и музыкальных инструментах;

применение ритмоформул, «ритмических пазлов».

26.

Океан – море синее.

23.03.2023

1

упражнения для развития музыкального слуха, памяти и внимания;

показ учителя, аудио-видеоматериалы.

27.

Три чуда.

06.04.2023

1

озвучивание длительностей с помощью графического изображения;

формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки.

28.

Чудесные цветы.

13.04.2023

1

способы передачи характера музыки через цвет и форму;

подбор и применение средств выразительности для передачи музыкального образа.

29.

Карнавал животных.

20.04.2023

1

двигательная импровизация под музыку;

пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов.

30.

Старая шарманка

27.04.2023

1

аудио-видеоматериалы;

сопоставление звучания музыкального инструмента с его зрительным образом, упражнения арт-терапии.

31.

 Волшебная флейта

04.05.2023

1

аудио-видеоматериалы, музыкальные инструменты;

сопоставление звучания музыкального инструмента с его зрительным образом, мелодекламация.

32.

Музыкальные картинки.

11.05.2023

1

двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений;

музыкально-ритмические «диалоги».

33.

Музыкальный альбом.

18.05.2023

1

ритмическое «эхо», совместное музицирование;

подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.

Общее количество часов по программе

                   

                   33


Календарно-тематическое планирование с определением

видов коррекционной работы

4 класс

№ п/п

Тема урока

Дата изучения

Кол-во часов

Виды коррекционной работы

1.

Встречи со знаменитыми композиторами. И.С.Бах

01.09.2022

1

схемы для анализа музыкальных произведений;

"Словарь эмоций";

 

2.

Входная (стартовая) работа. Встречи со знаменитыми композиторами. В.А.Моцарт.

08.09.2022

1

исполнение ритмических мотивов в игре «эхо»; устные и письменные инструкции, показ учителя или ребенка.

3.

В рыцарских замках.

15.09.2022

1

вокально-ритмические упражнения, попевки; мелодекламация стихотворных строчек;

4.

На балах.

22.09.2022

1

«Рассказ по карточкам»;  

арт-терапевтические упражнения, аудио-видеоматериалы, детские музыкальные инструменты.

5.

На балах: полонез

29.09.2022

1

"Словарь эмоций";

ритмические упражнения с заданиями на ориентировку в пространстве.

6.

На балах: вальс

06.10.2022

1

имитационно – подражательные движения;

показ учителя, представление задания с использованием технических средств.

7.

На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька.

13.10.2022

1

игровые ситуации;

устные и письменные инструкции, показ учителя или ребенка,

8.

Карнавал.

20.10.2022

1

показ учителя;

аудио-видеоматериалы;

передача в движении пульса, акцентов;

9.

С чего начинается Родина? (НРК Мелодии родного края).

03.11.2022

1

вокально-ритмические упражнения, попевки;

мелодекламация;

показ учителя, аудио-видеоматериалы.

10.

Русь изначальная. И.Стравинский Балет «Весна священная».

10.11.2022

1

имитационно – подражательные движения; показ учителя, других детей;

пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»;

11.

Русь изначальная. М.Балакирев Симфоническая поэма

17.11.2022

1

упражнения с пением (плавность, модуляция, автоматизация, темп);

показ учителя;

12.

Русь изначальная. Г.Свиридов. Кантата «Деревянная Русь».

24.11.2022

1

тактильные ощущения вибрации инструментов;

схемы для анализа музыкальных произведений;

13.

Русь православная: церковные песнопения.

01.12.2022

1

упражнения для тренировки речевых интонаций, повышения и понижения голоса;

тактильные ощущения вибрации голоса.

14.

Русь скоморошья

08.12.2022

1

музыкально-ритмические упражнения, упражнения арт-терапии, для передачи образов и явлений природы;

15.

Русь сказочная И.Стравинский. Балет «Жар-птица». (НРК Праздник «Проводы лебедя»).

15.12.2022

1

прослушивание музыкальных тем героев и  

передача в движении сильной доли, пульса, акцентов;

пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»;

16.

Русь сказочная: Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

22.12.2022

1

упражнения на элементарных шумовых    инструментах;

устные инструкции учителя, совместное музицирование.

17.

Русь былинная. Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»

12.01.2023

1

подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа; игровые ситуации, мелодекламация;

способы передачи характера музыки через цвет и форму;

18.

Русь героическая. А.Бородин. Опера «Князь Игорь»

19.01.2023

1

схемы для анализа музыкальных произведений;

карточки «Средства музыкальной выразительности"

19.

Русь героическая: М.Глинка. Опера «Иван Сусанин».

26.01.2023

1

"Словарь эмоций";

тактильные ощущения вибрации инструментов;

20.

Музыка революции.

02.02.2023

1

упражнения для тренировки речевых интонаций, силы, высоты звука;

показ учителя, аудио-видеоматериалы.

21.

У пионерского костра.

09.02.2023

1

разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков;

устные и письменные инструкции, показ учителя или ребенка, совместное музицирование.

22.

В кинотеатре и у телевизора.

16.02.2023

1

показ учителя, аудио-видеоматериалы; музыкальные инструменты, применение ритмоформул, «ритмических пазлов».

23.

Музыка о войне и на войне:  песни советских композиторов.

02.03.2023

1

подбор и применение средств выразительности для передачи музыкального образа;

ритмоинтонирование слов, стихов.

24.

Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония № 7

09.03.2023

1

схемы для анализа музыкальных произведений;

карточки «Средства музыкальной выразительности"

25.

Музыка на защите мира. Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и мира». (НРК Моя Югория, мой Нефтеюганск).

16.03.2023

1

вокально-ритмические упражнения;

упражнения для тренировки речевых интонаций, высоты звука;

показ учителя.

26.

На космодроме.

23.03.2023

1

аудио-видеоматериалы;

упражнения для развития музыкального слуха, памяти и внимания;

подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента.

27.

На стадионе.

06.04.2023

1

упражнения с палочками (ритм, темп);

передача в движении сильной доли, пульса, акцентов.

28.

На фестивале авторской песни.

13.04.2023

1

вокально-ритмические упражнения, попевки;

мелодекламация;

упражнения со звучащими жестами (ритм, темп)

29.

У колыбели.

20.04.2023

1

озвучивание длительностей с помощью графического изображения;

30.

На свадьбе.

27.04.2023

1

аудио-видеоматериалы;

упражнения арт-терапии;

декламация  народных вокальных произведений;

31.

На фольклорном фестивале «Фольклорные ансамбли».

04.05.2023

1

аудио-видеоматериалы;

«словарь музыкальных терминов»;

озвучивание длительностей с помощью графического изображения;

32.

На фольклорном фестивале «Кто на чём играет?»

11.05.2023

1

ритмическое «эхо», совместное музицирование;

сопоставление звучания музыкального инструмента с его зрительным образом;

игровые ситуации, упражнения на шумовых  и музыкальных инструментах;

33.

На фольклорном фестивале «Ансамбли народного танца».

18.05.2023

1

двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений;

34.

Урок фольклора (НРК В гостях у ханта)

25.05.2023

1

игровые ситуации; музыкально-ритмические упражнения;

музыкально-ритмические «диалоги».

Общее количество часов по программе

                   

                   34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по математике 2 класс. Вариант 3.1.

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общ...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Инклюзивная программа по физической культуре для обучающихся, как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Цели и задачи программы  Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функци...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для детей с ЗПР(ВАРИАНТ 7.1)

Пояснительная записка       В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обуч...