Технологическая карта урока «Можем ли мы увидеть музыку?»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Сабанова Людмила Владимировна
Урок музыки.    5 класс               
 
Тема:«Можем ли мы увидеть музыку?»
 
Цель Выявить жизненные связи между музыкой и литературой
Задачи Образовательные:
           способствовать развитию творческого воображения 
Развивающие:
           выявить с помощью учащихся истоки родства между искусствами 
Воспитательные:
            показать красоту каждого вида искусств.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhem_li_my_uvidet_muzyku.docx29.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки.    5 класс              

Тема:«Можем ли мы увидеть музыку?»

Цель

Выявить жизненные связи между музыкой и литературой

Задачи

Образовательные:

           способствовать развитию творческого воображения 

Развивающие:

           выявить с помощью учащихся истоки родства между искусствами 

Воспитательные:

            показать красоту каждого вида искусств.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе специфики языка каждого из них.

Знать композиторов Камиля Сен-Санса, поэта Э. Успенского

           знать жанры инструментальной  вокально-хоровой (кантата, реквием) музыки.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения, участвовать в коллективной исполнительской деятельности

Личностные:

  • Усвоение  жизненного содержания музыкальных образов.
  • Реализация творческого потенциала, готовность выражать своё отношение к искусству.
  • Понимание значения музыкального искусства в жизни человека.

Регулятивные:

  • Ставить и решать новые учебные задачи, оценка собственной музыкально-творческой деятельности, выполнять учебные действия в качестве слушателя,
  • Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения.

Коммуникативные:

  • Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства, умение учитывать разные  мнения, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать друг друга.

Познавательные:

  • Активация творческого мышления, выбор способов решения задач, умение проводить сравнение музыкальных произведений, владение музыкальным словарём в процессе размышлений о  музыке.

Основные понятия

Современная отечественная музыка, симфоническая музыка, инструменты оркестра, мажор-минор, русская народная песня, рондо, соната, симфония, венская классическая школа, романтизм, вальс, этюд, фортепианная музыка.

Технологии

Развитие процессов восприятия, развитие вокально-интонационных навыков, метод проектов, элементарное музицирование, работа в группах, технология сотрудничества.

Межпредметные

Литература, история, изобразительное искусство, музыкальное движение, хор.

Оборудование

компьютер, мультимедийная установка, музыкальный центр, фортепиано, репродукции картин и изображения цветов

 

Ход урока

Задачи этапа урока (виды работ)

Содержание, деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые УУД

1 Организационный Создать комфортные психологические условия для работы

Приветствие

«Здравствуйте, ребята!»

приветствие учеников

Р.: выполнять совместные  действия

К.: умение слушать друг друга

П.: активизация творческого мышления

2 Сообщение темы и постановка задач урока

В мире есть разные жанры и  направления, выражающие и показывающие нам различные настроения и чувства. Люди разными средствами пытаются рассказать то, что их тревожит или радует. Это могут быть стихи, рассказы, картины, музыка.

Как называется человек, который пишет стихи?

- рассказы, поэмы, сказки, романы?

А что пишет художник?      

Слайд 2-8    Э Успенский  «О картинах» 

А кто же пишет музыку?

   Будь то поэт, писатель, художник, композитор, каждый из них хочет нам с вами о чем-то рассказать – не правда ли? Ведь для чего-то они создают свои произведения?

Слайд 9 (пустой)

Называют :

 поэт

писатель

картины

композитор

Знать: 
термины, выражающие разные направления в искусстве

Л.: понимание значения музыкального искусства в жизни человека

Р.: ставить новые учебные задачи

К.: сотрудничество с учителем и сверстниками

П.:ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи

Можем ли мы увидеть, что рассказывает поэт? Писатель? Мы читаем и представляем.

(зачитать отрывок).

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, словно пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.

- Какой вы увидели царевну-Лебедь?  

Слайд 10 (рисунок)

Слайд 11 (композитор – исполнитель –слушатель)

А как рассказывает композитор?

А достаточно ли одного композитора, чтобы музыкальное произведение существовало?

Еще нужны?..  

И вот ноты написаны, исполнитель исполнил - мы слушаем музыку и стараемся понять, представить, чем хочет поделиться с нами композитор.

Как Вы думаете, какая тема нашего урока?

знакомство с литературным отрывком  Мотивируются на ктивную деятельность, заинтересовываются

Отвечают на вопросы учителя

обсуждение

рассказывает все музыкой

нет

исполнитель и слушатель

формулируют тему урока

Уметь: формулировать учебные задачи

Р: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

П: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. 

К:сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

3 Слушанье музыки (новый материал) 

слушание пьесы  «Фламинго»  (финал)

Сегодня мы постараемся понять композитора Сен-Санса, который для нас написал цикл пьес под названием «Карнавал животных». 

 Биография: Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от болезни в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении матери и бабушки. Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительному искусству. В возрасте двух с половиной лет Камиль уже прошёл под наблюдением бабушки первоначальный курс игры на фортепиано.

Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся записей носит дату 22 марта 1839 года. (Сколько ему было лет? 3,5 года).

Будучи зрелым композитором, он написал очень много серьёзной музыки: оперы, симфонии, концерты…

    А в 1886 г, когда Сен-Сансу был 51 год, он осуществил свой давнишний замысел - написал зоологическую фантазию "Карнавал животных". – это сюита (ее называют еще «Зоологической фантазией») для камерного ансамбля из 14 номеров. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Композитор и не подозревал, что «Карнавал» станет еще одним ярким перлом его творческого наследия.

Это произведение и впрямь наполнено юмором, иногда переходящим в сатиру: в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.

Музыка «Карнавала» получила большую известность и часто исполняется в концертах. Отдельные номера сюиты нередко используются в кино и мультфильмах, рекламе и театральных постановках. 

Сам Камиль Сен-Санс назвал свою сюиту «Большая зоологическая фантазия»

Ребята, вы не задумывались, над тем, почему музыку слушают с закрытыми глазами? 

Давайте попробуем представить, что же хотел нам рассказать композитор в этом музыкальном произведении?

Слайд 13 (включи)

Слайд 14 (рисунки)

Знакомство с биографией композитора.  Отвечают,

Обобщают, делают выводы

пофантазировать, представить что либо

Обсуждение прослушанного произведения

Знать: основные этапы жизни композитора

Уметь: выявлять из всей фактуры средства музыкальной выразительности:
мелодию, лад, тембр

К:формулирование и аргументирование собственного мнения, сотрудничество с учителем и одноклассниками.

П: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание.

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

просмотр видеоролика производство дисней «Фламинго»  (финал)

Художники компании «Дисней» по- своему увидели эту музыку. Сейчас посмотрим, что они нам предложат, и совпало ли наше воображение.

Это еще раз подтверждает, что воображение у нас не одинаковое, все представляют по-разному. Мыслить одинаково мы не можем. И одну и туже музыку мы воспринимаем по-разному, в зависимости от погоды, настроения, самочувствия. Сегодня слушаем ее спокойно, а завтра будем под нее плакать или наоборот смеяться. У каждого из вас по-разному. Но настроение, выраженное композитором, чувствуют все одинаково.

просматривают видеоролик

Л.: готовность выражать своё отношение к искусству

Р.: оценка воздействия музыкального произведения на собственные чувства

К.: умение вести диалог

П.: владение музыкальным словарём в процессе размышлений о музыке

4 Исполнение песни «Дорогою добра»

Что в нас стараются воспитать поэты, писатели, композиторы? – самое главное -  доброту, любовь, заботу о ближнем…

Поют

Знать: название произведения, Уметь: выразительно и исполнять произведение.

Понимать: смысл и художественную идею исполняемой песни.

Л.: уважительное отношение к музыкальной культуре

Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

П.: владение вокально-интонационными навыками

К.: умение слушать друг друга

5 рефлексия, оценивание

О чем мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? С каким композитором вы познакомились? Какой вид работы больше всего понравился?

Делают вывод.

Оценивают свои знания

К:умение выражать свои мысли;

Л: получают удовлетворённость, эмоциональный отклик

П: понимание особенностей музыкального искусства

Р: умения анализировать и оценивать свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения.

Директор МБОУ ООШ с. Мостиздах                                  /________________/ Цаллаева Б.Л./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».               На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись),  с...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока немецкого языка в 2 классе по теме "Что мы уже можем сообщить о себе?"

Тема урока: «Что мы можем рассказать о себе?»Тип урока:  обобщение  и систематизация знаний по теме.Урок  «Что мы можем рассказать о себе?» был проведен в МОУ «ООШ с. Солянка»При планир...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...