Технологическая карта урока «Импрессионизм в музыке и живописи»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Глушкова Екатерина Евгеньевна

Технологическая карта урока «Импрессионизм в музыке и живописи» для 5 класса по программе .П. Сергеевой, Е Д. Критской

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна

ГБОУ СОШ: № 557, Невский район

Предмет: музыка

УМК: Г.П. Сергеева, Е Д. Критская

Класс: 5-й

Тип урока: Урок изучения нового материала

Образовательные технологии, методы, приемы:

Образовательные технологии: технология развития критического мышления, технология развивающего обучения; технология проблемного обучения; технология интегрированного обучения; педагогика сотрудничества.

Методы: эвристическая и сократическая беседа; слуховая и изобразительная наглядность; музыкальное обобщение, сравнение (выявление сходства и различия), освоения музыкальной ткани произведения, интонационного постижения закономерностей развития художественных образов, создание обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения (сопереживания), «погружения» - осознания ценностно-смыслового значения произведения.

Приемы: наблюдение, размышление, анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, оценивание усваиваемого содержания, междисциплинарного взаимодействия.

Оборудование: синтезатор, ПК, экран и проектор, аудиофайлы, музыкальный центр.

Методическое обеспечение, ресурсы: мультимедийная презентация, аудиоматериал (К.Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»; «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе»; «Девушка с волосами цвета льна»; «Кукольный кэк-уок» (из фортепианной сюиты «Детский уголок»); прелюдии).

Организация пространства: специально организованное пространство для работы в парах.

Тема раздела

«Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока

«Импрессионизм в музыке и живописи»

Цель урока

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, его взаимодействия и взаимообусловленности в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыкальных произведений К.Дебюсси.

Задачи

1. Овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, импровизации, в музыкально-творческой практике).

2. Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену; осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений.

3. Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью.

Планируемые результаты

Личностные:

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия; творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
  • ответственное отношение; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Метапредметные:

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать, делать выводы;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

  • расширение музыкального и общекультурного кругозора, интереса к музыке, к классическому и современному музыкальному наследию;
  • способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью;
  • овладение специальной терминологией и понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита и др.;
  • понимание особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействия и взаимообусловленности в музыке и живописи;
  • развитие умения находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Самоопределение

    к    деятельности

Организация учебной мотивации; настраивание на деятельность.

Введение в тему урока.

Разделение на пары по личностному выбору учащихся.

Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цель и задачи.

Воспитание эстетического отношения к окружающему миру; восприятия музыкальной информации.

2. Актуализация

   знаний

Повторение пройденного на прошлых уроках:

многоголосие;

симфония; симфонический оркестр.

Подведение к понятию «импрессионизм».

Повторение изученного материала:

понятия – медиатор, меццо-сопрано, орган, многоголосие и др.;

творчество И.С. Баха.

Эстетические потребности, ценности и чувства; творческая деятельность музыкально-эстетического характера.

Логические: анализ с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения.

Умение высказывать суждения о художественных особенностях произведения. Систематизация имеющихся знаний.

3. Постановка

    учебной задачи

Подведение учащихся к определению темы и цели урока, к постановке учебных задач.

Постановка учебных задач, определение темы и цели урока.

Эстетическое сознание как результат освоения художественного и музыкального произведений.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала.

Формулирование темы урока и цели.

4. «Открытие» и

    усвоение

    учащимися новых

    знаний; первичное

    закрепление.

Работа по учебнику (с.142-145).

Презентация «Импрессионизм в музыке и живописи».

Информация о стиле: Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Его представители стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Клод Дебюсси – французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке. Его музыкальные произведения основаны на зрительных образах, наполнены красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

Слушание и анализ: К.Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»; «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе»; «Девушка с волосами цвета льна»; «Кукольный кэк-уок» (из фортепианной сюиты «Детский уголок»); прелюдии.

Беседа на тему: направления в искусстве; художники и композиторы-импрессионисты.

Анализ музыкальных произведений – средства, которые использовал композитор для передачи своих впечатлений.

Дискуссия: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не величайший художник, не исключительный поэт?»

Эстетическое сознание как результат освоения художественного и музыкального произведений.

Осознание жизненного содержания произведения

Умение прослеживать взаимосвязи двух видов искусства: живописи и музыки.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

Осмысленность восприятия музыкального произведения.

Целостность и осознанность восприятия музыкального образа.

Выявление взаимосвязи музыкального произведения и произведения изобразительного искусства. Умение сопоставлять язык музыки с языком живописи. Умение сравнивать произведение музыкального искусства с другими произведениями художественной культуры, с жизненными явлениями.

5. Самостоятельная

    работа с

   самопроверкой

Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям в стиле импрессионизм.

Работа в парах.

Умение  воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально откликаться на них.

Логические: анализ с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения.

Общее представление о характере музыкального образа, определенное эмоционального состояния, созвучное музыкальному образу.

6. Подведение итогов

    по теме урока

Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке, подведение итогов.

Систематизация новых знаний:

направления в искусстве;

художники и композиторы-импрессионисты;

средства передачи впечатлений об окружающем мире в живописи и в музыке.

Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, способности воспринимать и переживать содержание музыкального произведения.

Умение выражать свое отношение в развернутых речевых высказываниях, аргументировать свое собственное отношение.

Постижение жизненного содержания через анализ музыкального и художественного произведения.

7. Рефлексия

Создание условий для личностной рефлексии каждого ученика.

Рефлексия проделанной работы.

Самооценка учебной деятельности.

Осознание своей учебной деятельности, анализ и самооценка успешности достижения цели.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества освоения.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету "Музыка" во 2 классе. Раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Тема "Фольклор - народная мудрость".

Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД. Урок знакомит учащихся с народным тврочеством, на...

Открытый урок " Импрессионизм в музыке и живописи".

Урок может быть использован на уроках музыки в общеобразовательных ужреждениях....

Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой

Предмет: МузыкаТема: Импрессионизм в музыке и живописи Класс: 5Форма проведения: учебное занятие....

Технологическая карта урока по предмету музыка 5 класс"Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"

Технологическая карта урока "Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"...

технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Конспект(технологическая карта) урока  в 5 классе "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"по программе Г. П, Сергеевой и Е.Д. Критской....

Технологическая карта урока "Импрессионизм в живописи и музыке"

Технологическая карта урокаПредмет: музыкаТема:  "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...