Технологическая карта урока. 5 класс.
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

КОРОЛЕВА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА.
Сценарный план урока по теме «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…».Тип урока: урок «открытия» нового знания. УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, «Музыка» 5 класс. Москва «Просвещение» 2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ikt_2020_s_titul.docx49.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка урока по теме

 «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит  Кикимора…»

Номинация

«Применение средств ИКТ в образовательном процессе как  необходимое условие современного урока».

Технологическая карта урока.

ФИО учителя: Королева Яна Александровна

Место работы: МОУ «Магистральнинская СОШ №2»

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит  Кикимора…»

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,  «Музыка» 5 класс. Москва «Просвещение» 2015

Раздел:

Музыка и литература

Тема урока

№ 5

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит  Кикимора…

Цель урока:

Формировать чувство любви и уважения к Родине, воспитывать любовь к устному народному творчеству через знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки (симфонической  миниатюрой).

Задачи урока:

  • образовательные:  познакомить с симфонической миниатюрой А. К. Лядова “Кикимора”; в процессе анализа симфонической картины А.К. Лядова вспомнить  звучание музыкальных инструментов (кларнет, фагот, челеста и английский рожок);
  • развивающие: формировать познавательный интерес к симфонической музыке; развивать умение слышать музыку и анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев;
  • воспитательные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

Методы

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод контроля и самоконтроля;
  • частично-поисковый;
  • метод ретроспективы.

Технология

  • технология «педагогики сотрудничества»

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки;
  • метапредметные: умение работать с источниками информации, наличие собственной позиции, анализ своих умений и навыков;
  • предметные: понимание значения деятельности композитора, слушателя, общие представления о выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы.

Формы работы

  • фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация по теме урока, фортепиано;
  • учебник, карта-паспорт произведения, лист самооценки, карточки с заданиями, картинки нот для рефлексии (для учащихся).

Учебник стр. 18-19

Этапы урока:

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность учащегося

УУД:

I.Самоопределение к деятельности       (2 мин)

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность 

Вход учащихся в класс под музыку (муз В. Дашкевич, «Приходите в гости к нам»). Слайд 1

Музыкальное приветствие.

У. Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте.

Сказку в душу пропускайте.

Здравствуйте ребята!

Здравствуйте, учитель!

Дети садятся за парты по группам, соблюдая правила посадки,

слушают учителя

Л: личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя

II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности (3мин)

Цель:

- организовать  выполнение учащимися пробного учебного действия и нахождение места затруднения

- выявить место затруднения,

- выявить недостающие знания

У. На прошлых музыкальных встречах  мы убедились, как много потеряла бы музыка, если не было литературы (появились ли оперы и балеты, во что превратились бы песни - вокализы).

Писателями и поэтами написано  много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это, прежде всего сказки, которые можно назвать "музыкальными». Кроме того, музыка "звучит" во многих сказках у всех народов мира.

Сегодня на нашем уроке мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир сказочных персонажей. Слайд 2

 «У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право - песнь заводит,

Налево - сказку говорит…»

Вот как подчеркнул А.С. Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), показал их не расторжимую связь в своей поэме  "Руслан и Людмила».

У. Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания?

     Давайте вспомним, что такое фольклор?

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова -  folklore — «народная мудрость».

Отечественные композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.

Отправляясь в сказочное путешествие, прослушайте фрагмент музыкального произведения, подумайте  и скажите, куда мы с вами попали? Звучит «Кикимора» А. К. Лядова.  Слайд 3

У. Куда мы с вами попали?

Как можно описать это место?

Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои, прежде всего, разные, вначале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки.

У. Давайте попробуем угадать, какому сказочному персонажу соответствует данная характеристика? «Это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека»

  -Правильно, молодцы! Этот персонаж - Кикимора.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся на поставленный вопрос учителя.

Ответ детей: фольклор

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем в процессе урочной деятельности.

Слушание произведения «Кикимора» А.К. Лядова

Ученики описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения;  

называют свои версии и догадываются, что это КИКИМОРА

Л: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений.

К: направлены на планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение целей, функции участников и способы их согласованности, сотрудничество), развитие речевой деятельности.

III. Постановка учебной задачи      

(2 мин)

Цель:

- организовать постановку цели урока

У. Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

    «Фольклор в музыке русских композиторов»  Слайд 4

     О чем мы можем узнать сегодня на уроке?

     О каком сказочном герое  пойдет речь сегодня на уроке?

     Давайте вместе попробуем поставить цель  урока?

     Чтобы дойти до цели, какие задачи нам нужно выполнить?

 

Ответы учеников:

про Кикимору; узнать, как Кикимору изображают в литературе и в музыке.  

Дети пробуют поставить цель и задачу урока с помощью учителя.                                                          

Р:  планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

IV. Построение проекта выхода из затруднения

«Открытие» нового знания.

(15 мин)

Цель:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом

- сформулировать новое знание

У. Ребята, а вы знаете кто такая Кикимора? Откуда мы можем узнать о Кикиморе? О ее внешнем виде, о привычках, о характере?  

Чтобы продолжить знакомиться с образом Кикиморы, нам нужно обратиться к учебнику, откройте страницу 19. Сначала обратим внимание на незнакомые слова. Словарная работа. Слайд 5. Учитель обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте до его прочтения  (кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознать), используя ссылку  http://LearningApps.org/view1028042 

Кудесник – волшебник, чародей, колдун.

Тешит – развлекать, забавлять.

Кудель конопельная – очищенное волокно конопли, приготовленные для прядения.

Пряжа пеньковая – пряжа для рыболовных сетей.

Спознать – узнать, признать, распознать. 

Слайд 6.

Организация работы в группах по карточкам с заданиями для групп.

1 гр:  «Как выглядит Кикимора?»

2 гр:  «Какие звуки вы услышали в тексте?»

3 гр:  «Какова по характеру Кикимора?

ДИНАМИЧЕСКАЯ (музыкальная) ПАУЗА. Вокально-хоровая работа над песней Е. Птичкин  «Сказки гуляют по свету» (исполнение песни)  Слайд 7.

У. Звучит ли музыка в сказании? Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

Организация работы в группах по карточкам с заданиями для групп.

Предложите варианты средств музыкальной выразительности:

1гр: темп, динамика.

2гр: лад, регистр.

3 гр: мелодия, тембр

Слайд 8.Итак, проверим ваши предположения. Найдите в учебнике,  какой композитор написал симфоническую миниатюру «Стучит, гремит, Кикимора…»? что такое симфоническая миниатюра? (небольшая пьеса для симфонического оркестра). Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И. Сахаровым, с фрагментом которого вы только что познакомились в учебнике. Слайд 9.

Знакомство с новым музыкальным произведением. Слайд 10.

У. Во время слушания давайте определим, какими средствами музыкальной выразительности нарисована Кикимора, какие музыкальные инструменты озвучивали главных героев.

Вступление. Слайд 11.

1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”.

2 раздел - Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”. Слайд 12.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку». Слайд 13.

После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся.

- Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

-Чем заканчивается музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Слайд 14.

Ответы учащихся: из сказок, из книг, из Интернета, из музыкальных произведений

Ученики работают с отрывком из сказания о Кикиморе И. Сахарова «Стучит, гремит Кикимора»

http://LearningApps.org/view1028042

Работа с текстом.

Ученики цитируют текст сказания.

Вокально-хоровая работа над песней Е. Птичкин  «Сказки гуляют по свету» (исполнение песни)

Ответы учащихся.

Работа с учебником.

Анатолий Константинович Лядов  - русский композитор ученик знаменитого композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр.

Слушание «Кикиморы» А. Лядова используя ссылку

https://www.youtube.com/watch?v=mMsWXLgavQI

Анализ музыкального произведения.

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем в процессе урочной деятельности

Музыкальные инструменты: кларнеты, фаготы, гобои,- образ волшебного леса.  Флейта – пикколо - образ Кикиморы, тема колыбельной Кота Баюна - английский рожок. Звон хрустальной колыбельки - челеста.

П: осуществлять поиск нужного текстового материала в учебнике, воспринимать смысл познавательного текста,

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других..

V. Первичное закрепление           (5 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового материала

У. Ребята, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю ещё раз послушать фрагмент и выполнить следующее задание: когда заиграет, кларнет хлопает 1 группа, рожок – 2 группа, челеста -3группа, когда закончится вступление и начнется следующая часть.

О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

Как вы думаете, совпадает ли «литературный образ» с  «музыкальным образом»?

Какие музыкальные инструменты нарисуют нам образ Кикиморы, кота Баюна, хрустальной колыбельки, в которой спит Кикимора, какой инструмент изобразит голос Кикиморы?

Какой из образов  музыкального сказа запомнились тебе больше других и почему?

Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

Учащиеся слушают и отмечают хлопком изменения в музыке.

Л: осознание ответственности за общее дело.

П: сравнивать и анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

(5мин)

Слайд 15.

У. Создаём паспорт  симфонической миниатюры А.К. Лядова «Кикимора»

  1. Автор произведения -
  2. Устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности -
  3. Маленькое существо, живёт у Кудесника в каменных горах -
  4. Что лежит в основе «Кикиморы» -
  5. В каком исполнении звучала «Кикимора» А.К. Лядова-

(приложение 1)

1… -А.К. Лядов

2….- фольклор

3….- кикимора

4….- народное сказание

5….-симфонический оркестр

Р: сравнение действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

VII. Рефлексия деятельности      (итог урока)

( 5 мин)

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слайд 16.

-учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, обращая внимание на четверостишие:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Слайд 17.

- предлагает  заполнить оценочный лист.

Дети подходят и ставят нотный знак у тех фраз, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Учащиеся заполняют оценочный лист.

(приложение 2)

Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Л: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к предмету.

VIII. Домашнее задание

Слайд 18.Учитель предлагает учащимся дифференцированное домашнее задание.

1.Нарисовать Кикимору такой, какой вам подсказала музыка, или литература, или своё воображение (или любого понравившегося персонажа).                                                      

2.Сочинить небольшую сказку о Кикиморе.

В качестве закрепления музыкального материала урока посмотреть мф «Кикимора» (монтаж Т.В. Бароновой).

     Педагог просит сдать оценочные листы и благодарит        учеников за работу.  

Запись домашнего задания

ссылка

Список использованных источников и литературы

  1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Сергеева Г. П. Русская музыка в школе. // Г. П. Сергеева, Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011.
  3. Единая коллекция ЦОР. Музыка. Русская классическая музыка. Биография А.К. Лядова   http://school-collection.edu.ru/

Приложение 1. Паспорт  симфонической миниатюры

1.        Автор произведения –

2.        Устное народное творчество,

зародившееся в глубокой древности -

3.        Маленькое существо, живёт у Кудесника в каменных горах –

4.        Что лежит в основе «Кикиморы» -

5.        В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова–

1.        Автор произведения –

2.        Устное народное творчество,

зародившееся в глубокой древности -

3.        Маленькое существо, живёт у Кудесника в каменных горах –

4.        Что лежит в основе «Кикиморы» -

5.        В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова–

1.        Автор произведения –

2.        Устное народное творчество,

зародившееся в глубокой древности -

3.        Маленькое существо, живёт у Кудесника в каменных горах –

4.        Что лежит в основе «Кикиморы» -

5.        В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова–

1.        Автор произведения –

2.        Устное народное творчество,

зародившееся в глубокой древности -

3.        Маленькое существо, живёт у Кудесника в каменных горах –

4.        Что лежит в основе «Кикиморы» -

5.        В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова–

Приложение 2. Оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь

(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора

Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание

Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности

Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)

Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»

формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...