Музыка в народном стиле. Разыгрывание русской народной игровой песни «Пошёл козел в огород»
методическая разработка по музыке

Аврамова Ирина Петровна

Музыка в народном стиле.

Разыгрывание русской народной игровой песни

«Пошёл козел в огород»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Музыка в народном стиле. Разыгрывание русской народной игровой песни «Пошёл козел в огород»

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!

-Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Мария Леонидовна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Через музыку и познакомимся с вами и вашими голосами. (распевка)

     2. Мотивационный

- Скажите, пожалуйста, вы любите играть? Тогда сегодня на уроке мы с вами поиграем: разыграем музыкальное произведение, поиграем на музыкальных инструментах, поотгадываем загадки, а также научимся делать упражнения для дыхания. А еще впереди вас ждет сюрприз!

3. Актуализация имеющихся знаний.

      Но для начала немного повторим то, о чем вы говорили на прошлом уроке. Предлагаю вам послушать данную пьесу и определить ее настроение.

  - Знакомо ли вам это произведение? (Да,нет)

Это «Камаринская». Кто автор этой пьесы? (П.И.Чайковский). Какое настроение она у вас вызывает?

       А знаете ли вы, что П.И.Чайковский сочинил эту пьесу под впечатлением от русской народной песни-пляски «Камаринская», т.е. пьеса П.И.Чайковского написана в народном стиле. Так говорят обо всех произведениях,  похожих  на народные напевы и наигрыши, написанные композиторами. Давайте посмотрим на слайд и попробуем определить, какая иллюстрация больше подходит к этой музыке. Обсуждение.

    -Ребята, видите, как по-разному мы видим и слышим музыку, поэтому, я думаю, вы со мной согласитесь, что инструментальное произведение трудно разыгрывать.

4. Стадия вызова

- Как вы думаете, каким должно быть музыкальное произведение, чтобы его было можно изобразить,  инсценировать? (Это песня со словами).

 5. Стадия осмысления.

Значит, нам нужна песня, а не инструментальное сочинение…У меня есть для вас такая песня. Она необычная, как костюм, которому больше 100 лет. Песня эта, нижегородская, фольклорная, такая же старинная.

-А что означает слово «фольклор»? (стр . 58 учебник) «народная мудрость».

-Ребята, я вам подготовила дневники впечатлений, на первой странице вы можете увидеть тему сегодняшнего урока. Давайте познакомимся с ней.  Прочитайте, пожалуйста. А теперь давайте их откроем. На 3 странице есть 1 вопрос: «Какое настроение у этой песни? Послушайте внимательно  и напишите одно слово, которое обозначает ее настроение» (весёлое, грустное, шутливое, мрачное). Пение песни, запись настроения.

- Какое настроение она вызвала? (Радостное, весёлое, шуточное).

- А что вам показалось необычным в песне? Все ли слова звучат, как в современной речи? Здесь нарушены правила ударения. Такое часто бывает в народных песнях, так как они передают живую речь того места, откуда родом песня.  

И вот, наконец, обещанный сюрприз. Результатом нашего урока будет создание видеоклипа на данную песню. Мы не только ее инсценируем, но и снимем на камеру.

А что ещё нужно, для того, чтобы снять клип, разыграть песню?

-(распределить роли)

-выучить песню

-проиграть ее.

-Итак, давайте назовём героев песни. (Выберите из списка в ваших дневниках впечатлений(2) главных действующих лиц этой песни и обведите их в кружок.

 - А как вы поняли, о чем эта песня?         

Давайте попробуем изобразить героев песни.

- Как бы вы показали козла? (+дыхательное упражнение)        

-Какой характер у парня, у купца? (+дыхательное упражнение)

Что делала девушка (белилась, румянилась, чернилась). Девочки, давайте изобразим эти действия. Мне кажется, лучше всех с этими ролями справились ………………..  

В народной игровой песне очень важен ритм. Давайте прохлопаем его (подсказка-ритмический рисунок песни в ваших дневниках музыкальных впечатлений) (хлопают) (на ля-ля)

- Мы с вами песню пропели, образы, характеры и сюжет разобрал, с ритмическим рисунком познакомились. Что еще нам необходимо для исполнения песни, для съемок клипа? (музыкальное сопровождение, инструменты и оператор)

  На прошлом уроке вы познакомились с народными музыкальными инструментами. И, мне кажется, вы без труда отгадаете загадки. А в дневнике у вас есть подсказки с изображением инструментов.

1.Вышел в поле пастушок,

   Заиграл его…. (рожок)

2. Есть у нас веселый друг,

Обожает громкий стук,

Он и звонок, он и шумен

Все мы знаем – это (бубен)

  1. За обедом суп едят,

К вечеру заговорят.        

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких (ложках).

  1. Деревянные пластинки,

Разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят (трещотки).

  1. Лошади летят, как птицы –

Вот по снегу тройка мчится,

И звенят во все концы

По дугою … (бубенцы)

 (Молодцы!) Мы готовы собрать оркестр народных инструментов. (?)

 - Ребята, возьмите, пожалуйста, инструменты, актеры - костюмы! Оператор – камеру. Я приглашаю на сцену девочек. Вы встаете полукругом  справа от меня, а теперь –мальчики также полукругом, но слева от меня. По центру ребята держат вывеску «торги». Репетируем. Уважаемый оркестр,  внимательно прослушайте свои партии.

Организовать исполнение по партитуре

-бубны и бубенцы (на раз)

-ложки-раз и два и

-трещётки-на 2

-Рожок-сигнал к началу        

    Девочки запевают «Пошел козел в огород»,мальчики продолжают «пошёл козел в огород»,дальше все вместе «в огород ,в огород, в огород, в огород»,не забывайте  пританцовывать. Я вам буду помогать…

Попробуем всё сделать вместе по 1 куплет. Оператор пока внимательно смотрит, но не снимает.

Теперь попробуем ещё раз всё соединить. Итак, все готовы? Начинаем снимать.

Запись.

Рефлексия.

Спасибо, ребята, за исполнение. Займите, пожалуйста, свои места и в своих дневниках музыкальных впечатлений оцените вашу деятельность на уроке, выбрав из предложенных смайликов тот, который вы, как вам кажется, заслужили.

Красный  -  «справился на отлично». Не случайно красный цвет особенно ценился в древности: девушек-красавиц называли «красны» девицы, и теплое ласковое солнышко было «красным».

Жёлтый -   «сделал всё, но мог лучше»    

Зелёный - «у меня мало что получилось»

 Подведение итогов.

Что же мы нового узнали на сегодняшнем уроке:

- познакомились с новой песней

- сняли музыкальный клип, инсценировали песню,

- поговорили о музыке в народном стиле и особенностях фольклора, нашли их главное различие,

- вспомнили народные музыкальные инструменты, поиграли на них,

- Видите, какие вы молодцы!!! Я всем вам ставлю «пятёрки».

Этот клип останется вам на память вместе с дневниками музыкальных впечатлений. Сегодня мы разучили народную игровую песню, которая, как и народная плясовая «Камаринская» могла бы стать основой для классической музыки в народном стиле. Но об этом вы продолжите разговор на следующем уроке.

Д.З. Нарисовать рисунок – иллюстрацию  к  поставленной нами песне «Пошёл козел в огород» и сочинить свою мелодию к ней.



Предварительный просмотр:

Слова песни «Пошёл козел в огород».                                   Игра «Метелица»

1.Пошёл козел в огород     (повторяем   2 раза)                                  Метелица, метелица,

В огород, в огород, в огород, в огород                                                                     Снег по полю стелится,

2. Примял козел лук, чеснок (повторяем   2 раза)                                                Кто кружится вертится,

лук , чеснок, лук ,чеснок…                                                                               Тот заметелится…        

3. Поймали козла за рога (повторяем   2 раза)

за рога, за рога , за рога, за рога        

4. Повели козла во торги (повторяем   2 раза)

во торги, во торги, во торги, во торги

5. Продали козла за три рубля (повторяем   2 раза)

три рубля, три рубля, три рубля, три рубля

6.Первый рубчик белила (повторяем   2 раза)

Белила, белила, белила, белила

7.Другой рубчик краснила  (повторяем   2 раза)

Краснила, краснила, краснила, краснила

8.Третий рубчик чернила (повторяем   2 раза)

Чернила, чернила, чернила, чернила

9. Что ж ты, милая , бела? (повторяем   2 раза)

Ты бела, ты бела, ты бела, ты бела?

10. Сударь, муку сеяла  (повторяем   2 раза)

Сеяла, сеяла, сеяла, сеяла

11. Что ж ты, милая, красна? (повторяем   2 раза)

Ты красна, ты красна, ты красна, ты красна

12. Против жару стояла (повторяем   2 раза)

Стояла, стояла, стояла, стояла

13.Что ж ты, милая, черна? (повторяем   2 раза)

Ты черна, ты черна, ты черна, ты черна

14. Сударь, сажу чистила  (повторяем   2 раза)

Чистела, чистела, чистела ,чистела

15.Повтор 1 куплета

http://romanovaelena.ru/wp-content/uploads/2012/03/Notonosets.1.jpg

http://romanovaelena.ru/wp-content/uploads/2012/03/Notonosets.1.jpg



Предварительный просмотр:

https://mail.yandex.ru/message_part/V__3C59%281%29.jpg?_uid=3239763&name=V__3C59%281%29.jpg&hid=1.2&ids=2530000006666061958&no_disposition=y&exif_rotate=y

Музыкальные инструменты

https://mail.yandex.ru/message_part/V__3C59%281%29.jpg?_uid=3239763&name=V__3C59%281%29.jpg&hid=1.2&ids=2530000006666061958&no_disposition=y&exif_rotate=yhttp://papardel.ru/wa-data/public/shop/products/87/00/87/images/404/404.750x0.JPG      http://www.kenblueministries.com/wp-content/uploads/2011/08/Tambourine-3.jpg       http://jili-bili.ru/files/bilanik/small/tresk.b.jpg

                                   http://www.minus.lviv.ua/static/photos/3081969/4894025137730629612_6987_0.jpg                 http://www.teddygroup.ru/images/cms/data/test/15280.jpg

Оцени свою работу

https://lh5.ggpht.com/vjfoQjn4S4otmCn3vsqpEJCivQwSwTzMZ0Rtl57x6pNrQwyWGL757B1ZjR51avIguhA                  http://st.catmurshop.ru/12/1540/239/7988865.jpg               http://images.clipshrine.com/wheel/large-Sad-Face-166.6-3301.png 

«справился                 «сделал всё,                «у меня мало что

 на отлично»        но мог лучше»                     получилось»

Нарисуй рисунок

Дневник впечатлений

Тема урока: «Музыка в народном стиле. Разыгрывание русской народной игровой песни

«Пошел козел в огород»

http://www.puzzleit.club/files/puzzles/24/23659/_thumb.jpg

Слова песни «Пошёл козел в огород»

1. Пошёл козел в огород,     (повторяем   2 раза)        

   В огород, в огород, в огород, в огород.    

                                                                 

2. Примял козел лук, чеснок, (повторяем   2 раза)                                                

    лук, чеснок,  лук, чеснок, лук, чеснок, лук, чеснок.

                                                                               

3. Поймали козла за рога, (повторяем   2 раза)

    за рога, за рога, за рога, за рога.

4. Повели козла во торги (повторяем   2 раза)

    во торги, во торги, во торги, во торги.

5. Продали козла за три рубля, (повторяем   2 раза)

    три рубля, три рубля, три рубля, три рубля.

6. Первый рубчик белила, (повторяем   2 раза)

    белила, белила, белила, белила.

7. Другой рубчик краснила , (повторяем   2 раза)

    Краснила, краснила, краснила, краснила.

8.Третий рубчик чернила, (повторяем   2 раза)

   Чернила, чернила, чернила, чернила.

9. Что ж ты, милая, бела? (повторяем   2 раза)

    Ты бела, ты бела, ты бела, ты бела?

10. Сударь, муку сеяла,  (повторяем   2 раза)

      Сеяла, сеяла, сеяла, сеяла.

11. Что ж ты, милая, красна? (повторяем   2 раза)

      Ты красна, ты красна, ты красна, ты красна.

12. Против жару стояла (повторяем   2 раза)

      Стояла, стояла, стояла, стояла.

13.Что ж ты, милая, черна? (повторяем   2 раза)

      Ты черна, ты черна, ты черна, ты черна.

14. Сударь, сажу чистила  (повторяем   2 раза)

     Чистила, чистила, чистила ,чистила.

15.Повтор 1 куплета

  1. Какое настроение у этой песни?

  ____________________________

  1. Назовите героев песни. Обведите в кружок:

http://derbenevka.tmweb.ru/upload/iblock/879/DSC00259.jpg

  1. Козёл
  2. Корова
  3. Красна девица              
  4. Баба Яга
  5. Добрый молодец
  6. Купец

Ритмический рисунок песни «Пошёл козел в огород»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...

«Русские народные инструменты» Игровые технологии на уроках музыки

Слушание русской народной музыки «Светит месяц», «Камаринская» Пение русских народных песен «На горе-то, калина», «Как пошли наши подружки». Исполнение игровой песни «Бояре, а мы к вам пришли» Анализ ...

Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Стажировка. Музыка. Софья.  Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...

Конспект урока по музыке «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»

Тема: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»Тип: урок открытия нового знанияЦель: создание условий для воспитания интереса и уважения к своим истокам и к ...