Урок музыки в 6 классе на тему "Широкая Масленица. Разгуляй"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Воевода Анрей Михайлович

 Урок способствует пониманию учащимися значения праздника в русской культуре, через средства выразительности  музыки и изобразительного искусства.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 6 классе.

Авторы разработки: учитель музыки Воевода А.М. и учитель изобразительного искусства Воевода Е.А.

Тема урока: «Широкая Масленица. Разгуляй».

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий, поисковый, метод эмоциональной драматургии, метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки.

Технологии: информационные, здоровьесберегающие, технология ассоциативно-образного мышления, технология развития голоса и слуха.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о произведениях изобразительного искусства и музыкальных произведениях, изображающих праздник как яркое проявления народного духа, национального характера; способствовать пониманию учащимися значения праздника в русской культуре, развитию представлений о средствах выразительности в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи:

-Развивающие:

Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях обряда проводов зимы.

Образовательные:

Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа через современность. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России;

- обогащать духовный мир учащихся;

- содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей;

- воспитывать чувство коллективной ответственности, способствовать развитию творчества в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомятся: 

  • с музыкой композитора: И.Ф. Стравинского;
  • с творчеством художника Б. Кустодиева;  
  • с историей проведения народного обряда Масленицы.

Научатся:

  • определять сюжет праздника в изобразительном искусстве;
  • размышлять над содержанием музыкального произведения.

Получат возможность научиться:

  • изготавливать куклу Масленицы из соломы как символа уходящей зимы.
  •  устанавливать связи между музыкальными и художественными произведениями.

Метапредметные:

Познавательные: развивают воображение и фантазию, приобретая представление о сюжете праздника в изобразительном искусстве и музыке; определяют учебную цель в жизненно-практическую проблему; понимают способы достижения цели в процессе создания масленичной куклы; используют речевые средства в соответствии ситуации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания) организуют работу в паре: распределяют роли, вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы, делают выводы.

Личностные:

  • формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;

    развитие духовно-эстетических потребностей учащихся;

    обогащение эмоциональной сферы ребенка;

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), мультимедийный проектор и экран. 

Оборудование: 

ИЗО: мочало, ножницы, ленты, материя.

Музыка: баян, деревянные ложки, трещотки, бубны, свирели.

Наглядно-демонстрационный материал: Репродукции картин Б. Кустодиева «Широкая Масленица», «Масленичное гулянье», презентация «Широкая масленица», видеоролик «Изготовление куклы Масленица».

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки.
  • Вокально-хоровая работа.
  • Музыкально – ритмическая деятельность.
  • Практическая работа по ИЗО.

Музыкальный материал: 

  • И.Ф. Стравинский – «Гуляние на Масленой» из балета «Петрушка».
  •  «Масленица» (ансамбль «Ивана Купала»).
  • Ансамбль русской песни «Забава» р.н.п. «Масленица».
  • Ансамбль «Чебатуха» песня «Масленица».
  • «Скоро весна»

Ход урока:

1. Организационный момент (дети входят в класс под музыку ансамбля «Ивана Купала» «Масленица») Музыкальная попевка-приветствие.

Учитель: (поет приветствие)

                    Всех приветствуем сейчас,

                    Очень рады видеть вас

Ученики: (поют в ответ)

                    Прозвенел уже звонок,

                   С нетерпеньем ждём урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: - Перед вами различные предметы: самовар, вязанка бубликов, стопка блинов, сметана, икра, музыкальные инструменты (жалейка, свирель, ложки, бубен, балалайка), шутовской колпак… С чем ассоциируются эти предметы?

Ученики: - С праздником масленицы, народными гуляниями…

Учитель: - А что такое для вас Масленица?

Ученики: праздник, блины, частушки, катание на лошадях, лазание по столбу за подарками, ярмарка, балаган…

Учитель: - Скажите, в чем заключается смысл этого праздника?

Ученики: - Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны.

Учитель: - Посмотрим, что обозначает слово праздник.

Слайд № 1

Праздник – яркое проявление народного духа, национального характера («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова).

- Продолжите предложение:

Праздник – образ счастья…

Ученики: радости, веселья смеха…

Слайд № 2  

3. Постановка цели и задач урока.

Учитель: - И тема нашего сегодняшнего урока - «Широкая Масленица. Разгуляй».

Мы будем учиться у великих художников и композиторов передавать эти чувства в картинах и в музыке и сами создавать необычные произведения на эту тему. 

Слайд № 3 Портреты: Б. Кустодиева, И. Стравинского

4. Подготовка к усвоению нового материала

Учитель: - Ребята, представьте, если бы вы были художниками, то какие краски использовали для передачи атмосферы праздника?

Ученики: - Для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и контрастные сочетания.

Учитель: - Рассмотрим картину Б.М. Кустодиева на тему русского праздника Масленицы. Что изобразил художник на своей картине?

Слайд№ 4

 Картина Б.М. Кустодиева на тему русского праздника Масленицы.

Ученики: - Гуляют богато наряженные в пестрые шубы и шали люди. Все это разнообразие цвета создает особый колорит праздника.

Мы видим ярко украшенных лошадей с бубенцами. Художник изобразил на картине воздушные шары, добавив яркого цвета в картину

Учитель: - Обратите внимание на снег. Какой он?

Ученики: - Снег переливается разными цветами. Контрастом ему служат яркие, сочные краски народного гуляния.

В своей картине художник стремится передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем.

Учитель: - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?

Ученики: - Радостные, хочется уже сейчас пойти на праздник, где всем весело и никто не унывает.

Учитель: - Да, действительно, картина захватывает своим размахом и яркостью. Она очень пестрая, с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Художник мастерски объединил разные детали: людей, тройки, балаган - в одно единое целое.

Учитель: - Эта картина передаёт стихию масленичного карнавала, она написана Б.М. Кустодиевым в то время, когда сам он был тяжело болен и прикован к инвалидному креслу.  

- Как вы думаете, почему он передаёт в своих картинах ощущение движения, праздничной суеты, ритм, динамику, жизнь?

Ученики: - Движение, которого он был лишен, врывается в каждую его картину.

Учитель: - Какие еще виды искусства помогают передать праздничное настроение?

Ученики: - Музыка, песни, танцы.

- Правильно, какой праздник без музыки!

Учитель: - Ребята, я вам предлагаю послушать картину.

 - Что вы услышали?


Ученики: - Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана - кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра.

Учитель: - Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами?

Ученики: -  Веселую, задорную, легкую, быструю.

Учитель: - Я вам предлагаю послушать музыку русского композитора Игоря Федоровича Стравинского из балета «Петрушка». Свой балет он посвятил празднику Масленицы.

Слушание фрагмента «Гуляние на Масленой».

Учитель: - Что общего между музыкой И. Стравинского и картиной Б. Кустодиева?

Ученики: - От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. 

Учитель: - Я тоже считаю, что музыка созвучна картине.
Да и сама музыка - это целая картинка шумного, многолюдного праздника Масленицы.

Слайд №5 – 6

5. Открытие и усвоение новых знаний (Объяснение и работа по теме урока).

Учитель: Давным-давно Масленица была языческим праздником поклонения богу солнца Яриле. Древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя.  Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, частушками, которые дошли и до наших дней.

Все дни масленой недели имеют свои названия:

(Сообщения учащихся. Фоном звучит песня «Скоро весна»)

Слайд №7

Ученик 1: Понедельник – Встреча.

Сообщение ученицы (……..)

К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, столы со сладкими яствами. В домах начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили.

Слайд № 8 Вторник – Заигрыш.

Сообщение ученика (…….)

На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления.

На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Слайд № 9

Среда – Лакомка 

Сообщение ученика (……)

       Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами.  Блины пеклись из разной муки и с разными начинками: пшеничные, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду поводились ярмарки, шли народные гуляния.

Слайд № 10 Четверг – Разгуляй.

Сообщение ученика (……..)

Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем.

Слайд № 11

Пятница - Тещины вечеринки.

Сообщение ученика (…….) 

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир.

Слайд № 12

Суббота - Золовкины посиделки.

Сообщение ученика (……)

  Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Слайд № 13

Воскресенье – Прощёное Воскресенье (Целовальник)

Сообщение ученика (…….)

Последний день Масленицы - самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сожжение чучела Масленицы - главный ритуал масленичной недели, это и проводы Масленицы, и прощание с зимой, прощание со всеми болезнями и несчастьями.

6. Вокально-хоровая работа и музыкально ритмическая деятельность.

(Разучивание и исполнение частушек о Масленице, сопровождая игрой на шумовых музыкальных инструментах).

Слайд № 14

Учитель: 

Что же это за красотка? -

Из соломы грудь, бока,

Ни старуха, ни молодка,

Парни носят на руках.

Что за куколка такая? -

Каждый рад ей, каждый ждёт,

Удалая, озорная,

Вкусные блины печёт.

Что же это за девица? -

С ней мы будем день за днём

Всю неделю веселиться,

А потом ее сожжём.  

Рассказ учителя о соломенной кукле, как символе Масленицы.

Учитель: Основным символом Масленицы была плетеная из соломы кукла. Одевали во все старое, негодное, что являлось символом старого, уходящего времени. Обычное место для этой куклы – у двери. Только в среду масленой недели, когда принято было ходить «к теще на блины», в ожидании молодых выставляла теща куклу в окно или даже на улицу – гостей встречать. Домашнюю Масленицу считали мощным оберегом дома от всяческих напастей.

В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Обрядовые куклы – это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. Домашняя Масленица отличалась не только ростом (20-25 см). Ее тоже делали из соломы, лыка или веточек, но обязательно красиво одевали, в руки иногда давали сковороду, помазок или блин.

Такие куклы, как правило, жили не долго – несколько дней или даже часов. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям. Умрет кукла – и пройдут болезни и беды. Так считали наши предки.

Предлагаю вам изготовить куклу Масленицы.

7. Практическая работа. (Просмотр видеоролика по изготовлению куклы)

Материалы для работы:

  • Хозяйственный помазок из соломы.
  • Цветная ткань (ситец, хлопок, бязь).
  • Нить хозяйственная.
  • Ножницы.

Дети в парах изготавливают куклу вместе с учителем. (Звучит музыка в исполнении ансамбля «Чебатуха»).

Готовую куклу дети прикрепляют на демонстрационный стенд.

Подведение итогов.

8. Домашнее задание. Нарисовать рисунок и сочинить частушку на тему «Масленица».

9. Рефлексия.  По окончании урока приклеить луч к солнышку, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока.

Соответствие цветов настроению:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

 Спасибо вам за работу уроке! С праздником!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Интегрированный урок в 6 классе на тему масленица

Интегрированный урок (технология – русская литература), готовится и проводится по проектному методу учениками 6 класса. Тема урока: Культура дома. Русские календарные праздники. Цель урока: ...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...