МАСТЕР - КЛАСС
материал по музыке
Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion».
(здоровьесберегающие технологии)
(слайд №1)
Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion».
Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы по развитию навыков чувства ритма позволит музыкальным руководителям ДОО активно использовать при проведении музыкальных занятий с детьми.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у дошкольников;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса упражнений;
- показать на практике методику работы по использованию комплекса упражнений, направленных на развитие ритмических умений дошкольников.
Продолжительность проведения: 20 минут.
Структура мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный этап.
2. Теоретическая часть: вступительное слово по теме.
3. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
4. Рефлексия – итог мастер-класса.
Предполагаемый результат: участники мастер класса получат знания об эффективных приёмах развития чувства ритма. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
«Ребёнок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других».
Б.Асафьев
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является охрана здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Музыка - это одно из средств физического развития детей. Она, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы - использование современных здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Ожидаемый результат такой работы: повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качество (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Одной из наиболее современных и интересных технологий в музыкально- оздоровительной работе с дошкольниками является Боди Перкуссия,
один из подходов в музыкально - ритмической деятельности для дошкольников.
Хочется остановиться на одном из средств музыкальной выразительности – РИТМ. (слайд №2, видео: https://cloud.mail.ru/public/mWVK/t71gZRK3C )
- Какое значение он имеет в жизни человека?
- Где мы с ним встречаемся?
- Верно ли высказывание «Вначале был ритм»?
Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.
Всё это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.
В нашей жизни всё подчинено определённому ритму - и наступление времён года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию чёткое определение. Недаром русский советский поэт В. Маяковский говорил о стихотворном ритме так: «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя». То же самое можно сказать и о музыке и о жизни человека.
(слайд №3)
В высказывании В.Маяковского «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя». Если слово стих заменить на слово музыку или жизнь, - смысл не изменится. Именно по этому, развитие чувства ритма у детей – я считаю первостепенной задачей, а для этого, на музыкальных занятиях, я использую технику body percussion .
Что же это такое?( https://cloud.mail.ru/public/ZwmB/kkpZM8J6Z)
(слайд №4-6)
Перкуссия (лат. Percussio - «нанесение ударов», здесь - «постукивание») - многозначный термин. (тело барабан)
Перкуссия — метод медицинской диагностики, заключающийся в простукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом.
• Перкуссия — ударные музыкальные инструменты.
Body Percussion (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
Но особенно подходит это тем людям, кто хочет наладить контакт с телом, раскрепоститься, кому интересно творческое самовыражение. Телесная перкуссия также отлично подходит детям. Это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
(слайд №7)
- на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
- на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
- в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Вывод:
(слайд№8)
Плюсами телесной перкуссии являются:
- Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;
- Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;
- Хорошо привлекает внимание детей.
(слайд№9)
Что дает телесная перкуссия при работе с группой:
- Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа)
- Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения;
- Снятие мышечных зажимов;
- Возможность самовыражения, и высказывания без слов;
- Развитие социальных и коммуникативных навыков.
(слайд№10)
Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.
(Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы создал пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”).
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Так родилась система “body percussion” (с лат. «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Двигательные упражнения в системе К. Орфа: пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, сопровождающиеся «звучащими жестами».
Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.
(слайд№11)
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов:
- хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
- притопы (всей стопой, пяткой, носком);
- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
«Body-звуки», которые так же используются:
- Тум – удар двумя ногами;
- Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
- Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
- Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);
ПРАКТИКА
Речевые игры в технике «боди перкуссия» для детей младшего и среднего дошкольного возраста
1. Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
2. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)
А скорее догоняет! (Убегают от дождика)
3. Два ежа.
(примеры: https://cloud.mail.ru/public/fq7D/GQXBCgSxR ; https://cloud.mail.ru/public/Rudz/tGDaWqBim)
Шли по лесу 2 ежа, шли спокойно, не спеша.
( по-очередно шлепать ладонями по коленям)
На спине иголки, длинные и колкие,
(растопыривать пальцы и прятать их в кулак)
Чуть шуршали листьями,
(круговые движения ладошкой по ладошке)
травкой зубки чистили.
(указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов)
4. ГРЕКА(https://cloud.mail.ru/public/kyUM/RWsdQYCtM ; https://cloud.mail.ru/public/3x4x/TKdJCgE8C)
Ехал грека через реку, - хлопки по груди - остановка
Видит грека в реке рак, - хлопки по коленям - остановка
Сунул грека руку в реку, скользящие движения по бокам
Рак за руку грека цап! - поочерёдное поглаживание рук (крокодил)
5.Часики идут.
(Для работы с педагогами https://cloud.mail.ru/public/xiEU/hsGspyuii )
Тики-тики-тики-тики так-так-так, - трут ладони, 3 хлопка(2 раза)
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут, - удары по груди
Часики минуты берегут. - прыжок
Тики-тики-тики-тики так-так-так,
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут,
Часики лениться не дадут. - прыжок
Тики-так, тики-так – щелчки по ритму песни, чередуем руки.
Нам без часиков никак.
6. «К нам гости пришли» игра с использованием звучащих жестов.
Итоги мастер- класса. Рефлексия. (1мин)
Вы увидели практические методы и приемы использования упражнений техники body percussion, которые я рекомендую применять с детьми для развития чувства ритма.
Считаю, что эта технология, безусловно, интересна и продуктивна, т. к. позволяет сделать занятия интересными и динамичными. Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии. Ребенок - соавтор и создатель собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир. Дети естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.
Спасибо, уважаемые коллеги, я благодарю Вас за активную работу.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Описание материала: Представляем вашему вниманию конспект музыкального занятия, с использованием презентации "Путешествие в страну музыкальных инструментов". Данное занятие предназначено для детей 5-6 лет (старшая группа). Материал будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.
Длительность мероприятия: 25 минут
Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах;
- Закреплять названия инструментов.
Развивающие:
- Развивать внимание, музыкальную память и ритмический слух.
- Развивать творческую деятельность.
Воспитательные:
- Воспитание интереса и любви к музыке;
- Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.
Технические средства:
- Проектор (для показа презентации и видеоролика);
- Компьютер.
Оборудование и материалы:
- Стол (для музыкальных инструментов)
- Музыкальные инструменты: бубны, маракас, дудочка, свистульки, триола.
- Накидка
Ход НОД
В середине зала стоит столик, на нем лежат музыкальные инструменты,
накрытые накидкой. На проекторе изображен слайд № 1.
Под музыку дети входят в музыкальный зал
и рассаживаются на стульчики.
Муз. рук.: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет путешествие по стране музыкальных инструментов. Мы с вами уже с некоторыми инструментами знакомы, а с некоторыми познакомимся только сегодня. Скажите мне ребята, с какие инструменты вы знаете?
Дети: Отвечают
Муз. рук: Молодцы, вы знаете много инструментов, я вами очень горжусь! Ребята, мне кажется или вам очень хочется узнать, что-же спрятано под накидкой.
Дети: Отвечают
Муз. рук: Тогда пришло время отправиться в путешествие.
Звучит песня
Дети делают круг по залу и останавливаются возле стола с музыкальными инструментами
Муз. рук: Итак, вы готовы узнать, что же там спрятано?
Дети: Да
Муз. Рук: Тогда повторяйте за мной волшебные слова…
Тайна, тайна, нам откройся
Не обидим мы – не бойся
Ты накидка не грусти,
То, что прячешь – покажи!
Дети: Повторяют
Муз. рук. поднимает накидку и дети видят, ч
то там лежат музыкальные инструменты.
Муз. Рук: Посмотрите ребята, здесь музыкальные инструменты. Скажите мне какие из них вы знаете.
Дети: отвечают
Муз. рук: Молодцы, а теперь я вам хочу предложить сесть на стульчики, и мы узнаем о них что-то новое и интересное.
Дети рассаживаются на стульчики,
а на проекторе транслируется слайд №2
Муз. рук. читает детям, что написано на слайде
Муз. рук: Давайте сегодня мы с вами разберем, какие инструменты относятся к группе «Духовых инструментов».
На проекторе транслируется слайд №3
Муз. рук. показывает детям кто на каком инструменте играет и как он называется.
На проекторе транслируется слайд № 4
Муз. рук: Ребята, посмотрите, какие разные бывают дудочки, а давайте послушаем, как звучит наша дудочка.
Исполняется песня «Как под горкой под горой»
На проекторе транслируется слайд № 5
Муз.рук:
Сейчас мы с вами создадим оркестр.
- Что такое оркестр?
- Кто руководит оркестром? и.т.д
Совместная игра на свистульках, маракас, ложки.
Муз. рук: Молодцы! Вы очень красиво играете!
Красивое выступление получилось?
Муз. рук. подходит к столу, где лежат все инструменты и берет губную гармошку.
Муз. рук.: А вот здесь у нас посмотрите – губная гармошка.
Гармошку отдает детям рассмотреть, а на проекторе транслируется слайд № 6
Когда дети рассмотрели гармошку, муз. рук. озвучивает детям содержание слайда.
Муз.рук.: А теперь, давайте послушаем как она звучит.
В записи звучит наигрыш на губной гармошке
Губная гормошка
MP3 / 489.87 Кб
Муз.рук.: Посмотрите, здесь еще лежит один интересный инструмент, давайте мы с ним тоже познакомимся, итак… (муз. рук. озвучивает детям содержание слайда).
На проекторе транслируется слайд № 7
Муз.рук.: Ребята, вам хочется посмотреть как играют на таком духовом инструменте?
Дети: Отвечают
Игра на Триоле «Сурок» ре минор, «Тень – тень» р.н.п. До мажор
Муз.рук:
А теперь давайте вспомним, какие инструменты мы рассматривали…
Игра «Собери муз инструмент»
(На столе разложены пазлы муз инструментов)
Муз.рук: Хорошо, а помните ли вы к какой группе относятся данные инструменты, к струнным, ударным или духовым?
Дети: Отвечают
Муз.рук: Молодцы ребята! Сегодня, путешествуя в стану музыкальных инструментов, мы узнали какие инструменты относятся к духовым, на следующей встрече нас ожидает новое путешествие, где мы познакомимся с другими инструментами. А теперь нам пора прощаться ребята.
На проекторе транслируется слайд № 7
Игротанец «Музыкальные инструменты»
Целый час мы занимались
И немного баловались,
А теперь детвора
В группу всем пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...