МАСТЕР - КЛАСС
материал по музыке

Шарова Ольга Владимировна

Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion».  

(здоровьесберегающие технологии)

(слайд №1)

Цель мастер-класса:  Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion».

Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы  по развитию навыков чувства ритма позволит музыкальным руководителям ДОО активно использовать при проведении музыкальных занятий с детьми.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у дошкольников;

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса упражнений;

- показать на практике методику работы по использованию комплекса упражнений, направленных на развитие ритмических умений дошкольников.

Продолжительность проведения: 20 минут.


Структура мастер-класса: 

1. Подготовительно-организационный этап.

2. Теоретическая часть: вступительное слово по теме.

3. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 
4. Рефлексия – итог мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер класса получат знания об эффективных приёмах развития чувства ритма. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

      «Ребёнок, испытавший радость творчества

 даже в самой минимальной степени,

становится другим, чем ребенок,

 подражающий актам других».

Б.Асафьев

    Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является  охрана здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Музыка - это одно из средств физического развития детей.  Она, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы - использование современных здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

     Ожидаемый результат такой работы: повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качество (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

    Одной из наиболее современных и интересных технологий в музыкально- оздоровительной работе с дошкольниками является Боди Перкуссия,

один из подходов в музыкально - ритмической   деятельности  для дошкольников.

Хочется остановиться на одном из средств музыкальной выразительности – РИТМ. (слайд №2, видео: https://cloud.mail.ru/public/mWVK/t71gZRK3C  )

- Какое значение он имеет в жизни человека?

-  Где мы с ним встречаемся?

- Верно ли высказывание «Вначале был ритм»?

       Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

       Всё это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

       В нашей жизни всё подчинено определённому ритму - и наступление времён года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию чёткое определение. Недаром русский советский поэт В. Маяковский говорил о стихотворном ритме так: «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».  То же самое можно сказать и о музыке и о жизни человека.

(слайд №3)

        В высказывании В.Маяковского  «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя». Если  слово стих  заменить на слово музыку или жизнь, - смысл не изменится. Именно по этому, развитие чувства ритма у детей –  я считаю первостепенной задачей, а для этого, на музыкальных занятиях, я использую технику body percussion .

Что же это такое?( https://cloud.mail.ru/public/ZwmB/kkpZM8J6Z)

(слайд №4-6)

Перкуссия (лат. Percussio - «нанесение ударов», здесь - «постукивание») - многозначный термин. (тело барабан)

 Перкуссия — метод медицинской диагностики, заключающийся в простукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом.

Перкуссия — ударные музыкальные инструменты.

Body Percussion (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.

Но особенно подходит это тем людям, кто хочет наладить контакт с телом, раскрепоститься, кому интересно творческое самовыражение. Телесная перкуссия также отлично подходит детям. Это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ.

Телесная перкуссия действует в трех областях:

(слайд №7)

  • на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
  • на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
  • в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Вывод:

(слайд№8)

Плюсами телесной перкуссии являются:

  • Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;
  • Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;
  • Хорошо привлекает внимание детей.

(слайд№9)

Что дает телесная перкуссия при работе с группой:

  • Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа)
  • Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения;
  • Снятие мышечных зажимов;
  • Возможность самовыражения, и высказывания без слов;
  • Развитие социальных и коммуникативных навыков.

(слайд№10)

      Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.

(Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы создал пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”).

Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.

«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф. Так родилась система “body percussion” (с лат. «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.

Двигательные упражнения в системе К. Орфа: пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, сопровождающиеся «звучащими жестами».

Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.

(слайд№11)

К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов:

  • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

«Body-звуки», которые так же используются:

  • Тум – удар двумя ногами;
  • Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно); 
  • Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
  • Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);

ПРАКТИКА

Речевые игры в технике «боди перкуссия» для детей младшего и  среднего дошкольного возраста

1. Игра «Лиса»

Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)

Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)

Она села на пенёк (Притопы)

И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)

2. Игра «Дождик»

Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)

Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)

А скорее догоняет! (Убегают от дождика)

3. Два ежа.

(примеры: https://cloud.mail.ru/public/fq7D/GQXBCgSxR  ; https://cloud.mail.ru/public/Rudz/tGDaWqBim) 

Шли по лесу 2 ежа, шли спокойно, не спеша.

( по-очередно шлепать ладонями по коленям)

На спине иголки, длинные и колкие,

(растопыривать пальцы и прятать их в кулак)

Чуть шуршали листьями,

(круговые движения ладошкой по ладошке)

травкой зубки чистили.

(указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов)

4. ГРЕКА(https://cloud.mail.ru/public/kyUM/RWsdQYCtM ;  https://cloud.mail.ru/public/3x4x/TKdJCgE8C)

Ехал грека через реку, - хлопки по груди - остановка

Видит грека в реке рак, - хлопки по коленям - остановка

Сунул грека руку в реку, скользящие движения по бокам

 Рак за руку грека цап!   -   поочерёдное поглаживание рук (крокодил)

5.Часики идут.   

(Для работы с педагогами  https://cloud.mail.ru/public/xiEU/hsGspyuii )

Тики-тики-тики-тики так-так-так,      -  трут ладони, 3 хлопка(2 раза)
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут,        -  
удары по груди
Часики минуты берегут.      - прыжок

Тики-тики-тики-тики так-так-так,
Тики-тики-тики-тики так-так-так –
Часики идут, часики идут,
Часики лениться не
дадут.   - прыжок

Тики-так, тики-так –    
щелчки по ритму песни, чередуем руки.
Нам без часиков никак.
6. «К нам гости пришли» игра с использованием звучащих жестов.

Итоги мастер- класса. Рефлексия. (1мин)

Вы увидели практические методы и приемы использования упражнений техники body percussion, которые я рекомендую применять с детьми для развития чувства ритма.

Считаю, что эта технология, безусловно, интересна и продуктивна, т. к. позволяет сделать занятия интересными и динамичными. Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии. Ребенок - соавтор и создатель собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир. Дети естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка.

Спасибо, уважаемые коллеги, я благодарю Вас за активную работу.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Описание материала: Представляем вашему вниманию конспект музыкального занятия, с использованием презентации "Путешествие в страну музыкальных инструментов". Данное занятие предназначено для детей 5-6 лет (старшая группа). Материал будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.

Длительность мероприятия: 25 минут

Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах;
  • Закреплять названия инструментов.

Развивающие:

  • Развивать внимание, музыкальную память и ритмический слух.
  • Развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к музыке;
  • Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.

Технические средства:

  • Проектор (для показа презентации и видеоролика);
  • Компьютер.

Оборудование и материалы:

  • Стол (для музыкальных инструментов)
  • Музыкальные инструменты: бубны, маракас, дудочка, свистульки, триола.
  • Накидка

 

Ход НОД

В середине зала стоит столик, на нем лежат музыкальные инструменты,

накрытые накидкой. На проекторе изображен слайд № 1.

Под музыку дети входят в музыкальный зал

и рассаживаются на стульчики.

Муз. рук.: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет путешествие по стране музыкальных инструментов. Мы с вами уже с некоторыми инструментами знакомы, а с некоторыми познакомимся только сегодня. Скажите мне ребята, с какие инструменты вы знаете?

Дети: Отвечают

Муз. рук: Молодцы, вы знаете много инструментов, я вами очень горжусь! Ребята, мне кажется или вам очень хочется узнать, что-же  спрятано под накидкой.

Дети: Отвечают

Муз. рук: Тогда пришло время  отправиться в путешествие.

Звучит песня


Дети делают круг по залу и останавливаются возле стола с музыкальными инструментами

Муз. рук: Итак,  вы готовы узнать, что же там спрятано?

Дети: Да

Муз. Рук: Тогда повторяйте за мной волшебные слова…

Тайна, тайна, нам откройся

Не обидим мы – не бойся

Ты накидка не грусти,

То, что прячешь – покажи!

Дети: Повторяют

Муз. рук. поднимает накидку и дети видят, ч

то там лежат музыкальные инструменты.

Муз. Рук: Посмотрите ребята, здесь музыкальные инструменты.  Скажите  мне какие из них вы знаете.

Дети: отвечают

Муз. рук: Молодцы, а теперь я вам хочу предложить сесть на стульчики, и мы узнаем о них что-то новое и интересное.

Дети рассаживаются на стульчики,

а на проекторе транслируется слайд №2

Муз. рук. читает детям, что написано на слайде

Муз. рук: Давайте сегодня мы с вами разберем, какие инструменты относятся к группе «Духовых инструментов».

На проекторе транслируется слайд №3

Муз. рук. показывает детям кто на каком инструменте играет и как он называется.

На проекторе транслируется слайд № 4

Муз. рук: Ребята, посмотрите, какие разные бывают дудочки, а давайте послушаем, как звучит наша дудочка.

Исполняется песня «Как под горкой под горой»

На проекторе транслируется слайд № 5

Муз.рук: 

Сейчас мы с вами создадим оркестр.

- Что такое оркестр?

- Кто руководит оркестром? и.т.д

Совместная игра на свистульках, маракас, ложки.

Муз. рук: Молодцы! Вы очень красиво играете!

Красивое выступление получилось?
Муз. рук. подходит к столу, где лежат все инструменты и берет губную гармошку.

Муз. рук.: А вот здесь у нас посмотрите – губная гармошка.

Гармошку отдает детям рассмотреть, а на проекторе транслируется слайд № 6

Когда дети рассмотрели гармошку, муз. рук. озвучивает детям содержание слайда.

Муз.рук.: А теперь, давайте послушаем как она звучит.

В записи звучит наигрыш на губной гармошке


Губная гормошка
MP3 / 489.87 Кб

Муз.рук.: Посмотрите, здесь еще лежит один интересный инструмент, давайте мы с ним тоже познакомимся, итак… (муз. рук. озвучивает детям содержание слайда).

На проекторе транслируется слайд № 7

Муз.рук.: Ребята, вам хочется посмотреть как играют на таком духовом инструменте?

Дети: Отвечают

 Игра на Триоле «Сурок» ре минор, «Тень – тень» р.н.п. До мажор

Муз.рук: 

А теперь давайте вспомним, какие инструменты мы рассматривали…

Игра «Собери муз инструмент»

(На столе разложены пазлы муз инструментов)

Муз.рук: Хорошо, а помните ли вы к какой группе относятся данные инструменты, к струнным, ударным или духовым?

Дети: Отвечают

Муз.рук: Молодцы ребята! Сегодня, путешествуя в стану музыкальных инструментов, мы узнали какие инструменты относятся к духовым, на следующей встрече нас ожидает новое путешествие, где мы познакомимся с другими  инструментами. А теперь нам пора прощаться ребята.

На проекторе транслируется слайд № 7

Игротанец «Музыкальные инструменты»

Целый час мы занимались

И немного баловались,

А теперь детвора

В группу всем пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...