Картотека бесед по слушанию музыки
картотека по музыке

Виленская Ирина Ивановна

Картотека

бесед по слушанию музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_po_sl_muz.docx323.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №201»

Картотека

бесед по слушанию музыки

составитель:

музыкальный руководитель-

Виленская И.И.

2022 г.

Содержание:

1.«Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова»

Беседа 1 –Н.А. «Римский-Корсаков»

Беседа 2 – Опера «Сказка о царе Салтане» -  Вступление ко II действию

Беседа 3 - Опера «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля»

Беседа 4 - Опера «Сказка о царе Салтане» -  «Белка»

Беседа 5 – Опера «Сказка о царе Салтане» - «33 богатыря»

Беседа 6 -  Опера «Сказка о царе Салтане» -  «Царевна-лебедь»

2.Михаил Иванович Глинка «Марш Черномора»

Беседа 7 – Опера «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора»

3. Беседа 8 – Музыкальный темп

4. Беседа 9 -  Король Ритм

5. Беседа 10 – Музыка, музыка всюду слышна

«Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова»

Цель: формировать у детей устойчивый интерес к русскому мировому наследию.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», её особенностях (многообразие образов, стихотворной формой и пр.), знакомить детей со сказочными образами музыкального произведения Н.А.Римского-Корсакова по одноименной сказке, учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений), обогащать музыкальные впечатления детей. Закрепить знания детей о музыкальных жанрах.

Развивающие: познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере; побуждать высказываться о прослушанной музыке. Во время рассматривания иллюстраций обратить внимание на цветовую гамму, избранную тем или иным художником для характеристики персонажей и образов сказки: суровые, тёмные тона в картине моря (И.Билибин «Бочка по морю плывет»); яркие, сочные краски, рисующие город Леденец, сказочных богатырей, волшебную белку, (В.Конашевич «33 богатыря», «Белка»); перламутровые тона царевны-лебеди (М.Врубель «Царевна-Лебедь»). Выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в пластике и рисунке, развивать образное мышление, фантазию, творческие способности в движении, пении, рисовании.

Воспитательные: воспитание у детей любви и интереса к классической музыке, живописи, поэзии; воспитывать культуру слушания музыкальной классики.

Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и беседа о ней, разучивание р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Оборудование и материалы:


  Музыкальный центр, аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (Вступление ко II действию, “Полет шмеля”, “Три чуда”). Компьютер, проектор.

Презентация к занятию.

Беседа 1


Муз. рук.:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир.
Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.
Кабы я была царица, я б для батюшки царя родила богатыря.  
Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь, стороны той государь.»

-Вы узнали какая сказка начинается такими словами?
-Правильно, «Сказка о царе Салтане», Александра Сергеевича Пушкина. А какие ещё сказки Пушкина вы знаете? («О рыбаке и рыбке», «О семи богатырях» и т.д.). Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели.

Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными… Если проследить, как меняется окраска музыки, её настроение, то станет понятно, о чём говорится в сказке. А как по-другому называется музыкальная сказка? – (опера). Что такое опера? – (музыкальный спектакль, где люди поют). Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Показываю слайд -- портрет Н.А. Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, пели народные песни, отрывки из опер. А ещё в семье любили сказку. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он создал оперу не только по этой «Сказке о царе Салтане», но по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Садко» и др. Римский-Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов.

Беседа2.

Вернемся к опере «Сказка о царе Салтане». Давайте послушаем первый отрывок из оперы.

Слайд - картина И.Билибина «Бочка по морю плывёт»

Обратите внимание, как музыка повторяет стихи Пушкина:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывёт.

Плачет, бьётся в ней царица.

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.»

Слушание музыки (Вступление ко II действию)

- Какое настроение передаёт музыка? (тревожное, беспокойное, царица плачет)

-Какое время суток изобразил композитор? (ночь, темно и тихо)

-Да, в музыке слышны высокие, звонкие нотки, будто загораются звезды, отражаются в море.

-Каким изображает композитор море? (море тревожное, грозное, плещут волны, плывет, качается на волнах бочка)

Беседа3.

Давайте послушаем ещё один отрывок из оперы и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор.

Слушание «Полет шмеля»

-На что похоже звучание музыки? (на жужжание шмеля)

-Царевич Гвидон превращается в шмеля и летит на родную землю повидать отца.

«Ты теперь, мой шмель, гуляй,

Судно в море догоняй,

Потихоньку опускайся,

В щель подальше забивайся,

Будь здоров, Гвидон, лети!»

-Какая музыка по характеру? (радостная, стремительная, свободная, яркая, сначала звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль догонять корабль.)

Беседа 4

На морском острове, в сказочном волшебном городе было 3 чуда. Вспомните первое из них. Верно, это белка.

Слайд – картина В.Конашевича «Белка»

Помните, как у Пушкина:

«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница какая!

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поёт

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.»

- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (чувство радости, восхищения, веселья)

Слушание «Белка»

Какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Вы песенку белки узнали? Давайте её споём.

Исполняют р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Какие движения можно показать под эту музыку?

(Предлагаю девочкам показать, какие движения исполняет белочка.)

Импровизация с платочками под музыку.

Беседа 5.

А какое второе чудо? Верно, 33 богатыря во главе с дядькой Черномором.Это храбрые витязи, защитники волшебного города.

Слайд – картина В.Конашевича «33 богатыря»

Что можем сказать о богатырях? (красавцы молодые, могучие, в блестящих доспехах).

- Опишите Черномора. (Строгий, могучий, длинная седая борода).

Слушание музыки.Слушание «33 богатыря»

В музыке слышен шум морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и из него появляются богатыри.

- Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая).

Богатыри постепенно выходят из моря. Они сильные и мужественные защитники города. Какими красками изображает художник богатырей? (желтыми, золотыми, яркими, блестящими). Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать). А у белки музыка на какой жанр похожа? (на песню). Какие ещё музыкальные жанры вы знаете? (танец). Сколько всего жанров?

Игра «Определи жанр и покажи его движениями»

Беседа 6.

А какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь)

Правильно, самая прекрасная – Царевна-Лебедь.

«…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь то говорит, словно реченька журчит.»

Слайд – картина М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Вглядитесь в эту картину, и вы увидите волшебное превращение белоснежной птицы в красавицу-царевну. Изящную, хрупкую, манящую и загадочную. Видите, как из лебединых крыльев вырастают плечи и голова царевны, как таинственно мерцают её большие глаза. А как необычно одета прекрасная царевна! На голове у неё кокошник, украшенный золотом, изумрудами, жемчугами. На косынке серебряное кружево. Все эти драгоценности таинственно мерцают и картина кажется сказочной, волшебной. Смотрите, как сказочно всё вокруг: море, густые сине-лиловые сумерки, солнце почти закатилось, его последние лучи освещают полоску неба над горизонтом. Лучи уходящего солнца отражаются розоватыми бликами на светло-фиолетовых перьях Лебеди. Вдалеке скалистый берег с растущими соснами. Вот какая это необычная, таинственная картина. Называется она «Царевна-Лебедь» художника Михаила Александровича Врубеля.Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица и музыка её тоже грациозная изящная, сказочная.

Слушание музыкиСлушание «Царевна-Лебедь»

Какая музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая). Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. А когда превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.

Слайд – картина Конашевича «Царевна-Лебедь»

А художник Конашевич очень точно рисует Царевну, как написал Пушкин: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»

Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод запомнился? Какой из персонажей показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы послушать сказку в концертном зале с живой музыкой, то есть, с симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?

Ребята, теперь вы узнали, что музыка, картины и сказки вместе могут рассказать много интересного. Я предлагаю вам нарисовать понравившиеся моменты сказки и ещё раз послушать великолепную музыку нашего русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.

По итогам занятия оформляется выставка работ на тему «Сказка о царе Салтане».

Михаил Иванович Глинка«Марш Черномора»

Цель: Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Задачи:
Образовательные:
Формировать умение целостно воспринимать мир. 
Формировать умение воплощать свои впечатления об услышанной музыки в рисунке. 

Развивающие:
Развивать у детей память образами из музыкальных и литературных произведений. 
Развивать активность слухового восприятия. 
Развивать воображение, увлечённость и активное музыкальное восприятие. 

Воспитательные:
Воспитывать интерес к способу выполнения изобразительных работ, посредством прослушивания музыкальных произведений. 
Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. 
Воспитывать патриотические чувства к музыкальным произведениям М. И. Глинки. 

Материал: музыкальный центр, диск с записью музыки М. И. Глинки «Марш Черномора», портрет Глинки, репродукции злого волшебника Черномора.

Беседа 7.

Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка марша - это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.

По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один - добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой волшебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой маленький, такой крошечный, что... его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает музыка - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают.  Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Беседа 8. «Музыкальный темп»

Цель:

Приобщение детей к музыкальному искусству.

Задачи:

Научить детей слушать музыку.

Научить детей определять темп.

 Что такое темп в музыке? (ответы детей)

        Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempns» - время. Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

В разных темпах мы живем

Утром, вечером и днем,

Распорядок прочитаем -

Темпы музыки узнаем.

      Послушайте стихотворение «Распорядок дня».

(читаю стихотворение , выделяя голосом слова, которые имеют отношение к темпу)

Распорядок дня

Утром быстро ты встаешь, делаешь зарядку,

А затем в портфель кладешь книги по порядку.

За столом активно ешь, а поев красиво,

Ты встаешь из-за стола, говоря «спасибо».

Энергично по дороге в школу ты шагаешь.

В классе сложные задачи медленно решаешь.

На уроке физкультуры живо пробегаешь,

И со скоростью ракеты радостно летаешь.

Возвратясь домой один, ты неторопливо

Пообедать сел за стол, ложку взяв лениво.

Во дворе идет игра, но урок учить пора.

Не спеша учи урок, и тогда пойдет он впрок.

День к закату стал клониться, солнце красное садится...

Энергично ты встаешь, к телевизору идешь.

День так скоро пролетел. Все ли сделать ты успел?

Веки плавно закрывай, доброй ночи! Засыпай!

         А теперь давайте обсудим стихотворение и найдем слова указывающие на темп. (Обсуждение стихотворения)

        Все темпы, какие только есть в музыке делятся на три основные группы: медленные, умеренные (средние), быстрые.

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

  • ларго (очень медленно и широко);
  • адажио (медленно, спокойно);
  • анданте (в темпе спокойного шага);
  • модерато (умеренно, сдержанно);
  • аллегретто (довольно оживлённо);
  • аллегро (быстро);
  • виваче (быстро, живо);
  • престо (очень быстро).

       Одна из первых характеристик танца – это темп музыки.  Некоторые жанры (вальс, марш) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

       Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначально музыка использовалась в качестве музыкального сопровождения танца. И именно движение ног танцоров задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.

       Также темп связан с характером музыкального произведения, с его содержанием. Например, колыбельная песня будет исполняться в медленном темпе, а веселый, живой танец «Полька» в быстром темпе. Я предлагаю вам послушать музыкальные произведения и определить темп на слух.

      Играю произведения:

  1. Анданте. И. Гайдн.
  2. Марш. Ж. Бизе.
  3. Латышская полька.

Дети определяют темп.

      Еще темп может ускоряться и замедляться. Давайте с вами поиграем. Я буду играть произведение «Поезд» композитора М. Старокадомского, а вы будете двигаться в соответствии с движением музыки.

Игра «Поезд»

      (Дети стоят колонной по одному. Под музыку мелкими шагами дети двигаются вперед, ускоряя и замедляя шаг в соответствии с музыкой.

Руки в это время делают круговые движения, подражая вращению колес).

Давайте подведем итог нашей беседы:

1.В каждом танце есть свой темп, и это различие между ними можно проследить на примере отдельных танцев народов мира.

2. Выбор соответствующего темпа имеет огромное значение.

3. Работа в разных темпах дает прочные навыки и знания.

Беседа 9. «Король Ритм»

Цель:

Познакомить детей с понятием ритм в музыке и танце.

Задачи:

Научить детей слушать музыку.

Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.

Музыкой представить можно
Всё, что жизнь тебе даёт -
И шагать, и петь всем дружно,
МЕТРОМ измеряя ход.
Бег времени, его полёт,
Он в разных темпах слышен.
Дадим и нотам разный счёт,
РАЗМЕР и РИТМ запишем.

            Ритм - это организация музыкальных длительностей в процессе их следования. В переводе с греческого языка слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о стихотворном ритме так: «Ритм - это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить  его нельзя».

             Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Длительность - одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела.  Звуки бывают длинными и короткими.

             Латинское слово «accentus» означает ударение. С ним мы встречаемся, как правило, когда речь идет о языке. «Иностранца можно узнать по акценту». «В русском языке, в отличие от многих других, акценты очень прихотливы, изменчивы, падают и на первый, и на последний, и на один из средних слогов». В этих двух фразах слово «акцент» употреблено в разных смыслах. В музыке его значение аналогично тому, которое выявляется во втором из приведенных примеров. Акцент - это более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле.
           Например, в вальсе (попробуйте напеть про себя любую вальсовую мелодию), в его трехдольном размере ударение приходится каждый раз на первую из трех долей такта. А в марше акцентируемой. ударной долей будет первая из двух или четырех. Но бывают случаи, когда акцент смещается. Например, в мазурке он, как правило, оказывается на третьей (иногда - на второй) доле. Возникает прихотливый, изменчивый ритм, характерный для этого танца. Такое перенесение акцента с сильной доли такта на слабую называется синкопой и является эффектным выразительным средством. Композиторы часто используют его.

      Полька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки —2/4. Полька появилась в середине  19 века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала народным танцем. Танец очень быстро стал поистине интернациональным. Он получил распространение по всей Европе. И в каждой ее части танец постепенно стал исполняться по-своему: польку «разбавляли» какими-то своими, более знакомыми, движениями. Каждый народ вносил в чешскую польку свой колорит и свои национальные черты.Отсюда — возникли различные вариации этого танца: финская полька, полька Сяккиярви, белорусская полька, украинская полька, венгерская, немецкая, шведская, латиноамериканская и т. д. Кроме того, любой хореограф может придумать и поставить собственную вариацию танца. В России полька появилась в 1845г. Этот танец— тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Задаёт нам ритм природа,
В музыке есть тоже РИТМ!
СИЛЬНОЙ ДОЛИ, ДОЛИ СЛАБОЙ -
«Раз-и-два-и... раз, два, три...»

РИТМЫ разными бывают.
Есть РИТМ вальса - «раз-два-три»,
РИТМ шагами посчитаем,
Нужный ТЕМП лишь подбери.
РИТМ бывает «три-четыре»
РИТМ бывает - «раз - и - два»,
Каждый в музыкальном мире
Знает в ритме и слова.
Инструменты проиграют,
Песню надо нам пропеть,
В РИТМ мы точно попадаем,
Главное всегда успеть.

               Ритм - яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

      Я предлагаю вам поиграть. Давайте разделимся на три группы и встанем в кружочки. У каждой группы будет своя музыка: 1 группа — марш, 2 группа — вальс, 3 группа — полька. Я буду играть музыку для каждой группы, а вы услышав «свою» музыку должны будете или маршировать или танцевать. Согласны поиграть? (ответы детей)

Беседа 10. «Музыка, музыка всюду слышна»

Цель:

Приобщение детей к музыкальному искусству.

Задачи:

Научить детей слушать музыку.

Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке.

 Что такое музыка? (ответы детей)

          Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке. Послушайте стихотворение К. Ибряева, посвященное музыке.

Тихо-тихо рядом сядем -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся все стены -

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой...

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней,  осторожней,

Не спугнуть бы нам его.

Так что же такое музыка? (ответы детей)

 Если мы остановимся, замрем и прислушаемся, то услышим звуки мира

окружающего нас. На прогулке в лесу мы услышим шелест листьев, журчание лесного ручейка, пение птиц, стрекотание насекомых — поет лес на разные голоса.  На берегу моря — шум прибоя, крики чаек, дельфинов. И нам до бесконечности хочется слушать музыку моря.

Когда же впервые человек слышит музыку? (ответы детей)

Наверное, в первый раз он слышит мамину колыбельную. Послушайте

стихотворение Л.Дымовой «Мама поет»

                                Светят звезды ласково

Над моим окном

И поет мне песенку

Мама перед сном.

Самую любимую

Песенку мою:

«Спи, моя хорошая,

Спи, моя пригожая,

Баюшки-баю!»

Почему дети засыпают под колыбельные песни? (ответы детей)

   Колыбельные песни, как правило, спокойные по характеру, несколько монотонные, убаюкивающие.  

        Где же звучит музыка? (ответы детей)

        Дома — это мультфильмы, фильмы, телепередачи, все они сопровождаются музыкой, которая подчеркивает сюжет, драматургию, характеры героев, что побуждает эмоциональному сопереживанию  и лучшему осознанию содержания.

      Начиная с детского сада, музыка звучит на всех праздниках, сопровождая песни и танцы. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной, классической музыкой, другими музыкальными стилями. В школе дети изучают такой предмет, как музыка, и продолжают слушать и исполнять музыку.

      Все великие композиторы писали музыку для детей, наверное потому, что дети самые благодарные слушатели. Да и композиторы старались писать музыку яркую, образную, стараясь изобразить в музыке природные явления — дождь, гром, пение ручейка, шум моря и т.д.. Так же композиторы старались выразить в музыке мысли, чувства, настроение людей — радость, веселье, грусть, обиду, любовь и ненависть т.д..

   Музыку писали на все случаи жизни. Для детей — колыбельные, танцевальные, игровые песни. Для праздников — танцевальную музыку: вальсы, польки, мазурки, полонезы, аранжировки народных танцев. Для торжеств и парадов — марши. Народ всегда слагал песни о своей жизни, они помогали и в работе и на празднике и в повседневной жизни.

      В классе хореографии все движения выполняются под музыку.  Музыка задает темп, ритм,  характер. Какой же это танец без музыки?

          Давайте поговорим о ритме: ритмическая  организация  является  основой  жизни. Все,  окружающее нас,  живет  по  законам  ритма.  Смена  времен  года,  дня  и  ночи, биение  сердца,  возрастные  процессы -   все  это  и  многое  другое  подчинено  определенному  ритму.  Послушайте стихотворение:

Стучат колеса поезда: та-там, та-там, та-там,

Звучит в оркестре барабан: ба-бам, ба-бам, ба-бам.

Часы отстукивают так: тик-так, тик-так, тик-так,

Лягушки дружно квакают: ква-квак, ква-квак.

Стучит сапожник в мастерской: тук-тук-тук,

Разносится ритмичный, четкий стук, стук, стук.

И воробьиный слышен крик: чирик, чирик, чирик,

Из телефонной трубки слышим: пик, пик, пик.

Так что такое ритм? Наверно, ты поймешь,

Когда определение верное найдешь.

Музыкальный пульс ты сможешь ощутить,

Если этот ритм сумеешь повторить.

        Попробуйте рассмотреть внимательно, в деталях, какой – либо орнамент. В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются и повтор этот отличает одна особенность – ритмичность. В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или ритмические рисунки.

         Как музыка влияет на человека? (ответы детей)

        Звуки различных инструментов по разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

         Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и активным.

         Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Неслучайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

        Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

        Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

        На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

          А теперь, в заключении, давайте вспомним:

- когда человек впервые соприкасается с музыкой;

- где звучит музыка;

- как музыка влияет на человека;

- нужна ли нам в жизни музыка?

  (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

БЕСЕДА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ ЧАЙКОВСКОГО ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Познакомить детей с музыкальным альбомом П. И. Чайковского "Времена года"; учить детей слушать классическую музыку, высказываться о содержании и характере музыки....

Учебно-методический комплекс "Музыки волшебная страна" для первого класса ДМШ по дисциплине "Слушание музыки"

     Учебно-методический комплекс  «Музыки волшебная страна» для первого года обучения  дисциплины «Слушание музыки»  состоит из методического пособия, адресованно...

Учебно-методический комплекс "Страницы русской музыки" для второго года обучения по "Слушанию музыки"

«Страницы русской музыки» - учебно-методический комплекс  по дисциплине «Слушание музыки» второго года обучения  знакомит обучающихся с  национальной  культурой, ее истоками, ценно...

Методические рекомендации "Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки"

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...

Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...

Слушание музыки как структурный элемент урока музыки

Данный материал написан для учителей музыки. В нём раскрывается важность такого этапа, как "Слушание музыки"....