Технологическая карта урока: « Певцы русской старины». 3 класс
план-конспект урока по музыке

Манченко Виктория Васильевна

Предмет: музыка 3 класс.

Тема урока: « Певцы русской старины».

 

Цели:

 Раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений русских композиторов (М. И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова) 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет: музыка 3 класс.

Тема урока: « Певцы русской старины».

Цели:

Раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений русских композиторов (М. И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова)

Образовательные задачи

  • Показать, как и какими музыкальными средствами, композиторы передают в своих произведениях образы русских певцов-сказителей.
  • Формировать у обучающихся представления о народной и композиторской музыке.

Воспитательные задачи

  • Содействовать духовно-нравственному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры.

Развивающие

  • Развитие навыков анализа музыкального произведения.
  • Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.

Планируемые результаты

Научатся

-ценить отечественные народные музыкальные традиции;

-узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям

Получат возможность научиться

-пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью

-определять на слух звучание народных инструментов;

Формируемые универсальные учебные действия

Направленные на достижение предметных результатов:

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения.

- формирование коммуникативных компетенций.

Направленных на достижение личностных результатов:

- понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование и средства обучения:

- учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс;

компьютер, проектор, экран, синтезатор.

Музыкальный материал: Н.А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Садко», М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила», звучание русских народных, шумовых и ударных инструментов, песни : «Чудо-сказки», Хор « Славься» из оперы «Иван Сусанин», «Родные места», ; распевки: «Музыкальное приветствие», народные попевки, звукоряд, арпеджио.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Исполняет сопровождение к музыкальному приветствию.

Музыкальное приветствие.

«Здравствуйте ребята-

Добрый день, учитель!»

Регулятивные:

- настрой на урок.

Личностные УУД:

формирование эмоциональной отзывчивости.

2.

Мотивация учебной деятельности. Вхождение в тему урока.

Итак, ребята, сейчас прозвучит произведение, послушайте.

Звучит фрагмент Былины о Добрыне Никитиче

Какая это музыка народная или композиторская?

К какому жанру относится данное произведение?

На прошлом уроке мы знакомились с этим жанром

В этой былине о ком поется ?

Из глубины веков дошла до нас былина о Добрыне Никитиче, русском богатыре

А кто такие богатыри и откуда мы про них знаем?
- Богатыри, это герои русских былин, они совершали подвиги и обладали огромной силой. В данной былине используется прием олицетворения. В тексте передается диалог война с матерью.

Обратите внимание на картину В. Васнецова «Богатыри»

Здесь художник изобразил известных богатырей, защитников земли русской.

Былина –(Старина) древний жанр русского песенного фольклора. А что такое фольклор?

У: Фольклор – это устное народное творчество.( сказки, былины, сказания, колыбельные, народные песни)

Колыбельная «У кота воркота» р.н.п. Во поле береза стояла распев

Это примеры народной музыки.

Какую музыку мы можем назвать композиторской?

Песня, которую мы исполним является примером композиторской музыки

Вы уже поняли, что сегодня у нас необычный урок, потому что у нас на уроке гости, давайте поднимем настроение себе и нашим гостям, исполнив песню «Чудо-сказки» .

Дети слушают произведение, отвечают на вопросы.

(Былина)

Дети напевают фрагменты народных песен.

Распевание,

Исполнение фрагментов песен

ответы детей

Исполняют песню «Чудо-сказки»

Познавательные УУД:

- повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные УУД:

- умение строить грамотное, красивое сообщение.

Регулятивные УУД:

- контроль;

- коррекция.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыке;

- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.

3

Актуализация знаний.

Формулирование

темы урока.

Организует актуализацию умений..

- Ребята, итак давайте с вами попробуем определить тему нашего урока.

Опираясь на слова Былина, Богатыри, Русь, Фольклор народная музыка, музыка композиторская.

Кто исполнял Былины?

Кто были эти люди?

- Итак, ребята, вы наверное догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Попробуйте определить тему урока:

«Певцы русской старины»

Сказочные образы русского фольклора находили свое воплощение в музыке опер русских композиторов

Постановка цели урока

Что хотят узнать на уроке?

Чему научатся?

Высказывают свои предположения,

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение темы и целей урока;

Регулятивные УУД:

- планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и размышлять.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыкальным занятиям.

Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организует повторение, имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.

Предлагаю вспомнить выразительные средства музыки

Игра-Угадайка

Учитель дает определение

Таким образом составляем цветик-семицветик

Интонация это выразительность музыки. При характеристики произведений мы будем обращаться к цветику – семицветику.

Определяют особенности народной и композиторской песен.

Дети дают ответ

Познавательные УУД:

- повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные УУД:

- умение строить грамотное, красивое сообщение.

Регулятивные УУД:

- коррекция.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыке;

- формирование умения ориентироваться в особенностях народной и композиторской музыке

Фиксация затруднений в деятельности.

Организовывает деятельность обучающихся по определению понятия «певцы русской старины»; вовлекает учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...)

Композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям, песням.

Откройте, учебник на странице 58 и 59. Прочитайте название этого раздела.

«Певцы русской старины». Мы пока еще не знаем

кого называют певцами русской старины.

Чтобы понять это выражение, как вы думаете, что для этого нам нужно сделать.(прослушать музыку)

Планируют свою деятельность.

Познавательные УУД:

- знакомство с новым музыкальным произведением:

Регулятивные УУД:

- умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

- умение сравнивать, видеть общее и различие;

- умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникатив-ныеУУД:

- умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

- распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

- развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Построение проекта выхода из затруднений.

Организует реализацию построенного плана. Создает условия для активизации мыслительной деятельности.

Организует проблемный диалог.

О каких композиторах пойдет речь?(О М.И. Глинке и Н.А. Римском- Корсакове)

Что мы видим на иллюстрациях к их операм. (гусляров)

Картины В. Васнецова –показ картин

Гусли – это народный или профессиональный инструмент? (народный)

Послушайте как он звучит. (слушание)

В опере, симфоническом оркестре для подражания гуслям используется арфра. Послушайте разницу.(слушание)

М. И. Глинка основоположник русской классической музыки, им написано 2 оперы.

Учитель предлагает детям исполнить хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» патриотическое произведение.

Сейчас мы прослушаем песню баяна из оперы «Руслан и Людмила». (слушание)

А кто такие баяны? (певцы-сказители, которые рассказывали нараспев былины и подыгрывали себе на гуслях). Это были талантливые люди из народа, у которых была очень хорошая память и часто их приглашали на особые торжества.

Песня Баяна повествовательного характера .Тембр голоса ТЕНОР

А так как былины читаются нараспев, то есть поются, соответственно, баяны и называются певцами старины.

Физминутка

Физминутка для глаз

Вернемся к названию раздела «Певцы русской старины».

А вот на следующей странице мы видим персонажа оперы Н.А.Римского-Корсакова – Садко. Н.А.Римского -Корсакова называют сказочником в музыке. Потому-что им написано много музыкальных произведений на сказочные сюжеты.

- Чем был знаменит Садко?

- Почему его приглашали на пиры знатные люди?(потому что он рассказывал интересные истории, истории о подвигах русских людей, о защитниках своей

родины ).

Послушайте песню «Заиграйте мои гусельки»(слушание).

Какого характера песня? Каким тембром обладал певец?

Итак, почему же Баяна и Садко назвали певцами русской старины?

Вывод: «Певцы русской старины». Так называли гусляров —

сказителей былин.

Игра собери картинку

Игра в оркестр

.Исполняют песню «Ах, вы сени мои сени»

Где можно услышать гусли в наши дни?

Музыканты гусляры в наше современное время

Просмотр видеоролика о нашем земляке гусляре

Владимире Белогоре rostov/news/society/4186872 /

Сообщение о гусляре из Пскова – Ольги Алексеевой.

group/o_alekseeva

Слушают фрагменты оперы, анализируют, делают выводы, устно отвечают на вопросы

Используя «Средства музыкальной выразительности»:

Имитация игры на гуслях

Исполнение: хор «Славься»

Выполняют движения под музыку «Танец скоморохов»

Выполняют физминутку для глаз

Дети составляют картинки

музыкальных инструментов

Игра на музыкальных инструментах.

Ответы детей

Опережающее домашнее задание. Выступление ученика

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Коррекция знаний и способов действий.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Тест

#1053;ародные инструменты это:

А) флейта

Б) гусли

В) скрипка

2. Симфонические инструменты это:

А) трещотки

Б) труба

В) балалайка

3. Струнно- щипковый инструмент это:

А) гусли

Б) рожок

В) ложки

  1. 4. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс

  1. 5. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

6. Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

  1. 7. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

  1. 8. Назовите композитора, написавшего оперу «Руслан и Людмила»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

9. Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

Задает вопросы: В каких вопросах возникли проблемы?

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по образцу.

Вывод.

Организует итоговую беседу.

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)

Как вы думаете, как относятся певцы былин к своей родине?

Ребята, а вы любите свою родину?

Я вам предлагаю свою любовь к родине выразить в песне.

«Родные места» муз. Ю. Антонова

(они любят свою Родину, помнят победы своих героев, они благодарны им)

Исполняют песню

Информация о домашнем задании.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

.

1. Выучить новые термины

2. Нарисовать рисунок или афишу к одной из опер.

Учащиеся записывают домашнее задание

Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно

(Регулятивные УУД)

Подведение итогов, рефлексия.

Организует самооценку учебной деятельности.

Ребята ,оценивают .свою работу на уроке.

На нотный стан приклеивают нотки-цветочки.

Исполнение песни «До свидания, музыка»

Дают самооценку своей деятельности на уроке.

.

Уметь соотносить цель и результат .

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД)

БАЯН И ХОР

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой!

ХОР

Послушаем его речей!

Завиден дар певца высокий:

Все тайны неба и людей

провидит взор его далёкий.

БАЯН

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

ХОР

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

Руслана и красу Людмилы,

и Лелем свитый им венец

_______________________.

Слова хора «Славься!»

из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Славься, славься ты, Русь моя!

Славься, ты русская наша земля!

Да будет во веки веков сильна.

Любимая наша родная страна!

Славься, славься из рода в род,

Славься, великий наш русский народ!

Врагов, посягнувших на край родной,

Рази беспощадно могучей рукой.

Слава, слава героям-бойцам,

Родины нашей отважным сынам!

Кто кровь за Отчизну свою прольет,

Того никогда не забудет народ

Родные места

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные-
Свои родные милые места!
А я люблю свои места родные-
Свои родные милые места!

В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее
И разноцветней радуги дуга.

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные-
Свои родные милые места!
А я люблю свои места родные-
Свои родные милые места!

Текст песни «Чудо сказки»

#1053;ам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя.

Они живут повсюду,

И нам они друзья.

Припев.

Чудо - сказки, чудо - сказки,

Нам прожить без них нельзя.

Чудо - сказки, чудо - сказки,

Наши верные друзья.

#1058;ам солнечные краски

И страшный Карабас.

Нам не прожить без сказки,

Ей не прожить без нас.

Припев.

Чудо - сказки, чудо - сказки,

Нам прожить без них нельзя.

Чудо - сказки, чудо - сказки,

Наши верные друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Презентация к уроку "Певцы русской старины"

Презентация к уроку "Певцы русской старины"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока музыки «Мир старинной песни»

Сценарий урока предусматривает применения ЦОР.  Расичтан для учащихся 6 класса...

Технологическая карта урока по теме: «Старинные русские меры»

Технологическая карта урока по теме "Старинные русские меры" разработана  для обеспечения эффективного и качественного преподавания математики. Технологическая карта урока обеспечивает ...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...