Методическая разработка урока "Музыкальные инструменты"
учебно-методический материал по музыке

Методическая разработка урока для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_instr.docx24.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по музыке

1 класс

Тема: «Музыкальные инструменты»

Цели и задачи урока:

- формирование умения определять на слух звучание инструментов (фортепиано, клавесин, гитара);

 - формирование знаний о возникновении музыкальных инструментов;

 - формирование слухового восприятия;

-формирование эмоционально отклика на прослушиваемую музыку;

-воспитание духовных и нравственных принципов через любовь к музыке.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображение музыкальных инструментов, изучаемых на уроке.

   Ход урока:

  1. Организационный момент (готовность к уроку)
  2. Вступительная беседа.

   Учитель предлагает детям отгадать загадку о музыкальных инструментах.

Инструменты в руки взяли,

Дружно громко заиграли,

Нам играть не надоест,

Что создали мы? ... 

               (Оркестр)

На доске появляется тема урока « Музыкальные инструменты».

Учитель:

 - Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о разных музыкальных инструментах.

Детям очень интересно будет послушать рассказ о том как появились самые первые музыкальные инструменты.

- Когда-то давно дикарь от возгласов, выражавших разные настроения, постепенно переходил к песне; как потом эту песню захотелось сопровождать какими-то звуками, как он под неё плясал, притопывал в такт, хлопая в ладоши, а чтобы ещё полнее выходило, придумывал какие-то колотушки, а затем и барабан (ударные инструменты); как где-нибудь в лесу дикарь, срезав тростник, дунув в него, заметил, что он свистит, а просверлив в своей свистульки дырочки, он заметил, что она свистит на разные лады; ему захотелось делать всё новые и новые дудочки; он другой, третий – поколение за поколением начали изготавливать музыкальные трубы: флейты, валторны и другие духовые инструменты, из которых составляют целые духовые оркестры. Заметив звук ослабевающего конского волоса, пробовал он щипнуть его (щипковые инструменты), и как от этого получился звук; тогда он стал натягивать на дощечку волос, как теперь струны, и заметил, что они по-разному звучат – в зависимости от того, какой длины и толщины; постепенно люди стали лучше делать эти струнные инструменты, сначала щипковые (гитара, балалайка и др.), и как постепенно додумались до того, что красивее выходит и более похоже на звук человеческого голоса, если по таким натянутым струнам чем-нибудь провести, откуда и произошёл смычок. Ну а далее человек изобрёл более сложный инструмент, который имел клавиши.

Послушайте звучание клавишного инструмента.

  1. Слушание

Звучит Л.К. Дакен «Кукушка»

- Учитель : Как называется инструмент, на котором исполняется это произведение?

- Учащиеся: фортепиано

- Учитель : Как называется произведение. Кто его автор?

- Учащиеся: Л.К. Дакен «Кукушка»

-Учитель: Почему инструмент так называется?  

- Учащиеся: В итальянском языке есть два слова форте и пиано громко и тихо.  

-Учитель: Инструмент появился в 18 веке. Относится к разряду молоточковых инструментов, так как звук извлекается ударом молоточка о струны.

 Загрустило пианино
Школьное, старинное,
Что давно не видно Инны
С Катей и Кариною.
 
Не слыхать вокруг Ахмета,
Леры, с Вероникою –
Все разъехались на лето,
Вышли на каникулы.
 
Не шумят Синицын Вася
И Витёк Анисимов.
Безо всех так тихо в классе!
Просто пианиссимо…

Автор Галина Дядина

Учитель: Как называется следующее произведение, какой инструмент его исполняет, кто автор произведения.

 Слушание

А сейчас мы послушаем голос инструмента, который вы вряд ли знаете. Попробуйте только угадать к группе каких инструментов он относится (струнные, духовые или клавишные).

Звучит И.Г. Конради «Менуэт»

Это старинный щипковый струнный музыкальный инструмент  с ладами на грифе и овальным корпусом. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов — лютье от фр. luthier. Слово «лютня» предположительно, происходит от араб. «древесина». Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Греции, Рима, Болгарии, Китая. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии.

Стихотворение о лютне

Имел я лютню в юных днях.

На золотых ее струнах

Бряцал я радость, упованье,

Бряцал любовь, очарованье,

Бряцал веселье и печаль.

Моей мне часто лютни жаль:

Теперь, в минуты вдохновенья,

В часы душевного томленья

Еще бы побряцал на ней

Я песнь моих счастливых дней,

Еще бы радость раздавалась,

Когда б цела она осталась!

Но время грузною рукой

Струну порвало за струной,

И каждая души утрата:

Обман надежд, кончина брата,

И смерть отца, и смерть детей —

На лютне врезались моей.

Одну струну, струну печали,

Судьбы порывы не порвали.

На ней бряцать мне суждено,

И я пою всегда одно:

Минувших дней воспоминанье

И лучшей жизни упованье.

И.П. Мятлев

-Учитель:  Назовите, пожалуйста, следующее произведение, какой инструмент его исполняет?

Слушание

Звучит Ж.Ф. Рамо «Тамбурин»

-Учащиеся: Звучание этого  инструмента напоминает звуки фортепиано.

Учитель: Клавесин появился в 15 веке. Это прародитель фортепиано. Вместо молоточка к струне крепилось перышко. Перышко при нажатии клавиши цеплялось за струну, издавался звук. Это струнный инструмент. Звук клавесина мягкий, негромкий, сказочный (струны защипываются специальным приспособлением из пера или кожи; на рояле по струнам ударяет молоточек, поэтому звук этого инструмента более насыщенный, глубокий с возможностями к затиханию и усилению силы звучности). (Можно сравнить со звучанием пьесы «Тамбурин» на фортепиано, можно имитировать звучание клавесина – подложить под струны фортепиано тонкую пергаментную бумагу). Клавесин был дорогим инструментом, корпус его украшался богатой инкрустацией, рисунками на дереве, изящными узорами. Поэтому голос этого инструмента звучал во дворцах, домах придворных, сопровождая балы и увеселения.

Так же, как и внешний вид клавесина изобиловал причудливыми украшениями, так и мелодии пьес для клавесина, словно тонким кружевом оплетались изощренными узорами, украшениями.

Стихотворение о клавесине

  Чудесен голос клавесина,
Как башмачок из хрусталя,
Что потерялся ночью синей
На торжестве у короля.
 
В нем прелесть сказочного бала,
Старинных танцев дивный звук.
Как жаль, что это все пропало
По волшебству чьему-то вдруг.
 
Уже давно пером гусиным
Никто не пишет новых пьес
Для бальных танцев с клавесином,
К несчастью принцев и принцесс.

Автор Галина Дядина

Слушание

Звучит « Романс» Автор неизвестен.

-Учитель:  Назовите, пожалуйста, следующее произведение, какой инструмент его исполняет, кто автор произведения.

-Учащиеся: « Романс» инструмент гитара.

-Учитель: Где и когда появилась гитара?

-Учащиеся: История происхождения современной гитары, которую мы видим сейчас, восходит к глубокой древности. Ее прародителями считаются инструменты, распространенные в странах  Востока несколько тысячелетий назад. Одними из представителей которых являются египетская кифара, лютня. Слово  «гитара» произошло от слияния двух слов: древних слов «сангита», что в переводе означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна». До XVI века гитара была четырех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором-костяной пластинкой (некое подобие медиатору).
И лишь в XVII веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая приняла название "испанская гитара". Появление шестиструнной гитары зафиксировано во второй половине XVIII века, возможно тоже в Испании.  В таком виде гитара предстает перед нами сейчас.

Стихи о гитаре


ГИТАРА
Порой гитара пахнет лаком
И струн упругих новизной,
Но всех приятнее однако
Мне аромат совсем иной –

Тот, что живет в гитаре старой,
Пропахшей хвоей и листвой,
Когда витает над гитарой
Дымок походный, костровой,

Когда она в себя впитала
Туман извилистой реки
И потому звучнее стала,
Годам прошедшим вопреки.

Автор Галина Дядина

6. Творческое задание «Отгадай инструмент»

А сейчас поиграем – разгадаем  загадки о инструментах:

Шестиструнку -чужестранку
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любит бард, солдат, студент
И заслуженный артист,
И загруженный турист.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.

 (Гитара)

Ох, на нём не сосчитать

Черно-белых клавиш!

А научишься играть -

Ты себя прославишь.

Отнесись к нему серьезно -

Скоро станешь виртуозом.

(Пианино, рояль, фортепиано)

Появилась я давно

Корпус как у черепашки панцирь

Много струн на грифе

А перевожусь, как древесина.

Прародитель фортепиано

Имеет две клавиатуры

Внутри перышко живет и звук издает.

(Клавесин)

8. Итог урока.

Повторение и закрепление пройденного материала.

9. Рефлексия

10. Домашнее задание.

Нарисовать понравившийся музыкальный инструмент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в первом классе: "Музыкальные инструменты"

Познакомить детей с музыкальными духовыми инструментами....

Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

Методическая разработка "Инструменты и приспособления для кирпичной кладки"

Данную электронную презентацию можно использовать на уроках при знакомстве учащихся с инструментами и приспособлениями для кирпичной кладки....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка "Музыкальные инструменты народов мира" с интерактивными играми на сервере LearningApps.

Методическая разработка "Музыкальные инструменты  народов мира" с интерактивными играми на сервере LearningApps.Видеоуроки:Английский видео-словарь. Музыкальные инструменты на английско...