Мои уроки
план-конспект урока (8 класс)

Методическая разработка урока

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7 классе

Тема урока:  «Д. Д. Шостакович. Симфония №7 («Ленинградская»)».

        Цель: раскрыть особенности драматургии I части Седьмой симфонии

 Д. Д. Шостаковича, её значение в истории нашей страны.

        Задачи:

- продолжить знакомство с шедеврами симфонической музыки;

- закрепить понятие формы сонатного allegro;

- раскрыть  способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрастном сопоставлении отдельных тем симфонии;

- способствовать развитию интереса к музыкальной культуре через произведения, посвященные важным  событиям истории России;

- стимулировать развитие творческого отношения детей к исполнительской деятельности.

        Тип урока: комбинированный

        Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, портрет композитора, фото-материалы «Блокадный Ленинград», рабочий лист.

        Музыкальный материал:  Д. Д. Шостакович. Симфония №7 («Ленинградская»); Я. И. Дубравин «Медаль за оборону Ленинграда», документальный ролик.

Организационная структура занятия

I. Эмоциональный  настрой учащихся                                                

Учитель:  Пусть это занятие принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами и погружения в мир музыкальных образов.

II. Введение в тему урока.   

    При изучении темы учащимся предлагается разбиться на пары (рабочий лист раздать заранее).

        Актуализация знаний

1. Музыкальная разминка

 Расшифруйте слова, имеющие отношения к музыке.

С

И

А

 

О

Н

Т

 

С

М

Н

О

Т

Ю

А

А

С

Ф

И

И

Я

________________        _______________________        ________________________

- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к такому музыкальному жанру, как симфония.                         

  2.Задание 1. Прочитайте текст. Графически соотнесите информацию (рабочий лист)

- Симфония  (греч. - созвучие) -  циклическое инструментальное произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из 4 - х частей.

        Первая часть обычно написана в форме сонатного аллегро и  основана на драматических, конфликтных образах.

         Вторая часть (медленная) обычно лирико-созерцательного плана.

         Третья часть  менуэт (позже скерцо), может меняться местами со второй частью, основана на танцевальных образах, образах движения.

        Четвертая часть (финал) возвращает характер музыки первой части.

Промежуточный вывод.

  -Кто  может рассказать об основных особенностях этого жанра инструментальной музыки?

        Слушание песни Музыка Александра Александрова  на слова Василия Лебедева-Кумача «Священная война»                                                  Трек 1

- Ребята, вы наверняка узнали, звучавшую сейчас песню? Как она называется?

 Прозвучала песня «Священная война». 

-В какое время была написана эта песня?

- В годы войны.

- «Священная война» была написана 25, а исполнена 26 июня 1941 года. На третий день войны. 

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

-Наверное, мы будем говорить о музыке во время Великой Отечественной войны, о военной песне. 

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о Великой Отечественной войне? 

-Героизм народа, трудности, смерть, голод, русский дух, тяжесть, слёзы, народная, священная, захватническая, мировая, атаки, бомбёжка, катюши, окопы, танки, самолёты, похоронка, победа. 

-А что вы знаете о блокаде Ленинграда? 

-В блокадном Ленинграде была очень трудная жизнь: люди умирали с голоду, перестал работать водопровод, в домах погас свет, зимой появилась «дорога жизни», по которой доставлялось продовольствие. 
-Как вы думаете, звучала музыка на войне? Может быть верно, утверждение «Когда пушки говорят, музы - молчат»? 

-Музыка звучала на войне, тому подтверждение – множество песен, рождённых в те годы. Например, «В землянке», «Тёмная ночь», «Вечер на рейде», «Вася-василёк», «Враги сожгли родную хату», «Давай закурим», «Жди меня».

        Цитата урока (на школьной доске)

 «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом,  
моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию» 

 (Д. Шостакович, композитор)

-Я предлагаю вам посовещаться и сформулировать тему  урока.

-Что вы знаете по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, предположения).

- Что вы хотите узнать?

-На нашем уроке мы поговорим с вами об особенностях симфонической драматургии на примере Седьмой симфонии   Д. Д. Шостаковича. Симфонии, которая рождалась и звучала в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде и восхитила весь мир примером мужества, героизма и жизненной стойкости наших соотечественников, стала символом веры в грядущую Победу.

III. Изучение нового материала              (фото композитора на доске)

 (рабочий лист)

1. «Историческая справка об авторе»

        Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант XX века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия тоталитарной эпохи, в которой он жил и творил в самых разных  жанрах музыки.

        Дмитрий Шостакович, молодой профессор Ленинградской консерватории, возглавлял экзаменационную комиссию на фортепианном факультете. Им написаны 3 оперы,3 балета,15 симфоний, инструментальная и вокальная музыка, музыка к кинофильмам и спектаклям.

5 июля 1941 г. газета «Ленинградская правда» напечатала признание Шостаковича: «Я вступил добровольцем в ряды народного ополчения. До этих дней я знал лишь мирный труд, а ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации – однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна, но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь».

- Что вы узнали о композиторе?

2. Время создания симфонии                                (презентация)

        -В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Шостакович начал работу над своей Симфонией №7.

        -Лев Болеславский писал в своей поэме «Шостакович»

Дежурить шёл, надев комбинезон
И то и дело каску поправляя.
С консерваторской крыши видел он
Весь Ленинград, до заводских окраин.
Затишье страшно стиснуло виски,
Достал, спеша, огрызок карандашный
И чистые эскизные листки
И - на бумагу замысел вчерашний.
На этот, в нотных контурах листок,
Как будто знак иного звукоряда,
Внезапно пепел неостывший лёг
Сгоревшего Бадаевского склада.
Такое чувство брезжило в душе,
Как будто в самом воздухе Седьмая
Жила неслышно до него уже,
А он лишь ловит звуки, ей внимая.

        Задание группам (рабочий лист)

- Соотнесите дату и событие.

Учитель: Стихотворение Николая Савкова, участника тех событий.

И не знали они,
что когда в знак начала
Дирижёрская палочка поднялась -
Над краем передним
как гром, величаво
Другая симфония раздалась:
Симфония
наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу
бить не стал,
Чтоб город
Седьмую симфонию слушал!
И в зале – шквал,
и на фронте – шквал…

-Идею борьбы и торжества Человека по – разному  раскрывают 4 части симфонии.

        Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами.

        Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.

        Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается  «эпизод нашествия»  - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

        Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Характер темы острогротесковый, нарочито примитивный, назойливый. Эпизод нашествия построен в форме вариации. Маршевая тема звучит 12 раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций).

        Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.

        Вторая часть - выдержанное в мягких тонах. Многие критики в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.

        Третья часть - его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок, реакция на трагические события первой части.

        Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы. Это образ борьбы, народного гнева. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.  

        3. Прослушивание симфонии запись об услышанном (рабочий лист)

-Когда смолк последний аккорд, в зале наступила тишина. И в этой тишине подбежала к эстраде совсем ещё молодая девушка с огромным букетом цветов. Это была художница Любовь Вадимовна Жакова, которая позже вспоминала: «Музыка – это жизнь, раз была музыка – мы чувствовали: несмотря ни на что, жизнь есть».

Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича часто называют «хроникой», «документом», «Симфонией всепобеждающего мужества», «Симфонией гнева и борьбы».

IV. Обобщение изученного материала

        -Мы восхищаемся и гордимся мужеством и стойкостью людей, пережившим суровые  годы войны, чей подвиг нашел отражение во многих музыкальных произведениях тех лет.

  Но и  в наши дни  композиторы  обращаются к теме Великой Отечественной войны.

        Сегодня на уроке мы познакомимся с  песней современного петербургского композитора Якова  Исааковича Дубравина  на слова поэта Вольта Николаевича Суслова, который сам воевал в годы Войны на Ленинградском фронте. Песня «Медаль за оборону Ленинграда».

          Медаль «За оборону Ленинграда» Была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. Автор проекта медали — художник Н. И. Москалёв.          Этой медалью награждались все участники обороны Ленинграда. Песня прозвучит в исполнении Эдуарда Хиля.  

Учащиеся просматривают видеозапись песни Я. Дубравина  на слова поэта В. Суслова «Медаль за оборону Ленинграда»

 «Ваши впечатления от услышанного» (учащиеся отвечают на вопросы)

-Какие чувства у вас вызвала эта песня?

-Какое впечатление она на Вас произвела?

-Какое настроение передает композитор?

-Как средства музыкальной выразительности помогают раскрыть образ этой песни?

 V. Итог занятия                                                                                                            

-Как вы думаете, музыка о войне необходима всем  нам сейчас?

- Чтобы помнить и не забывать о том, какой огромною ценой  завоевано счастье жить в мире без войн и потрясений.

-Симфония приобрела совершенно современное звучание и смысл, ведь  Шостакович в своих сочинениях  говорит о всеобщем Зле, под какой бы маской  оно не скрывалось. 

-  Предлагаю вам поработать в парах, выразить своё отношение к Седьмой симфонии Шостаковича в синквейне «Шостакович. Симфония №7»

 (рабочий лист)

Например:

-серьёзная, героическая

-рассказывает, тревожит, волнует

-рисует картину блокады города

-Ленинградская 

VI.Рефлексия

- Ребята, я предлагаю вам выразить своё отношение к сегодняшнему уроку и оценить свою работу.

        В первой колонке вы оцениваете, как прошёл урок (интересно, скучно, безразлично), во второй колонке вы оцениваете свою работу на уроке, а в третьей колонке оцениваете итог урока.

1. Интересно

Скучно

Безразлично

2. Работал

Помогал другим

Отдыхал

3. Понял материал

Узнал больше, чем знал

Не понял материал

VII. Домашнее задание

- Если у кого - либо из Вас появилось желание выразить свои чувства, эмоции и переживания  от увиденного и услышанного на уроке, то, пожалуйста, это можно сделать, по вашему выбору, через сочинение, стихотворение, или рисунок.

Учитель: Я говорю за всех, кто здесь погиб.   
В моих строках глухие их шаги,   
Их вечное и жаркое дыханье.   
Я говорю за всех, кто здесь живет,   
Кто проходил огонь, и смерть, и лед.   
Я говорю, как плоть твоя, народ,   
По праву разделенного страданья... 

 (Ольга Берггольц, ленинградская поэтесса)

Список литературы

1. Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи. Воспоминания. – М.: Музыка, 1978. - 144 с.

2. Хентова С.М. Шостакович в Петрограде - Ленинграде. - 2-е изд. - Л.: Лениздат, 1981. - 304 с.

Интернет-ресурсы:

1.https://wwv.zvuch.com/tracks/%D1%88%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F-7-%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

2.https://www.youtube.com/playlist?list=PLcO9MTS08VrpCeM7YRBgVMcoEmvWk6vYw

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочий лист, группа ____

1.Музыкальная разминка

1. Расшифруйте слова, имеющие отношения к музыке.

С

И

А

 

О

Н

Т

 

С

М

Н

О

Т

Ю

А

А

С

Ф

И

И

Я

________________        ________________               _______________________________

2. Информационный блок.

 Задание.  Прочитайте текст. Графически соотнесите информацию

- Симфония  (греч. - созвучие) -  циклическое инструментальное произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из 4 - х частей.

Первая часть обычно написана в форме сонатного аллегро и  основана на драматических, конфликтных образах.

 Вторая часть (медленная) обычно лирико-созерцательного плана.

 Третья часть  менуэт (позже скерцо), может меняться местами со второй частью, основана на танцевальных образах, образах движения.

Четвертая часть (финал) возвращает характер музыки первой части.

3. Прослушивание симфонии - охарактеризовать музыкальные образы

«Мои замечания об услышанном»

4. Синквейн 

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, 
которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти 
нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, определяющих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл, идея.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1.«Шостакович. Симфония №7»

Спасибо за работу!

Приложение   2

Задание 2. «Историческая справка об авторе»

        Дмитрий Дмитриевич Шостакович - величайший музыкант XX века. Никто в современном искусстве несравним с ним по остроте восприятия тоталитарной эпохи, в которой он жил и творил в самых разных  жанрах музыки.

        Дмитрий Шостакович, молодой профессор Ленинградской консерватории, возглавлял экзаменационную комиссию на фортепианном факультете. Им написаны 3 оперы,3 балета,15 симфоний, инструментальная и вокальная музыка, музыка к кинофильмам и спектаклям.

5 июля 1941 г. газета «Ленинградская правда» напечатала признание Шостаковича: «Я вступил добровольцем в ряды народного ополчения. До этих дней я знал лишь мирный труд, а ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации – однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна, но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь».

«Музыка противостояния злу»

Дмитрий Шостакович начал писать Седьмую симфонию еще до войны. Он хотел написать « музыку о терроре, рабстве, несвободе духа».

 На крыше консерватории, во время дежурств, Шостакович продолжал писать свою Седьмую симфонию, позже названную Ленинградской. Эмоции, чувства, накопленные им за первые недели войны, мощно выплескивались в форме нотных строк.

На эскизных записях партитуры можно заметить обведенные кружочками немузыкальные знаки «в.т.» – воздушная тревога. Так Дмитрий Шостакович фиксировал перерывы в работе над симфонией во время воздушных налетов.

29 августа 1941 года  композитор закончил первую часть.

Всего двенадцать дней ушли у композитора на черновой вариант третьей части симфонии: когда мог, писал до тридцати страниц партитуры в день. Бомбежки и обстрелы не прекращались. Силы убывали от недоедания, но ничто не ослабляло рабочий ритм. Симфония сложилась полностью: композитор знал и чувствовал, что она удалась. Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию».

Поставив 27 декабря 1941 года последнюю точку на партитуре симфонии, Шостакович думал о возможно скорейшем ее исполнении.

Премьера состоялась 5 марта 1942 года в зале куйбышевского Дворца культуры и транслировалась по радио на всю страну. Играли музыканты сводного оркестра Большого театра

29 марта 1942 года состоялась московская премьера Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.

Симфония молниеносно получила всемирное признание. 1 июня самолет с микрофильмом партитуры сел в Нью-Йорке. 22 июня, в годовщину войны, она прозвучала в Лондоне. Только на американском континенте за сезон 1942-43 года симфония была исполнена 62 раза.

9 августа 1942 года. В этот день в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.  

Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича аплодировал весь мир – она стала символом, знаменем мужества и борьбы с фашизмом. Но ее главная премьера была еще впереди.…

Трансляцию московской премьеры Седьмой симфонии слушали в блокадном Ленинграде.

Концерт из Ленинграда транслировался по радио на всю страну. Из-за железного кольца фашистской блокады измученные, но несломленные люди с помощью прекрасной музыки сообщали о том, что город жив, и готов выстоять еще многие беды.

 Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. Это стало возможным благодаря операции «Шквал», которую артиллеристы ещё называли – «Артиллерийская симфония». В течение всего дня артиллерия вёла ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы.

-Задание.  Прочитайте текст. Соотнесите дату и событие.

29 августа 1941 года  -

27 декабря 1941 года-

5 марта 1942 года-

29 марта 1942 года-

9 августа 1942 года


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) Симфония № 7 («Ленинградская»)

Слайд 2

«Я буду работать, не покладая рук в области музыки, которой я отдам всю свою жизнь» Д. Шостакович За работой над Седьмой симфонией.1941 г.

Слайд 3

Слайд 5

Дежурить шел, надев комбинезон И то и дело каску поправляя. С консерваторской крыши видел он Весь Ленинград, до заводских окраин. Затишье страшно стиснуло виски, Достал, спеша, огрызок карандашный И чистые эскизные листки И - на бумагу замысел вчерашний. На этот, в нотных контурах листок, Как будто знак иного звукоряда, Внезапно пепел неостывший лег Сгоревшего Бадаевского склада. Такое чувство брезжило в душе, Как будто в самом воздухе Седьмая Жила неслышно до него уже, А он лишь ловит звуки, ей внимая. Лев Болеславский поэма «Шостакович»

Слайд 6

«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение «Седьмой симфонией».

Слайд 7

« «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию»

Слайд 8

Первое исполнение Ленинградской 1942г. 1-е исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в Куйбышеве .

Слайд 9

Мемориальная доска в честь Д. Шостаковича в Самаре

Слайд 10

Первое исполнение 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича в Москве в Колонном зале

Слайд 11

К. И. Элиасберг

Слайд 12

Билеты на седьмую симфонию Шостаковича, 1942, Фото В.Рудного

Слайд 13

« Пушки говорили, но музы не молчали » Н. Савков И не знали они, что когда в знак начала Дирижерская палочка поднялась – Над краем передним, как гром, величаво Другая симфония раздалась: Симфония наших гвардейских пушек, Чтоб враг по городу бить не стал Чтоб город Седьмую симфонию слушал. …И в зале – шквал, и на фронте – шквал...

Слайд 14

Д.Д. Шостакович. C имфония №7 I часть Экспозиция главная партия побочная партия Разработка эпизод нашествия тема сопротивления Реприза реквием павшим героям Кода тема мечты о мире



Предварительный просмотр:

 «Православная культура» (ОДНКНР),

 5 класс

Тема: «Святые воины. Георгий Победоносец»

Форма проведения: учебный курс

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации презентации;

альбом, цветные карандаши, фломастеры.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые (эвристические), словесные, наглядные, практические.

Цель: дать знания о подвиге, его понимании христианами на примерах жизни святых воинов; познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами).

Задачи: 

1. Получить новые знания об истории Святого воина Георгия Победоносца – покровителя  русского воинства.

2. Раскрыть образ Святого воина  в изобразительном и храмовом искусстве.

3. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные понятия: «духовная красота», «духовный подвиг», «ратный подвиг».

Предметные результаты:

-узнать историю Святого воина Георгия Победоносца;

- раскрыть понятия «духовная красота», «духовный подвиг», «ратный подвиг».

Метапредметные результаты:

Познавательные

- общеучебные расширить представления о Святых воинах, познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами);

- предметные – через предметную область «Искусство» раскрыть образ Святого воина.

        Регулятивные

-планирование - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.        

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

        Личностные

-самоопределение воспитывать духовное возрастание человека через доступную ценность – героизм.

Ход занятия

I. Психологический настрой учащихся                                                

Здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. 

II. Актуализация знаний

Учитель:

Мы с  вами, ребята, уже бывали в храме Божием и видели там множество икон: изображений Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих. На наше сегодняшнее занятие мы принесли икону одного из самых почитаемых святых Православной Церкви. Чаще всего изображают этого святого в воинском снаряжении, верхом на белом коне, с копьем, убивающим дракона.

Верхом на коне,

                 под копытом – дракон,

Копье вонзается в пасть!

                 на помощь спешит

Согрешающим он

И тем, кто в грех

                 может впасть!

- Может быть, кто-то из вас знает имя этого святого воина?

Прием  «Знаю-Хочу-Умею» (дети заполняют)

З

Х

У

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

что мы узнали, и что нам осталось узнать

Учитель. Сегодня мы познакомимся со святым мучеником Георгием Победоносцем.                                                                                                  (слайд 1-2)

                                                                                                                 

III. Изучение нового материала

Учитель: знаете ли вы, почему на гербе столицы России – города Москвы изображен этот святой?  

Чтение учащимися текста

Ученик: Святой Георгий Победоносец глубоко почитался в русском народе. Он считается покровителем русского воинства и даже имеет русское имя и прозвище – Егорий Храбрый. На гербе столицы изображен один из подвигов святого: Георгий Победоносец на белом коне с копьем в руках поражает змия. Имя Георгий означает «земледелец». Он посеял в душах людей семена христианской веры, которые дают добрые всходы и тысячи лет спустя. Святой великомученик Георгий Победоносец почитается помощником и покровителем земледельцев в полевых работах.

(слайд 3-2)

Учитель: Давайте вспомним жизнь Георгия и чудеса, творимые этим святым.

Ученик: Георгий родился в Малой Азии близ города Анталии. В знатной семье, исповедовавшей христианство. Родители мальчика воспитывали его в христианской вере. После смерти мужа мать Георгия переехала с сыном на свою родину, в Палестину, входившую в те времена в Римскую империю. Вдова поселилась в богатейшем имении недалеко от города Лиды. Георгий в юном возрасте отличался мужеством, силой, храбростью и уже в юности поступил на воинскую службу. Во время войны с персами Георгий проявил необыкновенную отвагу и получил высокое воинское звание.

Ученик: В те времена Римской империей правил император Диоклетиан, известный своими жестокими гонениями на христиан. По его приказу до основания разрушали христианские храмы и сжигали священные книги. Христиан бросали в темницы, подвергали пыткам и предавали смерти. Согласно Житиям святых, Георгий храбро служил в армии Диоклетиана, где за воинскую доблесть получил крупный воинский чин. На военном совете у императора, где обсуждались очередные гонения на христиан, Георгий, христианин, открыто выступил в защиту веры Христовой.

В Римском Сенате (сценка)

Диоклетиан: Меня все больше беспокоит,

                      Что победить не можем христиан!

                      Собраться на Совет серьезный стоит

                      И обсудить, что нужно делать нам,

                      Чтоб помешать распространению

                      Такого вредного ученья.

Сенатор:       Отвага их и стойкость беспримерны!

                      Им не страшны ни пытки, ни гоненья,

                      Дороже жизни заповеди веры,

                      За них они готовы на мученья!

Диоклетиан: Должны мы непокорность погубить,

                      Чтоб память о христианстве истребить!

                      Я прикажу их мучить, резать, сечь,

                      Топить в пучине, на кострах их жечь.

                      Я прикажу им очи вырывать.

                      И голодом, жаждою терзать.

                      Я брошу их голодным диким львам,

                      Я истреблю навек всех христиан!

Георгий:      Напрасно ты берешь на душу грех –

                      Ты истребить христиан не сможешь всех!

                      За что не любишь ты учение Христа?

                      В нем милосердие, любовь и чистота!

                      Оно способно изменить людей,

                      Очистить их от пагубных страстей.

                      Христианство – светлое и чистое ученье,

                      И человечество оно ведет к спасенью.

Диоклетиан: Тебя, Георгий, знаю: ты Храбрец!

                      В бою ты вел себя как удалец.

                      Но почему ты защищаешь христиан?

                      Что к дерзкой речи сердце побудило?

Георгий:      Тебе, правитель, свой ответ я дам:

                      Лишь истины Божественная сила!

                      Что истина?

                       Есть истина одна – Иисус, гонимый всеми!

        Ученик: Святой Георгий сложил с себя воинский сан, и вскоре по приказу императора его арестовали и подвергли пыткам. Его привязали к вращающемуся колесу с острыми ножами, бросали в яму с негашеной известью, но Георгий оставался невредим. Диоклетиан не мог понять, откуда у Георгия такая сила. Он приказал надеть на святого раскаленные железные сапоги с вбитыми в подошву гвоздями. Мученик произнес: «Иди, Георгий, к венцу нетленному». И пошел.

Ученик: Утром, когда юношу привели на допрос. Он шел не хромая. Даже яд, который его заставили выпить. Не мог причинить святому никакого вреда. Тогда император решил, что Георгий колдун. Но святой привел слова Иисуса Христа: «Верующий в Меня, дела, которые я творю, сотворит»

- Какие же дела ты можешь сотворить? – спросил его Диоклетиан.

- Исцелять больных, возвращать зрение слепым, слух – глухим.

        Тогда Диоклетиан пообещал ему, что если Георгий воскресит мертвого, то император уверует в Христа. Святой Георгий воззвал к Христу – ударил гром, и мертвый восстал из гроба. Но коварный император не исполнил своего обещания, а рассвирепел. Приказал казнить Святого Георгия.

(слайд 4-6)

 Обсуждение прочитанного текста

Учитель:

– За что Георгия избрали военачальником?

– Что велел ему сделать император?

– Что произошло с Георгием перед казнью?

        Ученик: Немало чудес сотворил святой Георгий после своей мученической смерти. Одна из самых известных – победа над змием, пожирающим людей, и спасение невинной девушки.

Святой Георгий на коне,

На белоснежном скакуне,

Ударом мощного копья

Разящий дьявольского змея.

И под копытами коня

Тускнеет змея чешуя,

      И пламень глаз его бледнеет.

Святой Георгий! Отрази

Врагов бессовестных и лживых,

Отбрось копьем их от Руси,

Чтоб наши дети были живы!

        Ученик: Более тысячи лет тому назад святой Георгий великомученик явился людям на Российской земле, недалеко от места, где сейчас расположен город Севастополь. Он спас тонущих в море рыбаков, и в память о нем и об этом чуде у мыса Фиолент был основан монастырь, существующий и поныне.

(слайд 7)

Рыбацкую шхуну буря трепала,

Бросала на камни, волной накрывала.

Казалось, осталось мгновенье одно –

И шхуна уйдет с рыбаками на дно.

Но кто-то взмолился: «Георгий святой!

Спаси и помилуй от смерти такой,

Скорбящие души ты пожалей

Чтоб снова увидеть нам жен и детей!

И вот на высокой отвесной скале

Явился Георгий на белом коне,

И стала жестокая буря стихать,

Опять заблистала бескрайняя гладь.

На память об этом чудесном спасенье

На скалах воздвигли святой монастырь,

Там свечи мерцают, там слышится пенье

И видно из окон бездонную ширь.

Сияет и ныне святая обитель,

Возносится к небу сверкающий крест,

Впервые Георгий – отважный воитель –

Явился в России воочию здесь!

Учитель:

Мы сегодня много собрали для себя добродетельных качеств, благодаря тому, что узнали о добрых делах Святого Георгия. О помощи Святого люди рассказывают многие годы.

        Святой Георгий почитается на Руси как покровитель русского воинства. Его изображали на княжеских печатях и монетах.

(слайд 8)

        С 19 века изображение святого Георгия на белом коне стало гербом Москвы, а позже появилось на государственном гербе Российской империи. На современном гербе изображен молодой всадник, пронзающий копьем змия, а не христианский святой – с нимбом, в сияющих одеждах и на белом коне.

(слайд 9-10)

                В 1731 году при царице Анне Иоанновне была установлена воинская награда в честь святого – крест Георгия Победоносца. Во время войны в армии служились молебны пред иконами святого о даровании победы. Иконки святого Георгия распространялись среди солдат для поддержания духа в борьбе «за веру, царя и отечество». Отличившимся рядовым раздавали георгиевские кресты. Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. Имена и фамилии Георгиевских кавалеров увековечены занесением их на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Россия помнит своих героев по именам, хранит о них память веками.  

(слайд 11-15)

Чтобы стать героем

Надо быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.  (С. Михалков)

-Какие качества человека названы в стихотворении?

-Какие ещё добродетели должен он приобрести, чтобы стать героем в христианском понимании?

Учитель: 6 мая - Русская Православная Церковь совершает память святого великомученика Георгия, покровителю Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства и столицы России – Москвы.

Мы празднуем 9 мая Победу, а война закончилась раньше, 6 мая, на Георгия Победоносца. Господь избрал командующего армией - победительницей маршала Георгия Константиновича Жукова. Но Георгий Жуков отличался тем, что он имел глубокое религиозное чувство, был благоговейным человеком и всю войну провоевал с иконой – благословением от матери, и Господь избрал его из множества. И то, что время нашей победы в Великой Отечественной войне пришлось на майские дни памяти св. Георгия Победоносца, а командующий – победитель, маршал Жуков, носил имя, полученное им во Святом крещении - Георгий, говорит о Промысле Божьем. За победу заплачена цена большой крови миллионов советских людей, но свершилась она явно с помощью Божьей.

В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки.

(слайд 16-17)

В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим символом. В преддверии праздника День Победы, люди повязывают "георгиевку" на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы.

(слайд 18-19)

IV.Творческо-практическая деятельность 

Обучающиеся выполняют творческую работу «Георгиевская ленточка»

V. Заочная экскурсия (приложение и презентация)                                                                                      

- Галерея. Великомученик Георгий Победоносец.

- По святым местам. Храмы.

VI. Итог занятия:  прием «З-У-Х»

Учитель:

-Что же почитали христиане в Святом воине? (ответы детей)

Красоту души человека, проявляющего мужество в противостоянии злу.

Знание о воинских доспехах христиан: броня – любовь к Богу и вера, шлем – надежда на спасение, щит – сила Божия.

VII.  Рефлексия                                                                            (слайд 27)

Самым интересным было…

Мне понравилось…

Сегодня я узнал (а)…

Я научился…

Я был бы рад…

Учитель

«Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих», так говорит нам заповедь Евангелия, которую старались соблюдать православные воины.

- Спасибо всем, вы молодцы!!!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Галерея. Великомученик Георгий Победоносец

Иконы

Уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик  с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный. Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей, иногда с венцом на голове.

С VI века Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками — Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.  

Редко встречающийся иконографический извод — Георгий-воин, восседающий на троне, — возник не позже конца XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой придерживает ножны. В монументальной росписи святые воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.

(Слайд 20)

Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.                      

Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора г. Дмитрова. Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах — эпизоды мученических страданий святого.

(Слайд 21)

Картины

К образу великомученика Георгия неоднократно обращались живописцы в своих произведениях. В основе большинства работ лежит традиционный сюжет — великомученик Георгий, который поражает копьем змея. Святого Георгия на своих полотнах изображали такие художники, как Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро, Август Маке, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, В.В. Кандинский и другие.

(слайд22)

Скульптуры

Скульптурные изображения святого Георгия находятся в Москве, в пос. Большеречье  Омской области, в г. Иваново, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Рязани, Крыму, в с. Частоозерье Курганской области, Якутске, Донецке, Львове (Украина), Бобруйске (Белоруссия), Загребе (Хорватия), Тбилиси (Грузия), Стокгольме (Швеция), Мельбурне (Австралия), Софии (Болгария), Берлине (Германия),

(слайд23)

По святым местам. Храмы

Во имя великомученика Георгия Победоносца построено большое количество церквей, как в России, так и за рубежом. В Греции в честь святого освящены около двадцати церквей, а в Грузии — около сорока. Кроме этого, церкви в честь великомученика Георгия есть в Италии, Праге, Турции, Эфиопии и других странах. В честь великомученика Георгия приблизительно в 306 году была освящена церковь в Салониках (Греция). В Грузии находится монастырь святого Георгия Победоносца, построенный в первой четверти XI века. В V веке в Армении в с. Карашамб была построена церковь в честь Георгия Победоносца. В IV веке в Софии (Болгария) была построена ротонда святого Георгия.

Георгиевская церковь — один из первых монастырских храмов в Киеве (XI век). Упоминается в Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма состоялось не ранее ноября 1051 года. Церковь была разрушена, возможно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана Батыя в 1240 году. Позднее храм был возобновлен; уничтожен в 1934 году.

(Слайд 24)

Великомученику Георгию Победоносцу посвящен монастырь в Новгородской области. По преданию, обитель основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав во святом крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло наименование монастыря.

Во имя святого Георгия освящена церковь на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде. Первое упоминание о деревянной церкви датируется 1356 годом. Жителями Лубяницы (лубянцами) — улицы, которая некогда проходила через Торг (городской рынок), была выстроена церковь в камне. Храм неоднократно горел и отстраивался вновь. В 1747 году обвалились верхние своды. В 1750-1754 годах церковь была вновь восстановлена.

Во имя великомученика Георгия освящен храм в Ендове (г. Москва). Храм известен с 1612 года. Современная церковь построена прихожанами в 1653 году. (слайд25-26)



Предварительный просмотр:

        

Мастер-класс по изобразительному искусству

«Изобразие»

для учащихся 5-6 классов

Подготовила: Гвозденкова Н.А.,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Перенская средняя школа»

Цель занятия:

Образовательная: ознакомление обучающихся с историей возникновения, видами, формами поздравительной открытки как формы общения между людьми.

Развивающая: формирование умения работать по плану, развитие художественно-творческого воображения обучающихся, аналитических способностей, совершенствовать навыки аппликации.

Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитание взаимовыручки, приучать соблюдать порядок на рабочем месте

Оборудование:

Для учителя: мультимед. проектор, компьютер, образцы открыток, план работы на каждую группу, лист взаимооценки, карточки новых знаний, ножницы, цветная бумага, клей, маркеры, фломастеры, краски, кисти, ватманы,

Ход занятия

I. Организационный момент

– Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте оставим все проблемы за дверями класса, настроимся на хорошие добрые эмоции и постараемся получить новые знания и новые умения.

II. Мотивация и определение темы по плану

– Ребята, скоро веселый праздник. Какой? (Новый год)

– Вы уже придумали, как вы будете поздравлять своих близких и друзей? (сделаем подарки, пошлем СМС, подарю открытки и т.д.)

– Как поздравить человека, если он живет очень далеко? (выслать ему открытку)

– Я предлагаю пополнить багаж наших знаний и посмотреть несколько слайдов. А во время просмотра слайдов я попрошу вас ответить на вопросы в карточках новых знаний. Каждый возьмите карточку и карандаш, кратко запишите ответы.

  1. Когда появилась первая открытка?  (150-200 лет назад)
  2. К какому празднику и в каком году были выпущены открытки в России? (Рождество 1898 г.)
  3. Какие виды открыток существуют?   (поздравительные, рекламные, деловые)
  4. Про какие открытки говорят, что они “сделаны с душой”? (сделанные вручную)

Из истории создания открытки.

1 слайд.

Открытка — дословно означает открытое письмо.

-Когда появилась открытка?

С позиции истории – не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад. Путь появления открытки в каждой из стран был различным.

2 слайд.

Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794 году. Она была создана английским художником Добсоном, который подарил своему другу карточку. На ней был изображен зимний пейзаж и семейная сценка возле елки.

Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. Во Франции она появилась во время франко-прусской войны. Солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали рисунки.

А китайцы так и останутся при своём мнении: открытка их изобретение.

Хозяин дома в канун праздника вывешивал возле двери мешочек с надписью "Извините, что не могу принять лично". В этот мешочек следовало опустить свою карточку с пожеланием. Изначально все карточки были только красного цвета.

3 слайд.

В Россию открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии. Первые отечественные открытки были выпущены в Петербурге к Рождеству 1898 года.

4 слайд.

Размеры открыток различны от самой большой (формата А2) до самой маленькой (40х60мм).

Сейчас открытки изготавливают из картона, также используют тонированную и тисненую бумагу, кальку, фольгу и даже шоколад.

5 слайд.

Что же касается предназначения открытки, сейчас можно встретить не только поздравительные, но и рекламные, деловые открытки.

Нand-made – это открытки, сделанные собственными руками с использованием ткани, кожи, сухоцветов, минералов. Говорят, что у этих открыток есть душа.

Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!

III. Объяснение формы и плана работы изготовления открыток.

Вы сегодня рассажены по группам не случайно. Вам предстоит работать в коллективе, а в коллективе важно сотрудничество и взаимопомощь. На столах у вас лежат заготовки и план работы. Ориентируясь на план работы, сделайте открытку и украсьте ее. В конце работы вы должны будете представить и защитить свое творение.

VI. Работа в группах Уборка рабочего места по завершению работы

Презентация ученических работ.

VI. Обобщение

– В начале урока мы поставили цель. Как вы считаете, мы выполнили ее?

VII. Рефлексия

– Вам было интересно?

– Что нового вы узнали?

– С какими трудностями встретились?

– Мне было очень приятно поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу, пожелать вам дарить другим только хорошее настроение, и тогда другие люди ответят вам тем же.

Список литературы:

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992
  2. Перевертень Г.И. Самолеки из бумаги. М.: Просвещение, 1983
  3. Программно-методичексие материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы/сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998
  4. Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. – М., 1976
  5. Журналы “Юный художник”

Использованные Интернет-ресурсы:

  1. http://gazetaravenclaw.narod.ru
  2. http://www.genon.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

https://mognotak.ru/wp-content/uploads/2018/11/44-9.jpg



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Класс: 5

Предмет: ИЗО

Тема урока: Современное выставочное искусство. Гобелен

Место и роль урока в изучаемой теме:  

Цель урока: расширить представление детей о декоративном искусстве.

Задачи:  

- изучить тему гобелен;

-способствовать развитию образно-ассоциативного мышления, как форму освоения мира, творческих способностей;

 -воспитать эстетическое отношение к современному декоративно-прикладному искусству, уважение к творчеству профессиональных художников, к декоративному творчеству.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация

Введение в урок. Создание благоприятной атмосферы в классе. Проверка готовности

Создание проблемной ситуации. 

Учащиеся сами находят тему урока, по представленным  фотосюжеты (стул современный и стул старинный, фото с выставок, картины, памятники, балет и тд) 

На доске формируется тема урока «Современное выставочное искусство… »

Последнее слово темы учащиеся угадывают через наводящий вопрос позже

Готовятся к работе.

Угадывают тему урока по рисункам

Самоопределение  Смыслообразование

Подведение под понятие

2.Актуализация знаний

-Итак, перепишем первую часть темы в альбомы. Проставим сегодняшнее число.

-Итак, получается о чем наша сегодняшняя тема?

- Это актуальное на сегодняшний день вид художественного творчества, предметы изобразительно-декоративного искусства, которое представляется на обозрение зрителям, становится популярным видом «hand made».

Разбор слов. Учащиеся пробуют перевести слова.

-Давайте вспомним эти виды декоративных изделий, которые призваны украшать наш быт (вышивка,  роспись по дереву, глиняные игрушки, посуда, керамика, работы по камню, ювелирные изделия, кованые изделия, гобелен, стекло итд ).

-А теперь, вспомним, зачем нам нужны эти произведения декоративного искусства или декор? 

Работают в альбомах. Отвечают на проблемные вопросы. Делают выводы. Переписывают новые термины

«Ручная работа». «Должен иметь»

Ответы учащихся

-Предметы декоративно-прикладного искусства создают среду, украшают быт, делают нашу жизнь более привлекательной и праздничной.  У каждого народа свои формы предметов, свои орнаменты, свои образы и мотивы. Используются и различные материалы: глина, металл, стекло, различные нити, ткань. Природные мотивы преобразованы фантазией художника в выразительный, обобщенный образ.

Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3.Формирование новых знаний

А сегодня мы будем с вами рассматривать по нашей теме вид ДПИ. Давайте попробуем угадать по предложенным параметрам. И ответить

-это плотная ткань

-весит на стене

-на нем изображены сценки с людьми, животными, архитектурой или орнамент с цветами

-обивают им мебель

-сейчас из него шьют и покрывала, чехлы для подушек, дамские и дорожные сумочки, салфетки

Запись термина в альбомах. Дописывают тему

-А как вы думаете, в каком стиле интерьера можно встретить гобелен?

-А теперь напишите сами определение слову гобелен

-Поменяйтесь альбомами проверьте друг-друга, правильно ли написали

-Что получилось?

Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей[1]:5. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение. Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефронакартон[2]

Шпалеры выполнялись из шерстишёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы[3]:13. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением[4]

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами (ансамблями), в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект[4].

Особое развитие гобелен получил именно в эпоху барокко и рококо, была открыта самая крупная в Европе мануфактура Бове во Франции в одноименном городе. В этой мануфактуре были свои художники, которые придумывали разные композиции для ткания гобеленов, это были сценки из жизни пастухов, лирические сценки, сцены из жизни короля и вельмож. Создавались целые комплекты гобеленов, состаящих,  из стенного гобелена, покрывала для кровати, для надкроватного балдахина, обивки кресел, стульев, чтоб все было по одному художественному замыслу. А потом ко всему этому ткали ковры и ткани для обоев уже в другой мануфактуре. Мануфактура получала очень много заказов не только из Франции, но и по всей Европе. Не зря Францию называют законодателем мод.

Мануфактура Бове работает и по сей день. Но заказать гобелен могут только состоятельные люди.

А что касается России, то гобелены выпускают машинным, то есть дешевым способом, в Иваново. Такие гобелены могут купить все желающие. По внешним качествам они ничем не уступают дорогим гобеленам. Вы можете самостоятельно посмотреть на следующих сайтах – mm-dekor.ru,  Domole.ru, Gobelen-rus ,Literie.ru, В гобеленглавснаб.ру

Определяют тему. Производят взаимопроверку в парах, делают вывод. Работают в альбомах Дописывают тему урока.

Ответы учащихся. Слушание темы

-В интерьере  в стиле барокко, рококо

-Гобелен это настенная ткань с рисунком

Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л) Зрительный ряд

4.Первичное закрепление

Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка).

Ученики встают друг за другом и проговаривают новые слова пройденные по сегодняшней теме

Динамическая пауза

Работа в классе

Контроль (Р)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения.

Обводят картонный шаблон стула в стиле Людовика XVI (первый урок)

Учащиеся перерисовывают вариант рисунка гобелена на перерисованный стул с доски (второй урок)

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Проверка домашних работ

Работают самостоятельно в альбомах. Проверяют, перерисовывают, делают вывод.

Выполнение действий по алгоритму (П) Коррекция Р) Выполнение творческого задания

6. Систематизация знаний

Повторение

Вспоминают  некоторые элементы по теме

-Какие виды деятельности входят в категорию Декоративного искусства?

-Дайте краткую характеристику гобелену?

-Зачем нужны гобелены?

-В какой стране впервые стали изготавливать гобелен?

Выставление оценок за урок

Вспоминают пройденный материал. Перечисляют основные характеристики гобелена

Постановка и формулирование проблемы (П) Способность действовать с учѐтом позиций других (К)

7. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу.

Составляют внутреннюю речь.  Оценивают свою работу.

Отвечает в альбоме

-что нового  узнал на этом уроке

-понравился ли  урок

-самооценка за урок

Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха, неуспеха

8. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Повторить тему, выучить термины,  найти информацию о старинных гобеленах.

Записывают задание в дневник.

Дифференцированные задания (П., Л)

-это плотная ткань

-весит на стене

-изображены сценки с людьми, животными, архитектурой или орнамент с цветами

-обивают им мебель

-впервые стали изготавливать во Франции

-сейчас из него шьют и покрывала, чехлы для подушек, дамские и дорожные сумочки, салфетки

-Понравился ли тебе сегодняшний урок?

-Что нового ты сегодня узнал(а)?

-Какую отметку за усвоение темы ты себе ставишь?



Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Православная культура Смоленской земли»,

 8 класс

Тема урока: «Монастыри Смоленщины»

        Цель: сформировать представление о православных монастырях Смоленщины, как центрах сосредоточения духовной жизни людей.

        Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «православный монастырь».

2. Познакомить с укладом монастырской жизни, историей и святынями монастырей.

3. Формировать представление о монастыре, как центре духовной жизни людей.

4. Развивать мотивацию к изучению православной культуры.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Цели по достижению образовательных результатов (ФГОС):

        Личностный результат:

- воспитание у учащихся чувства уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками);

- знание истории и устройства монастырей, а также уклада монастырской жизни;

- понимание роли монастырей в становлении  православной культуры;

- желание и готовность к дальнейшему изучению православной культуры Смоленщины;  

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении практических заданий.

        Метапредметный результат:

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять свои знания с информацией текста; умение работать с текстом учебного пособия;

- слажено работать в группах, делать выводы, оценивать свои достижения;

- развивать мотивацию к изучению православной культуры;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

        Предметный результат:

- познакомиться с историей Смоленских монастырей;

- иметь представление об устройстве православных монастырей и монастырском быте;

- определять роль православных монастырей в развитии православной культуры на Смоленщине.

        Основные понятия и термины:

Православный монастырь, обитель, скит, монах, инок, игумен, послушание.

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации презентации, видеоклипа

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые (эвристические), словесные, наглядные, практические.

Организационная структура занятия

I. Организационный момент

Психологический настрой                                               

Учитель:  

-Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра.

Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее.

«Я слышу - я забываю,

Я вижу - я запоминаю,

Я делаю - я понимаю»- гласит китайская пословица.

-Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

 

        II. Мотивация

Звучит колокольный звон. На экране слайды с изображением Смоленских монастырей.

Учитель:  стихотворение Светланы Вольной

В густой листве затерян монастырь,

Над ним лишь небо да как вата облака.

Вокруг полей российских гладь и ширь,

А вдалеке виднеется река.

Святой источник спрятан средь берез,

Лишь только ветер шелестит листвой.

Блуждаем в царстве собственных мы грез,

Боясь спугнуть волнующий покой.

Прозрачен воздух, ярка неба синь,

А вдалеке виднеется река.

В густой листве затерян монастырь,

Над ним не властны время и века.

Учитель:

- О чем говорится в стихотворении?

- А какие ассоциации у вас вызвали эти картинки?

- Попробуйте своими словами определить, что такое монастырь?

- Кто из вас был на территории монастыря?

- С какой целью вы там были?

- Что вас удивило, заинтересовало, показалось необычным?

- Что бы вы хотели узнать сегодня?

Работа в паре (рабочий лист)

Заполните табличку, которая лежит у вас на столе.

П р и ё м        « З н а ю – х о ч у з н а т ь – у з н а л »

Знаю

Хочу знать

Узнал

III. Актуализация знаний

Учитель: Монастырь это особое место. Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты они для всех, и вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря, высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.

-Давайте сформулируем тему нашего урока.

-Сегодня мы познакомимся с монастырями нашей Смоленской земли.

Запись темы урока на доске

Учитель: Что мы можем выяснить, изучая православные монастыри Смоленщины?

-Какое влияние они оказали на историю Смоленской земли?

-Давайте сформулируем цель нашего урока.

Учитель:  Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?

Учитель: Монастырь - особый мир. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням. Некоторые едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней. А некоторые связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.

Учитель: Что вы знаете о монастырях? Что они из себя представляют?

Сегодня мы познакомимся с ними подробнее.

        IV. Изучение нового материала

Эпиграф урока: «Горячей, преданной любовью любит народ свои монастыри, где оставившие мир возносят к Богу тёплую молитву за него».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Работа в паре (рабочий лист)

УчительСоставьте определение путём подбора нужных слов на месте пропусков.  Монастырь – это…

…….учреждение, состоящее из……., добровольно избравших……., где проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община для духовного и нравственного совершенствования.

  1. Церковное, государственное, спортивное.
  2. Родственников, православных христиан, военнослужащих.
  3. Монашеский образ жизни, светскую карьеру, службу в армии.

Предполагаемый вариант ответа. Монастырь – это церковное учреждение, состоящее из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни, где проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община для духовного и нравственного совершенствования.

Учитель:  Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, - иноки, или монахи.

        Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу.

        Монастыри бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. 

        Монастыри обычно обнесены каменными стенами, что означает отделение монастыря от мирской жизни. Внутри монастыря есть всё для жизни монахов, не выходящих за его пределы. Жилые корпуса, административные корпуса, хозяйственные постройки, трапезная, помещения для паломников. В центре монастыря обязательно находится главный храм, также могут находиться и еще несколько храмов. Также внутри монастыря обычно устраивается много клумб с цветами или целый сад. Уклад монастырской жизни особенный. В центре которой, молитва и послушание. Эти добродетели ведут к духовному совершенствованию, а значит, приближают к Богу.

Учитель: 

-Каково основное делание монахов в монастыре?

-В чем смысл пребывания этих людей в монастыре?

Рабочий лист. Работа в паре

Предметы,  принадлежащие монахам.  Соотнести определения

Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательная для монаха .

Клобук - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чиннопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания.

Чётки - шнур или лента, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины. В христианстве чётки появляются не позднее IV века. Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге.

Мантия - в православии мантия является верхним одеянием для всех монашествующих. Представляет собой длинную, до земли, накидку без рукавов с застёжкой на вороте. Возникла как монашеское облачение в IV—V веках. Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.

Пояс - послушникам православных монастырей полагается носить кожаный пояс «усмень», само название, которого говорит о воспитании смирении.

Учитель: Сейчас мы передадим слово выступающим, которые расскажут нам историю некоторых  монастырей Смоленщины (сообщения о монастырях).

Слайды - монастыри Смоленщины.

Наглядность: карта , атлас Смоленской области

Каждый выступающий ставит флажок на том месте, где на карте находится монастырь

        Свято - Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь

        Спасо - Вознесенский женский монастырь

        Предтеченский Вяземский женский монастырь

        Спасо - Преображенский Рославльский мужской монастырь

Учащиеся заполняют таблицу «Монастыри Смоленщины».

После завершения сообщений учащиеся дополняют недостающую или пропущенную информацию о монастырях из текста учебника (параграф 22-23)

Название монастыря

Где

 располагается

Год основания

Кем основан

Исторические даты, связанные с монастырем

Свято - Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь

Спасо - Вознесенский женский монастырь

Предтеченский Вяземский женский монастырь

Спасо – Преображенский Рославльский мужской монастырь

Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь

Спасо - Преображенский Авраамиев мужской монастырь

Свято - Троицкий женский монастырь

Выводы:

Учитель:

-Что нового вы узнали о монастырях?

-Как вы понимаете слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что сегодня на современное монашество возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, «ибо по причине урбанизации жизни наши монастыри находятся в тесном соприкосновении с миром»?

V. Обобщение изученного материала

Учитель:

-Давайте подведем итоги нашего путешествия по православным монастырям 

Задание 5

        Определите, к какой из трёх групп — «святые», «монастырь», «монахи»

относится каждое из перечисленных слов:

подвижник, прославление, мученики, святители, постриг, инок, братия, игумен, праведные, преподобные, лавра, обитель, благоверные, святые мощи, равноапостольные.

Ответ запишите в таблицу (рабочий лист).

Святые

Монастырь

Монахи

        Творческое задание. Инсценировка  притчи  «Ссора»  двух  монахов»

        В  одном  монастыре  жили  два  монаха. Однажды  они  подумали: «Как  же  так, все  люди  друг  с  другом  ссорятся, а  мы  не  умеем  это  делать.  Давай  попробуем!»

  -  А  из-за  чего  мы будем  с  тобой  ссориться?

  -  Ну, давай  хотя  бы  вот  из-за этого  кирпича!

  - Хорошо. А  как  мы  будем  ссориться?

  - Ну, я  буду  говорить, что  он  мой. А  ты  говори, что  он  твой.

  -  Хорошо. Начинаем.

  -  Это  мой  кирпич.

  -  Конечно, твой. Бери  его, брат, себе!

  Так  и  не  удалось  двум  монахам  поссориться.

- Какие ценности отражает притча?

Учитель: Познание добра, правды и справедливости через исповедание христианской веры (религиозный подход). Путь к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).

- Какова основная мысль притчи?

        Учитель: В основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей христианской религии, для того чтобы от них избавиться, нужно быть истинным христианином (религиозный подход). Для того чтобы прийти к справедливости, добру, мудрости, необходимо всю свою жизнь подчинять этим ценностям (культурологический подход).

Задание 6. Составьте синквейн на тему: «Монастырь». 

Работа в парах.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, 
которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти 
нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, определяющих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл, идея.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

1.Монастырь,

2. Прил. - величественный, могучий, строгий;

3. Гл. - защищает, оберегает, воспитывает, помогает, одобряет,

4.  Предл. - помогает обрести себя

5. Синонимы - храм Бога на земле, душа человека, спокойствие.

VI. Рефлексия

Учитель:

 -Мы сегодня многое узнали о них, и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь.

Просмотр видеоклипа С. Безруков «В кельи лампаду затеплю»

Прошу вас высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-было трудно…

-я выполнял задания…

-я понял, что…

-теперь я могу…

-я почувствовал, что…

-я приобрел…

-я научился…

-у меня получилось …

-я смог…

-я попробую…

-меня удивило…

-урок дал мне для жизни…

-мне захотелось…

-я хочу рассказать родителям…

VII. Домашнее задание (по выбору)

1. Разработайте макет буклета о монастырях, используя информацию, полученную на уроке и дополнительные источники информации, фотографии, рисунки.

2. Составьте карту монастырей Смоленщины.

3.Напишите эссе об одном из монастырей, о которых вы сегодня узнали.

4. Сфотографируйте монастыри, находящиеся в г. Рославле.

- Спасибо за сотрудничество!

Список источников

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т.М. Зыбина, И.А. Дидук. Православная культура Смоленской земли: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций / митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т. М. Зыбина, И. А. Дидук.— М.: ООО «Русское слово —  учебник», 2019.— 144 с.: ил.

 Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/11/02/konspekt-uroka-monastyri-smolenshchiny

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-osnovy-pravoslavnoj-kultury-6377558.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...