Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 5-х классов «Музыка в кино, театре, на телевидении».
методическая разработка по музыке (5 класс)

Мартынцова Наталья Ильинична

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении пятиклассниками основных пластов музыкального, театрального, киноискусства,  их взаимодействие с произведениями других видов искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 5-х классов

«Музыка в кино, театре, на телевидении».

Составитель:  Мартынцова Н.И.

                                 учитель музыки

Год разработки: 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы

Актуальность программы  разрешает противоречия между интересом ребенка к музыке и сложностью музыкального предмета. Способствует формированию в единстве содержательных, операционных и мотивационных компонентов учебной деятельности, позволяет развить у детей не только специальные (музыкально-творческие) знания, умения и навыки, но также способствует формированию у них общеучебных навыков, необходимых для успешности ребенка во всех сферах деятельности. Программа повышает мотивацию ребенка к музыкальным занятиям, способствует расширению границ музыкального творчества через разнообразную музыкальную деятельность, помогает освоить содержание и овладеть необходимыми умениями и навыками с учетом его индивидуальных творческих возможностей и, как следствие, повышает эффективность обучения.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении пятиклассниками основных пластов музыкального, театрального, киноискусства,  их взаимодействие с произведениями других видов искусства.

К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).

Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Реализация проекта  направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков.

В данной программе  нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии.

Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах, обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

В результате работы над проектом у обучающихся формируются проектировочные и исследовательские умения и компетенции, совершенствуются коммуникативные способности. Пятиклассники  осознают важное значение и роль музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино, на телевидении.

Цель проекта – направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры. Привлечь внимание учащихся к искусству, вызвать интерес к изучению данной темы.

Задачи:

Образовательные:  познакомиться с темой взаимодействия музыки с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них. 

Развивающие: развивать внимание, мышление,   певческие   способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений. Учить высказывать суждения об основной идее, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.

Воспитательныя: воспитывать художественно-образное мышление учащихся. Воспитывать культуру поведения при слушании классической музыки. 

   Личностные:  у обучающихся будет  сформирована мотивация к изучению музыки, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку; обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство. Ученики получат возможность наблюдать за использованием музыки в различных искусствах, совершенствовать свой художественный вкус.

Предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»;   понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении;   сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и  исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.

Ученики  получат возможность научиться  устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.

Метапредметные.

Личностные:  ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;  получат возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

 Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные, театральные произведения, кинофильм и находить общее и различное;

Ученики получат возможность  научиться  владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.

Регулятивные:  учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл;  исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.

 Обучающиеся получат возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.

Коммуникативные: 

  • обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.
  • Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.                     

Направленные на достижения метапредметных результатов:

  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки; 
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; 
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; 
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения. 


Направленные на достижения предметных результатов:

  • знание жанров музыки (опера, балет); 
  • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении; 
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке. 
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий. 

Характеристика проекта:

Проект коллективный, годичной подготовки, межпредметный, ведущий вид деятельности творческий, игровой.

Воспитательные аспекты –

 Реализация программы «Музыка в кино, в театре, на телевидении» способствует формированию  культуры воспитанников, творческого подхода к деятельности. Программа направлена на расширение знаний различных жанров искусств.

Возраст, возрастные особенности

Проект «Музыка в кино, в театре, на телевидении» предназначен для обучающихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год обучения на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели  по 1 часу. Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников.

Формы работы

  • Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, выставки детского творчества: проект, размещение рисунков на школьной выставке, музыкальные конкурсы, концерты, семинары, «круглые столы», диспуты, репетиции, музыкально-театральные постановки.
  • По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.

Методы:

  • проблемной ситуации;
  •  метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  •  метод эмоциональной драматургии;
  •  метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  •  метод художественного контекста;
  •  метод создания «композиций»;
  •  метод междисциплинарных взаимодействий;
  •  метод музицирования.
  •  метод соучастия.
  •  метод проекта.
  •  музыкального обобщения.

Ожидаемые результаты:

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Понимать:

  • Духовно-содержательный, ценностный смысл, заключенный в музыкальных, театральных, кинообразах;
  • Многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме
  • Особенности музыки для театра и кино.
  • Научатся понимать, что музыка в кино, театре, на телевидении служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.

Уметь:

  • Воспринимать искусство как неотъемлемую часть музыкальной культуры
  • Развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.
  • Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой 
  • Проводить исследования;
  • Рисовать  рисунки к прослушанной музыке;
  • Писать  отзывы о проделанной работе;
  • Составлять презентации;
  • Уметь эмоционально и осознанно относиться к музыке. 
  • Сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий. 
  • Представлять оценку своей работы на блоге рефлексии в Интернете. Оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Знать:

  • Знать термины и их определения: либретто, литературный сценарий, музыкальный фильм,  киномузыка, тапер,  вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.
  • Понятие «Золотой фонд» в кинематографии.
  • Жанры музыки.
  • Знать теоретический материал (термины, биографии композиторов, сценаристов, режиссеров)

Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью:

К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении и могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.

11. Содержание программы

                        Содержание

Кол-во часов

«Музыкальный театр»

7

«Музыка на телевидении»

9

Презентация проекта

1

Всего

17

12.Учебно-тематический план

№ темы

Разделы и темы

Практика

Общее количество часов

«Музыкальный театр» 7 часов

Введение.  «Роль музыки в театре, кино, на телевидении»

Определение проблемы. Поиск и просмотр в интернет пространстве.

1

«Музыкальный театр»

Поиск необходимой литературной, музыкальной, художественной  информации.

Составление кроссворда, Постановка музыкального спектакля

6

«Музыка на телевидении» 9ч.

«Киномузыка»

Сбор информации;

Составление схемы-опоры;

3

«Композиторы кино»

Сбор информации;

Создание презентации:

2

«Музыка на телевидении»

Музыкальная викторина;

Творческая работа (эссе);

2

«Классика в рекламе»

Социальный опрос;

1

Защита проекта

1

Итого                                                                                                                       17

Содержание программы

№ п/п

Тема урока

Наименование изучаемой темы

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

1.

Тема 1.1.

«Роль музыки в театре, кино, на телевидении»

Познакомить с темой взаимодействия музыки и литературы с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.

2.

Тема 2.1.

«Музыкальный театр»

Правила поведения в театре, кинотеатре, в музыкальном театре.

Показать  значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

3.

Тема 2.2.

«Ее величество  - опера»

Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой

4.

Тема 2.3.

«Знакомьтесь – балет»

Показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете

5.

Тема 2.4.

«Оперетта»

Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр.

6.

Тема 2.5.

«Рок-опера»

Познакомить  с различными  направлениями современной музыки, научить в них ориентироваться

7.

Тема 2.6.

«Мюзикл»

Знакомство с особенностями жанра мюзикла

8.

Тема 3.1.

«Немое кино»

Знать понятия «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»;   понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: кино, сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств;

9.

Тема 3.2.

«Киномузыка»

Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и кино на практике

10.

Тема 3.3.

«Саундтрек»

Понимать значение массового киноискусства в жизни и действиях общества.

11.

Тема 4.1.

«Отечественные композиторы кино»

Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

12.

Тема 4.2.

«Голливудские кинокомпозиторы»

Показать роль музыки в кино, её значение в этом жанре.

Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов кино.

13.

Тема 5.1.

«Музыка в документальных фильмах»

Учиться умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учиться различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.

14.

Тема 5.2.

«Музыка в мультфильмах»

Показать какую роль играет музыка в мультфильмах»

15.

Тема 6.1.

«Классика в рекламе»

Почему в рекламе мы часто слышим классическую музыку.

16.

Тема 7.1.

Музыкально-театральное представление

Развитие творческих способностей детей.

17.

Тема 8.1.

Презентация проекта

Использованная литература на печатной основе

Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005г. Электронная версия издания подготовлена в НТЦ «Информрегистр» по технологии ФЭБ «Русская литература и фольклор».

2.     Википедия. Свободная электронная энциклопедия. http://www.wikipedia.org/

3.     Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. М.,2007г.

4.     Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Учебник  « Музыка  5 класс». М., 2009г.

5.     Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство.5-9 классы. Предметная линия учебников Е.Д. Сергеевой Г.П.Критской.

   Музыкальный материал к уроку:

Э. Григ «Пер Гюнт», Р.Роджерс «Звуки музыки», Г.Гладков  «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», заставка к передаче«Спокойной ночи, малыши!» ( «Тик-так», «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл. З.Петровой), «Ледовое побоище» из фильма  С.Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, муз. темы из мультфильмов и кинофильмов ( х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы  Бонифация» и др.

Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта

  1. Занимательная математика школьникам http://www.math-on-line.com/olympiada-edu/katalog-math-arithm-drobi.html
  2. Задачи на дроби - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df8084e4-85ca-4b83-bce4-c55a3ddb2648/55410/
  3. Персональный сайт учителя математики Зайцевой И.А. - http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1147949063.html 

Обыкновенные дроби - http://schools.keldysh.ru/sch1905/drobi/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

Тестовый контроль по музыке для учащихся 5-8 классов с применением национально-регионального компонента»

Любой квалифицированный учитель музыки может разработать тестовый контроль с применением национально-регионального компонента. Это важно сделать именно потому, что только музыка способна объедин...

Анкета по выявлению уровня интереса к урокам музыки для учащихся 5-8 классов.

Анкета по выявлению уровня интереса к урокам музыкидля учащихся 5-8 классов....

тест по музыке для учащихся 5-х классов

тест на обобщение материала на уроке музыки в 5-х классах...

Урок музыки на тему: "В чём сила музыки ?" для учащихся 6 класса.

На данном уроке формируются представления учащихся о связи музыки с жизнью....

Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.

Актуальной задачей  педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является  овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....

Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 6-х классов «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе».

Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля....