Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 6-х классов «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе».
методическая разработка по музыке (6 класс)

Мартынцова Наталья Ильинична

Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Часы проектной деятельности по музыке

для учащихся 6-х классов

«Образы защитников Отечества

 в музыке, изобразительном искусстве, литературе».

Составитель:  Мартынцова Н.И.

                                 учитель музыки

Год разработки: 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Актуальность программы

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах, обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов. «Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, равно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством – чувство толерантности». М. Алексеев.

В результате работы над проектом у обучающихся формируются проектировочные и исследовательские умения и компетенции, совершенствуются коммуникативные способности. Школьники обращаются к героическому прошлому истории России, переосмысливают свое отношение к защитникам Родины. Результатом проекта станет познавательно-развивающая игра «Щит Родины моей»

Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля.

Задачи проекта -

  • Дать знания о жизни Защитников Отечества через различные виды искусства: музыку, ИЗО, литературу.
  • Формировать историческую культуру
  • Побудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её Защитником.
  • Развивать воображение и кругозор, эрудицию пятиклассника.
  • Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • Освоение музыки и знаний о музыке, ее жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; классическом; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах искусства, развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;
  • Воспитание устойчивого интереса к музыке, ИЗО, литературе, эмоционально-ценностного отношения к искусству;

Развивающие задачи:

  • Расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;
  • Развивать познавательный аппарат, память, мышление.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за  славные дела предков,
  • героическое прошлое нашего народа.

Характеристика проекта:

Проект коллективный, годичной подготовки, межпредметный, ведущий вид деятельности творческий, игровой.

Воспитательные аспекты –

 Реализация программы «Образы защитников Отечества  в музыке, ИЗО, литературе» способствует формированию  культуры воспитанников, творческого подхода к деятельности. Программа направлена на расширение знаний музыки, Изо, литературы.

Возраст, возрастные особенности

Проект «Образы защитников Отечества в музыке, ИЗО, литературе» предназначен для обучающихся 6 класса. Программа рассчитана на 1 год обучения на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели  по 1 часу. Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников.

Формы работы

Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: учебное занятие, выставки детского творчества: проект, размещение рисунков на школьной выставке, музыкальные конкурсы, концерты, семинары, «круглые столы», диспуты, репетиции.

По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.

Методы:

  • проблемной ситуации;
  • ретроспективы («забег» вперед и «возвращение» к пройденному) и перспективы;

драматургии;

  • музыкального обобщения.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему во все времена композиторы, поэты, художники обращались к теме защитников Отечества?

Проблемные вопросы

- В чем значимость патриотической музыки?

- О чем рассказывает нам патриотическая музыка?

- Чему мы можем научиться, слушая и изучая патриотическую музыку?

Учебные вопросы

- Кто из композиторов обращался к этой теме?

- В каких музыкальных жанрах сочинялись патриотические произведения?

- Чему может научить современных школьников такая музыка?

Условия реализации программы – 1 год

В реализации программы участвует 1 группа обучающихся 6-х классов. Занятия группы проходят 1 раз в 2 недели по 1 ч., в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.

 Ожидаемые результаты:

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Понимать:

  • Духовно-содержательный, ценностный смысл, заключенный в музыкальных, живописных, литературных  образах;
  • Место и роль патриотической музыки в жизни людей;
  • В чем значимость патриотической музыки, в каких музыкальных жанрах она сочинялась,
  • Что такое патриотизм;
  • Значение и роль защитника в процессе становления и развития личности.

Уметь:

  • Воспринимать искусство как неотъемлемую часть музыкальной культуры
  • Чувствовать, понимать, рассуждать о языке выражения чувств, мыслей и переживаний разных народов в музыке;
  • Разбираться в многообразии программной музыки.
  • Проводить исследования;
  • Рисовать  рисунки к прослушанной музыке;
  • Писать  отзывы о проделанной работе;
  • Составлять презентации;
  • Представлять оценку своей работы на блоге рефлексии в Интернете.

Знать:

  • Теоретический материал (термины, биографии композиторов)
  • Фамилии композиторов, писателей, художников обращавшихся  к теме защитников Отечества;
  • Знать песни Великой Отечественной войны;

Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью:

К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении и могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.

11. Содержание программы

                        Содержание

Кол-во часов

«Образ защитника Отечества в музыке, ИЗО, литературе»

9

«О подвиге, о доблести, о славе»

6

Презентация проекта

1

Познавательно-развивающая  игра

“Щит Родины моей”.

1

Всего

17

12.Учебно-тематический план

№ темы

Разделы и темы

Практика

Общее количество часов

«Образ защитника Отечества в музыке, ИЗО, литературе» 9 часов

Введение. “Русские богатыри – защитники Отечества”

Определение проблемы. Поиск и просмотр в интернет пространстве.

2

“Великие полководцы России”

Поиск необходимой литературной, музыкальной художественной  информации.

– Создание альбома “Великие полководцы России”

3

“Щит и герб”

Создание презентации.

Изготовление динамической открытки “Воин чудесный на белом коне”;

3

Музыкально-игровое занятие:

“На заставе богатырской”

Создание информационного альбома.

1

«О подвиге, о доблести, о славе» 8ч.

«Роль искусства в годы Великой Отечественной войны»

Сбор информации.

Оформление выставки «Дети войны» Муся Пинкензон.

2

«Песни великой победы»

Создание презентации

2

“Наша армия”

 Поисковая работа “Защитники Отечества в моей семье”;

2

Презентация проекта

Защита

1

Познавательно-развивающая  игра “Щит Родины моей”.

Формат праздника

1

Итого                                                                                                                              17

Содержание программы

№ п/п

Тема урока

Наименование изучаемой темы

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

1.

Тема 1.1.

“Русские богатыри – защитники Отечества”

Дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра, познакомить с понятием “русский богатырь”,

Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

2.

Тема 1.2.

«Богатыри земли Русской»

Просмотр видеофильма “Илья Муромец”;

– Этическая беседа “Родина моя”;

– “…В чешуе, как жар, горя…33 богатыря…”

– Коллективная творческая работа по ИЗО: “Кто с мечом к нам войдет…”;

3.

Тема 2.1.

“Великие полководцы России”

Познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского, Александра Суворова. Рассказать о подвигах во имя Родины на примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству;

4.

Тема 2.2.

Ролевая игра “Помним, ценим, храним”

Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в её результате, а в самом процессе. 

– Создание альбома “Великие полководцы России”

- Опера «Иван Сусанин»

5.

Тема 2.3.

Музыкальное занятие: “Учил Суворов”

Тема 3.1. “Щит и герб”

Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.

 Воспитывать художественный вкус.          

Формировать у детей интерес к православному преданию, закреплять желание узнавать о житиях православных святых и героев, познакомить с образом святого Георгия Победоносца, развитие творческой деятельности учащихся;

6.

Тема 3.1.

“Щит и герб”

Развивать творческие способности, фантазию и воображение, логическое мышление.

Создание презентации.

Изготовление динамической открытки “Воин чудесный на белом коне”;

7.

Тема 3.2.

“Георгий Победоносец”– народный защитник

  • развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;
  • пробудить и воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры.

8.

Тема 3.3.

Изготовление Георгиевской ленточки;

Развивать творческие способности, фантазию и воображение, логическое мышление. Воспитывать такие качества, как трудолюбие, терпение, аккуратность. Формирование духовно-нравственных качеств личности, патриотичности.

9.

Тема 4.1.

Музыкально-игровое занятие: “На заставе богатырской”

Исполнительство и музыкальное творчество, помогают детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию их мировоззрения, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

10.

Тема 5.1.

«Роль искусства в годы Великой Отечественной войны»

   Понимать значение массового искусства в жизни и действиях общества на примере роли музыки в Вов;

воспитание чувства патриотизма за героизм советского народа, народа победителя;

развитие внимания, эстетического вкуса, музыкального слуха, искусства воспроизведения музыкального произведения.

11.

Тема 5.2.

«Музыка как оружие»

Воспитывать истинных патриотов, граждан России на примерах жизни героев боевых и трудовых подвигов жителей нашей малой родины – Кубани.

Оформление выставки «Дети войны» Муся Пинкензон.

12.

Тема 6.1.

«Песни великой победы»

Привлечь внимание детей к праздничной дате;

 воспитывать историческую память, уважение к старшему поколению;

13.

Тема 6.2.

«Роль военных песен в годы ВОВ»

Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945г, её защитниках и их подвигах;

  • познакомить детей с музыкальными композициями военных лет и произведениями, в которых отражена тема войны

14.

Тема 7.1.

“Наша армия”

Расширять знания детей о том, что Российская Армия – защитница нашей Родины; уточнить представления детей о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Виртуальная экскурсия: “Российская армия сегодня”;

– Поисковая работа “Защитники Отечества в моей семье”

15.

Тема 7.2.

Музыкально-игровое занятие: “Наша армия сильна!”

Расширять представления детей о государственном празднике; – способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций; – создать в школе торжественную атмосферу праздника, желание участвовать в конкурсах со своей семьей; – закреплять навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми. 

– Этическая беседа “Профессия –Родину защищать”;

16.

Тема 8.1.

Презентация проекта.

Обобщение  познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

17.

Тема 9.1.

“Щит Родины моей”.

Проект заканчивается познавательно-развивающей игрой. По своей форме – это общешкольный праздник, со своими правилами, законами, требующими от всех участников большой слаженности, согласованности, который является одной из самых распространенных и сложных форм работы школы.

Использованная литература на печатной основе

  1. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. -  М., 2000;
  2. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.;
  3. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2000;
  4. С.А. Домрачева. Проектная деятельность в образовании – г.Йошкар – Ола, 2007;
  5. Музыкальный энциклопедический словарь – М., «Советская энциклопедия», 1991;
  6. Пахомов В.Г. «Методика социально-образовательного проекта «Гражданин», издательство «Учитель», 2004;
  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000;
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005;
  9. Чуракова О.В, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии, Самара,  2002;
  10. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995.

Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта

  1. Занимательная математика школьникам http://www.math-on-line.com/olympiada-edu/katalog-math-arithm-drobi.html
  2. Задачи на дроби - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df8084e4-85ca-4b83-bce4-c55a3ddb2648/55410/
  3. Персональный сайт учителя математики Зайцевой И.А. - http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1147949063.html 

Обыкновенные дроби - http://schools.keldysh.ru/sch1905/drobi/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с интеграцией предметов - литературы, музыки, изобразительного искусства - и использованием ИКТ (2 часа)

Данный урок с интеграцией предметов: литература, музыка, изобразительное искусство – проводится в 10 классе. Работу можно использовать в качестве учебного материала во внеклассной работе по лите...

Разработка классного часа для учащихся 7 класса "День защитника Отечества"

Разработка классного часа для учащихся 7 класса "День защитника Отечества"...

Тема урока: « Журавли Победы» - образ защитника Отечества в искусстве 20 века, посвящённый 75 –летию Победы в Великой Отечественной войне

75 лет отделяют нас от победного  9 мая 1945 года. Вновь и вновь оживают образы военного  времени  в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе,   в памятниках  и обелисках, ...

Урок музыки в 3-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"

Мама - это слово звучит почти одинаково на многих языках. Его мы старательно произносим в первый раз, учась говорить, с ним начинаем читать букварь. Мы кричим "мама!" непроизвольно, когда на...

Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 5-х классов «Музыка в кино, театре, на телевидении».

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении пятиклассниками основных пластов музыкального, театрального, киноискусства,  их вза...

Литературно-музыкальна гостиная"Образ матери в музыке изобразительном искусстве"

Музыкальный материал к досуговой деятельности детей дошкольного возраста...