Влияние музыки на развитие математических способностей
консультация по музыке

Баширова Ольга Александровна

Консультация "Влияние музыки на развитие математических способностей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_mateatika.docx22.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       «Влияние музыки на развитие математических способностей»

Музыка и математика – как родные сёстры, просто созданы помогать друг другу. Ещё древнегреческий математик, философ Пифагор обнаружил в музыке таинственную связующую роль чисел, арифметикой обогатил музыкальное построение – музыкальные гаммы. Знаменитый тезис Пифагора: «Всё есть число».
Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Родители, задумываясь, почему ребёнок плохо успевает по математике, не принимают во внимание тот факт, что музыкальное образование значительно повышает способность к математике. Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.
У  современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный 
«материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга.

Психологи постоянно подчёркивают, что часть мозга, которая при занятиях музыкой развивается более всего, является определяющей и в понимании слов, и в развитии математических способностей.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

     Через занятия музыкой дети приобретают развитие математических способностей.

        У современных ученых есть очень веские доказательства и основания полагать, что прослушивание музыки благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Дело в том, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка крайне многообразный «материал». Для того, что бы услышать и принять музыку, необходимо «поймать» ее на слух, уловить ритм, громкость, сменяющиеся переливы и интонации мелодии. При прослушивании мелодии работают сразу несколько отделов головного мозга.

     В разделе «Слушание музыки» при прослушивании музыкальных произведений, дети учатся их сравнивать. Здесь мы сталкиваемся  математической операцией – сравнение. Разбирая музыкальное произведение, мы определяем количество частей в нем ( 2-х, 3-х частная форма); темп, в котором оно звучит - понятия быстро, медленно; динамику – громко, тихо (математическое понятие больше, меньше)

   В разделе «Пение» при многократном повторении мелодии и текста развивается память и мышление. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.

    В процессе разучивании танцев используются хлопки, притопы, поскоки и т.д., которые выполняются под счет. Термины вверх, вниз, влево вправо используется при выполнении движений рук, ног, туловища. При движении друг за другом дети учатся соблюдать одинаковые расстояние между друг другом. И, конечно же, для исполнения танца необходима хорошая ориентация в пространстве ( при перестроении из колонн в круг, из круга в линии и т.д.)

     В разделе «Слушание музыки» при прослушивании музыкальных произведений, дети учатся их сравнивать. Здесь мы сталкиваемся  математической операцией – сравнение. Разбирая музыкальное произведение, мы определяем количество частей в нем ( 2-х, 3-х частная форма); темп, в котором оно звучит - понятия быстро, медленно; динамику – громко, тихо (математическое понятие больше, меньше)

   В разделе «Пение» при многократном повторении мелодии и текста развивается память и мышление. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.

    В процессе разучивании танцев используются хлопки, притопы, поскоки и т.д., которые выполняются под счет. Термины вверх, вниз, влево вправо используется при выполнении движений рук, ног, туловища. При движении друг за другом дети учатся соблюдать одинаковые расстояние между друг другом. И, конечно же, для исполнения танца необходима хорошая ориентация в пространстве ( при перестроении из колонн в круг, из круга в линии и т.д.)

Музыкально-дидактическая игр «Три поросенка»

Цель: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ми-соль).
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Поросята очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.
Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: (до-ми-соль).

Музыкально-дидактическая игра «Три медведя»

Цель : Учить детей различать высоту регистров

Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить  сказку «Три медведя» и её героев: медведя, медведицу и медвежонка. Объясняет д, что тяжелые шаги медведя в музыке звучат низко. Шаги медведицы – уверенно, на середине. А шаги медвежонка звучат легко и высоко. Предлагает поослушать музыкальный фрагмент и определить в каком регистре звучит тема медведей: высоко, на середине или низко?

Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать высокий, низкий и средний регистр.

Музыкально-дидактическая игра «Передай ритм».

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные стульчики».

Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Музыкально-дидактическая игра "Чей кружок быстрее соберется?"

Цель: Выделять различные части музыки. Двигаться в соответствии с характером каждой части. Уметь быстро строить круги по 2, 3, 4 человека

Ход игры : Дети двигаются в свободном направлении в соответствии с музыкальным сопровождением. С окончанием музыки, по команде ведущего, становятся парами . При повторе игры, ведущий дает команду построить круг из 3-х человек, 4-х и т.д.

Музыкально-математическая игра «Танец цифр»

Цель: научить детей узнавать цифры, соответственно которым уметь перестраиваться и объединяться в группы, формировать дружеские взаимоотношения, научить ориентироваться в пространстве в группе.

Ход игры : Звучит весёлая танцевальная музыка (можно использовать ритмичные русские народные песни, такие как "Ягодка- малинка", "Ах, вы сени мои, сени", " На горе- то калина", "Метелица" и т. д.) Каждый ребёнок под музыку танцует свой сольный произвольный танец. Педагог останавливает музыку и показывает детям цифру 2. Дети выбирают пару и танец продолжается в паре. После следующей остановки педагог поднимает вверх табличку с цифрой 3. Дети танцуют тройками. 4- дети перестраиваются в круг по 4 человека. 5- дети создают круги по 5 человек.

При повторном проведении игры задачи можно усложнять, показывая цифры не по порядку.

«Ритмический кубик»

Дети в кругу под весёлую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми весёлый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик –

Повтори за ним ты сам!

Ребёнок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, геометрических фигур изображено на верхней грани кубика и какого они цвета. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам и т.д. Сопровождать звучащие жесты нужно счётом вслух.

Музыкально - дидактическая игра с использованием диатонического слуха «От шёпота до крика»

Дети считают от одного до пяти  прибавляя силу голоса.

                                                    ИГРА  «САПОЖНИК»

- Дети, дети, вы куда идёте? Дети, дети, вы куда идёте?
- Ой, сапожник, мы идём на площадь. Ой, сапожник, мы идём на площадь.
- Дети, дети, башмаки порвёте. Дети, дети, башмаки порвёте.
- Ой, сапожник, ты их залатаешь. Ой, сапожник, ты их залатаешь.
- Дети, дети, кто же мне заплатит? Дети, дети, кто же мне заплатит?
- Ой, сапожник, тот, кого поймаешь! Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

Развитие математических способностей учащихся в условиях гимназии.

Как же  организовано  физико-математическое  образование   в нашей  гимназии, если  главной  целью является  создание  такого образа  выпускника ...

Развитие математических способностей

ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД МАТЕМАТИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ, условия успешного овладения математикой, признаки математических способностей, как развивать математические способности и несколько советов родителям...

Особенности внеклассной работы по математике и ее влияние на развитие математических способностей у учащихся 5-7 классов.

Важнейшими задачами единой трудовой политехнической школы являются подготовка высокообразованных, всесторонне развитых людей, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями  по каждому предмет...

Влияние классической музыки на развитие интеллектуальных способностей учащихся

Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни. Исследов...

Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию на тему:"Влияние семьи на развитие творческих способностей ребенка"

Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию в 10 б классе МБОУ СОШ № 6 на тему: «Влияние семьи на развитие творческих способностей ребёнка» Классный руководитель , учитель истории и общес...

Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...