Урок музыки в 6 классе
план-конспект урока по музыке (6 класс)

план урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_6_klasse.docx88.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

 «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

1. Особенности реализации урока:

Номинация конкурса  - методические разработки уроков с включением регионального содержания по предметам гуманитарного цикла:  «Искусство», предмет – музыка,

Класс – 6,

Тема урока:  «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»,

Место урока в разделе программы – 5урок I полугодия «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

2. Методическая концепция урока:

Замысел урока  опирается на русские национальные ценности, духовные и нравственные ориентиры на  которых лежит наша тысячелетняя культура. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным культурным традициям. Особая роль в этом отводится урокам искусства, на которых решается проблема духовно-нравственного воспитания, содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции. Урок предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников через повторение фрагментов опер русских композиторов, знакомства с выдающимися отечественными  исполнителями вокальной музыки; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.

Цель урока: Познакомить учащихся с выдающимися отечественными музыкальными исполнителями Ф.И. Шаляпиным и Л.В. Собиновым.

Задачи урока: На примере творчества русских певцов Ф.И. Шаляпина и Л.В. Собинова обобщить понятие мастерство исполнителя.  Закрепить знания о мужских певческих голосах тенор и бас, о многообразии образов музыкальных произведений. Развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения. Давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства; совершенствовать вокальные навыки; воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству.

Содержание урока с включением регионального компонента: Первое полугодие 6 класса посвящено изучению темы «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», процессе которой происходит осознание разнообразия музыкальных образов вокальных и инструментальных произведений; понимание специфики деятельности исполнителя и его роли в воплощении замысла композитора. В центре уроков музыки в 6 классе, по темам первой четверти,   образы жанров вокальной музыки, средства музыкальной выразительности необходимые в создании музыкального образа и характера музыки, наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин) исполнителей классической музыки.  Музыкальный и теоретический материал 5 урока на тему «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»,  посвящённый Ф.И. Шаляпину и певческому голосу – бас, был дополнен региональным компонентом: творчество великого певца-тенора Л.В. Собинова.

Принципы отбора материала: Музыкальные произведения, отобранные для урока, позволяют   обеспечить достижение образовательных результатов; расширить музыкальный и общий культурный кругозор школьников; направлены на воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.

Технологии используемые на уроке: прием «Кластер», прием «Знаю — Узнал — Хочу знать» технологии критического мышления, технология развития критического мышления через чтение и письмо,  метод эмоциональной драматургии урока, метод концентричности изучения музыкального материала,  метод перспективы и ретроспективы.

Средства и формы оценивания образовательных результатов: прием «Найди ошибку» «Критериального оценивания», «Взаимооценивание»

3. Личностные результаты урока: Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре России. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры. Знание культуры своего народа, своего края.

Метапредметные результаты урока: Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Умение самостоятельно определять цели обучения; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

Предметные результаты урока: различать многообразие музыкальных образов; понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об исполнителях; узнавать на слух изученные произведения русской классики; называть и определять на слух мужские (тенор, бас) певческие голоса; приводить примеры выдающихся отечественных музыкальных исполнителей;

4. Материально-техническое обеспечение урока: фортепиано, магнитная доска, компьютер, видеопроектор, карточки с заданиями, фрагменты опер («Ария Сусанина» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», «Рондо Фарлафа» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», «Песня Варяжского гостя» из оперы Римского-Корсакова «Садко», «Каватина Берендея»  из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», «Песня Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», романс С.В. Рахманинова «Здесь хорошо»), песни «Ода Ярославлю» А. Савельева и «птица - музыка» В. Синенко.

Конспект урока музыки на тему

«Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

( На доске эпиграф, который требует уточнения)

«________ и ________ - эти два имени всегда звучат неразрывно,

 когда заходит речь о величии русской певческой культуры

 и реформации мировой оперной сцены

конца XIX - начала XX века».

Генрих ОКУНЕВИЧ.

Учитель: (Музыкальное приветствие) 

Добрый день, добрый день!

Ученики: Говорим мы каждый день.

Учитель: Этими словами здороваемся с вами.

Мы пришли сегодня в класс

Ученики: Здравствуйте учитель!

Много песен есть у вас!

Ученики: Здравствуйте учитель!

Учитель: Здравствуйте ребята!

Здравствуйте учитель!

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Учитель: Сегодня урок музыки мы начнём с песни  «Птица-музыка», чтобы настроиться на восприятие музыки.

(Исполняем песню «Птица - музыка» Слова М. Пляцковского, музыка В. Синенко)

1. Опускаешь на клавиши руки

 - Волшебство начинается вдруг,

И рождаются чистые звуки,

Серебром, рассыпаясь вокруг.

Припев: Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки - семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живет!

2. Птица-музыка крыльями машет,

Не кому-нибудь машет, а мне,

Словно солнышки рыжих ромашек

Расцветают на каждом окне.

Припев:

3. Дождь и снег будут сыпаться с веток,

 Будут люди опять и опять

Из роялей, как будто из клеток,

Птицу-музыку в мир выпускать!

Припев:

Учитель: И так, давайте позволим музыке начать свое волшебство. Послушайте музыкальные фрагменты, которые нам помогут определить тему урока.

(По мере заполнения кластера ученики определяют тему урока).

(Звучит «Ария Сусанина» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (фрагмент))

Ученики: Это фрагмент из оперы «Иван Сусанин», его ария. Композитор М.И. Глинка.

Учитель: Какой образ рисует музыка?

Ученики:  Музыка звучит медленно, очень грустно, скорбно, безысходно. Образ трагический, потому что рисует человека, который знает, какая судьба его ожидает на рассвете.

Учитель: А сейчас, давайте послушаем ещё один музыкальный фрагмент

(Звучит Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки (фрагмент))

Ученики: Это Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Учитель: Какой образ создан в этом произведении? 

Ученики: Музыка звучит хвастливо, самоуверенно, комично. Образ комический.

Учитель: Ну и последнее музыкальное произведение.

(Звучит «Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко» Римского-Корсакова (фрагмент))

Ученики: Это «Песня Варяжского гостя» из оперы-былины «Садко» Римского-Корсакова.

Учитель: Каким вы представляете образ этого героя? Какие интонации мы слышим в музыке?

Ученики: Музыка звучит величаво, размеренно, бесстрашно, герой с гордостью рассказывает о своей стране. Образ героический.

Учитель: Что мы можем сказать о теме нашего урока?

Ученики: Мы будем говорить о музыкальном образе.

Учитель: Правдиво ли, искренне переданы характеры Сусанина, Фарлафа, Варяжского гостя в этих операх?

Ученики: Да музыка звучала искренне, естественно, просто. Певец чувствовал то, о чем пел.

Учитель: От кого и отчего зависит правдивость созданного на сцене образа?

Ученики: От таланта артиста,  мастерства исполнителя.

Учитель: Как же мы сформулируем тему урока?

Ученики: Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Учитель: Обратите внимание на персонажей этих музыкальных отрывков. Характеры этих героев разные, но при создании этих образов композиторы выбрали одно одинаковое средство выразительности? Какое?

Ученики: Все герои этих музыкальных отрывков поют басом.

Учитель: Что это за певческий голос?

Ученики: Это самый низкий мужской голос.

Учитель: Чтобы определить, что же мы знаем о басовом голосе, заполните, пожалуйста, таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Голос

Роли

Фамилия певца

(Ученики заполняют таблицу и сталкиваются с затруднением: не знают фамилию певца с басовым голосом в репертуаре, которого, были эти роли)

Ученики: Мы не знаем фамилии певцов с басовым голосом, исполнявших эти роли. Нужно поискать эту информацию.

Учитель: Об одном из великих русских певцов с басовым голосом вы узнаете, прочитав текст на карточке.

(На экране портрет Ф.И. Шаляпина)

(Текст для чтения) Фёдор Иванович Шаляпин - российский певец (бас). За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара, в том числе Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки). Особое значение имело участие Шаляпина в Русских сезонах (1907-09, 1913, Париж) как пропагандиста русского искусства и прежде всего творчества М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова (партия Варяжского гостя в опере «Садко»). В 1899-1914 годах Шаляпин исполнил несколько новых партий, в том числе Фарлафа ("Руслан и Людмила" Глинки)  др., а также непрестанно совершенствовал ранее созданные вокально-сценические образы, достигнув вершин мастерства.

Один из величайших представителей русской вокальной школы, глубоко национальный художник, Шаляпин поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он сочетал в себе дар певца и драматического актера. Артист обладал редким даром перевоплощения. Исключительный по мягкости и красоте тембра голос певца (высокий бас), сочетавший задушевность звучания с глубиной и мощью, позволял передавать разнообразную гамму эмоций.

Учитель: Давайте проверим, что вы запомнили о Ф.И. Шаляпине. Переверните карточки, возьмите рабочие листы и найдите ошибки в тексте. (3 минуты).

( Ученики читают текст, написанный с ошибками, и отмечают их.)

(Тест для поиска ошибок) Фёдор Иванович Шаляпин - немецкий певец (сопрано). За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара, в том числе Сусанин ("Иван Сусанин" Чайковского). Особое значение имело участие Шаляпина в Русских сезонах (1907-09, 1913, Париж) как пропагандиста русского искусства и прежде всего творчества М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова (партия Индийского гостя в опере «Садко»). В 1899-1914 годах Шаляпин исполнил несколько новых партий, в том числе Фарлафа ("Руслан и Людмила" Рахманинова), а также непрестанно забывал ранее созданные вокально-сценические образы, достигнув вершин мастерства.

Один из величайших представителей итальянской вокальной школы, глубоко национальный художник, Шаляпин поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он сочетал в себе дар певца и драматического актера. Артист обладал редким даром перевоплощения. Исключительный по мягкости и красоте тембра голос певца (высокий тенор), сочетавший задушевность звучания с глубиной и мощью, позволял передавать разнообразную гамму эмоций

Учитель: Кто нашёл в тексте  7-8 ошибок? Это будет оценка «5». За сколько ошибок будем ставить «4», а – «3»? (Обсуждаем с учениками)

Учитель: Меняемся листами и оцениваем друг друга. Кто нашёл 7-8 ошибок – «5». 5-6 – «4», 3-4 – «3». (3 минуты). Взаимооценка.

Учитель: Что же мы теперь запишем в третий столбик нашей таблицы?

Ученики: Федор Иванович Шаляпин.

(На экране рядом с портретом появляется надпись - Ф.И. Шаляпин)

Учитель: Шаляпин говорил: «Это не театральные маски, а человеческие воскрешаемые на каждом спектакле». О чем говорит в этой цитате великий русский бас?

( Цитата Ф.И. Шаляпина на экране)

Ученики: Ответы.

Учитель:  Творчеством великого русского баса Ф. Шаляпина восхищаются и наши современники. Послушайте стихотворение поэта В. Бокова «Шаляпин». 

«Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля,

Я говорю:- О, как талантами

Богата русская земля!

И мало мне сказать, что нравится

Его неповторимый бас.

Мне через голос открывается

Черта существенная в нас.

Веселость, удаль, бесшабашность,

Большой распев больших широт

И одобрение:- Шагайте!

За горизонтом счастье ждет!

О, как Шаляпин всем нам дорог!

В нем нота каждая крепка.

Не он поет- поет пригорок,

Не он поет- поет река.

Поет народ, поет Россия,

Поют ручьи, поют овсы,

Поют- звенят дожди косые,

Поют шмелиные басы.

Светясь от солнечных накрапин,

Поет листва, а с ней и синь.

Поет земля, поет Шаляпин,

Он у земли – любимый сын!»

Учитель: Как вы думаете, а наша Ярославская земля богата оперными певцами, прославившими ее?

Ученики: Ответы.

Учитель: Ребята, мы живем в городе, в котором родился  всемирно известный оперный певц. Но прежде, послушаем романс «Здесь хорошо» С.В. Рахманинова в исполнении этого певца и определим его голос.

( На экране фотография Л.В. Собинова)

(Звучит С. Рахманинов романс «Здесь хорошо», на экране портрет певца без надписи)

Ученики: Этот романс пел тенор.

Учитель: Правильно, и его называли  золотым тенором России.  Голос его характеризуют как "лучезарный", "вечно юный".   С именем этого певца связано множество мест в Ярославле: одна из центральных улиц, концертный зал, музыкальное училище, музыкальная школа, дом-музей, памятник певцу скульптура Елены Пасхиной на пересечении улиц   Трефолева и  Максимова.

(На экране фотографии Ярославля)

Давайте наконец-то угадаем его фамилию, разгадав кроссворд.

(На экране кроссворд, учитель задает вопросы, учащиеся отвечают, постепенно открываются строчки, по вертикали образуется слово «Собинов»)

1.

С

О

Л

И

С

Т

2.

Р

О

М

А

Н

С

3.

Б

Е

Р

Е

Н

Д

Е

Й

4.

Ф

И

Л

А

Р

М

О

Н

И

Я

5.

Б

А

Я

Н

6.

О

П

Е

Р

А

7.

В

О

К

А

Л

И

З

1.Поющий в одиночку.

2.Старинная, городская, лирическая песня с инструментальным сопровождением.

3.Звучит отрывок, определить героя (каватина царя Берендея из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка)

4.Концертный зал на улице Ербанова, д. 12,  г. Улан-Удэ.

5.Звучит отрывок, определить героя (песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»).

6.Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

7.Песня без слов.

Учитель: И так, как же зовут нашего земляка великого русского тенора?

Ученики: Леонид Витальевич Собинов.

(На экране рядом с портретом появляется надпись – Л.В. Собинов)

Учитель: Л.В. Собинов, работая в Московской частной русской опере, был партнером по сцене с Ф.И. Шаляпиным. За годы своей певческой карьеры мастера оперного искусства встречались на отечественных и зарубежных сценах более пятидесяти раз. Собинов говорил: «Выше всех певцов и артистов я ставлю, конечно, Шаляпина. Колоссальный гений»!

(На экране Ф. И. Шаляпин и  Л.В. Собинов)

Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока, какие два имени имел в виду Генрих  Окуневич?

Ученики: «Шаляпин и Собинов - эти два имени всегда звучат неразрывно,  когда заходит речь о величии русской певческой культуры  и реформации мировой оперной сцены конца XIX - начала XX века».

Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Мне понравилось …

Я удивился …

Я задумался о…

Я узнал новое…

Какой песней я хотел бы завершить урок?

Ученики: Песней о нашем городе.

Учитель: Давайте споем песню «Улан-удэ».

  1. Нам любовь к прекрасному дана
    Каждый твой час, каждый твой день
    Музыкою жизнь твоя полна
    Солнечный мой Улан-Удэ
    Припев: Улан-Удэ доброе имя твоё
    Песней звучит мы её вместе споем.
    Чувства мои, лучшие чувства людей
    Только тебе город мой, город мой Улан-Удэ.
    2. Я горжусь тобою город мой.
    Пусть новый день радость несет.

       Счастлив будь, и каждый житель твой
      В жизни своей счастье найдет.

       Припев:
      Ты судьба моя верю в это я

       Солнечным светом объят.
      Пусть над Удой пролетят песни мои о любви.
      Припев:

Учитель: Я желаю вам всего доброго и хочу, чтобы учились вы в школе так, чтобы потом, получив самые разные профессии, своим трудом прославили бы наш прекрасный город.

Домашнее задание:

  1. Найдите, используя ресурсы Интернет, фамилии бурятских певцов, продолживших дело Л.В. Собинова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...