Методические рекомендации к работе концертмейстера в детском музыкальном театре
методическая разработка

Чичеватова Лидия Алексеевна

В методических  рекомендациях даны приемы и методы работы с детьми в летской театральной студии, приводится перечень упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации78.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

Методические рекомендации

к работа концертмейстера

в детском музыкальном театре

Составитель:

Концертмейстер

Чичеватова Л.А.

Хабаровск

2024

Содержание:

  1. Детский музыкальный театр как средство развития личности ребенка _____________________________________________3
  2. Музыкальные игры ___________________________________ 4
  3. Пальчиковая гимнастика ______________________________10
  4. Тренинги ____________________________________13

Каждый вид искусства ценен для развития личности. И любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. Программа эстетического развития ребенка, построенная на основе не изолированных, а взаимосвязанных искусств, способствует более глубокому творческому развитию, развивает так называемое «полифоническое воображение». Музыкально-театральная студия является одним из таких средств всестороннего развития ребенка, ведь музыка – это великая сила! И сила ее во всестороннем воздействии. Развивая чувственность, она влияет и на волю, и на мышление, и на интеллект.

В эмоциональном воздействии музыки на человека, Н.И. Киященко видит важнейшую преобразующую функцию человеческой психики. Он пишет: «Дело в том, что формирование и развитие подлинно человеческой чувственности, а еще точнее возвышение обыденной чувственности до духовного развития, оказывается плодотворным и для развития интеллекта» . Таким образом, развивая чувства, мы влияем на мысли, вкусы, потребности, поведение. Эмоциональная же бедность порождает негативные явления в обществе.

Музыка – это первый вид искусства, который воспринимает ребенок. Даже будучи еще в утробе матери, он реагирует на музыкальные звуки. Поэтому мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Постановке спектакля предшествует довольно сложный и объемный процесс обучения, включающий в себя несколько разделов: актерские упражнения, постановка голоса, дыхания, развитие творческих способностей. Музыка в данном случае будет являться «усилителем», «катализатором» всего учебного процесса.

Большая ответственность в детском театрально-музыкальном коллективе ложится на музыканта. Концертмейстер здесь не просто пассивный аккомпаниатор – это педагог, который наряду с педагогом-режиссером активно участвует в процессе развития и воспитания ребенка. Ведь именно он подбирает музыкальный материал для творческих заданий, театральных постановок, влияет на общую атмосферу занятий. И от того, какая будет звучать музыка, будет зависеть конечный результат всей работы.

В качестве развития творческих и музыкальных способностей детей я рекомендую использовать следующие средства : музыкальные игры, пальчиковую гимнастику и тренинги

Музыкальные игры

Для музыкального и ритмического развития детей дошкольного возраста, на занятиях используются игры различной направленности и содержания. Такие игры помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей. Они способствуют развитию актерской выразительности, используя слова, мимику и жесты. Образное сравнение и объяснение материла педагогом, помогают детям максимально правильно и выразительно выполнять задания. Игра вводит ребенка в жизнь, учит общению с окружающими его людьми – взрослыми и маленькими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. Развитие интеллекта, чувства ритма и такта, музыкальности, воображения, внимания, памяти, пополнение словарного запаса. Игры расширяют кругозор малышей, тренируют голос и слух, способствуют раскрытию эмоциональности, самостоятельной творческой активности и деятельности ребенка, а также, безусловно, способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

Музыка, которая их сопровождает, конечно, должна быть яркой, эмоционально раскрытой, а мелодическая линия - с выразительным и четким ритмическим рисунком. Благодаря этому у детей поднимается настроение, повышается интерес, появляется организованная, позитивная двигательная активность и желание совместно играть. Музыкальное сопровождение игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармоничного развития, что также способствует укреплению здоровья детей, как физического, так и психологического. Таким образом, используя музыкально-игровые, музыкально -игровые, музыкально-ритмические, музыкально-словесные, подвижные, музыкально-образные игры на занятиях , мы имеем прекрасную возможность выявить и развить у малышей театральные, музыкальные способности, желание и умение импровизировать, перевоплощаться в самые необычные образы, а также в дальнейшем, можно избежать таких случаев, когда ребенок, находясь среди взрослых или сверстников, стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать. Чтобы было меньше подобных ситуаций, дошкольникам в этом нужно помогать. Педагогам следует создавать необходимые условия для детской творческой деятельности (в том числе словесной, игровой, музыкальной) и, тем самым, позволить своим воспитанникам гармонично взрослеть, развиваться, быть здоровыми, раскованными, коммуникабельными, уверенными в себе.

  1. Игра «Музыкальные фигуры»

Цель игры: Учить детей умению строиться в различные фигуры и перестраиваться в другие; начинать и заканчивать движения вместе с музыкой; двигаться в соответствии с ее характером и темпом; развивать понятие «дистанция», навыки ориентировки в пространстве, зрительную память, внимание; формировать у детей уважительное отношение друг к другу.

Ход игры. Расположение детей изменяется при смене и усложнении заданий. Желательно выбирать музыкальное оформление двухчастной формы. Педагог предлагает детям построиться:

а) в большой круг е) полукругом б) в шахматный порядок г) врассыпную в) в колонны д) два – три маленьких кружка г) в шеренги е) по диагонали.

Вариант 1. Звучит музыка, дети свободно гуляют, занимая все пространство. Темп и характер движения зависит от музыкального сопровождения. Музыка останавливается, изменяется. Для детей это служит сигналом для изменения движений, и каждый ребенок обязательно возвращается на свое место.

Вариант 2.

Дети выстраиваются в определенном порядке по заданию педагога. Педагог перед началом игры дает установку на перестроение, после остановки и смены музыки. Звучит музыка, дети двигаются врассыпную, максимально стараясь заполнить все свободное пространство. Музыкальное сопровождение на выбор педагога. Музыка останавливается, изменяется. Дети строятся в «новую фигуру», обозначенную педагогом в начале игры. Задания можно усложнять на усмотрение руководителя, в зависимости от подготовки и возраста детей.

  1. Игра «Бодрые ножки, веселые ладошки».

Цель игры: Обогащать словарный запас детей. Развивать музыкальную память, воображение. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умению распределять роли. Учить воспитанников реагировать на смену музыкального сопровождения, и в соответствии с ним изменять движения. Начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Раскрывать природные задатки, эмоционально раскрепощать детей. Вызывать у них желание выполнять задание, и освоив его, пробовать импровизировать на базовом материале, придумывая свои комбинации.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В начале игры педагог предлагает ребятам выучить считалку, чтобы выбрать ведущего. Считалку проговаривают все вместе. Ребенок – ведущий выходит в центр круга. Педагог рассказывает и показывает детям последовательность движений. Затем все вместе повторяют ее под счет. После того, как они освоены в заданном характере и метроритме, руководитель предлагает детям прослушать музыкальное сопровождение, под которое дети будут выполнять движения. Последовательность, вариативность их могут быть самыми разнообразными. Комбинации для рук и ног, возможно на первых этапах разучивания будут раздельными, а далее рекомендуется их сочетание в различных вариантах. Усложняем по мере того, как дети справляются с более простыми предыдущими заданиями.

Вариант 1

Раз - хлопок в ладоши, два -хлопок по коленям, три- вытягиваем руки вперед ладонями вверх, четыре - вытягиваем руки вперед ладонями вниз. Вариант 2 Раз -топаем правой ногой, два- топаем левой ногой, три- хлопаем в ладоши над головой, четыре -делаем пружинку.

Вариант 3

Раз, два, три, четыре -маршируем с правой ноги, далее на тот же счет хлопаем в ладоши.

Вариант 4

На счет раз, два, три, четыре круговым движением рук, хлопая в ладоши, слева направо рисуем полукруг. Раз, два, три, четыре- рисуем второй полукруг, возвращаемся в исходную позицию. Следующий раз на тот же счет начинаем хлопать в противоположную сторону. Движения рук, возможно, начинать как сверху, так и снизу.

Возможно исполнение на музыкальном инструменте, либо использование музыки в записи.

#1048;гра « Потанцуй со мной».

Цель игры: Обогащать словарный запас детей; Развивать внимание, воображение, умение распределять роли; Учить детей бережно взаимодействовать с игрушкой; Учить детей внимательно слушать музыкальное сопровождение, чувствовать музыку, ее темповые и характерные изменения; Начинать и заканчивать движение вместе с ней, реагировать на смену музыкального сопровождения и в соответствии с ним изменять характер движений; Раскрывать, эмоционально раскрепощать детей; Вызывать желание учиться, играть; Прививать интерес к хореографии; Импровизировать на разученном базовом материале.

Ход игры.

Игра начинается со считалки, определяется ведущий. Считалку проговаривает педагог вместе с детьми. Педагог дает ребенку – ведущему игрушку. Звучит музыка Дети в ритме музыкального сопровождения, передают игрушку по кругу (вправо). Педагог хлопает в ладоши. Игрушку продолжают передавать по кругу, но меняют направление (влево). Музыка останавливается. Ребенок, у которого в руках осталась игрушка, выходит в центр круга, кладет игрушку возле себя. Вновь звучит музыка. Затем он показывает танцевальное движение (только одно) раннее разученное на занятиях, а остальные дети, стоящие в кругу, повторяют за ним. Музыка останавливается. Педагог благодарит ребенка. И вместе, с другими детьми, сопровождают его уход аплодисментами.

Вариант 2. На усмотрение педагога данную игру возможно немного усложнить, учитывая при этом возрастные особенности и подготовленность детей, добавив элементы детского творчества и импровизации. Ребенок-ведущий выходит в центр круга, исполняя танцевальные движения импровизационного характера, которые соответствуют настроению и темпоритму музыки, а дети, стоящие в кругу, поддерживают его аплодисментами. Педагог контролирует и направляет детей, чтобы ребенок солист, придумывал свои движения, не повторяя за предыдущими исполнителями. Игра повторяется несколько раз, по желанию педагога и детей. Но начинать ее желательно со считалки, чтобы определиться, кто будет ведущим – солистом. Для активизации детей, и поддержания интереса, игрушку желательно на занятиях менять. Музыкальное оформление рекомендуется подбирать различных жанров, направлений. Использовать в работе народную, классическую, современную музыку, как в традиционном формате, так и в обработке. Произведения должны быть разными для восприятия по темпу, размеру, динамике, характеру.

#1048;гра «Здравствуй, друг»!

Цель игры: Воспитывать у детей доброжелательное, уважительное отношение друг к другу; Учить детей быть внимательными, реагировать на смену и характер музыки, изменять соответственно движения, начинать и заканчивать их вместе с музыкальным сопровождением; Формировать понятия «дистанция», «умение заполнять все игровое пространство»; Вызывать у детей желание играть и импровизировать Раскрывать эмоциональность дошкольников.

Ход игры. На начало игры дети стоят в свободном расположении (врассыпную). Музыкальное оформление выбирается на усмотрение педагога, желательно двухчастной формы.

Педагог: - Добрый день! - тебе сказали. - Добрый день! – ответил ты. Вас две ниточки связали – Теплоты и доброты. (А. Кондратьев)

Звучит музыка. На первую часть музыкального сопровождения дети свободно перемещаются в пространстве, выполняя определенные движения по заданию педагога: подскоки, двигаются легким бегом на носочках, маршируют, выразительным танцевальным шагом, шагом польки. При этом доброжелательно улыбаясь, и приветствуя друг друга активной, позитивной мимикой, жестами, глазами, легким наклоном головы. Музыка останавливается, изменяется ее характер. Это сигнал для смены движений. Каждый участник игры начинает искать себе пару, чтобы остановиться рядом с кем- либо из детей, чтобы поздороваться. Варианты приветствия могут быть самые разнообразные. Можно использовать традиционные формы, а можно придумать смешные и необычные: а) подать друг другу руку; б) дотронуться пятками, носами, локтями, коленями, плечами стопами; в) отвернуться и дотронуться спиной; г) девочки - выполняют маленькое приседание, мальчики – «снимают шляпу»; д) по – кошачьи, по - щенячьи; е) зацепиться мизинчиками рук; ж) весело хлопнуть ладонь о ладонь.

5. Игра «Ритмичные ладошки».

Цель игры: Развивать координацию, ритмический слух детей, воображение память, эмоциональность; Воспитывать желание к сотворчеству; Учить ассоциативному мышлению, умению сочетать слово, пение и ритмичные хлопки; Учить детей согласованно действовать между собой; Расширять словарный запас, выразительно произносить знакомый текст. Знакомить с устным народным творчеством: загадками, пословицами, потешками; Дать детям понятие длинный звук «та» и короткий звук «ти», объяснить принцип их чередования в ритмическом рисунке и музыке.

Ход игры.

Игра может проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Хорошо проводить данную игру также для знакомства вновь пришедших детей в группу. Дети стоят полукругом, либо в кругу.

1. Педагог прохлопывает и проговаривает свое имя, один хлопок – один слог. Далее по тому же принципу каждый ребенок называет свое имя, прохлопывая каждый слог. Нужно стараться произносить имя свое в заданном педагогом едином темпе и метроритме без остановки и пауз. Освоив первый вариант, возможно, усложнить задание, добавив чередование хлопков с ударами ног. Данная игра развивает дополнительно координацию. 2. Педагог показывает детям карточку. Ритмический рисунок, который изображен на ней, представляет собой изображение нот разной длительности, но без нотного стана. Педагог прохлопывает ритм, затем дети его повторяют. Далее педагог предлагает детям придумать слово, соответствующее данному ритмическому рисунку. Затем изображает графически его на доске маркером. По принципу чередования длинных и коротких звуков, проговаривая вместе с детьми вслух: та- та – ти – ти – ти - та… 3. На занятиях педагог знакомит детей с устным народным творчеством – потешками. Он предлагает детям проговорить и хлопать ритмично выученное наизусть четверостишие. Используя игровой момент, можно разделить детей на команды (или выбрать участников по считалке) и предложить им выложить кубиками ритмический рисунок, буквально по одной фразе из выученной знакомой потешки, загадки, пословицы или отрывка из стихотворения. 4. Педагог предлагает своим воспитанникам на знакомое четверостишие, совместно придумать простую мелодию, а затем спеть ее. Также возможно прохлопать ее вместе с текстом, либо используя уже знакомые условные длительности «та» и «ти». Рекомендуется проводить данную игру, используя ее первый, начальный вариант для наиболее быстрого запоминания имен, вновь пришедших на занятия детей.

6. Игра «Загадочные фигуры».

Цель игры: Развивать словарный запас детей, память, воображение, внимание; Помогать выразительно двигаться, эмоционально отзываться на музыку, перевоплощаться в заданный образ; Учить ребят импровизировать на знакомом материале, начинать и заканчивать движение вместе с музыкальным сопровождением; Учить пространственной ориентировке; Воспитывать у детей доброжелательное, уважительное отношение друг к другу; Привлекать к музыкально – творческой деятельности; Выявлять у детей творческие способности.

Ход игры.

Данная игра проводится под музыку с использованием стихов, потешек, загадок на подготовленном ранее репетиционном материале, но включая элементы импровизации. Педагог предварительно, на занятиях, знакомит детей с образными движениями различного характера, сюжета и направления. Шелестит листва, качаются ветви деревьев. Весело играют в воде дельфины, ежик нашел грибочек и несет его на колючках в норку. Дети собирают ягоды грибы в корзинки. Резвятся и прыгают зайчики на лесной полянке. Лисичка с маленькими лисятами вышли на охоту. Пчелы собирают нектар с цветов и несут его в улей. Муравьи строят большой домик, тает мороженое, крабы исследуют морское дно и т. д. Дети стоят врассыпную. Педагог читает четверостишие (тематическое) или загадывает загадку. После того как ребята отгадали ее, либо осмыслили прочитанное четверостишие, руководитель включает музыку. Дети двигаются соответственно заданному образу, используя набор знакомых им движений, но по возможности и желанию дополняя своими танцевальными, эмоционально – образными движениями, движениями - импровизациями. Музыка останавливается, дети вместе с ней. Педагог предлагает прослушать следующую потешку, либо загадку. Музыкальный материал подбирается тщательным образом. Он должен быть ярким, эмоциональным и выразительным по темпу и динамике, ритмичным и разнохарактерным. Музыка должна помогать детям выразить свои чувства и эмоции. Игра повторяется несколько раз, по желанию детей и на усмотрение руководителя.

Пальчиковая гимнастика

Исследования отечественных физиологов, в частности В.М. Бехтерева, показали, что развитие рук, находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Чтобы передать информацию мы чаще всего пользуемся словом, но «словом» может стать и действие человека. Язык жестов нужен не только для передачи информации, а и для того, чтобы наши пальцы и системы организма, находились в постоянном и тесном энергетическом взаимодействии. Особое положение рук и пальцев воздействуют на энергетические каналы, способствуя правильной циркуляции и перераспределению энергии, тем самым улучшая функции отдельных органов и систем. Получается своеобразная «прокачка» энергетических потоков. Всего на теле человека есть 72 тысячи таких каналов, проводящих электрический ток. Они проходят от ног до макушки. Постоянный, мощный ток энергии в этих каналах необходим для стимуляции деятельности мозга, нервной системы и органов тела. Энергия циркулирует по часовой стрелке, оказывая воздействие на духовное и физическое состояние. У каждой руки и у каждого пальца есть зоны соответствия энергетически определенного участка тела. Руки и пальцы человека – это своеобразные «Пульты» дистанционного управления организмом. На пальцах находится система высокоактивных точек. Они активно контактируют с внешней средой, так как наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему, т.е. развитие рук человека находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления и оказывает влияние на функции нервной деятельности. Гимнастика для пальчиков – полезна для того, чтобы ребенок усвоил язык жестов, который нужен ему для передачи части информации.

Упражнения «пальчиковой гимнастики» носят игровой характер: в ней используются народные пальчиковые игры, песенки, потешки. При их выполнении постепенно происходит постановка руки, закрепляется правильное положение спины. Развиваются музыкальные способности, ритмичность, музыкальная память, воображение, а также координация, эмоциональность. Дошкольники осваивают умение одновременно выразительно воспроизводить слова, движения руками и каждым пальчиком отдельно. Тренируется мышечная память. Разучивая и выполняя упражнения «пальчиковой гимнастики», нужно помнить, что дети наполнены большой жаждой познания и жизненной энергией! Познание – самая интересная, важная и развивающая игра. Дети могут научиться многому, если только учить их искренне, радостно и постоянно основываясь на фактах. Выполнять упражнения нужно по 3-5 раз в спокойном темпе, без всякого напряжения мышц. Очень важно держать спину прямо, а все тело равномерно распределить на обе стопы. Не стоит заниматься на полный желудок, т.к. энергия сосредотачивается в брюшной полости и ток ее замедлен.

Привожу примеры некоторых музыкальных пальчиковых игр.

1. Пальчиковая игра «Коза и козлята»: исходное положение рук – кисти сомкнуты, пальцы направлены вверх в разомкнутом положении, как будто держат большой мяч.
Жила-была Коза, и было у неё семеро козлят. Однажды отправилась мама Коза на работу, на лужок пастись и поёт козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я на луг пойду, молочка принесу!
Закрывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (по очереди соединяем подушечки
Четыре - дверца, пять – дверца… пальцев, начиная с мизинцев)
Все дверцы закрыли?
Закрывайте замки золочёные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (по очереди перекрещиваем Четыре – замочек, пять – замочек… пальцы, сжимаем в «замок»)
Все замочки закрыли?»
Проверим – крепок ли замок? Крепок! (пытаемся «разжать замок»)
Целый день мамочка Коза работала, вечером приходит домой и поёт козляткам-ребяткам:
«Козлятушки-ребятушки,
Я домой пришла, молочка принесла!
Открывайте замки золочёные:
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (разжимаем пальцы, снова
Четыре – замочек, пять – замочек… соединяем их подушечки)
Все замочки открыли?
Открывайте дверцы серебряные:
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (разъединяем пальчики, возвращаем
Четыре - дверца, пять – дверца… в исходное положение)
Все дверцы открыли?»
Зашла мама Коза домой, напоила козляток-ребяток молочком, и начали они от радости плясать:
«Три-татошки, три-тата, («бегаем» пальцами правой руки по ладони левой,
Вышла кошка за кота, затем наоборот)
За кота-котовича,
За Петра Петровича!»
Вот какая сказка! (развели руки в стороны)


2. Пальчиковая игра «Котенька-коток»: исходное положение рук – кулачки прижаты друг к другу таким образом, что большие пальцы находятся сверху, а мизинцы – снизу.
Котя – котенька - коток,
Котя – серенький хвосток. (достаём мизинчики и соединяем их подушечки, подучается «хвостик»)
Лапочки-подушки, (хлопки «мягкими ладонями»)
Ушки на макушке. (кулачки сжаты, достаём и вытягиваем указательные пальцы)
Как услышат мышку, (поворачиваем «мордочку» вправо-влево)
Мышку-шалунишку.
Превратятся лапки (сжимаем и разжимаем пальчики - «коготки»)
В коготки – царапки.
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)
Мышка, мышка, не шурши, (легко гладим ладошки друг об друга)
Котя- котик, не спеши… (замерли)
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали»)
Давайте посмотрим, все ли мышку поймали? (заглядываем в ладошки)


3. Пальчиковая игра «Журавель и лягушата»: исходное положение – пальцы вытянуты в разные стороны («как длинные ноги у журавля»), ладошки должны ощущать «растяжение».
Повадился журавель, журавель (начиная с больших пальцев по очереди соединяем подушечки, мизинцы
ударяют 3 раза, затем снова большие 3 раза)
На болото каждый день, каждый день. (повторение движений)
Длинным клювом «щёлк-щёлк» (складываем ладошки в форме «клюва», открываем и закрываем)
В лягушатах знает толк! (ручки сжимаем в кулачки и показываем большие пальцы)
/возвращаемся к исходному положению, но теперь пальцы согнуты, «как лягушачьи лапки»/
Пять весёлых лягушат (начиная с больших пальцев по очереди соединяем подушечки, мизинцы
ударяют 3 раза)
Быстро спрятаться спешат. (повторение движений)
Раз – под кочку, два – под кочку, (поочерёдно «прячем» пальчики в кулачок, начиная с больших)
Три – под кочку, четыре, пять!
Вот и нету лягушат.
/складываем руки в «бинокль» и смотрим/
Все лягушата спрятались? Ну-ка, посмотрим внимательно!


О музыкальных пальчиковых играх можно говорить, как об универсальном дидактическом и развивающем материале воспитания детей. Практика показывает, что их можно успешно использовать в музыкальной деятельности детей.

Тренинги

  1. Тренинги на развитие творческого воображения, внимания на основе данного музыкального материала.

Цель : научиться слушать и характеризовать музыку, соотносить ее со своими действиями.

Тренинг «Море». Можно рекомендовать произведение Л. Бетховена «Прощание с фортепиано». Слушая эту музыку, детям надо пластически передать состояние моря в различный период: спокойствие, волнение, буря. 1-я часть произведения – волнение, 2-я часть – буря, реприза 1-й части – буря стихает.

В таких тренингах ведущая роль принадлежит концертмейстеру. Он должен обладать творческими способностями и развитым воображением. Музыку здесь желательно подбирать классическую.

Результатом будет умение настроить свой психофизический аппарат на работу в связи с характером музыки.

2. Тренинги на предложенные обстоятельства.

Цель : научить ребенка правильному, органичному с музыкой, проживанию в предлагаемых обстоятельствах.

Например, ребенку нужно представить, что он конкретное животное, насекомое.

Слон – «Пляска юных моряков» В. Локтева (только исполняется в низком регистре и в медленном покачивающемся движении)

Обезьянки – «Побегаем, попрыгаем» С. Соснина

Кошки – «Полька – янка» в обработке Д. Прицкера (исполняется медленно, очень мягко)

Муха – «Микки – Маус» М. Шмитца

Таракан – «Мимолетность» С. Прокофьева (D-dur)

Лошадки – «Всадники» В. Витлина и «Галоп» И. Дунаевского

Здесь задача концертмейстера – создать яркий музыкальный образ, чтобы стимулировать воображение ребенка.

Результат этих тренингов: развитие творческих способностей.

3. Тренинги на память физических действий и ощущений с воображаемым предметом «пустышкой», с музыкальным сопровождением.

Цель : научить ребенка подмечать свойства и характер вещей, давать музыкальную характеристику различным предметам и ощущениям.

Например: Ощущение утра перед поездкой – музыка Э. Градески «Мороженое».

С воображаемым предметом: вязание – Этюд К. Черни (F-dur), с мольбертом – вальс «Сказки Венского леса» Й. Штрауса.

Эти тренинги развивают наблюдательность, умение слушать музыку и соотносить свои действия с ее ритмом и характером.

4. Тренинги видений.

Их цель: на основе конкретной музыки сочинить собственные видения, сказки.

Известно, что музыка наиболее сильно из всех искусств влияет на такой психический процесс, как воображение. В данном случае задача концертмейстера подобрать ярко–образную музыку, интересную детям.

Например: «В пещере горного короля» Э. Грига, «Кикимора» А. Лядова, «Грезы» Р. Шумана, «Старый замок» М. Мусоргского, «К Элизе» Л. Бетховена.

Эти тренинги очень развивают творческое воображение детей, умение слушать музыку. Е.В. Назайкинский в книге «О психологии музыкального восприятия» пишет: «Анализ показал, что многие навыки музыкального восприятия, кажущиеся самостоятельными и музыкально-специфическими в действительности теснейшим образом связаны с такими компонентами жизненного опыта, как коммуникативный и речевой опыт, двигательно-динамический опыт, сенсорный опыт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детский музыкальный театр".

В рамках кружковой работы  на первой ступени в МБОУ "СОШ №33" реализуется долгосрочный проект "Детский музыкальный театр"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА

Методические рекомендации по работе концертмейстера в классе академического вокала...

Методическая разработка сценария. Благотворительный концерт для ветеранов, посвященный «Дню победы». Детский музыкальный театр «Кантабиле» и Вокальный эстрадный ансамбль «Овация».

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчестваМосковского района Санкт-Петербурга Музыкальный отдел    Методическая разработка сценария. Благотворительный концерт для в...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

План – конспект открытого урока концертмейстера "Инновационный подход к работе концертмейстера в детских школах искусств»

Ознакомление и показ присутствующим инновационного подхода к работе концертмейстера с использованием цифровых инструментов в аккомпаниаторской  практике....